Международный лизинг в россии – , .

Ввоз оборудования: международный лизинг



 

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня основной задачей для государства является модернизация экономики, в том числе развитие сферы производства, что невозможно без обновления и восстановления производственных мощностей. Потребность в высокотехнологичном оборудовании, замене старого оборудования на новое имеется во всех отраслях экономики.

Решение всех перечисленных задач осуществляется, в том числе, благодаря заключению договоров международного финансового лизинга и ввоза по этим договорам современного оборудования. Лизинг выступает одним из инструментов обновления основного фонда предприятий. В условиях мирового финансового кризиса лизинговая активность актуальна еще и потому, что предприниматели сталкиваются с проблемами в кредитовании предприятий банками и высокой стоимостью оборудования.

В качестве примера применения лизинговых механизмов для импорта оборудования можно привести нефтегазовую отрасль. Объектами лизинга в сегменте нефтегазовой отрасли и добывающей промышленности являются седельные тягачи повышенной проходимости, многоцелевые и специализированные буровые установки, агрегаты для ремонта и освоения скважин, специальные автопоезда (трубоплетевозы) и прочее оборудование. Нефтегазовый сектор является крупным потребителем машиностроительной продукции. Обеспечение развития нефтегазового комплекса зависит, в том числе, от перехода к новым технологиям добычи и переработки топлива. В настоящее время большая часть нефтегазового оборудования является устаревшей и требует обновления, которое осуществляется, в том числе, за счет импорта высокотехнологичного оборудования.

При изучении проблемы развития международного финансового лизинга в России необходимо затронуть вопросы совершенствования таможенного администрирования. Таможенное администрирование, направленное на удовлетворение потребностей участников внешнеторговой деятельности, клиентоориентированность таможенной службы, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата в России. В настоящее время группа по таможенному администрированию Агентства стратегических инициатив, работающая в рамках проектов Национальной предпринимательской инициативы «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (НПИ), разработала Дорожную карту по совершенствованию таможенного администрирования. Дорожная карта предлагает сделать порядок совершения таможенных операций простым, быстрым, прозрачным и менее затратным. В рамках проекта экспертное сообщество должно разработать механизмы совершенствования таможенных процедур, имеющих экономическое содержание. К таможенной процедуре, имеющей экономическое содержание, относится, в том числе, и таможенная процедура временного ввоза (допуска), часто применяемая при ввозе товаров по договору международного финансового лизинга.

Важным условием при осуществлении лизинговой сделки является быстрое и качественное совершение таможенных операций в отношении лизингового оборудования, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза. Варианты ввоза оборудования, порядок определения его таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей в отношении ввозимого оборудования оказывают влияние на лизинговую активность участников внешнеторговой деятельности. Поэтому в современных условиях особенно актуально формирование для лизингополучателей приемлемых условий совершения таможенных операций в отношении оборудования, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза.

 

Сущность международного финансового лизинга

 

Раскрыть определение понятия международного финансового лизинга можно, основываясь на нормах международного и российского права. Особую важность имеют положения Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Конвенция принята в 1988 г., Россия присоединилась к этой Конвенции в 1998 г., т.е. спустя 10 лет после ее принятия.

Данная Конвенция принята в целях устранения определенных правовых несоответствий в отношении международного финансового лизинга оборудования, одновременно поддерживая справедливое равновесие между интересами различных сторон сделки. Формулировка единообразных норм оказалась необходима в связи с тем, что в лизинговой сделке участвуют три стороны, находящиеся на территории разных государств.

Согласно ст. 1 указанной Конвенции в сделке финансового лизинга арендодатель заключает по спецификации арендатора одна сторона (арендодатель) заключает по спецификации другой стороны (арендатора) договор (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель приобретает комплектное оборудование, средства производства или иное оборудование (оборудование) на условиях, одобренных арендатором в той мере, в которой они затрагивают его интересы. При заключении договора лизинга арендатору предоставляется право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей. Конвенцией определено, что сделка финансового лизинга должна включать в себя следующие характеристики: арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт и суждение арендодателя; а периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Основные положения Конвенции учитываются и положениями российского законодательства, касающегося лизинговых сделок.

В 1998 г. в России был принят Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Данный Закон дает определение понятию «лизинг». В соответствии с этим определением лизинг — это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга — это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Согласно Закону лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Усовершенствование форм лизинговых отношений, в том числе совершения таможенных операций в отношении лизингового оборудования, приводит к увеличению количества договоров международного финансового лизинга. Лизинговая активность непосредственно влияет на процесс модернизации экономики нашего государства.

В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ по договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем. Данная норма также соответствует нормам международной Конвенции.

Энциклопедический словарь «Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов» определяет лизинг как вид инвестиционной активности, состоящий в приобретении имущества и сдаче его в аренду на определенный срок и за определенную плату.

Финансовый лизинг является разновидностью лизинга. При реализации сделки международного финансового лизинга оборудование зачастую остается у лизингополучателя, такая сделка имеет форму долгосрочного кредитования.

 

Совершение таможенных операций при ввозе оборудования по договору финансовой аренды (лизинга)

 

При исследовании проблемы международного финансового лизинга необходимо учитывать таможенный аспект, поскольку именно таможня является регулятором внешнеэкономической деятельности. В данной работе особый интерес представляют вопросы классификации товаров, ввозимых по договору международного финансового лизинга, и выбор таможенной процедуры, под которую могут быть помещены данные товары.

1. Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товаров. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации. Споры о классификации товаров между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами возникают достаточно часто.

На основании ст. 52 ТК ТС таможенные органы могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикации. В настоящее время действует Распоряжение ФТС России от 19 января 2011 г. N 6-р, к которому прилагается Сборник решений и разъяснений по классификации товаров. Например, в соответствии с данным Распоряжением установки для бурения на самоходном шасси классифицируются в товарной позиции 8705 ТН ВЭД ТС.

Кроме того, п. 5 ст. 52 ТК ТС наделяет таможенные органы полномочиями принимать предварительные решения по классификации товаров. Получение от таможенных органов Российской Федерации предварительного решения по классификации товаров позволит до минимума снизить риски, связанные с классификацией товаров и определением кода товаров по ТН ВЭД ТС.

Можно выделить следующие преимущества получения предварительного решения о классификации оборудования, в том числе ввозимого по лизинговому контракту:

— предварительное решение оказывается заявителю заблаговременно до совершения таможенных операций;

— предварительные решения принимаются всеми таможенными органами;

— является обязательным при декларировании товаров на территории государства — члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение;

— сокращается время проведения таможенных процедур.

Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности определяется ст. ст. 53, 54 — 57 ТК ТС. Приказ ФТС России от 25.10.2010 N 1957 утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товаров по Единой ТН ВЭД ТС. Таким образом, выдача предварительного решения таможенной службой является государственной услугой. Данный Регламент издан на основании Федерального закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Кроме того, ст. 107 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» предоставляет возможность обращаться к таможенным органам в целях принятия решения о классификации товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которых предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени.

ТК ТС в ст. 194 предоставляет участникам ВЭД возможность устанавливать особенности декларирования при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

Статья 215 Закона «О таможенном регулировании в РФ» предоставляет возможность. Таким лицом может быть как уполномоченный экономический оператор, так и лицо, не являющееся УЭО.

Для декларирования товаров с указанием одного классификационного кода необходимо следующее:

— заблаговременно обращаться в ФТС России за решением о классификации товаров. Такое решение принимает только ФТС России на основании письменного заявления;

— осуществлять поставку в адрес одного получателя в рамках одного контракта или в качестве вклада в уставный капитал организации;

— осуществлять таможенное декларирование одному таможенному органу в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны.

Приказом ФТС России от 04.02.2011 N 206 утверждена Инструкция об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар.

При ввозе предмета международного финансового лизинга на таможенную территорию Таможенного союза применяются, как правило, две таможенные процедуры: таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления и таможенная процедура временного ввоза (допуска).

Рассмотрим таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Выпуск для внутреннего потребления — это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению.

Использование данной таможенной процедуры целесообразно для долгосрочных лизинговых контрактов с последующим приобретением предмета лизинга в собственность.

Иногда предприниматели считают целесообразным помещать ввозимые товары под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Остановимся на этой таможенной процедуре подробнее.

Временный ввоз (допуск) — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта. Под данную таможенную процедуру помещаются товары, которые можно идентифицировать. Существуют ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Например, товары должны оставаться в неизменном состоянии. Кроме того, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта (кроме целей его технического обслуживания, ремонта и иных случаев с разрешения таможенного органа). Срок временного ввоза не может превышать двух лет.

Наиболее важным является вопрос взимания таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Здесь возможно полное условное либо частичное условное освобождение от уплаты таможенных платежей.

В случае если оборудование включено в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331, то такие товары подлежат полному условному освобождению от уплаты таможенных платежей при помещении под таможенную процедуру временного ввоза. В Перечень включены товары, временно ввозимые для демонстрации на выставках, рекламные материалы, товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки и культуры, для оказания международной помощи, а также автомобильные транспортные средства для международной перевозки грузов.

Если товары не включены в данный Перечень, то они подлежат частичному условному освобождению. Частичное условное освобождение предполагает ежемесячную уплату 3% от суммы таможенных платежей на дату помещения под таможенную процедуру временного ввоза.

По истечении срока временного ввоза обычно используется либо реэкспорт (т.е. обратный вывоз), либо таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления. Очень важно, что и временно ввезенное оборудование можно поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если предмет лизинга остается в собственности лизингополучателя. При этом товар приобретет статус товара Таможенного союза.

При этом следует обратить внимание на определение таможенной стоимости, курс валют и ставки таможенных пошлин, налогов:

— При изменении таможенной процедуры таможенная стоимость определяется на день принятия таможенной декларации при первом помещении под таможенную процедуру, в данном случае под таможенную процедуру временного ввоза.

— При помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют определяются на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

В соответствии с ч. 3 ст. 284 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, установлена уплата процентов за отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей за период, когда применялось полное или условное освобождение.

Ниже приведена таблица, в которой сравниваются таможенные процедуры, под которые может быть помещено оборудование, ввозимое по договору международного финансового лизинга.







 

Таможенная процедура

выпуска для внутреннего

потребления

Таможенная процедура

временного ввоза

(допуска)

Таможенные платежи


Таможенные сборы,

таможенные пошлины и НДС

— Полное условное

освобождение.

— Подлежат уплате

периодические таможенные

платежи

Проценты за отсрочку

(рассрочку) уплаты

таможенных платежей


Не уплачиваются


Уплачиваются

Соблюдение запретов и

ограничений


Требуется

Без применения мер

нетарифного

регулирования

Операции

с оборудованием

Не допускается передача

во владение

(пользование)


Любые

Сроки ввоза

Неограниченны

Максимальный — 4 года

 

Совершенствование порядка ввоза лизингового оборудования в целях реализации клиентоориентированных механизмов функционирования таможенной службы

 

В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, предусмотрены меры повышения эффективности таможенного администрирования и оперативности применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ввозных пошлин на технику и оборудование.

Так, в ходе реализации указанной Концепции в отношении большей части ввозимого оборудования ставки ввозной таможенной пошлины обнулены. Например, в отношении плавучих полупогружных буровых установок для разведочного и эксплуатационного бурения нефтяных и газовых скважин глубиной до 7500 м и валовой вместимостью 54 450 установлена ставка таможенной пошлины в размере 0%.

Кроме того, отметим, что в соответствии со ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Правительство РФ своим Постановлением от 30.04.2009 N 372 утвердило Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. В случае если ввозимое технологическое оборудование включено в вышеуказанный Перечень, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза оно подлежит освобождению от обложения НДС.

Одной из приоритетных задач, которую ставит руководство страны, является модернизация экономики за счет инноваций. Создание новых предприятий, модернизация производства возможны только путем внедрения инноваций, что постепенно приведет страну к стабильному экономическому росту. В качестве меры по развитию базовых отраслей промышленности Концепцией выделяется совершенствование действующей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения предприятий.

Таможенная процедура временного ввоза (допуска) является таможенной процедурой, имеющей экономическое содержание. Это означает, что ее применение участниками внешнеторговой деятельности является стратегически важным для российской экономики и должно быть удобным для импортеров, осуществляющих ввоз оборудования.

Тот факт, что уплата периодических таможенных платежей должна производиться не реже чем раз в 3 (три) месяца, влечет за собой определенные неудобства и финансовые затраты. Кроме того, таможенная стоимость рассчитывается на день принятия таможенной декларации при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза. В соответствии с п. 2 ст. 214 ранее действовавшего Таможенного кодекса Российской Федерации декларант вправе был указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Теперь участники ВЭД такой возможности лишены, и в случае помещения временно ввезенного оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления за основу исчисления таможенных пошлин и налогов берется максимальная таможенная стоимость оборудования без учета износа оборудования за время эксплуатации.

Исходя из изложенного, автор исследования считает необходимым усовершенствовать порядок ввоза лизингового оборудования следующим образом:

— Предусмотреть полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов для предприятий, закупающих производственное оборудование по международным лизинговым контрактам. Данная мера снизит налоговое бремя для участников ВЭД и упростит для них процедуру уплаты таможенных платежей.

— Предусмотреть возможность при помещении временно ввезенного лизингового оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления уменьшить таможенную стоимость товаров с учетом их естественного износа при нормальных условиях использования (эксплуатации).

Таким образом, совершенствование механизмов ввоза лизингового оборудования на таможенную территорию Таможенного союза может быть осуществлено с учетом следующего:

Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза по договору международного финансового лизинга является одной из перспективных форм реализации государственных программ по модернизации экономики.

Создание инвестиционного климата в России оказывает непосредственное влияние на применение механизмов международного финансового лизинга в России.

В свою очередь, одним из факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в России, является совершенствование таможенного администрирования.

В целях создания благоприятных условий для импорта лизингового оборудования автор данной работы считает целесообразным предоставлять полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении оборудования, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза под таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

В случае изменения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) на таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо предоставить импортеру возможность уменьшения таможенной стоимости оборудования с учетом его износа при нормальных условиях использования (эксплуатации), т.е. определять таможенную стоимость не на дату временного ввоза, а на дату выпуска для внутреннего потребления.

Данные нововведения будут способствовать реализации клиентоориентированных механизмов функционирования таможенной службы и, как следствие, инвестиционной привлекательности лизинговой деятельности. Упрощение порядка определения таможенной стоимости и таможенной уплаты таможенных платежей при ввозе лизингового оборудования усилит лизинговую активность предприятий и приведет к повышению уровня развития экономики страны.

Февраль 2013 г.


Статьи по теме:

www.brokert.ru

ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — это… Что такое ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ?



ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
(англ. international leasing) –– предоставление лизингодателем материальных ценностей иностранному лизингополучателю в аренду на разные сроки. Одна из форм международного кредита. Л.м. применяется для стимулирования экспорта товаров. По мере интернационализации хоз. связей увеличиваются объем, сферы использования и совершенствуется техника операций Л.м. В качестве лизингодателей выступают в большинстве случаев не банки, а специализир. лизинговые компании, созд. банками совместно с др. коммерч. структурами. Сформировались многонац. лизинговые компании типа Orion leasing holding (Орион лизинг холдинг), созд. банками США, стран Западной Европы, Японии. Л.м., как правило, осуществляется за счет банковского кредита. Различают: краткосрочную (рентинг – англ. renting) и среднесрочную – до 3 лет (хайринг – англ. hiring) аренду стандартного оборудования, автомобилей, тракторов, вагонов и т.д.; средне- и долгосрочный лизинг. Своеобразие Л.м. по сравнению с обычной арендой состоит в след.: лизингополучатель одной страны выбирает объект сделки, а лизингодатель др. страны приобретает материальные ценности за свой счет; срок Л.м. меньше срока физич. износа оборудования; по окончании срока договора клиент может продолжить аренду по льготной ставке или купить имущество по остаточной стоимости. Мировой рынок лизинговых услуг отличается многообразием форм Л.м., динамичностью его показателей, расширением географии сделок. В рамках Л.м. клиенту предоставляется обширный пакет услуг, включая транспортировку, монтаж, технич. обслуживание, страхование, обеспечение запасными частями оборудования; консультации по тамож.


оформлению, налогообложению. Л.м. – гибкая форма кредитования иностр. инвестиций. Л.м. привлекателен еще тем, что не увеличивает объем внешней задолженности страны. Применяют Л.м.: стандартный, возвратный (продавец оборудования становится лизингополучателем), «мокрый» (с дополнит. услугами), «чистый» (лизингополучатель оплачивает все расходы по эксплуатации оборудования), возобновляемый (периодич. замена объекта более соверш. оборудованием) и др. Л.м. пользуется спросом на мировом рынке, т.к. взаимовыгоден для участников сделки. Гос-во поощряет развитие Л.м. в интересах стимулирования экономич. роста. Однако острая конкуренция на мировом рынке, несовпадение нац. законодательств, методики расчетов налогообложения создают трудности для развития Л.м. С целью устранения определ. юридич. препятствий к осуществлению Л.м., разработки единых правил гражданско-правовых и коммерческо-правовых аспектов Л.м. принята Конвенция о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988. Ее подписали: Гана, Гвинея, Нигерия, Филиппины, Объединенная Республика Танзания, Марокко, Франция, Чехословакия, Финляндия, Италия, Бельгия, США, Панама. Конвенция вступила в силу с 1 мая 1995 между Францией, Италией и Нигерией. Закон о присоединении России к Конвенции (1999) укрепил юридич. основу Л.м., что должно улучшить инвестиционный климат в России. Предстоит принятие Закона РФ «О лизинговой деятельности» с учетом изменений в законодательстве о земле, залоговом праве, ипотеке и т.д. Для развития Л.м. предусматривается упрощение процедуры пересечения арендуемого оборудования через границу, лицензирования операций, предоставление права лизинговым компаниям без лицензии ЦБ РФ осуществлять операции, связ. с движением капитала, выплатой процентов за отсроч. платежи

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика.
Под общ. ред. А.Г. Грязновой.
2002.

  • ЛИГАТУРА
  • ЛИЗИНГ ФИНАНСОВЫЙ

Смотреть что такое «ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ» в других словарях:

  • ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — договор аренды, заключаемый предприятиями и ор ганизациями разных стран. Характеризуется тем, что лизинговая фирма и поставщик находятся в разных странах. Словарь финансовых терминов …   Финансовый словарь

  • ЛИЗИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — форма лизинга, при которой лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Права и обязанности участников договора Л.м. регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормами национального законодательства …   Юридический словарь

  • Лизинг Международный — договор лизинга, заключаемый между компаниями из разных государств, согласно которому лизинговая компания приобретает оборудование и сдает его в аренду иностранному арендатору. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Лизинг международный — при осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации, причем, если: лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности… …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • лизинг международный — форма лизинга, при которой лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Права и обязанности участников договора Л.м. регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормами национального законодательства …   Большой юридический словарь

  • ЛИЗИНГ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ — вид финансового лизинга, заключаемый предприятиями и организациями разных стран. Лизинговая фирма покупает оборудование у иностранной (или национальной) фирмы и сдает его в аренду национальному (или иностранному) арендатору …   Большой экономический словарь

  • Международный ЛИЗИНГ — получил развитие в сфере, находящейся на стыкенаучно технической, инвестиционной и внедренческой деятельности. Лизин говые организации могут быстро и комплексно удовлетворить нестандартные потребности в уникальных видах техники, приборов, сырья и …   Финансовый словарь

  • ЛИЗИНГ — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга (см. Договор финансовой аренды) физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях,… …   Юридический словарь

  • Лизинг Экспортный — См. Лизинг международный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга (см. договор финансовой аренды) физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях,… …   Большой юридический словарь

finance_loan.academic.ru

Международный лизинг

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.П.ОГАРЕВА

Юридический факультет

Кафедра государственного им муниципального управления

РЕФЕРАТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ

Выполнил: студент 506 гр. специальности «Государственное и муниципальное управление»

Проверила: Рябова С.Г.

САРАНСК 2002

Введение.. 2

1. Характеристика международного лизинга.. 3

1.1. Понятие международного лизинга. 3

1.2. Схема международных лизинговых отношений. 5

1.2. Классификация сделок международного лизинга. 6

2. Регулирование международного лизинга.. 8

2.1. Вопросы права, применимого к сделкам международного лизинга. 8

2.2. Аспекты российского валютного контроля. 10

2.3. Таможенное регулирование лизинговых операций. 12

2.4. Налоговые аспекты международных лизинговых сделок в России. 14

3. Страхование.. 17

3.1. Риски осуществления сделок международного лизинга. 17

3.2. Способы снижения рисков при осуществлении лизинговых сделок. 19

Введение

Коренная реструктуризация экономики любой страны невозможна без активизации инвестиционных процессов в стране. Возможности осуществления значительных реальных инвестиций за счет инвестиционных займов, государственных капвложений и самоинвестиций, по известным причинам, весьма ограничены. Это определяет особую роль международного финансового лизинга, как важного механизма финансирования вложений в производственные активы. Инвестиционные займы и финансовый лизинг являются основными механизмами взаимодействия финансового и производственного капитала, способами превращения финансовых инвестиций в реальные инвестиции. Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения денежных средств. Поскольку лизинг является одной из форм инвестиционной деятельности, то известные и общепринятые экономические методы оценки инвестиций применимы в анализе и планировании лизингового процесса. За долгие годы сформулированы, доказаны в теории и многократно проверены на практике строгие правила, выполнение которых обеспечивает достоверность полученных в ходе экономического анализа результатов. Конечно же, международный лизинг, как способ финансирования инвестиций имеет свои особенности и поэтому, специально для организации и проведения лизинга нужно разрабатывать методики.

О перспективности лизинга и необходимости его дальнейшего развития для российской экономики сегодня уже никто не спорит. Но в настоящий момент у отечественных предприятий существует значительная потребность в технологическом оборудовании иностранного производства. Поэтому зачастую партнером российской фирмы в рамках лизинговой сделки выступает иностранная лизинговая компания, что сопровождается, как правило, использованием в качестве применимого к лизинговой сделке права законодательства страны-лизингодателя. Когда речь идет о таком инвестиционном товаре, как оборудование, то в современных условиях важным является не только приобретение оборудования с высокими технико-экономическими характеристиками, но и финансовые условия сделки на предлагаемое оборудование. Лизинг в отличие от купли-продажи оборудования дает возможность пользоваться оборудованием, то есть получить его в экономическую собственность без его приобретения в юридическую собственность. При этом оплата пользования оборудованием, как это характерно для арендных отношений, рассредоточена во времени, при финансовой аренде это время может совпадать со сроком амортизации оборудования. В связи с этим будет полезным рассмотреть отдельные моменты сделок международного лизинга, непосредственно оказывающие влияние на принятие решений сторон лизинговых соглашений. В частности в данной работе затронуты вопросы, касающиеся регулирования международного лизинга в России, обеспечения гарантий участников сделок, а также подробно изучены подходы к расчетам лизинговых платежей и определения эффективности импортных арендных отношений по сравнению с альтернативным источником финансирования проекта. Экономика обычно рассматривает сравнение лизинга с вариантом приобретения через кредит. Сравнение может быть сведено к такому показателю, как поток денежных средств конечного заемщика при лизинг

mirznanii.com

Международный лизинг

Содержание

Введение

Глава I

Международный лизинг: сущность и его основные виды

1.1 Возникновение лизинга как формы международного инвестиционного сотрудничества

1.2 Правовые основы реализации международного лизинга

1.3 Основные виды и особенности платежей по лизингу

Глава II Анализ международных и казахстанских лизинговых операций

2.1 Регулирование и страхование международного лизинга

2.2 Международный лизинг на современном этапе

2.3 Анализ казахстанского лизинга

Глава III Перспективы и проблемы международного лизинга

3.1 Современные проблемы

3.2 Прогнозные оценки казахстанского лизинга

3.3 Оценка перспектив международного лизинга

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

Коренная реструктуризация экономики любой страны невозможна без активизации инвестиционных процессов в стране. Возможности осуществления значительных реальных инвестиций за счет инвестиционных займов, государственных капвложений и самоинвестиций, по известным причинам, весьма ограничены. Это определяет особую роль международного финансового лизинга, как важного механизма финансирования вложений в производственные активы.

Инвестиционные займы и финансовый лизинг являются основными механизмами взаимодействия финансового и производственного капитала, способами превращения финансовых инвестиций в реальные инвестиции. Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения денежных средств. Поскольку лизинг является одной из форм инвестиционной деятельности, то известные и общепринятые экономические методы оценки инвестиций применимы в анализе и планировании лизингового процесса. За долгие годы сформулированы, доказаны в теории и многократно проверены на практике строгие правила, выполнение которых обеспечивает достоверность полученных в ходе экономического анализа результатов. Конечно же, международный лизинг, как способ финансирования инвестиций имеет свои особенности и поэтому, специально для организации и проведения лизинга нужно разрабатывать методики.

О перспективности лизинга и необходимости его дальнейшего развития для российской экономики сегодня уже никто не спорит. Но в настоящий момент у отечественных предприятий существует значительная потребность в технологическом оборудовании иностранного производства. Поэтому зачастую партнером российской фирмы в рамках лизинговой сделки выступает иностранная лизинговая компания, что сопровождается, как правило, использованием в качестве применимого к лизинговой сделке права законодательства страны-лизингодателя. Когда речь идет о таком инвестиционном товаре, как оборудование, то в современных условиях важным является не только приобретение оборудования с высокими технико-экономическими характеристиками, но и финансовые условия сделки на предлагаемое оборудование.

Лизинг в отличие от купли-продажи оборудования дает возможность пользоваться оборудованием, то есть получить его в экономическую собственность без его приобретения в юридическую собственность. При этом оплата пользования оборудованием, как это характерно для арендных отношений, рассредоточена во времени, при финансовой аренде это время может совпадать со сроком амортизации оборудования. В связи с этим будет полезным рассмотреть отдельные моменты сделок международного лизинга, непосредственно оказывающие влияние на принятие решений сторон лизинговых соглашений. В частности в данной работе затронуты вопросы, касающиеся регулирования международного лизинга в Республике Казахстан, обеспечения гарантий участников сделок, а также подробно изучены подходы к расчетам лизинговых платежей и определения эффективности импортных арендных отношений по сравнению с альтернативным источником финансирования проекта. Экономика обычно рассматривает сравнение лизинга с вариантом приобретения через кредит. Сравнение может быть сведено к такому показателю, как поток денежных средств конечного заемщика при лизинге и кредите.

Достоверная оценка эффективности того или иного проекта необходима не только аналитикам банков, инвестиционным фондам и другим финансовым институтам, которые будут эти проекты анализировать и решать вопрос, стоит ли под них выделять лизингодателю финансовые ресурсы для закупки оборудования. Прежде всего, эти проекты необходимы самому предприятию (лизингополучателю), экономисты которого должны готовить инвестиционные проекты, а потом заниматься их реализацией. При всех прочих благоприятных показателях инвестиционного проекта лизингополучатель никогда не сможет его реализовать, если не докажет эффективность использования взятого в лизинг оборудования.

Глава
I

Лизинговая сделка — совокупность договоров, необходимых для реализации лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. В состав лизинговой сделки, помимо самого договора лизинга, могут входить договор поручения по подбору продавца оборудования и поиску дополнительного кредитора, договор о страховании, договор о доставке, монтаже и обслуживании оборудования и другие, необходимые услуги. Эти договоры заключаются как между участниками лизинговой сделки, так и с привлекаемыми для этого сторонними предприятиями.

Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга
в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число задействованных стран. Главный критерий принадлежности сделки лизинга к сделке международного лизинга заключается в том, являются ли лизингодатель и лизингополучатель резидентами одной страны.

Выгодность применения сделок международного лизинга — в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя. Сделки международного лизинга также являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в свою очередь, получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки.
Передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволяет привлечь более дешевые денежные средства от иностранных финансовых учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в какую-либо страну.

Несомненным преимуществом международного лизинга для страны арендатора является тот факт, что сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете национальной задолженности, т. е. появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным странам. Кроме того, лизинг обеспечивает общее повышение конкуренции между источниками финансирования и уровня капиталовложений.

1.1
История возникновения лизинга

Принято считать, что все экономико — правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.

Действительно, идея лизинга далеко не нова, хотя термина «лизинг» (lease) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 — 322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в «Риторике»: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Иными словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое — либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.

Арендные (лизинговые) сделки были известны и во времена, много предшествовавшие IV веку до н. э., то есть годам, когда жил Аристотель. Они заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге «Школа европейского лизинга», еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли

mirznanii.com

Участие России в международных лизинговых сделках

Совместное предпринимательство

В настоящее время в общем объеме лизинговых операций в России значительную долю составляют международные сделки. По данным Рослизинга, объем международного лизинга в России в 1996 г. вырос в восемь раз по сравнению с 1995 г Вначале 1997 г. на рынке присутство­вали лизингодатели из 15 стран. Основными предметами сделок меж­дународного лизинга становятся преимущественно строительное обо­рудование, компьютеры, телекоммуникационное оборудование, стан­ки и различные транспортные средства (легковые автомобили, автобу­сы, трейлеры, грузоподъемники).

Участие российских предприятий в международном лизинге спо­собствует активизации внешнеэкономических связей, в частности вос­становлению разрушенных производственных связей как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья. Это подтверждает практика выхо­да на зарубежный рынок с помощью лизинговых сделок авиакомпаний России. Так, в Иране уже используется ряд самолетов Ту — 154М. Ихус — пешная эксплуатация позволила Кипрской лизинговой компании «Эй — Эл-Эс», занимающейся поставкой российских самолетов иранским лизингополучателям, подписать дополнительные контракты с самарс­ким авиазаводом на поставку «Туполевых», самолетов Як-42Д, атакже новых перспективных российских машин.

В лизинговых сделках на рынке России участвует ряд иностранных компаний. Японские компании специализируются на поставке обору­дования для рыбоперерабатывающих предприятий, датские компании направляют сельскохозяйственную технику, американские — авиаци­онную технику. На российском рынке также успешно работают такие крупные компании, как«Даф», «Вольво», «Ивеко», которые предостав­ляют в лизинг автотранспорт для российских предприятий через свои филиалы и дочерние компании.

С развитием интеграционных связей между Россией и странами СН Г усиливается тенденция к росту объемов лизинговых операций в этих странах. Эта тенденция объясняется, прежде всего, тем, что меж­государственные лизинговые отношения способствуют активизации производственного и инвестиционного сотрудничества, ведению со­вместного предпринимательства. В условиях дефицита финансовых ресурсов лизинг позволяет повысить конкурентоспособность продук­ции субъектов лизинга, обеспечить решение структурно-инвестици­онных задач,

В России и других странах СНГ осуществляется ряд мер, направ­ленных на совершенствование механизма межгосударственного лизин­га. Основой для развития межгосударственного лизинга является под­писание 25 ноября 1998 г. Конвенции о межгосударственном лизинге в СНГ. На правовой базе этой конвенции была создана Лизинговая кон­федерация СНГ, в состав которой входят национальные ассоциации лизинга Белоруссии, России и Украины. Конфедерация открыта для всех лизинговых компаний и ассоциаций СНГ.

Лизинговая конфедерация СНГ призвана способствовать акти­визации интеграционных процессов в финансовой хозяйственной деятельности; созданию единой нормативно-правовой базы меж­государственного лизинга; развитию и укреплению экономичес­кого и технического потенциала; предоставлению и защите общих

Финансовых, имущественных, интеллектуальных и иных интере­сов и прав.

По статусу Конфедерация является некоммерческим объединени­ем. Она оказывает услуги на возмездной и безвозмездной основе, осу­ществляет деятельность на базе принципов суверенитета государств — участников СНГ, юридического равенства и недискриминации, верхо­венства закона, эквивалентного обмена и свободы межгосударствен­ной лизинговой деятельности.

К основным направлениям деятельности Конфедерации относят­ся:

♦ разработка совместно с органами межгосударственного управле­ния важнейших направлений и программ развития лизинга в СНГ;

♦ проведение семинаров, конференций, выставок, деловых встреч, а также организация подготовки и переподготовки кадров в области межгосударственной лизинговой деятельности;

♦ оказание членам Конфедерации помощи в юридических и пра­вовых вопросах;

♦ осуществление информационного обеспечения и издательской деятельности по вопросам межгосударственного лизинга.

В состоявшемся в декабре 2000 г. в Москве Первом лизинговом кон­грессе СНГ приняли участие представители национальных лизинго­вых ассоциаций Белоруссии, России, Украины, лизинговых компаний Финляндии, Турции, Дании и Эстонии, министерств и ведомств, веду­щих лизинговых компаний и банков. На конгрессе отмечалось, что в 1999 г. в мире при помощи лизинга были профинансированы сделки по приобретению оборудования и машин на сумму в 400 млрд долл. Прогнозируемый объем лизинговых сделок в СНГ составляет более 4 млрд долл. в год. Участники конгресса выразили уверенность в том, что лизинг может стать действенным механизмом межгосударственно­го инвестиционного взаимодействия, способствующего интеграцион­ным процессам и выходу стран СНГ из экономического кризиса.

Между тем для развития международного лизинга необходимо ре­шить еще немало проблем, которые снижают экономическую эффек­тивность лизинговых операций. По мнению экспертов, первой и наи­более существенной проблемой, которая встает перед участниками международных лизинговых сделок, является их двойное обложение налогом на добавленную стоимость (НДС), который начисляется на стоимость самого оборудования при ввозе его на таможенную террито­рию Российской Федерации, а также на стоимость собственно лизин­говых услуг, предоставляемых по международному договору лизинга. Двойное начисление НДС на международные лизинговые операции приводит к тому, что при прочих равных условиях получение одного и

Того же импортного оборудования по лизингу обходится российскому предприятию на 20% дороже его обычной покупки. Кроме того, рос­сийский лизингодатель не имеет прямой возможности для возмеще­ния этих дополнительных 20% стоимости оборудования.

Другой серьезной проблемой при реализации международных ли­зинговых операций является необходимость получения российским лизингополучателем специальной лицензии ЦБР для беспрепятствен­ного перевода лизинговых платежей в иностранной валюте зарубежно­му лизингодателю. Необходимость получения такой лицензии значи­тельно усложняет и затягивает заключение международных лизинго­вых сделок.

Несмотря на отмеченные проблемы, многие зарубежные лизинго­вые компании высоко оценивают перспективы российского рынка ли­зинга и стремятся закрепиться на нем. Одним из путей преодоления существующих сегодня сложностей при реализации международных лизинговых операций является создание в России дочерних фирм-ре — зидентов или участие в капитале российских лизинговых компаний. Осуществление лизинговых сделок через контролируемую компанию, имеющую статус российского юридического лица, помогает решить некоторые проблемы налогового и юридического характера. Если дан­ная компания самостоятельно осуществляет закупки оборудования для последующей его передачи в лизинг, а не выступает в качестве простого посредника по операциям сублизинга, то тем самым решается вопрос о возмещении НДС, а также расширяются возможности получения дополнительных налоговых льгот.

Понятно, что действующие в России зарубежные и подконтроль­ные им отечественные лизинговые компании заинтересованы в про­движении на наш рынок импортного оборудования. Некоторые из них имеют порой очень узкую специализацию, занимаясь передачей в ли­зинг определенных видов оборудования, например, компьютеров или средств связи. В свою очередь, российские предприятия заинтересова­ны в получении по лизингу самого разнообразного оборудования и техники.

Но не стоит забывать, что отечественные производители в состоя­нии выпускать конкурентоспособные машины и оборудование, экс­порт которых из России мог бы осуществляться на условиях лизинга. В этом отношении опыт работающих на нашем рынке иностранных ли­зинговых компаний, безусловно, полезен и должен быть учтен россий­скими лизингодателями.

В мировой практике находят применение самые разнообразные виды лизинга. В зависимости от количества участников сделки различают прямой и косвенный лизинг. Прямой лизинг имеет место в том случае, когда лизингодатель одновременно …

Лизинг особо выгоден для предприятий, сфера деятельности кото­рых зависит от резких сезонных колебаний спроса на товары или услуги (транспорт), условий производства (сельское хозяйство) либо связана с изменениями географии работ (строительство). …

Утвердившись в 60—70-е годы на внутренних рынках большинства стран, лизинговый бизнес стал быстро приобретать международный характер. Развитию международного лизинга способствовало, с одной стороны, стремление ведущих лизинговых компаний к расширению операций …

msd.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о