Международный лизинг в россии – Вы точно человек?

Содержание

Международный лизинг | ООО «Альфа-Лизинг»

Налоговый аспект

Для оценки налоговых последствий международного лизинга необходимо определить место реализации данной услуги согласно действующего российского законодательства. Так как в случае, если местом реализации услуги становится РФ, лизингополучатель вынужден оплачивать НДС два раза, а именно: при ввозе имущества и при оплате периодических лизинговых платежей.

Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации. Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ. Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.

Местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, если:

  • местом осуществления деятельности лизингополучателя движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, является территория России;
  • предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории России.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению любого оборудования в лизинг, а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, облагается НДС в любом случае. Поэтому международный лизинг таких объектов — крайне редкая ситуация.

При международном лизинге лизингодателем является иностранная организация, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное российское представительство), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся доходы от лизинговых операций. Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

В частности, налог на прибыль с лизинговых платежей не удерживается на территории Российской Федерации согласно положениям Соглашений между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр, Германии, Финляндии, Швейцарской Конфедерации, Канады, Украины, Турецкой Республики, Республики Польша, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и т.д., при условии что предмет лизинга — движимое имущество и на территории Российской Федерации отсутствует постоянное представительство лизингодателя.

Таможенный аспект

При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).

Несмотря на то что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации — лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем. Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается (п. п. 2 — 4 ст. 211 ТК РФ).

При этом таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ (ст. 160), в т.ч. предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров (п. п. 1 и 2 ст. 210 ТК РФ).

Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация — лизингополучатель.

По общему правилу при ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российские организации — лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с пп. 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 ТК РФ ввозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России (пп. 4 п. 1 ст. 146 и пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление. Однако, как уже было указано, применение режима временного ввоза влечет полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Полное освобождение возможно, если временный ввоз товаров не наносит существенный экономический ущерб Российской Федерации. Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определялся Постановлениями Правительства, а с недавнего времени решениями комиссии таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана.

В 2012 утратило силу постановление 147 от 2003 года, в рамках которого долгое время полным освобождением от таможенных пошлин в рамках постановления пользовался автотранспорт, используемый для международных перевозок. Документ предоставлял в отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

В настоящий момент полным освобождением от таможенных платежей пользуется перечень уникального оборудования, утверждаемого ежегодно, а также большинство самолетов.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

При расчете объема таможенных платежей могут возникнуть проблемы с определением размера таможенной пошлины, поскольку законодательство в настоящее время не содержит четких предписаний о порядке определения таможенной стоимости товаров, передаваемых по договору лизинга. Зачастую лизингополучатели при ввозе предметов лизинга используют первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), т.к. он является наиболее выгодным, поскольку позволяет учесть реальную цену товара и затраты на его приобретение. Таможенные органы нередко оспаривают возможность применения первого метода и необходимость использования шестого метода (резервного) при определении таможенной стоимости предмета лизинга, объясняя это особенностями лизинговых отношений (Письмо ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386).

Режим временного ввоза должен быть завершен либо вывозом оборудования с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением под иной таможенный режим. Действующим законодательством не установлен строгий порядок завершения режима временного ввоза, однако следует учитывать необходимость четкого соблюдения сроков возможности применения данного таможенного режима (два года, а в некоторых случаях — 34 месяца).

Рекомендации

Помимо обязанности уплачивать НДС со стоимости предмета лизинга в составе таможенных платежей, которые впоследствии можно принять к вычету, у лизингополучателя возникает необходимость выступать в качестве налогового агента лизингодателя по НДС при уплате лизинговых платежей (ст. ст. 148, 161, 174 НК РФ). А именно удержать из суммы, причитающейся иностранному лизингодателю, сумму НДСа. Таким образом, для лизингополучателя сделка автоматически становится дороже на 18%. При этом лизингодатель должен быть осведомлен о том, что график лизинговых платежей должен быть построен с учетом обязанности клиента удержать требуемый законом размер налога. В противном случае нерезидент просто недополучит существенную часть платежей, на которые он рассчитывал. Данное обстоятельство приводит к тому, что такая форма международного лизинга невыгодна ни одной из сторон сделки и не распространена на практике.

Для того, чтобы второй раз не платить нерезиденту НДС от стоимости имущества, необходимо, чтобы стоимость имущества была всегда выделена отдельно в договоре лизинга. Это позволит при оплате лизинговых платежей избежать двойного налогообложения. Услуги или лизинговой вознаграждение нерезидента должно включать уже российский НДС 18%, так как налоговым агентом будет лизингополучатель и именно он будет удерживать эти суммы и оплачивать в бюджет.

Чтобы на платить налог на прибыль за иностранное юрлицо иностранная организация должна представить российскому лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения. Данный документ должен быть заверен уполномоченным органом страны инкорпорации компании. Свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п. не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. Таким образом, если организация-лизингодатель представит лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, налог на прибыль при выплате дохода у нее не удерживается. В случае отсутствия такого подтверждения российская организация будет являться налоговым агентом в соответствии со ст. 310 НК РФ.

alfaleasing.ru

Международный лизинг — что представляет собой, преимущества и недостатки, виды

Евгений Смирнов
#
Бизнес-словарь

Подробно о международном лизинге

Международный лизинг – это предоставление лизинговой компанией материальных ценностей иностранному получателю в аренду на определенный срок с последующей передачей права собственности.

  • Основные субъекты
  • Виды международного лизинга
  • Финансовый лизинг
  • Возвратный лизинг
  • Леверидж
  • Другие виды
  • Значение международного лизинга
  • Условия получения
  • Процедура оформления
  • Особенности лизингового договора
  • Процентные ставки по лизингу
  • Документы для оформления лизингового соглашения
  • Отличия от других форм финансирования

Международный лизинг – это сделка, в которой принимают участие лизинговые компании и хозяйствующие субъекты двух и более государств.

Лизинг – это двустороннее соглашение, в результате которого лизингодатель передает получателю лизинга право пользования предметом в обмен на платежи, предусмотренные в договоре.

Основные субъекты

Согласно нормам международного права, субъектный состав лизинговых правоотношений сложный и включает в себя:

  • Лизингодателя – субъект предпринимательской деятельности, включая банковские и небанковские финансовые учреждения, который передает в пользование объекты лизинга на основе соответствующего договора. В соглашении обязательно указывается, на какой срок и каких условиях предоставляется предмет лизинга.
  • Получатель – физическое или юридическое лицо, которое согласно договору лизинга принимает в пользование товар за определенную плату и на заранее оговоренный срок.
  • Продавец – физическое или юридическое лицо, которое изготавливает имущество (оборудование, технику и т. д.) и продает его.

Если договор лизинга является международным, то существует три возможных варианта применения законов к нему:

  • Законы определенной страны, которая заранее или после подписания соглашения была выбрана обеими сторонами. Никаких ограничений здесь не существует, однако большинство современных лизинговых договоров построены на выборе британского законодательства.
  • Конвенция УНИДРУА о международном лизинге используется в случаях, если лизингодатель и получатель находятся в странах, которые подписали данное соглашение.
  • Если же стороны не являются резидентами государств, подписавших УНИДРУА и не могут прийти к общему знаменателю касательно выбора определенного права, то используется законодательство страны-лизингодателя.

Договор международного лизинга включает в себя условия о предоставлении дополнительных услуг или проведению определенных работ еще до начала пользования предметом лизинга.

К примеру, самолеты, полученные на основе лизинга, еще до передачи подвергаются техническому обслуживанию. Это позволяет сохранить целостность и работоспособность авиатехники.

Виды международного лизинга

Международный лизинг дифференцируется в зависимости от форм организации сделки, особенностей платежа и других критериев.

Финансовый лизинг

Лизинговая сделка, представляющая собой операцию по покупке определенного имущества в собственность с целью его сдачи в аренду. Срок сдачи во временное пользование обычно приравнивается сроку эксплуатации, что позволяет лизингодателю в полной степени покрыть свои расходы и получить прибыль. В течение срока договора получатель выплачивает ежемесячно (ежеквартально или ежегодно) определенную сумму.

Возвратный лизинг

Одна из самых интересных форм международного лизинга, представляющая собой двухстороннюю сделку с резидентами разных государств. Особенность состоит в том, что получатель лизинга является и поставщиком товаров или услуг. Другими словами, владелец оборудования продает его лизинговой компании, а потом заключает с ней договор на этот же товар. Это позволяет покрыть недостачи бюджета и продолжить свою деятельность.

Леверидж

Модель леверидж-лизинга является одной из самых сложных форм финансирования и используется для реализации крупномасштабных проектов. В основном такая форма предоставления средств применяется для крупных капитальных проектов, рассчитанных на десятки лет. Это может быть предоставление оборудования для гидроэлектростанций, морских платформ для добычи нефти или установок для бурения газа.

Специфика левериджа состоит в наличии множества сторон сделки: нескольких акционеров, кредиторов и продавцов.

Преимущества данного вида международного лизинга для отдельно взятых государств неоспоримы, ведь они позволяют привлечь дополнительный капитал в страну. Благодаря этому можно увеличить линейку инвестиционных продуктов, что благотворно скажется на финансовом рынке и экономике в целом. Среди главных достоинств можно отметить следующие:

  • Использование налоговых льгот. Если провести грамотное структурирование сделки в рамках одного проекта, то можно рассчитывать на льготы сразу в двух или более странах (в зависимости от количества сторон).
  • Возможность сэкономить до 20% средств в сравнении с другими формами международного финансирования.
  • Возможность использовать при разработке проекта элементов от иных моделей – торгового финансирования, факторинга или фортфейтинга. Это существенно упрощает и ускоряет оборот средств, что будет несомненным преимуществом для любого инвестиционного проекта.
  • В качестве залогового имущества используется сам предмет лизинга, а не другие активы.
  • Возможность увеличить финансовую поддержку для конечного получателя при применении механизма синдикации.

Другие виды

В зависимости от формы платежей выделяют:

  1. Лизинг с денежным платежом, где выплаты производятся в денежной форме.
  2. Компенсационный – расчет происходит товарами, которые производятся на полученном в аренду имуществе.
  3. Смешанный – часть платежей выплачивается в денежной форме, а часть – товарами или услугами.

Международный лизинг делится на виды также на основе объема обслуживания получаемого в аренду имущества:

  • Чистый – отношения, при которых техническое обслуживание оборудования или любого другого актива производит получатель. Расходы на эти мероприятия не включаются в договор.
  • Мокрый – предполагает техническое обслуживание техники, оборудования или другого имущества лизингодателем. Соглашение также может предусматривать обязанности по подготовке квалифицированного персонала, поставке сырья и т. д.

Большой объем соглашений международного лизинга контролируется транснациональными корпорациями и банками, которые имеют дочерние лизинговые фирмы с широкой сетью зарубежных филиалов и представительств.

Значение международного лизинга

Сегодня лизинг – удобный инструмент инвестиционной политики, имеющий огромное значение для развития производства, особенно в периоды застоя экономии. Кроме того, он позволяет стимулировать научно-технический прогресс и обеспечить развитие национальной экономики.

Использование международного лизинга в экономике определенной страны особенно полезно в случаях дефицита капиталовложений, когда национальные предприятия не имеют достаточно собственных средств для инвестиций в производство. Данная форма финансирования также особенно актуальна при отсутствии поддержки со стороны государства.

Условия получения

Условия оформления каждой сделки зависят от целого ряда факторов, среди которых:

  • международные договоры, регулирующие инвестиции и таможенный режим между странами;
  • законодательные акты государств касательно лизинговой деятельности;
  • особенности сторон сделки: их резидентность, наличие акционеров и т. д.

Кроме того, на условия получения имущества в лизинг оказывают влияние и требования лизингодателя: сроки, проценты, максимальная сумма и иные параметры.

Процедура оформления

Процесс оформления лизинговой сделки зависит, в первую очередь, от ее вида и может проводиться в несколько этапов. Обычно при международном лизинге сотрудничество сторон происходит следующим образом:

  1. Получатель лизинга подбирает себе партнера на основе существующих на рынке предложений и отправляет заявку на сотрудничество.
  2. Лизингодатель проводит первичную оценку платежеспособности компании, изучает ее деятельность, страну базирования и другие параметры. Для этого может понадобится пакет документов от получателя.
  3. Лизингодатель, если необходимо, обращается в банк в стране нахождения для получения заемных средств на приобретение оборудования или любого другого имущества.
  4. После получения кредита оформляется контракт с поставщиком.
  5. Лизингополучателю отправляется товар, а лизингодатель расплачиваться за него с производителем или поставщиком.
  6. Вместе с заключением соглашения также составляется договор страхования.

После этого получатель каждый месяц (или любой другой оговоренный срок) перечисляет платеж на счет лизингодателя.

Особенности лизингового договора

Договор международного лизинга должен включать в себя все условия и положения проведения операции, а также данные каждой из сторон, принимающих участие в сделке.

Стандартный контракт имеет такие разделы:

  • информация об объекте сделки;
  • данные всех сторон соглашения, включая страну базирования, юридические адреса и контактные телефоны;
  • описание сроков поставок, выплат и процентов;
  • права участников сделки, возможные риски и обязанности;
  • информация о страховании предмета лизинга;
  • финансовый план, включающий в себя график выплат;
  • условия досрочного погашения или расторжения контракта.

Процентные ставки по лизингу

Международным лизингом чаще всего пользуются компании, которые желают получить более лояльные условия финансирования, чем предложения отечественных банков.

Гораздо выгоднее покупать иностранное оборудование в лизинг в стране, где юридически зарегистрирован и работает лизингодатель.

Особенность лизинга состоит в том, что здесь нет средних ставок по рынку: все моменты, включая график погашения, оговариваются индивидуально сторонами сделки и зависят от целого ряда факторов.

Документы для оформления лизингового соглашения

Основным документом является соглашение международного финансового лизинга, включающий в себя все условия сотрудничества. Кроме того, в лизинге используются и другие документы, среди которых:

  • контракт на покупку имущества лизингодателем у производителя;
  • договор на получение заемных средств;
  • акты приема-передачи товаров или услуг.

Получатель лизинга также должен будет предоставить пакет документов для подтверждения его платежеспособности, юридического статуса и т. д.

Отличия от других форм финансирования

Международный факторинг и лизинг – формы финансирования, целью которых является привлечение средств для деятельности компании. Однако каждая сделка имеет свои особенности:

Международный факторингМеждународный лизинг
При составлении соглашения принимается во внимание платежеспособность клиентов поставщикаПроводится анализ платежеспособности и финансовой устойчивости самого клиента
Предмет договора – передача задолженности покупателя факторуПредмет договора – задолженность за аренду имущества

Основное отличие внутреннего лизинга и международного состоит в том, что в первом случае обе стороны являются резидентами России, а во втором – одна из сторон работает на территории другого государства.

Для того чтобы понять выгоды использования международного лизинга в сравнении с привлечением собственного капитала или кредита, можно провести следующее сравнение:

Форма кредитованияПлюсыМинусы
Международный лизингВозможность получения индивидуальных условий по выплате, а также дополнительных льгот при условии полного выкупа имущества в будущем.Повышение себестоимости при производстве определенной продукции.
Собственные средства компанииВозможность самостоятельно искать поставщиков на рынке. Нет никаких комиссий, платежей и переплат.Необоснованные затраты могут привести к вынужденному снижению объемов производства.
КредитНет комиссионных выплат посреднику.Повышенные выплаты, отсутствие долгосрочных программ кредитования.

Международный лизинг часто сравнивают с арендой. Несмотря на то что оба договора представляют собой финансовую аренду, они имеют целый ряд отличий:

Международный лизингАренда
Производитель имущества одновременно является субъектом лизинговых отношений.Продавец или производитель не принимает непосредственного участия в сделке.
Имущество покупается для того, чтобы передать его в лизинг. Обычно это указывается в контракте купли-продажи.Имущество покупается заранее.
Право выбора имущества и партнера принадлежит получателю лизинга.Арендатор выбирает имущество на основе предложений рынка, а партнер прилагается к товару.
Получатель лизинга имеет частичные права покупателя (может направлять жалобы и т. д.)Арендатор не имеет никаких связей с производителем.
Лизингодатель не несет ответственности за недостатки товаров, которые не позволяют использовать их в полной степени.Арендодатель обязан устранять любые проблемы, которые мешают использовать имущество.
Получатель лизинга продолжит выплачивать средства лизингодателю даже в случае, если имущество будет уничтожено без его вины.Арендатор не должен платить за использование имущества при его случайном уничтожении (если иное не прописано в договоре).

Таким образом, международный лизинг – это предоставление лизинговой компанией материальных ценностей иностранному получателю в аренду на определенный срок с последующей передачей права собственности. Основное достоинство данной формы финансирования состоит в возможности сократить расходы на покупку имущества иностранного производства.

Единственным недостатком является сложная процедура оформления из-за множества препятствий со стороны внутреннего законодательства стран.

Понравилась статья?

Оценить статью

на основе оценок; рейтинг — из 5

Поделись в соц.сетях

Добавить комментарий

Вам понравится

delen.ru

Место России на международном рынке лизинга

Библиографическое описание:

Зундэ В. В., Дудакова Л. Г., Савченко В. А. Место России на международном рынке лизинга // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/archive/174/45827/ (дата обращения: 18.11.2019).



В статье рассматриваются основные проблемы развития лизинга в России. Исследуются основные проблемы, препятствующие результативному использованию лизинга в функционировании российских предприятий. Так же разработаны направления, позволяющие сконцентрироваться на достижении результативных показателей, для того чтобы занять лидирующие позиции на рынке машиностроительной продукции.

Ключевые слова: лизинг, инвестиции, источники финансирования организаций, проблемы лизинга, лизинговый рынок, перспективы лизинга, машиностроение

The article considers the basic problems of development of leasing in Russia. Examines the main issues hindering effective use of leasing in the functioning of the Russian enterprises. The same developed directions, allowing you to concentrate on achievement of result indicators, in order to take a leading position on the leasing market of engineering products.

Key words: Leasing, investments, sources of financing, leasing, leasing market, leasing prospects, mechanical engineering

Лизинг — эффективный рыночный финансовый инструмент, позволяющий обновить фонды огромному кругу малых и средний предприятий в машиностроительном комплексе. Одним из факторов, которые препятствуют экономическому росту, является изношенность основных фондов российских предприятий. Процесс их обновления финансируется за счет нераспределенной прибыли организаций и сдерживается в основном за счет нехватки доступного заемного капитала. Однако в развитии лизинга есть ряд проблем, которые препятствуют результативному использованию лизинга в российских предприятиях. Поэтому некоторыми аналитиками развитие лизинга в России оценивается весьма позитивно.

В 2016 году Россия показала наибольшие темпы сокращения объема лизинговой деятельности среди 15 крупнейших лизинговых рынков Европы. Помимо сокращения российского рынка в рублевом эквиваленте (-20 % за 2015 год) сильное ослабление рубля привело к сжатию объема лизинга почти на 40 % в прошлом году (см. рисунок 1). В результате с 2015 года Россия спустилась с четвертого на 11-е место. По объему лизингового портфеля на 01.01.2017 Россия занимает шестое место среди европейских стран, а годом ранее пятое [1].

В настоящее время препятствия развитию лизинга машиностроительной продукции можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера — такие как несовершенство законодательных норм в области лизинга; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики — то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, которые связанны исключительно с «юностью» российского рынка лизинга.

Проблемы и возможные пути решения развития лизинга в России, представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Проблемы лизинга

Пути их решения

1

Проблемы в законодательстве:

вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

В части дефолтов лизингополучателей

Необходимо закрепить положение о том, что во время судебных процедур объект лизинга должен находиться у лизингодателя

2

Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках

Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую практику

3

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей от лизингополучателя

Законодательно закрепить право изъятия объекта лизинга без судебных процедур

4

Ограниченный доступ лизинговых компаний к инвестиционным ресурсам

Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков.

Необходимо развитие банковской системы, в целях перехода к кредитованию в западных банках, а также снижение ставки рефинансирования

5

Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга

Введение министерством образования специальности «Лизинг», либо предмета «Лизинг» в учебном плане

Основной целью управления финансовым лизингом является привлечения предприятием заемного капитала для минимизации потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.

Нельзя оставить без внимания современную ситуацию, происходящую на российском лизинговом рынке машиностроения. Снижение доступа к финансированию, уменьшение уровня платежеспособности клиентов, общее снижение деловой активности и спроса на лизинговые услуги в результате сокращения государственного финансирования компаний-лизингополучателей, ограниченного взаимодействия с иностранным бизнесом из-за ситуации на валютном рынке представляют собой основные риски, которые наносят серьезный ущерб лизинговым компаниям как по осуществляемым проектам, так и по будущим. Но, как отмечают эксперты, все же эти риски не станут фатальными.

Таким образом, на фоне негативных макроэкономических тенденций рынок лизинга РФ находится в стадии стагнации в связи с низким инвестиционным спросом со стороны крупнейших клиентов, сворачиванием ряда инвестиционных проектов. Сложившаяся отраслевая и продуктовая структура рынка в среднесрочной перспективе будет меняться. Значительные темпы роста показывает также сегмент малого и среднего бизнеса. На этом фоне автолизинг становится крупнейшим сегментом рынка, за 2016 год показал восстановительный рост [4].

В отраслевой структуре лизингового портфеля за период с 01.07.2015 по 01.07.2016 значительных изменений в структуре портфеля не произошло, стоит отметить лишь падение доли ж/д техники с 19,2 % до 13,3 % и доли авиа техники с 22,6 % до 18,1 % что в основном связано с сокращением договоров в портфелях крупных игроков этого сегмента таких как «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг. [4] (см. рис. 1)

Рис.1. Структура лизинговых сделок с 01.07.2015 по 01.07.2016 [5]

Необходимость развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлены прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования и недостаточной инвестиционной активностью.

В 2015 году произошло сокращение объема рынка лизинга, ухудшилось финансовое состояние лизинговых компаний. Это означает, с одной стороны, дальнейший рост конкуренции, с другой. — предъявляет повышенные требования к качеству работы лизинговых компаний, а именно: умению быстро и эффективно реагировать на нестандартные ситуации.

Применительно к любой лизинговой компании следует отметить, что успех ее будет зависеть от того, как данная организация сумеет изменить и улучшить работу компании. Оптимизация важна не только тем, что приведет к сокращению издержек, но и тем, что сократит время рассмотрения заявок, а значит, позволит улучшить качество обслуживания клиентов, что в конечном итоге повысит их удовлетворенность. Второе — это работа с проблемными активами и просроченной задолженностью.

В 2016 году действовало несколько рисков: риск, связанный с процентными ставками; срабатывает риск ликвидности; и частично риск, связанный с возможными неплатежами со стороны лизингополучателей. Помимо череды сработавших рисков, на наш взгляд, гораздо более важным являются долгосрочные тренды. Может возникнуть неблагоприятное сочетание: дорогое фондирование и низкий спрос на инвестиции в основные средства, как следствие, сокращение портфелей при росте проблемной задолженности в абсолютном и в процентном выражении. Такая ситуация может привести либо к сокращению количества лизингодателей, либо к сжатию рынка.

Тем не менее, лизинг в России является одним из главных инструментов долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Рынок лизинга в РФ не насыщен и, при стабилизации макроэкономической ситуации, имеет высокий потенциал роста. В настоящий момент доступность лизинговых услуг значительно выше, чем три года назад. Это характеризуется снижением процентных ставок, уменьшением минимальных размеров авансового платежа, расширением спектра предоставляемых услуг. Урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций будет способствовать дальнейшему активному развитию лизинга в России, что приведёт к положительной тенденции машиностроительной продукции и комплекса в общем.

Литература:

  1. Рубченко М. Дожить до расцвета. Журнал «Эксперт» № 17(2015) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://expert.ru/expert/2016/15/15ex-leazing1_33407/
  2. Романова О. Лизинг в зоне риска. Журнал «Эксперт» № 7(696) [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2015/07/lizing-v-zone-riska/
  3. Все о лизинге. [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/4700/
  4. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2016/part6/
  5. Кувшинова Е. С. Развитие лизинга в промышленности России-Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Москва, 2015.- С. 248. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://leasing-russia.info/sience-p/autoref/kuvshinova-evgenija-sergevna-razvitie-lizinga-v-promyshlenosti-rosi.html

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, лизинг, риск, машиностроительная продукция, развитие лизинга, результативное использование лизинга, область лизинга, лизинговый рынок, лизинговый портфель, вторичное использование.

moluch.ru

Выгоден ли международный лизинг | ООО «Альфа-Лизинг»

Самый важный вопрос при оценке экономической эффективности лизинга в международном формате является определение места реализации данной услуги согласно действующего российского законодательства. Так как в случае, если местом реализации услуги становится РФ, лизингополучатель вынужден оплачивать НДС два раза, а именно: при ввозе имущества и при оплате периодических лизинговых платежей. Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации. Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ. Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.

Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению любого оборудования в лизинг, а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, облагается НДС в любом случае. Поэтому международный лизинг таких объектов — крайне редкая ситуация.

При международном лизинге лизингодателем является иностранная организация, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное российское представительство), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся доходы от лизинговых операций. Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).

Несмотря на то что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации — лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем. Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается (п. п. 2 — 4 ст. 211 ТК РФ).

При этом таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ (ст. 160), в т.ч. предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров (п. п. 1 и 2 ст. 210 ТК РФ).

Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация — лизингополучатель.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

При расчете объема таможенных платежей могут возникнуть проблемы с определением размера таможенной пошлины, поскольку законодательство в настоящее время не содержит четких предписаний о порядке определения таможенной стоимости товаров, передаваемых по договору лизинга. Зачастую лизингополучатели при ввозе предметов лизинга используют первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), т.к. он является наиболее выгодным, поскольку позволяет учесть реальную цену товара и затраты на его приобретение. Таможенные органы нередко оспаривают возможность применения первого метода и необходимость использования шестого метода (резервного) при определении таможенной стоимости предмета лизинга, объясняя это особенностями лизинговых отношений (Письмо ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386).

Режим временного ввоза должен быть завершен либо вывозом оборудования с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением под иной таможенный режим. Действующим законодательством не установлен строгий порядок завершения режима временного ввоза, однако следует учитывать необходимость четкого соблюдения сроков возможности применения данного таможенного режима (два года, а в некоторых случаях — 34 месяца).

Недостатки международного лизинга заключаются в следующем:

  • классический финансовый лизинг может быть выгоден только в ситуации, когда иностранное юридическое лицо готово предложить условия лизинга, существенно более интересные чем Российская лизинговая компания. Однако, иностранные компании не предлагают такие продукты на рынке РФ, а риски для них при оценке Российских компаний существенно выше.
  • международный лизинг может быть интересен за счет льготного режима налогообложения, однако в таком случае речь может идти только о рассрочке таможенных платежей, а в конце срока лизинга имущество подлежит вывозу с территории РФ, что не позволяет говорить о достаточной эффективности использования имущества, так как лизингополучатель обязан будет заплатить все таможенные платежи, хоть и с рассрочкой, однако имущество в собственность на территории РФ не получит.
  • необходимость при отсутствии освобождения предмета лизинга от таможенных платежей платить НДС как при ввозе имущества, так и при оплате лизинговых платежей, при некорректном составлении договора или неправильной трактовке структуры платежей фискальными органами есть риски оплаты двойной суммы НДС — первый раз при ввозе, второй раз при оплате лизинговых платежей как налоговый агент
  • максимальный срок временного ввоза или вывоза товара не может превышать двух лет, что меньше обычного срока действия договора лизинга (три — пять лет), а это связано с необходимость продления срока временного ввоза;
  • большое количество споров с таможенными органами о порядке определения таможенной стоимости предмета лизинга;
  • в день, когда истекает срок временного ввоза, лизингодатель или лизингополучатель должен заявить о смене таможенного режима на другой или поместить товар на склады временного хранения, что весьма проблематично при условии, что предмет лизинга — это стационарное или используемое в непрерывном технологическом процессе оборудование.
  • международный финансовый лизинг отнесен таможенными органами к группе риска, т.е. к сделкам, способным привести к неуплате таможенных платежей. Это свидетельствует о повышенном внимании фискальных органов к участникам внешнеэкономической деятельности, задействованным в подобных проектах. А следовательно, таможенные органы требуют дополнительные обеспечительные меры, что усложняет администрирование сделки или требует дополнительных финансовых затрат.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: плюсов от практического применения международного лизинга не так много, а экономически для многих объектов лизинга это просто невыгодно. Выгода международного лизинга возникает в ситуации, когда лизингополучатель не платит налогов при ввозе и освобожден от оплаты НДС на лизинговые платежи. А это имеет место только в части ограниченного перечня имущества, в основном не имеющего аналогов в РФ, и в отношении только тех предметов лизинга, местом реализации лизинговой услуги по которым будет иностранное государство. Поэтому международный лизинг будет пока развиваться в сегменте авиа, где он получает максимальную поддержку со стороны государства.

Международный лизинг внутри таможенного союза также сложен в администрировании. Но при этом есть еще и реальные финансовые недостатки такой схемы. 

В рамках таможенного союза отсутствует как таковое понятие импорта, поэтому процедура сделок международного лизинга проще в реализации. Однако, в данном случае также имеет место налоговый аспект и территория, которая признается местом оказания услуги. Если в случае с оборудованием это будет территория лизингополучателя, а следовательно обязанность уплаты НДСа с лизинговых платежей возникает именно у лизингополучателя, то в случае с транспортом это будет территория лизингодателя. Поэтому при лизинге транспорта именно лизинговая компания будет обязана оплачивать НДС в бюджет. При этом источником оплаты данного НДСа будет ее клиент-резидент другой страны Таможенного союза. Однако механизмов зачета или возврата НДСа между государствами не существует, поэтому в ситуации с лизингом транспорта лизингополучатель по существу теряет НДС, оплачиваемый в составе лизинговых платежей на стоимость услуги лизинговой компании – резидента другой страны Таможенного союза.

Еще одна сложность заключается в законодательном регулировании налога на имущество, так как в странах участниках Таможенного союза данный налог платится по-разному. При этом вне зависимости от того какие ставки налога действуют на территории лизингополучателя, а возможно даже при его отсутствии на конкретные виды имущества, налог на имущество будет оплачиваться лизинговой компанией. При этом фактор так называемого баланса также не играет роли, так как учет предмета лизинга на балансе иностранного государства автоматически не создает у стороны, на балансе которой учитывается предмет лизинга, обязанности по оплате налога. В случае, если в государстве лизинговой компании налог на имущество предусмотрен, а в государстве лизингополучателя налог на имущество отсутствует, налоговыми органами лизингодателя данный налог скорее всего все равно будет взыскан. Таким образом, лизинговая компания должна будет его включить в состав лизинговых платежей. Это в конечном счета также негативно отражается на экономике сделок международного лизинга внутри Таможенного союза.

В итоге для лизингодателя проще и выгоднее создавать дочернюю компанию на сопредельной территории, чем оформлять международный лизинг в Беларуссию или Казахстан.

alfaleasing.ru

Международный лизинг \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Международный лизинг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Международный лизинг

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Международный лизинг

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по сделкам. Лизинг. ЛизингодательЕсли предметом международного лизинга является, например, движимое имущество в виде оборудования, то место реализации услуг определяется по месту нахождения лизингополучателя на основании: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по сделкам. Лизинг. Лизингополучатель (сублизингополучатель) Со дня вступления в силу международного договора РФ, который предусматривает внесение изменений в Приложения N N 5 и 8 к Договору о ЕАЭС, не применяется ч. 7 ст. 116 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ. См. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ. В Приложения N N 5 и 8 к Договору о ЕАЭС внесены поправки. См. Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Он применяется в соответствии со ст. 2 Протокола. Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.

Нормативные акты: Международный лизинг

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 29.09.2019)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;

www.consultant.ru

Международный лизинг

 

     С 1998 г. Россия является участником Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (далее — Конвенция), заключенной в Оттаве 28.05.1988. Россия присоединилась к ней в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».  Международным лизингом в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о лизинге признаются договоры, в которых лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Такие договоры регулируются внутренним российским законодательством и международными документами о лизинге.

Л.Г. КИСУРИНА,
директор аудиторской фирмы «Ларика»

     

Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Поэтому Конвенция имеет приоритет перед Гражданским кодексом РФ и Законом о лизинге.
     Проанализируем Конвенцию и сравним ее с Законом о лизинге.

Положение
для сравнения 
Конвенция
 
Закон
о лизинге 
Цель

 

Устранение
определенных правовых
препятствий в отношении
международного
финансового лизинга
оборудования,
а также унификация
правового регулирования
отношений по
финансовому лизингу 
Развитие форм инвестиций
в средства производства на
основе лизинга, защита прав
собственности, прав участников
инвестиционного процесса,
обеспечение эффективности
инвестирования

 

Предмет
лизинга

 

Только оборудование

 

Любые непотребляемые вещи,
в том числе предприятия и
другие имущественные
комплексы, здания, сооружения,
оборудование, транспортные
средства 

 

 

и другое движимое и
недвижимое имущество, которое
может использоваться для
предпринимательской
деятельности 
Стороны
сделки

 

Поставщик предмета лизинга, лизингодатель,
лизингополучатель.
Поставщик оборудования не является стороной договора, но
обязательно уведомляется о заключении договора меж-ду
лизингодателем и лизингополучателем 
Стороны
международ-
ного лизинга 
Лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных
государствах.
Местонахождение поставщика не имеет значения 
Этапы сделки

 

1. Заключение договора между лизингодателем и
поставщиком оборудования.
2. Передача предмета в пользование лизингополучателю
взамен уплаты лизинговых платежей
3. Возврат предмета лизинга или его продажа
лизингополучателю 
Выбор
поставщика

 

Арендатор определяет оборудование и выбирает
поставщика, не полагаясь на опыт и суждение арендодателя.
Однако договором лизинга может быть предусмотрено, что
выбор продавца и приобретаемого имущества осу-
ществляется лизингодателем 
Понятие
лизингового
платежа

 

Периодические платежи,
подлежащие выплате
по договору лизинга,
рассчитываются, в
частности, с учетом
амортизации всей или
существенной части
стоимости оборудования.
При выкупе может быть
выплачена номинальная
цена

 

Под лизинговыми платежами
понимается общая сумма
платежей по договору лизинга
за весь срок действия договора
лизинга, в которую входят
возмещение затрат
лизингодателя, связанных с
приобретением
и передачей предмета лизинга
лизингополучателю, возмещение
затрат, связанных с оказанием
других предусмотренных
договором лизинга услуг, а
также доход лизингодателя.
В общую сумму договора
лизинга может включаться
выкупная цена предмета
лизинга, если договором лизинга
предусмотрен 

 

 

переход права собственности на
предмет лизинга к
лизингополучателю 
Сублизинг

 

Возможность передачи в поднайм. При передаче предмета
лизинга в сублизинг обязательным является согласие
лизингодателя 
Права
кредиторов
лизингодател
я 
К кредиторам переходят права лизингодателя без изменения
условий прав пользования (вещных прав)
лизингополучателем
 
Ответствен-
ность
 
Ответственность за поставку, качество и комплектность
предмета лизинга несет та сторона, которая выбирала
поставщика 
Ремонт

 

Лизингополучатель обязан обслуживать предмет лизинга,
поддерживать его в состоянии, в котором он был ему
передан, с учетом нормального износа и тех изменений
в оборудовании, которые согласованы сторонами 
Состояние
при возврате

 

По истечении срока действия договора лизинга
лизингополучатель возвращает предмет лизинга в
состоянии, в котором он его получил, с учетом износа,
обусловленного договором лизинга 
Распределе-
ние
ответственно
сти
поставщика
 
Поставщик не несет
ответственности
одновременно перед
арендодателем и
арендатором
за один и тот же ущерб 
Лизингополучатель (арендатор)
и лизингодатель (арендодатель)
выступают как солидарные
кредиторы (ст. 670 ГК РФ).

 

Права и
обязанности
лизингополуч
ателя

 

Отказаться от оборудования или расторгнуть договор
лизинга, в случае если оборудование не поставлено,
или поставлено с просрочкой, или не соответствует
условиям договора поставки.
Требовать при приемке предмета лизинга устранения
дефектов либо замены предмета лизинга.
При досрочном расторжении договора лизингополучатель
обязан вернуть предмет лизинга и возместить убытки
лизингодателю 
Права и
обязанности
лизингодател
я

 

Передать предмет лизинга лизингополучателю на условиях
договора лизинга.
Устранить выявленные недостатки лизингового имущества.
Гарантировать лизингополучателю право пользования
и владения предметом лизинга.
Изъять предмет лизинга при нарушении
лизингополучателем условий договора.
Потребовать возмещения убытков 

     При оформлении договора международного лизинга необходимо указать, право какой страны применяется для регулирования данной сделки. Если стороны такого соглашения не достигли, то к их правоотношениям применяется право, действующее в стране лизингодателя (п. 3 ст. 1211 ГК РФ).

     Дополнительно к условиям договора, описанным выше в разделе «Правовое регулирование лизинга» (см. с. 9), в договоре следует также определить, какая сторона несет расходы по оплате таможенных пошлин.

     Так как при международном лизинге расчеты, как правило, производятся в иностранной валюте, то такие операции регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Согласно п. 2 ст. 5 этого Закона покупка валюты для расчетов с лизингодателем осуществляется без ограничений.      Международный лизинг с позиции местопребывания сторон делится на экспортный, при котором лизингополучатель — нерезидент РФ, и импортный, при котором продавец и/или лизингодатель — нерезидент РФ.  Рассмотрим налогообложение международного импортного лизинга, так как он встречается чаще, чем экспортный.

Таможенные платежи

     При ввозе лизингового имущества на территорию РФ российские лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с подпунктами 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ ввозную таможенную пошлину, НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (подп. 4 п. 1 ст. 146 и подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление.

     Ввоз в этом случае осуществляется, как правило, в таможенном режиме временного ввоза. Однако часто предприятия не пользуются льготным режимом, так как он ограничен по времени 34 месяцами, и уплачивают таможенные пошлины и сборы в размере, предусмотренном при режиме «свободного обращения».

     Расходы по таможенному оформлению предмета лизинга, понесенные лизингополучателем в соответствии с договором лизинга, могут быть учтены им в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

     В письме Минфина России от 24.10.2005 N 03-03-04/1/292 указано: при применении метода начисления данные расходы на основании положения ст. 272 НК РФ следует учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

     В случае если договор лизинга приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, расходы по таможенному оформлению должны учитываться в целях налогообложения равными частями в течение срока действия договора лизинга.€Ранее точка зрения Минфина России, изложенная в письме от 25.01.2005 N 03-03-01-04/1/31, состояла в том, что такие расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

     Однако в письме УФНС России по г. Москве от 08.09.2005 N 19-11/63727 указывалось:

     «Расходы по оплате таможенных сборов и пошлин за ввозимый предмет лизинга, произведенные организацией-лизингополучателем, не удовлетворяют условиям ст. 252 НК РФ, их сумма не может уменьшать налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль отчетного (налогового) периода у организации-лизингополучателя.

     В п. 1 ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость имущества, являющегося предметом лизинга, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

     Следовательно, уплаченные таможенные сборы и пошлины наряду с выкупной стоимостью будут участвовать в формировании первоначальной стоимости объекта основных средств (предмета лизинга) после перехода права собственности на него от организации-лизингодателя».

Налог на добавленную стоимость

     Помимо уплаченных таможенных сборов и пошлин лизингополучатель уплачивает на таможне НДС.

     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза, в случае, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость.

     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия данных товаров на учет.

     Следовательно, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации лизингового имущества, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, после принятия этого имущества к учету, в том числе на забалансовый счет (письмо Минфина России от 09.03.2005 N 03-04- 08/35).

     Однако имеется неопределенность относительно процедуры возмещения таможенного налога на добавленную стоимость на ввозимое лизинговое имущество в случаях нахождения имущества на балансе иностранного лизингодателя.

     Существует позиция, согласно которой НДС, уплаченный при ввозе имущества на таможенную территорию России, не может быть принят к зачету лизингополучателем, так как имущество не принято им к учету как основные средства.

     Услуги по предоставлению оборудования в лизинг лизингодателем — иностранной компанией лизингополучателю — российской организации облагаются НДС в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146.

     Обязанности налогового агента по НДС возникают у российского лизингополучателя только в том случае, если местом реализации потребляемых им услуг является территория Российской Федерации.

     Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ по-разному — в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга.
  

   Местом реализации услуги признается территория РФ в следующих случаях:

  •   местом осуществления деятельности покупателя услуг по лизингу движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, является территория РФ;
  •   предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории РФ.

     Так, например, в письме от 23.03.2006 N 03-04-08/66 Минфин России указал, что место реализации услуг по сдаче в аренду автотранспортных средств определяется «по месту нахождения продавца». И если автомобиль предоставляет в лизинг иностранная организация, которая не имеет постоянного представительства в России, то данная услуга не облагается НДС.

     Документами, подтверждающими место выполнения услуги, являются контракт и документы, подтверждающие факт оказания услуг.

     Лизингодатель предъявляет лизингополучателю к уплате сумму НДС, которая определяется как 18% суммы лизинговых платежей.

     Установлены условия принятия лизингополучателем уплаченной суммы НДС к вычету:

  •  наличие счета-фактуры, выставленного лизингодателем и оформленного в соответствии с законодательством РФ;
  • наличие документов, подтверждающих реализацию услуги лизинга, и (или) документов, подтверждающих оплату НДС;
  • использование предмета лизинга для оказания услуг, производства товаров, облагаемых НДС.

     Порядок исчисления и уплаты НДС налоговым агентом при осуществлении расчетов за оказанные услуги в иностранной валюте разъяснен в письме МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Согласно этому письму налоговая база, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату услуг иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

налог на прибыль организаций

     Доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство РФ), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ).

     К таким доходам, в частности, относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.

     Налог на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, согласно ст. 310 НК РФ исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

     При этом доход, подлежащий налогообложению, определяется как сумма лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.

     Налог на прибыль организаций удерживается по ставке 20 или 10% в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга и для каких целей оно используется (п. 2 ст. 284 НК РФ).

     Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

     Порядок и условия применения положений международных налоговых соглашений при налогообложении доходов иностранных юридических лиц у источника выплаты в Российской Федерации установлены в п. 1 ст. 312 НК РФ.

     Налоговый агент обязан перечислить сумму налога на прибыль, удержанного с доходов иностранной организации, в федеральный бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте РФ по официальному курсу ЦБ РФ на дату перечисления налога (п. 2 ст. 287, п. 2 ст. 310, п. 6 ст. 284, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

     Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном ст. 289 НК РФ (абзац второй п. 1 ст. 289 НК РФ).

     Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ утверждена форма «Налоговый расчет (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов». Инструкция по заполнению формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275.

www.klerk.ru

Международная лизинговая компания LeasePlan открыла дочернюю компанию в России.

Международная лизинговая компания LeasePlan открыла дочернюю компанию в России.

Сергей Дианин: «Российский операционный лизинг в сфере управления автопарками ожидает бурный рост»

11 июля в отеле Swissotel Krasnye Holmy состоялся торжественный прием по случаю открытия дочерней структуры международной лизинговой компании LeasePlan в России — ООО «Лизплан Рус». Мировой лидер автомобильного лизинга и управления автопарками положительно оценивает возможности российского рынка и намерен предложить клиентам лучшие и наиболее эффективные решения по управлению корпоративным транспортом.

В торжественной церемонии открытия приняли участие: Вахид Даеми, CEO  LeasePlan Corporation N.V. и Сергей Дианин, генеральный директор OOO «Лизплан Рус», представители международных и государственных компаний, бизнес-партнеры.

Вахид Даеми, отметил: «Компания LeasePlan стремимся быть признанным мировым лидером в области операционного лизинга и управления автопарками. Движимые стабильным ростом на традиционных и развивающихся рынках, мы нацелены занимать лидирующие позиции на рынках тех стран, где присутствует наша компания. Российский рынок представляет большой интерес для нашей компании. Уверен, что с приход LeasePlan в Россию будет способствовать дальнейшему развитию рынка  операционного лизинга и управления автопарками».

Международная лизинговая компания LeasePlan Corporation N.V., основанная в 1963 году, оказывает полноценное сервисное обслуживание, предлагая своим клиентам эффективные решения по управлению корпоративным транспортом, разработанные с учетом конкретных требований, независимо от размера автопарка.  На сегодняшний день LeasePlan Corporation N.V. является крупнейшим в мире поставщиком услуги операционного лизинга и ведущим провайдером услуг по управлению автопарками. Предоставляя сервис высокого уровня, компания делает управление автопарком легче для своих клиентов . Благодаря этому более 45 000 клиентов по всему миру доверяют этому бренду. Под управлением компании находится парк в размере более 1,3 млн. автомобилей. По показателям за 2012 год, совокупные активы компании составили € 19.5 млрд., прибыль — € 241 млн.

Сергей Дианин, генеральный директор OOO «Лизплан Рус», полагает: «Потенциал российского рынка операционного лизинга и управления автопарками крайне высок: по опубликованным прогнозам, к 2015 – 2016 гг. он увеличится в 2,6 раза. Расти будет не только рынок, но и культура предоставления и потребления данного вида услуг. Компания LeasePlan предлагает высокие стандарты обслуживания и управления автопарками. Предоставляя сервис высокого уровня, мы делаем управление автопарком легче для наших клиентов. Уже в ближайшее время российские компании смогут по достоинству оценить возможности операционного лизинга с LeasePlan».

На российском рынке компания ООО «Лизплан Рус» будет предоставлять полный спектр продуктов и услуг предлагаемых клиентам по всему миру Продуктовая линейка компании состоит из пяти основных элементов: Open Calculation, OwnerPlan, Возвратный лизинг, EasyPlan, ComfortPlan, FleetReporting. Кроме того компания предлагает широкий перечень услуг:  страхование, техобслуживание, ремонт, шинный сервис, консультационный сервис и др.
http://www.leaseplan.ru

Дополнительная справка

Операционный лизинг (полный сервисный лизинг, долгосрочная аренда) – это приобретение лизингополучателем права владения и использования транспорта. Клиент не платит за право собственности, а значит, имущество не является собственностью компании и, соответственно, не регистрируется на балансе организации-клиента. В сферу ответственности лизинговой компании входят все процессы, связанные  с «жизненным циклом» автомобиля, от момента его заказа и до момента продажи на вторичном рынке: регистрация, страхование, техобслуживание, ремонт, помощь на дороге, транспортировка, управление корпоративным автопарком и т.п. Кроме того, лизинговая компания берёт на себя и риск остаточной стоимости при колебаниях рынка подержанных автомобилей и риски непредвиденного ремонта.
Операционный лизинг – это не просто продукт, а сервис «машина без проблем». Затраты на корпоративный автопарк при таком виде аутсорсинга до 20% ниже, чем затраты на корпоративный автопарк, находящийся в собственном владении и управлении компании.

Международная лизинговая компания LeasePlan Corporation N.V., основанная в 1963 году, оказывает полноценное сервисное обслуживание, предлагая своим клиентам эффективные решения по управлению корпоративным транспортом, разработанные с учетом конкретных требований, независимо от размера автопарка.  На сегодняшний день LeasePlan Corporation N.V. является крупнейшим в мире поставщиком услуги операционного лизинга и ведущим провайдером услуг по управлению автопарками. Предоставляя сервис высокого уровня, компания делает управление автопарком легче для своих клиентов . Благодаря этому более 45 000 клиентов по всему миру доверяют этому бренду. Под управлением компании находится парк в размере более 1,3 млн. автомобилей. По показателям за 2012 год, совокупные активы компании составили € 19.5 млрд., прибыль — € 241 млн.

www.all-leasing.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *