Мультипликатор в экономике это: Мультипликатор — Что такое Мультипликатор?

Мультипликатор Кейнса — что это такое — Тюлягин

Тюлягин > Экономика и Финансы > Фискальная политика > Государственные расходы и долг > Вы здесь и сейчас

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье мы поговорим о мультипликаторе Кейнса. Мультипликатор — это экономический фактор, который пропорционально увеличивает или усиливает другие связанные переменные при его применении. Мультипликаторы обычно используются в области макроэкономики — области экономики, изучающей поведение экономики в целом. Существует ряд различных мультипликаторов, включая мультипликатор прибыли, фискальный мультипликатор, инвестиционный мультипликатор и мультипликатор Кейнса.

В статье далее мы поговорим о, инвестиционном мультипликаторе Кейнса и о том, как он работает.

Содержание статьи:

  • Что такое мультипликатор Кейнса?
  • Мультипликатор Кейнса в действии
  • Критика мультипликатора Кейнса
  • Резюме

Что такое мультипликатор Кейнса?

Знаменитый британский экономист Джон Мейнард Кейнс официально представил концепцию мультипликатора в своей «

Общей теории занятости, процента и денег» в 1936 году.

Во время депрессии 1930-х годов Кейнс понял, что классическое мышление, согласно которому предложение создает собственный спрос, не всегда работает. Он отметил, что во время Великой депрессии главной проблемой было отсутствие совокупного спроса. Он также отметил, что государственные расходы могут увеличить совокупный спрос и что этот бюджетный стимул создаст «мультипликативный эффект» за счет увеличения потребительского спроса. Независимо от типа государственных расходов, это приведет к циклам экономического процветания и увеличения занятости, увеличивая валовой внутренний продукт (ВВП) на большую величину. Таким образом, 1 миллиард долларов государственных расходов увеличит ВВП страны больше, чем потраченная сумма.

Обобщая эти концепции, отметим, что в простой закрытой экономике совокупный спрос может быть представлен следующим выражением:

Y = C+I+G

где:

  • Y = Совокупный спрос
  • C = Потребительский спрос
  • I = Инвестиционный спрос
  • G = Государственный спрос

Кейнс также ввел понятие функции потребления:

C = mY

где:

  • m = предельная склонность к потреблению (MPC) с m <1, и для целей дальнейшего обсуждения мы предположим, что она оценивается в 0,75, что означает, что, когда потребители получают дополнительный доход, они тратят 75% и экономят 25%. Инвестиционный спрос в первую очередь определялся предпринимательским духом, процентными ставками (денежно-кредитной политикой) и текущими условиями ведения бизнеса, в то время как государственный спрос определялся фискальными решениями, принимаемыми правительством.

В этой схеме мы можем выразить совокупный спрос как:

  • Y = C + I + G = mY + I + G

Решение этого выражения для Y приводит к:

Y = (I+G) / (1-m)

Где член 1 / (1-m) — это кейнсианский «мультипликатор» дохода. В нашем примере с m = 0,75 мультипликатор равен

1 / (1 — 0.75) = 4

Если Y падает из-за проблем с инвестиционными расходами (т. е. с доверием бизнеса), тогда правительство может вмешаться, чтобы увеличить совокупный спрос, увеличив G. Если m = 0,75, то мультипликатор равен 4, что указывает на увеличение G на 1 доллар, все остальные при прочих равных условиях доход увеличится на 4 доллара в Y.

Это был вклад Кейнса в экономическое мышление того времени, и он имел фундаментальное значение тогда, а теперь и в роли фискальной политики в возвращении экономики к полной занятости.

Мультипликатор Кейнса в действии

Вот гипотетический пример того, как работает этот мультипликатор. Скажем, государственный проект стоимостью 100 миллионов долларов — будь то строительство плотины или копание и засыпка гигантской ямы — может окупить 50 миллионов долларов чистых затрат на рабочую силу. Затем рабочие берут эти 50 миллионов долларов и, за вычетом средней нормы сбережений, тратят их на различные предприятия. У этих предприятий теперь больше денег, чтобы нанять больше людей для производства большего количества продуктов, что ведет к новому раунду расходов. Короче говоря, один доллар государственных расходов приведет к экономическому росту больше, чем на доллар. Эта идея лежала в основе Нового курса и развития государства всеобщего благосостояния.

Суть Нового курса и рост государства всеобщего благосостояния основаны на теории мультипликатора Кейнса.

Иными словами, если бы люди ничего не экономили, экономика была бы непреодолимым двигателем, работающим при полной занятости. Кейнсианцы хотели облагать сбережения налогом, чтобы побудить людей тратить больше. Кейнсианская модель, разработанная британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом, произвольно разделила частные сбережения и инвестиции на две отдельные функции, показав сбережения как истощение экономики и, таким образом, сделав их более низкими по сравнению с дефицитными расходами. Но если кто-то не хранит свои сбережения исключительно в наличных деньгах — а настоящие накопления, подобные этому, случаются редко — сбережения вкладываются либо отдельными лицами, либо банком, в котором находится капитал.

Критика мультипликатора Кейнса

Милтон Фридман, среди прочих, показал, что мультипликатор Кейнса был как неправильно сформулирован, так и в корне ошибочен. Один из недостатков — игнорирование того, как правительства финансируют расходы за счет налогообложения или за счет выпуска долгов. Повышение налогов отнимает у экономики столько же или больше, что и сбережения, в то время как привлечение средств за счет облигаций заставляет правительство залезать в долги. Рост долга становится мощным стимулом для правительства повышать налоги или раздувать валюту для выплаты долга, тем самым снижая покупательную способность каждого доллара, который зарабатывают рабочие.

Однако, возможно, самым большим недостатком является игнорирование того факта, что сбережения и инвестирование имеют мультипликативный эффект, по крайней мере, такой же, как у дефицитных расходов. Это, конечно, не имеет обратной стороны долга. В конце концов, все сводится к тому, доверяете ли вы частным лицам в том, что они тратят свои деньги с умом, или вы думаете, что правительственные чиновники сделают свою работу лучше.

Резюме

  • Мультипликатор Кейнса — это теория, согласно которой экономика будет процветать, чем больше будет тратить правительство.
  • Согласно теории, чистый эффект больше, чем сумма в долларах, потраченная государством.
  • Критики этой теории заявляют, что она игнорирует то, как правительства финансируют расходы за счет налогообложения или за счет выпуска долгов.

А на этом сегодня все про инвестиционный мультипликатор Кейнса. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Зависимость мультипликатора автономных расходов от степени загруженности и деградации основного капитала

           

2018. — Т 10. — №3 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://esj.today/16ecvn318.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 353.2 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Еремин, В. В. Зависимость мультипликатора автономных расходов от степени загруженности и деградации основного капитала / В. В. Еремин // Вестник Евразийской науки. — 2018. — Т 10. — №3. — URL: https://esj.today/PDF/16ECVN318.pdf (дата обращения: 27.05. 2023).


Зависимость мультипликатора автономных расходов от степени загруженности и деградации основного капитала

Еремин Владимир Владимирович
ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Филиал в г. Домодедово, Россия
Доцент кафедры «Экономико-управленческих дисциплин»
Кандидат экономических наук
E-mail: [email protected]
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=716800

Аннотация. В статье представлен анализ зависимости объема и продолжительности мультипликативного эффекта от состояния основного капитала. Доказано, что мультипликатор автономных расходов может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономическое развитие страны. Мультипликативные эффекты могут вызывать инфляцию, могут приводит к сильной конкуренции отраслей за ресурсы. При этом мультипликатор может усилить экономический рост и вызвать диффузию инноваций.

Наличие положительных и отрицательных эффектов в процессе мультипликатора автономных расходов приводит к необходимости управления этим процессом. Его необходимо использовать как инструмент для управления экономикой. Для этого требуется исследование структуры механизма мультипликатора, факторов, влияющих на его значение и распространение его влияния в экономике. Выявлено, что одним из таких важнейших факторов является степень загруженности основного капитала и его износ.

Определено, что наличие свободных производственных мощностей сокращает объем мультипликативного эффекта из-за отсутствия эффекта акселератора. Отсутствие свободных производственных мощностей при одновременном распространении мультипликативных эффектов может вызвать инфляцию. Это произойдет в том случае, если экономика не в состоянии восполнить нехватку производственной мощности. В противном случае нехватка мощности увеличивает объем мультипликативного эффекта за счет подключения механизма акселератора.

В статье указано, что уровень инфляции, сопровождающей мультипликатор, зависит от фактора времени – от того, насколько быстро экономика способна создать недостающие производственные мощности.

На основании проведенного анализа должна быть создана методика, позволяющая управлять значением мультипликатора автономных расходов через изменение объема инвестиций в основной капитал разных отраслей и регионов страны.

Ключевые слова: мультипликатор автономных расходов; акселератор автономных расходов; экономический рост; использование основного капитала; инфляция; производственная мощность; экономическое развитие

Скачать

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Фискальный мультипликатор | Федеральный резервный банк Ричмонда

Тимоти Кук

Когда правительство тратит деньги или снижает налоги, насколько изменяется общий объем производства? Ответ называется «мультипликатором» государственных расходов. Например, мультипликатор, равный единице, означает, что добавленный доллар государственных расходов увеличивает объем производства на доллар.

Размер мультипликатора имеет значение, поскольку он указывает на потенциальную эффективность усилий правительства по стимулированию экономики. Но это чрезвычайно трудно оценить. Правительство склонно проводить стимулирование именно тогда, когда экономика слаба, но, поскольку экономика уже ведет себя определенным образом, статистически трудно выделить реакцию экономики на налогово-бюджетную политику. И если пакет расходов объявляется заблаговременно, люди могут реагировать в предвкушении, что затрудняет определение эффекта фактических расходов.

Одним из популярных способов решения этой проблемы является рассмотрение случаев, когда дополнительные расходы происходили на местном уровне по причинам, не связанным с местными экономическими условиями. Если экономическая активность реагирует синхронно со стимулом, более вероятно, что они связаны. Используя этот метод, экономист из Федерального резервного банка Ричмонда Мариос Карабарбунис и его соавторы использовали региональные различия в федеральных расходах в соответствии с Законом о восстановлении и реинвестировании Америки 2009 года. Огромный пакет фискальных стимулов в размере 840 миллиардов долларов включал 228 миллиардов долларов в виде государственных контрактов, грантов и займов, из которых исследователи определили, что 46 миллиардов долларов были потрачены на местном уровне на основе таких факторов, как характеристики домохозяйств, а не местные экономические условия. Суммируя местные мультипликаторы на национальном уровне, они подсчитали, что увеличение расходов на один доллар увеличивает потребительские расходы примерно на 64 цента — мультипликатор равен 1,64. Другие недавние исследования предоставили широкий диапазон оценок мультипликатора, от 0,5 до 2,0.

Экономическая теория дает некоторое представление о том, какая налогово-бюджетная политика может привести к большему или меньшему мультипликатору. Одним из важных выводов является то, что люди, как правило, «сглаживают» свое потребление во времени — вместо того, чтобы тратить всю единовременную прибыль сразу, они распределяют ее на месяцы или годы. По этой причине экономисты утверждают, что временное снижение налогов или разовые скидки, вероятно, будут иметь меньший мультипликатор, чем постоянные изменения налогов. Но одна проблема для политиков в налогово-бюджетной сфере в условиях рецессии заключается в том, что объявить о постоянном изменении налогов в ответ на временную рецессию может быть неправдоподобно — люди могут ожидать, что политика будет отменена, как только необходимость исчезнет, ​​что приведет к снижению мультипликатора. Еще один фактор заключается в том, что не все домохозяйства одинаково реагируют на снижение или повышение налогов, поэтому на размер мультипликатора может повлиять то, кто получает выгоду и несет расходы, связанные с бюджетными усилиями.

В исследованиях обычно предполагалось, что мультипликатор симметричен, т. е. последствия бюджетных изменений одинаковы, независимо от того, растут или сокращаются расходы. Но нетрудно представить, почему могут быть разные величины затягивания и ослабления. Домохозяйства могут быть ограничены в заимствовании, когда их доходы падают, или вероятность падения заработной платы и цен в плохие времена меньше, чем вероятность их повышения в хорошие времена. Исследование, проведенное экономистом ФРБ Ричмонда Кристианом Маттесом и Реджисом Барничоном из ФРБ Сан-Франциско, показало, что мультипликаторы от сокращения расходов могут быть в два раза выше в течение делового цикла, чем от увеличения расходов, достигая пика в рецессии. Их результаты ослабляют аргументы в пользу налогово-бюджетного стимулирования и в некоторой степени предостерегают от жесткой бюджетной экономии.

Общее экономическое окружение также имеет значение. Стандартные экономические модели предсказывают, что мультипликатор государственных расходов будет намного выше, когда процентные ставки очень и очень низкие. На самом деле, стандартные модели предсказывают, что многие экономические явления ведут себя неожиданно при так называемой «нулевой нижней границе». Причина в том, что при низких процентных ставках реальная процентная ставка — номинальная ставка с поправкой на инфляцию — близка к отрицательной территории. Если фискальное повышение приведет к инфляции, реальная процентная ставка может стать отрицательной и наказать домохозяйства за сбережения. Это побуждает их сегодня тратить больше, увеличивая спрос в результате государственных закупок. Популярная модель рабочей лошадки предполагает, что мультипликатор государственных расходов может достигать 3,7 при нулевой нижней границе.

Подавляющий вывод исследований фискальных мультипликаторов состоит в том, что они в решающей степени зависят от среды и структуры фискального пакета. Более того, экономисты сразу же предупреждают, что мультипликатор — не единственный показатель успеха налогово-бюджетной политики: налоги, которые финансируют налогово-бюджетное стимулирование, могут искажать экономическую активность; долгосрочное воздействие на бюджет может снизить экономическую активность в будущем; и то, расходуются ли доллары на вещи, которые со временем делают экономику более продуктивной, может значительно увеличить долгосрочный мультипликатор. Достаточно сказать, что не существует «единого» множителя.

Каков размер фискального мультипликатора?

Каковы вероятные последствия государственного стимулирования или плана жесткой экономии в ответ на кризис с коронавирусом на всю экономику? Это то, что измеряется «фискальным мультипликатором», и данные показывают, что увеличение государственных расходов оказывает большее влияние во время рецессии.

Во время карантина, когда предприятия вынуждены закрываться и многие люди не могут выйти на работу из-за риска распространения Covid-19.вируса, необходимость поддержки со стороны правительства очевидна. Интересный с экономической точки зрения вопрос заключается в том, насколько далеко может и должна зайти государственная поддержка в плане трансфертов населению и бизнесу, кредитов и налоговых льгот.

Ответ на этот вопрос в решающей степени зависит от концепции, называемой фискальным мультипликатором. Здесь мы объясняем, что такое мультипликатор, как мы его измеряем и почему он важен сегодня.

Что такое фискальный мультипликатор?

Фискальный мультипликатор определяется как отношение изменения национального дохода в результате экзогенного изменения планов государственных расходов или доходов. Мультипликаторы рассчитываются для оценки макроэкономического воздействия государственного стимула или плана жесткой экономии.

Идея, первоначально высказанная Ричардом Каном в 1931 г., касается степени, в которой изменение планов государственных расходов увеличивает доходы домашних хозяйств и фирм и заставляет их также изменять свои расходы, что усиливает воздействие первоначального «вливания» или «уход» (Кан, 1931).

При временном снижении совокупного спроса правительства оправдывают фискальные стимулы тем аргументом, что увеличение государственных расходов или снижение налогов могут стимулировать частное потребление или инвестиции за счет эффекта мультипликатора.

Что говорят нам экономические исследования о фискальном мультипликаторе?

Экономический консенсус в отношении фискального мультипликатора в обычное время состоит в том, что он имеет тенденцию быть небольшим, обычно меньше 1. Это происходит по двум причинам:

  • отрицательный «эффект богатства», который вытесняет потребление и снижает спрос.
  • Во-вторых, фискальная экспансия, увеличивающая инфляцию и объем производства, вызывает ответную реакцию центральных банков, которая повышает процентные ставки, компенсируя отчасти экспансионистский эффект налогово-бюджетной политики.

Экономические исследования показывают, что фискальный мультипликатор выше, чем обычно, когда:

  • Существует большая доля потребителей с ограниченной ликвидностью, что означает, что они потребляли бы больше, если бы имели возможность брать больше взаймы.
  • Директивная процентная ставка находится на нулевой нижней границе (ZLB), что означает, что центральный банк устанавливает свою краткосрочную процентную ставку на уровне 0% или близком к нему.
  • Экономика менее открыта.
  • Экономика находится в рецессии.

В настоящее время учетная ставка Банка Англии составляет 0,1%, что можно рассматривать как действующую ZLB.

Экономика почти наверняка находится в рецессии: ВВП снизился на 2% в первом квартале, и все указывает на то, что во втором квартале он сократится еще больше. Поскольку Великобритания переживает ZLB и рецессию, кажется вероятным, что мультипликатор может быть больше, чем обычно, и что налогово-бюджетное стимулирование будет особенно эффективным в текущих обстоятельствах.

Большое количество исследований показывает, что мультипликатор имеет тенденцию быть больше во время рецессии и меньше во время подъема. Например, в одном исследовании мультипликаторы расходов оцениваются примерно в нуль в период экономического роста и в 2 или 3 раза в период рецессии (Ауэрбах и Городниченко, 2012).

Исследование, проведенное в Германии, показывает, что мультипликаторы бюджетных расходов намного выше в периоды отрицательного разрыва выпуска (когда спрос меньше, чем возможности), но имеют лишь «несколько ограниченный» эффект в периоды положительного разрыва выпуска (Baum and Koester, 2011).

.

Исследование тенденций в государственных расходах на уровне штатов США показало, что мультипликатор составляет около 3, если на рынке труда есть некоторая слабина, по сравнению с примерно 1,5, если слабины нет (Shoag, 2010).

Во время рецессии 2008–2009 годов некоторые европейские страны проводили так называемую политику «жесткой экономии» для снижения уровня своего долга. Позже было обнаружено, что такое бюджетное сокращение имело более выраженный рецессионный эффект, чем первоначально предполагалось, что предполагает более высокие фискальные мультипликаторы (Blanchard and Leigh, 2013). Подразумевается, что таким странам было бы лучше отложить свою политику жесткой экономии до того времени, когда экономика выйдет на более устойчивый путь роста.

Исследование, проведенное Национальным институтом экономических и социальных исследований, показывает, что мультипликатор, как правило, выше при наличии потребителей с ограниченной ликвидностью (Carreras et al, 2016). Когда потребители ограничены в плане ликвидности, их предельная склонность к потреблению выше, что приводит к более высокому мультипликатору. Потребители с низким доходом, как правило, более ограничены в плане ликвидности.

Одним из важных факторов, влияющих на множитель, является роль ожиданий. Можно утверждать, что если частный сектор увидит в бюджетной консолидации сигнал о том, что доля государственных расходов в ВВП будет постоянно сокращаться, домохозяйства пересмотрят свои оценки своего постоянного дохода в сторону повышения (Giavazzi and Pagano, 19).90). В этом смысле может иметь место замена между частным и общественным потреблением, и мультипликатор будет меньше.

Точно так же исследование, посвященное опыту некоторых стран 1980-х годов, показывает, что во многих случаях частное потребление увеличивается, а не сокращается в периоды, когда правительство принимает планы по сокращению долга или дефицита (Perrotti, 1999).

Исследователи-экономисты сходятся во мнении, что фискальный мультипликатор выше, когда краткосрочные процентные ставки равны или близки к нулю. Ряд исследований показывает, что размер мультипликатора государственных закупок в этом случае близок к 2 или даже больше (Christiano et al, 2011, Woodford, 2011 и Erceg and Lindé, 2014).

Когда экономика находится на ZLB, денежно-кредитная политика, как правило, не реагирует на инфляционное давление, возникающее из-за фискальных стимулов, а увеличение (ожидаемой) инфляции приводит к падению реальной процентной ставки, что дополнительно стимулирует спрос и, таким образом, увеличивает фискальные мультипликаторы.

Результат, заключающийся в том, что налогово-бюджетная политика может быть наиболее действенной именно тогда, когда монетарная политика наименее эффективна, является мощным аргументом в пользу налогово-бюджетного стимулирования в условиях ловушки ликвидности , когда директивные ставки перестают оказывать сильное стимулирующее воздействие.

Множитель может также зависеть от типа используемого государственного инструмента: налоги, трансферты, расходы или инвестиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *