На рынке существует естественная монополия если: Естественные монополии и конкуренция — Энергетика и промышленность России — № 12 (76) декабрь 2006 года — WWW.EPRUSSIA.RU

Естественная монополия. Большая российская энциклопедия

Термины

Области знаний:
Микроэкономика, Структура рынка и ценообразование, Отраслевая экономика

Есте́ственная монопо́лия, тип структуры рынка, характеризующийся наличием одной фирмы, производящей определённый товар (оказывающей услугу). При этом такая структура поддерживается не искусственными барьерами входа и рыночной властью, но объективными особенностями производства.

Для существования естественной монополии необходимы два базовых условия. Первое – субаддитивность функции издержек. Это свойство означает, что издержки производства всего объёма продукции на одном предприятии будут меньше, чем сумма издержек производства партий продукции, если весь изначальный объём разделить между несколькими производителями. Таким образом, экономически целесообразно становится производить весь объём продукции в рамках одной фирмы. Это может быть характерно для капиталоёмких отраслей. Второе – устойчивость. Это свойство означает, что вход новых участников на рынок фактически блокирован, т. к. максимальная выручка, которую сможет получить новичок после входа, будет меньше, чем издержки входа, и новая фирма не сможет получить положительную прибыль на таком рынке.

Одним из основоположников теории естественной монополии считается Дж. С. Милль, который обратил внимание на то, что дублирование инфраструктуры ведёт к существенным потерям экономической эффективности.

Некоторыми экономистами естественная монополия может восприниматься не только в технологическом контексте, но и в общественном, когда конкуренция может навредить интересам общества (государства), например с точки зрения обеспечения безопасности.

Вместе с тем следует отметить, что ключевым вопросом анализа монополизированного рынка является наличие взаимозаменяющих товаров (товаров-заменителей, или субститутов), это определяет и негативные эффекты монополизации, и необходимость государственного вмешательства. В качестве примера можно привести сеть метрополитена, т. к. метро является классическим видом естественной монополии: из-за того что издержки по строительству альтернативной сети метро были бы крайне высоки, вход новичка невозможен. Однако конкуренция на рынке перевозок сохраняется за счет наземного общественного транспорта, использования пригородного железнодорожного транспорта, такси [межвидовая (интермодальная) конкуренция].

Возможна ситуация двусторонней монополии, когда единственный производитель продукции продает уникальную продукцию единственному покупателю в рамках производственной цепочки. Тогда монопольная власть производителя сдерживается монопольной властью единственного покупателя (монопсониста).

Для естественной монополии, несмотря на её производственную объективность, сохраняются негативные эффекты низкой эффективности. С одной стороны, монополию отличает аллокативная неэффективность, которая заключается в том, что монополия будет производить меньшее количество товара по более высокой цене, чем в ситуации потенциального конкурентного сценария. Однако экономисты (например, X. Лейбенстайн) обратили внимание, что аллокативные потери могут быть меньше, чем мотивационные потери (X-неэффективность), которые связаны с тем, что монополия в ситуации отсутствия конкуренции может не иметь стимулов снижать издержки производства, не иметь мотивации повышения эффективности производства как внутри фирмы, так и за счёт невозможности заимствования успешных практик извне.

Государство может применять разные способы регулирования монополий для сглаживания негативных эффектов, для повышения общественного благосостояния. К базовым направлениям относят реструктуризацию и тарифное регулирование.

Реструктуризация предполагает тщательный анализ сложившейся монополии, анализ возможности разделить работу монополии на 2 стадии:

  1. Естественно-монопольная стадия (как правило, связанная с обслуживанием инфраструктуры), для которой характерны свойства субаддитивности и устойчивости, где не может быть сформирована конкурентная ситуация.

  2. Потенциально конкурентная стадия, где, как правило, предоставляются продукты или услуги, в которой может быть в рамках реформы упразднена монополия и куда могут быть эффективно допущены новые конкуренты. В результате в отрасли в целом сохраняется монополия, однако она сокращается до своих естественных границ, начинает специализироваться только на определённых этапах производственной цепочки.

Например, в сфере железных дорог к 1-й стадии в первую очередь могут быть отнесены обслуживание и управление железнодорожными путями и вокзалами, ко 2-й стадии – непосредственные перевозки грузов и пассажиров. В сфере природных ресурсов к 1-й стадии могут быть отнесены газопроводы, нефтепроводы, ко 2-й – добыча газа, нефти. В сфере электроэнергетики возможно разделение единой системы распределения энергии и локальных предприятий, вырабатывающих электроэнергию.

В зависимости от конкретных технологических и институциональных обстоятельств (экономия от масштаба, экономия от функционирования компании в рамках и 1-й, и 2-й стадий, способность государства пресечь дискриминацию небольших фирм) могут быть выбраны разные варианты реструктуризации:

  1. Сохранение единой компании-монополиста в рамках всей производственной цепочки. Это становится оправданным при важности сохранить технологическое единство, при высокой отдаче от масштаба и других предпосылках, оправдывающих сохранение статус-кво. Например, такой вариант может сохраняться для перевозок пассажиров железными дорогами.

    Для повышения эффективности возможна продажа монопольного права с аукциона. Например, управлять монопольной структурой может компания, предложившая наименьшую цену для населения. Также возможно развитие интермодальной конкуренции.

  2. Разделение стадий. Компания-монополист сохраняется на 1-й стадии, но ей запрещается работать на 2-й стадии, а на 2-ю стадию допускаются независимые конкурирующие компании. Например, в России в нефтяной сфере сложилась ситуация разделения, при которой транспортировка нефти по нефтепроводам осуществляется компанией ПАО «Транснефть» (на основе регулируемых Федеральной антимонопольной службой тарифов), при этом данная компания не занимается добычей нефти. Такая логика лежала в основе реформы компании РАО «ЕЭС России» (1992–2008). Эта компания была вертикально интегрированным монополистом, контролирующим и генерацию, и распределение электроэнергии в России. В рамках реформы под управлением государства остался естественно-монопольный сегмент (система распределения энергии), а компании, вырабатывающие электроэнергию, были выделены и приватизированы.

  3. Конкуренция независимых компаний с вертикально интегрированным монополистом. В таком случае сохраняется монополист на 1-й стадии, который также является активным участником конкуренции на 2-й стадии. При этом на 2-ю стадию допускаются иные независимые компании. Ключевым вызовом становится обеспечение недискриминационных условий, чтобы монополист не мог использовать свое доминирование на 1-й стадии для ущемления прав независимых компаний, выдавливания их с рынка. В качестве примера такой модели можно привести ситуацию на рынке газа в России. С одной стороны, ПАО «Газпром» управляет единой системой газоснабжения России, сетью газопроводов, активно занимается и добычей газа. Но существуют независимые газодобывающие компании (а также крупные нефтяные), которые могут пользоваться транспортной инфраструктурой данной компании.

Тарифное регулирование естественной монополии является достаточно сложной проблемой. Цена может привязываться к издержкам, к норме отдачи на капитал, чтобы не допустить чрезмерных прибылей монополиста в ущерб общественному благосостоянию.

Широко распространенной практикой стал метод RPI-X, который ограничивает темп роста регулируемых тарифов темпом роста индекса потребительских цен (Retail Price Index, RPI) за вычетом требуемого повышения производительности Х (%). Таким образом стимулируется снижение издержек монополиста, иначе он будет нести убытки в ситуации ограничения индексации цен [см. также статью «Индексы (в статистике)»].

Возможны иные механизмы, которые позволят стимулировать естественного монополиста повышать эффективность своей деятельности. Например, издержки могут индексироваться в пределах общей инфляции (монополист имеет стимулы снижать фактические издержки, получает возможность использовать сэкономленные средства), цена может привязываться к внешним ценам, сформированным в ситуации конкуренции.

Вместе с тем остается фундаментальная проблема асимметрии информации – государство может не располагать абсолютно достоверной информацией о характеристиках работы компании: монополист может завышать существующие издержки, не заинтересован в их снижении. Однако чрезмерно жесткое регулирование цен потребует компенсации возникших убытков монополиста со стороны государства. Механизмы компенсаций также снижают общественное благосостояние (например, возможен рост налогов).

Также естественная монополия может характеризоваться дополнительным государственным регулированием – определением потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, регулированием минимального уровня обеспечения потребителей, иными мерами.

Макаров Андрей Владимирович

Дата публикации:  22 мая 2022 г. в 17:44 (GMT+3)

Естественны ли естественные монополии? | Открытый Университет

ОУ публикует фрагмент вышедшей в 2012 году книги Сергея Гуриева «Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики». В книге автор занят деконструкцией медийных мифов об экономике. Один из них — «Все инфраструктурные отрасли — это естественные монополии» — разбирается в главе четвертой — «Зачем государство вмешивается в рыночную экономику».

Все инфраструктурные отрасли — это естественные монополии

«Невидимая рука» рынка работает только тогда, когда на нем существует конкуренция. Даже самые ярые противники государственного вмешательства в экономику согласны, что государство обязано бороться с монополиями. Гораздо труднее понять, как это осуществлять на практике. Особенно усложняет ситуацию неясность понятия «естественная монополия».

Действительно, как определить, является ли та или иная монополия естественной? Ставки в этой ученой дискуссии очень высоки, поскольку, объявив монополию естественной, можно избежать ее разделения, а объявив естественную монополию частью конкурентной отрасли, удастся отразить попытки ее регулирования.

Существуют две полярные точки зрения. На одном полюсе находятся те, кто считает, что естественных монополий не бывает вообще. Иногда даже приходится слышать мнение, что сам термин придуман в России. Приверженцы противоположной точки зрения предлагают признать все инфраструктурные компании естественными монополиями, которые нужно не только сохранять, но и защищать от конкуренции, чтобы не допустить неэффективного расходования ресурсов.

Интересно, что в Законе «О естественных монополиях» содержится целых два определения подобных монополий: первое — простое и понятное (в статье 4), а второе — правильное (в статье 3).

Статья 3 гласит: естественная монополия — это «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства)».

Казалось бы, лучше и не скажешь — в каждом конкретном случае нужно всего лишь воспользоваться определением и проверить, является ли монополия естественной. Однако сделать это не так-то просто. Неочевидно, как измерить издержки: у монополии нет стимулов их раскрывать, а базис для сравнения по определению отсутствует, поскольку конкурентов нет. К тому же непонятно, как определить «товарный рынок».

Приведенное в законе определение рынка как «сферы обращения товаров, не имеющих заменителей или взаимозаменяемых товаров» не очень помогает — неясно, где провести черту между заменяемыми или незаменяемыми товарами. Например, является ли рынок телефонной связи с фиксированным доступом отдельным, или это часть большого рынка телекоммуникационных услуг? Еще недавно о взаимозаменяемости мобильной и фиксированной связи не было и речи. Но теперь, когда тарифы на фиксированную связь становятся повременными, а ввод новых номеров по-прежнему происходит крайне медленно, никого не удивляет, что количество абонентов мобильной связи уже превысило количество абонентов обычных телефонных сетей, а IP-телефония захватывает рынок международных телефонных переговоров.

Простой тест на естественность монополии — проверить, насколько она боится конкуренции.

Есть и проблемы, связанные с размером рынка. Вполне возможно, что с увеличением объема выпуска товаров или услуг удельные издержки падают лишь до некоторого предела, а затем опять начинают расти. В этом случае «естественность» монополии зависит от размера рынка: если спрос достаточно высок, то на нем найдется место для нескольких эффективных компаний; если же низок — то монополия, естественно, вытеснит конкурентов. Еще в 1998 году в каждом стандарте сотовой связи в Москве работал один оператор. Казалось, что больше и быть не может: у каждого оператора было лишь несколько десятков тысяч абонентов, и разворачивать для такого маленького рынка дублирующую сотовую инфраструктуру не имело смысла. Сейчас же, например, в стандарте GSM в столице работают три оператора, даже в стандарте Wi-Max нашлось место для двух конкурирующих сетей.

Чтобы не ломать голову над этими вопросами, авторы 4-й статьи Закона приводят полный перечень естественных монополий. Этот подход прекращает споры: раз в Законе написано, что магистральные нефтепроводы — естественная монополия, значит, так оно и есть.

Однако это противоречит определению 3-й статьи — развитие технологий и изменение рыночной конъюнктуры может сделать естественную монополию неестественной и наоборот.

Простой тест на естественность монополии — проверить, насколько она боится конкуренции. Настоящая естественная монополия хорошо понимает, что «размер имеет значение»: даже если конкуренты и смогут выйти на рынок, им не удастся отобрать его большую долю. Типичный пример — железные дороги в Швеции. Там провели классическое вертикальное разделение отрасли на инфраструктуру и железнодорожные перевозки, после чего была разрешена свободная конкуренция на рынке перевозок. За 10 лет новым компаниям удалось отвоевать у монополии лишь около 10 % рынка — «эффект масштаба» защищает ее лучше всяких ограничений на вход.

Если же «естественная» монополия понимает свою уязвимость, то предпочитает интерпретировать упомянутую в Законе «неэффективность в отсутствие конкуренции» следующим образом. Чтобы избежать «неэффективности», нужно защититься от конкуренции.

Например, российское правительство всегда противилось попыткам строительства частных нефтепроводов, а РАО «ЕЭС России» — созданию частных сетей передачи электроэнергии. Вводя административные ограничения, монополии доказывают, что их «естественность» связана не с технологическим эффектом от масштаба, а с превосходством в лоббировании. К счастью, таких амбиций нет у российской почты (также упомянутой в статье 4) — чего бы стоило введение ограничений на предоставление частных почтовых услуг, например экспресс-почты или даже электронной почты.

Еще одна отрасль, в которой легко спутать естественные и неестественные монополии, — это железнодорожный транспорт. В России принято считать, что инфраструктура является естественной монополией, а перевозки — конкурентным сектором. Подобная точка зрения доминирует и в ЕС, где вертикальное разделение железнодорожного сектора на инфраструктуру и перевозки уже было проведено в нескольких странах. Результаты реформы, например, в Англии трудно признать успешными.

В Швеции, как мы уже упоминали, реальной конкуренции тоже не возникло.

Но главное не это. Дело в том, что в Европе с ее развитой сетью автодорог железнодорожный транспорт играет другую роль и поэтому имеет иную структуру издержек. Для нас более актуален опыт стран со сходными размерами железнодорожной сети и структурой грузооборота. Оказывается, что на железнодорожном транспорте США, Канады, Мексики, Аргентины и Бразилии естественных монополий нет совсем. На рынке грузоперевозок этих стран конкурируют несколько вертикально интегрированных компаний, владеющих (на правах собственности или долгосрочной аренды) как инфраструктурой, так и подвижным составом. Компании не получают субсидий и при этом успешно инвестируют в инфраструктуру. Например, в Мексике продажа долгосрочных концессий на эксплуатацию вертикально интегрированных железнодорожных компаний кардинально изменила ситуацию в отрасли всего лишь за несколько лет. Компании превратились из убыточных в прибыльные, выросли грузооборот и инвестиции в инфраструктуру, повысилась в 3–4 раза производительность труда, а кроме того, между ними возникла реальная конкуренция.

Можно ли что-то подобное реализовать в России? В западной части страны, где плотность сети железных дорог высока, есть все условия для организации конкуренции между вертикально интегрированными концессиями, а в восточной части страны с невысокой плотностью этого сделать нельзя. Исследования, проведенные с использованием американских данных, показывают, что рынок одной лишь европейской части страны достаточно велик для того, чтобы на нем поместилось несколько (вплоть до десяти!) конкурирующих вертикально интегрированных компаний. Например, в Мексике три основные компании обслуживают железнодорожную сеть, примерно равную по размеру сети Центрального федерального округа.

Изменения в технологиях производства и в структуре экономики могут приводить к тому, что некоторые естественные монополии перестают быть таковыми, а другие, наоборот, ими становятся. Для правильного определения естественной монополии необходимо всего лишь прочитать статью 3 и, как это делают в других странах, провести количественный экономический анализ, а не полагаться на общепринятые стереотипы, которые так ловко используют заинтересованные группы.

Определение естественной монополии в экономике.

(существительное)

Имеет место, когда фирма способна удовлетворить весь рыночный спрос с меньшими издержками, чем любая комбинация двух или более более мелких, более специализированных фирм.

  • Естественные монополии

    • Естественные монополии возникают, когда одна фирма может обслуживать весь рынок с меньшими затратами, чем объединение двух или более фирм.
    • Например, представьте, что есть две фирмы в рынок естественной монополии , и каждая из них производит половину количества, которое производит монополия .
    • Общие издержки естественной монополии меньше суммы общих издержек двух фирм, производящих одно и то же количество.
    • Естественные монополии имеют тенденцию формироваться в отраслях с высокими постоянными издержками.
    • Примерами естественных монополий являются услуги водоснабжения и электроснабжения.
  • Регулирование естественной монополии

    • Естественные монополии благоприятны для отраслей, в которых крупнейший поставщик получает ценовые преимущества и должен регулироваться для минимизации рисков.
    • Монополия — это бизнес или организация, которая сохраняет исключительные права на поставку определенного продукта или услуги и может развиваться естественным образом или быть разработана специально на основе природы определенного рынка или отрасли.
    • Потолок цен: Другой способ регулирования естественной монополии заключается в установлении взимаемой максимальной потенциальной цены.
    • В то время как концепция монополии обычно воспринимается как угроза свободным рынкам, существуют особые обстоятельства, когда естественные монополии либо прагматически полезны (эффективны с точки зрения затрат), либо практически неизбежны.
    • В то время как монополии , как правило, являются плохими экономическими конструкциями для создания стоимости, естественные монополии основаны на том факте, что единственный поставщик может добиться наибольшей экономии за счет масштаба (преимущества в издержках).
  • Монополия

    • Монополии редко встречаются в чистом виде.
    • Когда используется термин « монополия «, он обычно относится к степени монополии или рыночной власти.
    • Естественная монополия вызванная эффектом масштаба, обычно связанная со структурой затрат с высокими фиксированными затратами по сравнению с переменными затратами.
    • естественная монополия является результатом значительной экономии за счет масштаба из-за высоких постоянных затрат.
    • Если рыночный спрос пересекает LRAC по мере его падения (или минимума), то существует естественная монополия .
  • Управление ресурсами

    • Контроль над природными ресурсами, имеющими решающее значение для производства конечного товара, является одним из источников монопольной власти.
    • Контроль над природными ресурсами, которые имеют решающее значение для производства товара, является одним из источников монопольной власти.
    • Классическим примером монополии , основанной на контроле над ресурсами, является De Beers.
    • На практике монополии редко возникают из-за контроля над природными ресурсами.
    • Международная торговля является дополнительным источником конкуренции для владельцев природных ресурсов.
  • Телекоммуникации

    • Государственное регулирование обосновывалось теорией о том, что телефонные компании, как и электроэнергетика, являются естественными монополиями .
    • В 1984 году суд фактически положил конец телефонной монополии AT&T, вынудив гиганта выделить свои региональные филиалы.
    • Десять лет спустя усилилось давление с целью разрушить монополию Baby Bells на местную телефонную связь.
    • Но экономисты говорят об огромной силе региональной монополии тормозили развитие этих альтернатив.
    • В нем говорилось, что региональные монополии должны разрешить новым конкурентам подключаться к их сетям.
  • Определение монополии

    • Монополия представляет собой особый тип экономической рыночной структуры.
    • Максимизатор прибыли: монополия максимизирует прибыль.
    • Ценообразователь: монополия определяет цену продаваемого товара или продукта.
    • Высокие входные барьеры: другие продавцы не могут выйти на рынок монополии .
    • В монополии отдельные источники генерируют индивидуальный контроль над рынком.
  • Рыночные различия между монополией и совершенной конкуренцией

    • Монополия , с другой стороны, существует, когда есть только один производитель и много потребителей.
    • Коммунальные предприятия, как правило, являются монополиями .
    • Монополия власть исходит от рынков с высокими входными барьерами.
    • Монополия и совершенная конкуренция обозначают две крайности рыночных структур, но есть некоторое сходство между фирмами на рынке совершенной конкуренции и монополистическими фирмами.
    • Это создает монополию .
  • Другие барьеры для входа

    • Предложение природных ресурсов, таких как драгоценные металлы или месторождения нефти, ограничено, что дает их владельцам монополия полномочий.
    • Монополии демонстрируют уменьшение затрат по мере увеличения выпуска.
    • Снижение затрат в сочетании с большими первоначальными затратами дает монополиям преимущество в издержках производства по сравнению с потенциальными конкурентами.
    • Правительственные монополии в сфере коммунальных услуг, телекоммуникационных систем и железных дорог также исторически были обычным явлением.
    • В других случаях правительство может быть инвестиционным партнером монополии , а не единственный владелец.
  • Социальные последствия монополии

    • Монополия может уменьшить потребительский выбор, уменьшить стимулы к инновациям и контролировать предложение, чтобы обеспечить несправедливые цены в обществе.
    • Однако совершенная конкуренция — это скорее теоретическая основа конкуренции, поскольку рынки будут естественным образом отклоняться в разной степени (чтобы получить прибыль).
    • Благодаря стратегическому использованию этого контроля максимизация прибыли монополия может создать следующие социальные риски:
    • В результате монополия приводит к безвозвратным убыткам, неэффективному экономическому результату.
    • Опишите влияние монополии на производителя, потребителя и общий излишек
  • Действия правительства

    • Существует два типа государственной монополии : государственная монополия и государственная монополия .
    • Бывают случаи, когда правительство инициирует монополии , создавая государственную монополию или государственную монополию .
    • Предоставленные государством монополии часто очень похожи на государственные монополии во многих отношениях, но они отличаются структурой принятия решений монополистом.
    • В государственной монополии , с другой стороны, монополии применяется на основании закона, но держатель монополии формально является частной фирмой, которая принимает свои собственные деловые решения.
    • В государственной монополии агентство, находящееся под непосредственным управлением самого правительства, владеет монополией , а монополия поддерживается за счет применения законов и правил, запрещающих конкуренцию или оставляющих за собой исключительный контроль над факторами производства. правительство.

Естественная монополия – ООО «Бизнес-профессор»

Что такое естественная монополия?

Автор Джейсон Гордон

Обновлено 27 марта 2023 г.

  • Маркетинг, реклама, продажи и PR

    Принципы маркетинга Продажи Реклама Связи с общественностью SEO, социальные сети, прямой маркетинг

  • Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность

    Управленческий и финансовый учет и отчетность Налогообложение бизнеса

  • Профессионализм и карьерный рост
  • Право, сделки и управление рисками

    Правительство, правовая система, административное право и конституционное право Юридические споры — гражданское и уголовное право Агентское право HR, занятость, труд и дискриминация Субъекты бизнеса, корпоративное управление и собственность Деловые операции, антимонопольное право и право ценных бумаг Недвижимость, личная и интеллектуальная собственность Коммерческое право: договор, платежи, обеспечительные интересы и банкротство Защита потребителя Страхование и управление рисками Иммиграционное право Закон об охране окружающей среды Наследство, поместья и трасты

  • Управление бизнесом и операции

    Управление операциями, проектами и цепочками поставок Стратегия, предпринимательство и инновации Деловая этика и социальная ответственность Глобальный бизнес, международное право и отношения Деловые коммуникации и переговоры Менеджмент, лидерство и организационное поведение

  • Экономика, финансы и аналитика

    Экономический анализ и денежно-кредитная политика Исследования, количественный анализ и принятие решений Инвестиции, трейдинг и финансовые рынки Банковское дело, кредитование и кредитная индустрия Деловые финансы, личные финансы и принципы оценки

  • Курсы

+ Еще

Маркетинг — Что такое качество продукции?

Пожалуйста, включите JavaScript

Маркетинг — Что такое качество продукции?

Эффект масштаба может сочетаться с размером рынка, чтобы ограничить конкуренцию.

Возникает, когда на рынке есть место только для одного производителя. Если вторая фирма попытается выйти на рынок с меньшим размером, то ее средние издержки будут выше, чем у существующей фирмы, и она не сможет конкурировать.

Если вторая фирма попытается выйти на рынок с большим размером, то она сможет производить продукцию с более низкими средними издержками, но не сможет продать всю произведенную ею продукцию из-за недостаточного спроса на рынке.

Естественная монополия возникает, когда величина спроса меньше минимального количества, необходимого для того, чтобы находиться в нижней части кривой долгосрочных средних издержек.

Экономисты называют эту ситуацию, когда эффект масштаба велик по сравнению с объемом спроса на рынке, естественной монополией.

Естественные монополии часто возникают в отраслях, где предельные затраты на добавление дополнительного потребителя очень низки, когда существуют фиксированные издержки всей системы. Это приводит к ситуациям, когда существует существенная экономия за счет масштаба.

Естественные монополии часто возникают в отраслях, где существуют:

  • Транспортные трудности и естественные монополии
  • Контроль над физическими ресурсами и естественная монополия 

Назад к : ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Первая возможность — оставить естественную монополию в покое. В этом случае монополия будет следовать своему обычному подходу к максимизации прибыли. Он определяет количество, где MR = MC. Затем фирма смотрит в точку А на кривой спроса, чтобы обнаружить, что она может установить заданную цену за это максимизирующее прибыль количество. Поскольку цена выше кривой средних издержек, естественная монополия будет получать экономическую прибыль.

Второй результат возникает, если антимонопольные органы решают разделить компанию, чтобы новые фирмы могли конкурировать. В качестве простого примера представьте, что компания разделена пополам. Таким образом, вместо одной крупной фирмы, производящей 4 единицы продукции, каждая из двух фирм половинного размера производит количество продукции, равное 2 единицам. Из-за убывающей кривой средних издержек (AC) производство 2, как показывает точка B, будет 9,75, в то время как средние издержки производства для более крупной фирмы, производящей 4, будут только 7,75. Таким образом, экономика станет менее продуктивно эффективной, поскольку товар производится с более высокими средними издержками. В ситуации с нисходящей кривой средних издержек две более мелкие фирмы всегда будут иметь более высокие средние издержки производства, чем одна более крупная фирма при любом объеме общего выпуска. Кроме того, антимонопольные органы должны опасаться, что дробление естественной монополии на части может оказаться только началом их проблем. Если одна из двух фирм станет крупнее другой, ее средние издержки будут ниже, и она сможет вытеснить своего конкурента с рынка. В качестве альтернативы две фирмы на рынке могут найти тонкие способы координации своего поведения и поддержания высоких цен. В любом случае, результатом будет не более высокая конкуренция, чем хотелось бы.

Третий вариант заключается в том, что регулирующие органы могут принять решение об установлении цен и объемов производства для этой отрасли. Регулирующие органы попытаются выбрать точку на кривой рыночного спроса, которая будет выгодна как потребителям, так и более широким общественным интересам. Точка C иллюстрирует один заманчивый выбор: регулирующий орган требует, чтобы фирма производила объем выпуска, при котором предельные издержки пересекают кривую спроса при выпуске 8, и установила цену 3,5, которая равна предельных 9.0397 стоил на тот момент. Это правило привлекательно, потому что оно требует, чтобы цена была установлена ​​равной предельным издержкам, что имело бы место на рынке совершенной конкуренции, и гарантировало бы потребителям большее количество и более низкую цену, чем при монопольном выборе А. Фактически, эффективное распределение ресурсов будет иметь место в точке С, поскольку ценность для потребителей последней единицы, купленной и проданной на этом рынке, равна предельным затратам на ее производство.

Попытка добиться точки C посредством регулирования, однако, наталкивается на серьезные трудности. В точке C при выпуске 8 цена 3,5 ниже средних издержек производства, которые составляют 5,7, поэтому, если фирма установит цену 3,5, она понесет убытки. Если регулирующие органы или правительство не предложат фирме постоянную государственную субсидию (а с этим вариантом связаны многочисленные политические проблемы), фирма потеряет деньги и обанкротится.

Пожалуй, наиболее правдоподобный вариант для регулятора — точка F; то есть установить цену, при которой AC пересекает кривую спроса при выпуске 6 и цене 6,5. Этот план имеет некоторый смысл на интуитивном уровне: пусть естественная монополия взимает плату, достаточную для покрытия ее средних издержек и получения нормальной нормы прибыли, чтобы она могла продолжать свою деятельность, но не позволяет фирме повышать цены и получать аномально высокие монопольные прибыли. как это было бы при монопольном выборе А. Определить этот уровень выпуска и цены с учетом политического давления, временных ограничений и ограниченной информации реального мира гораздо сложнее, чем определить точку на графике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *