Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации \ КонсультантПлюс
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Формы и методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Малый и средний бизнес в России, 25 лет назад, ставший новым экономическим явлением, к настоящему времени уже практически полностью состоялся и стал одним из важнейших способов осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время предприятия малого и среднего бизнеса -это более пяти с половиной миллионов субъектов хозяйствования, посредством которых созданы рабочие места для восемнадцати миллионов российских граждан. Приблизительно пятая часть валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации, а для многих субъектов Российской Федерации треть и более валового регионального продукта (ВРП), создают предприятия малого и среднего предпринимательства (МСП) [1, с. 84].
Регулирование и поддержка предпринимательской деятельности со стороны государства нужна не только для того, чтобы обеспечивать реализацию публичных интересов государства и общества, но и в целях формирования наиболее благоприятных условий развития предпринимательства.
Задачи государственного регулирования и поддержки предпринимательства можно условно разделить по следующим категориям [3, с. 133]:
- охране окружающей среды;
- выравниванию экономических циклов;
- обеспечению нормально приемлемого уровня занятости населения;
- защите жизни и здоровья населения;
- поддержке конкуренции;
- поддержке и развитию малых форм предпринимательства;
- специальные меры, направленные на защиту прав субъектов предпринимательства и др.
Приведенный перечень задач регулирования и поддержки предпринимательской деятельности со стороны государства служит свидетельством того, что государственное регулирование и поддержка являются важными не только для государства, но также и для самих субъектов предпринимательства.
В последнее время со стороны государства прослеживается тенденция упрощения системы налогообложения для граждан-предпринимателей. Развитие индивидуального предпринимательства в наши дни, в условиях развивающихся рыночных отношениях приобретает исключительное значение.
Индивидуальные предприниматели и малый бизнес в целом во многих областях деятельности могут обеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода России на передовые позиции в экономике.Государственная поддержка является необходимом условием эффективного функционирования субъектов малого предпринимательства. Быстрая адаптивность к изменяющимся условиям влечет за собой финансовые трудности, связанные с освоением новых техник, обновлением основных фондов, простоем оборудования и т.д. В связи с этим государство должно оказывать различные формы поддержки малому бизнесу.
Кроме вышеуказанных форм, меры государственной поддержки могут включать [4, с. 87]:
- льготные режимы налогообложения;
- содействие ускоренной амортизации основных средств;
- оказание дополнительных финансовых услуг, таких как страхование, лизинг, факторинг, форфэйтинг и т.д.
Также государством разрабатываются различные программы по развитию малого предпринимательства в нашей стране:
- предоставление грантов на ранних стадиях ведения предпринимательства;
- создание различных форм поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, например, бизнес-инкубаторов;
- предоставление различных гарантий и др.
Особую значимость в рамках данного исследования имеют проблемы финансирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Основной задачей государства при оказания финансовой помощи субъектам малого предпринимательства является уход от прямого инвестирования в пользу предоставления государственных гарантий различным финансовым институтам, а также развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса. К последней относятся:
- фонды поддержки предпринимательства;
- фонды поручительства и гарантий;
- бизнес-инкубаторы;
- технопарки;
- венчурные фонды;
- инвестиционные фонды и т.д.
Однако несмотря на такой большой спектр предоставляемых государством услуг в сторону поддержки малого бизнеса, данный механизм на сегодняшний день далек от совершенства. Государственные субсидии доступны лишь ограниченному кругу предпринимателей, которые соответствуют заданному перечню параметров, а ее размер не удовлетворяет всех запросов.
В связи с этим, становится понятным, почему большинство предпринимателей предпочитают прибегать к банковскому кредитованию.
Помимо вышеописанных способов финансирования малого бизнеса, некоторые исследователю выделяют венчурные фонды, как отдельны источник финансирования. Венчурные фонды специализируются на проектах с большим риском, однако потенциально высокоприбыльных.
При венчурном финансировании инвестор владеет долей в компании предпринимателя и в случае неудачи берет на себя все финансовые потери. Распространение венчурных фондов в России не так велико в сравнении с Западными или Европейскими странами. Причин этому несколько [2]:
- низкий уровень развития рынка ценных бумаг, который является одним из важнейших компонентов обращения венчурного капитала;
- недостаток инвестиционных ресурсов в нашей стране;
- слабая защищенность прав интеллектуальной собственности;
- несовершенство законодательной базы.
В силу этого, венчурные инвесторы позволяют себе требовать контрольный пакет акций, вмешиваться в управление и принятие решений и т.
д.Таким образом, малый и средний бизнес является неотъемлемым элементом для экономики Российской Федерации. Особую значимость малый бизнес приобретает исходя из четырех контекстов: экономика, политика, новые технологии и социум. Малый бизнес создает новые рабочие места, в более полном объеме удовлетворяет потребности населения, создает условия для развития демократического государства, а также осваивает инновационные технологии. При оказании должной поддержки со стороны государства у субъектов малого предпринимательства есть все шансы перерасти в более крупного игрока на рынке.
Каким образом правительство может стимулировать деловую активность? | Малый бизнес
Дэвид Инграм Обновлено 12 февраля 2019 г.
Правительство и бизнес неразрывно связаны, и действия одного часто накладывают последствия на другой. В интересах правительства поддерживать здоровье экономики, в том числе путем создания благоприятных условий для малого и крупного бизнеса. При этом государство имеет в своем распоряжении ряд инструментов для поощрения деловой активности в масштабах всей экономики или в отдельных отраслях.
Снижение процентных ставок
Федеральная резервная система может изменить целевую ставку по федеральным фондам — цифру, которая напрямую влияет на основную процентную ставку — для стимулирования кредитования предприятий и потребителей. Когда основная ставка падает, заимствование становится более выгодным. Это стимулирует предприятия к расширению и позволяет потребителям испытывать временное увеличение дискреционного дохода.
Дайте налоговые льготы
Помимо давнего аргумента о том, что более низкие налоги на прибыль корпораций стимулируют деловую активность, у правительства есть и другие налоговые инструменты, которые могут стимулировать определенные отрасли. Налоговые льготы для определенных видов бизнеса или льготы для потребителей, покровительствующих определенным отраслям, могут дать мощный толчок зарождающимся рынкам. Ярким примером этого является солнечная энергетика для бизнеса и жилых помещений. Налоговые льготы побуждают предпринимателей начинать новые предприятия по производству солнечной энергии, а стимулы для покупателей побуждают малые предприятия и семьи приобретать солнечное оборудование.
Дружественная торговая политика
Внешнеторговая политика, такая как тарифы и импортные квоты, может быть снижена или отменена для поощрения внешней торговли. Смягчение торговых ограничений и создание зон свободной торговли могут позволить местным предприятиям добиться значительной экономии средств, что позволит им увеличить свою прибыль. Возможность аутсорсинга рабочей силы и производства на рынки с более низкими затратами в дополнение к поиску более дешевых материалов помогает увеличить размер прибыли, стимулируя расширение бизнеса.
Предоставление подрядных работ частным компаниям
Государственные учреждения напрямую поощряют деловую активность, заключая контракты с частными компаниями для выполнения государственных обязанностей. Округа, например, могут заключать контракты со сторонними производителями дорожных укладчиков, снегоуборочных машин и буксирных служб, а не создавать внутренние отделы для этой деятельности. На федеральном уровне подрядчики используются, помимо прочего, для логистики в зоне боевых действий и обработки разведданных.
Гранты, займы и выплаты
Правительство имеет доступ ко всему населению в виде налоговых поступлений от физических и юридических лиц и имеет возможность распределять эти деньги, чтобы влиять на изменения во всей экономике.
Программы займов и грантов, предлагаемые непосредственно предпринимателям, являются одним из способов использования налоговых поступлений для стимулирования деловой активности. Другой способ, согласно America.gov, заключается в финансировании агентств и программ, таких как Администрация малого бизнеса, которые оказывают помощь начинающим предпринимателям. Пособия по безработице и другие федеральные пособия гарантируют, что большое количество людей будет иметь достаточно денег для оплаты своих счетов, оставляя им дополнительный дискреционный доход, который обычно попадает в руки предприятий.
Ссылки
- America.gov: Роль правительства в поддержке малого бизнеса
- Блог Фила МакКинни: Какова роль правительства в поощрении инноваций в малом бизнесе?
Ресурсы
- Business.gov
Writer Bio
Дэвид Инграм с 2009 года пишет для нескольких изданий, в том числе для The Houston Chronicle и онлайн на Business.com. Как владелец малого бизнеса, Инграм регулярно сталкивается с современными проблемами в области управления, маркетинга, финансов и коммерческого права. Он получил степень бакалавра искусств в области управления в Университете Уолша.
7 способов, которыми правительства могут способствовать развитию предпринимательства — The European Sting — Critical News & Insights on European Politics, Economy, Foreign Affairs, Business & Technology
(Источник: Unsplash)Стинг со Всемирным экономическим форумом.
Автор: Максим Паради
- Открытие и ведение бизнеса может быть сложной задачей, но правительства могут способствовать развитию предпринимательства и создавать среду для его поддержки.
- Улучшение доступа к финансированию, обеспечение образования и обучения, а также сокращение бюрократической волокиты могут помочь предпринимателям преодолеть серьезные проблемы.
- Правительства могут способствовать развитию культуры предпринимательства, стимулировать сетевое взаимодействие между предпринимателями и оказывать юридическую поддержку для создания более благоприятных условий для предпринимательства.
Предпринимательство играет жизненно важную роль в обеспечении экономического роста и создании рабочих мест. Это двигатель, который продвигает инновации, создает новые предприятия и выводит на рынок свежие продукты и услуги. Начать и вести бизнес может быть непросто. Предприниматели часто борются с доступом к финансированию, ориентируются в сложных правилах и приобретают необходимые навыки и знания.
Здесь на помощь приходят правительства. Они играют важную роль в развитии предпринимательства и создании среды, которая его поддерживает и поощряет. В этой статье мы рассмотрим семь способов, которыми правительства могут способствовать развитию предпринимательства и оказывать положительное влияние на предпринимательскую среду.
1. Обеспечить доступ к финансированию
Одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, является доступ к капиталу. У многих предпринимателей есть отличные идеи, но им не хватает финансовых ресурсов, чтобы воплотить их в жизнь. Правительства могут помочь, предоставив финансирование в виде грантов, займов и других финансовых стимулов. Например, Управление по делам малого бизнеса (SBA) в США предлагает различные кредитные программы для малого бизнеса, в том числе кредитную программу 7(a), которая предоставляет до 5 миллионов долларов США в виде финансирования соответствующим предприятиям. Кроме того, правительства также могут предоставлять налоговые льготы инвесторам, финансирующим стартапы.
2. Сокращение бюрократической волокиты
Предпринимателям часто сложно ориентироваться в сложных правилах и документах. Правительства могут уменьшить это бремя, упростив и оптимизировав процесс открытия и ведения бизнеса. Например, в Индексе легкости ведения бизнеса Всемирного банка страны ранжируются на основе того, насколько легко начать и вести бизнес. Сингапур неизменно занимает первое место в списке, отчасти из-за его благоприятной для бизнеса политики, такой как система онлайн-регистрации бизнеса, которая позволяет предпринимателям зарегистрировать компанию всего за несколько часов.
3. Инвестируйте в образование и обучение
Для достижения успеха предпринимателям необходим широкий спектр навыков, от управления бизнесом до разработки продуктов. Правительства могут инвестировать в программы образования и обучения, чтобы помочь предпринимателям приобрести необходимые им знания. Например, Национальный совет по развитию предпринимательства в области науки и технологий (NSTEDB) в Индии обеспечивает обучение и поддержку предпринимателей в области науки и техники.
4. Поощрение инноваций
Предпринимательство тесно связано с инновациями, и правительства могут способствовать инновациям, инвестируя в исследования и разработки и предоставляя налоговые льготы компаниям, инвестирующим в новые технологии. Например, налоговая льгота на исследования и разработки в Соединенных Штатах позволяет компаниям требовать налогового кредита на определенные расходы на НИОКР.
5. Создание поддерживающей правовой базы
Поддерживающая правовая база необходима для процветания предпринимательства. Правительства могут создать благоприятную правовую среду для предпринимателей, упростив процесс регистрации бизнеса, защитив права интеллектуальной собственности и обеспечив соблюдение договоров. Например, в США действует патентная система, которая позволяет предпринимателям защищать свои идеи и изобретения, а правовая система страны также позволяет легко создавать ООО и корпорации.
6. Развитие культуры предпринимательства
Правительства могут способствовать развитию предпринимательства, создавая культуру, которая ценит и поддерживает его. Этого можно добиться с помощью кампаний по повышению осведомленности общественности, а также путем признания и поощрения вклада предпринимателей. Например, Global Entrepreneurship Week — это ежегодное мероприятие, которое объединяет предпринимателей, инвесторов и экспертов со всего мира для обмена идеями и демонстрации последних инноваций.
7. Стимулируйте создание сетей и сотрудничество
Для достижения успеха предпринимателям часто необходимо налаживать связи и сотрудничать с другими предпринимателями, инвесторами и экспертами. Правительства могут способствовать созданию сетей и сотрудничеству, создавая возможности для встреч и обмена идеями для предпринимателей. Например, акселераторы и инкубаторы — это программы, которые обеспечивают наставничество, обучение и ресурсы для стартапов на ранних стадиях. Они также предоставляют сеть предпринимателей, инвесторов и экспертов, которые могут помочь стартапам расти и добиваться успеха.
В заключение отметим, что правительства играют решающую роль в развитии предпринимательства. Осуществляя стратегии, обсуждаемые в этой статье, такие как предоставление доступа к финансированию, сокращение бюрократической волокиты и создание поддерживающей правовой базы, правительства могут положительно повлиять на предпринимательскую среду и стимулировать экономический рост и создание рабочих мест.