Последние изменения в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»
54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники периодически дополняется и корректируется. В статье рассмотрим хронологию изменений и расскажем, как последние изменения в этот закон повлияли на работу компаний и ИП с ККТ в 2022 году.
Закон о ККТ (последняя редакция): кому применять?
Самый существенный набор поправок в закон о применении ККТ № 54-ФЗ от 22.05.2003 был внесен в июле 2016 года (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Изменения были кардинальными и влияют на нас до сих пор. Суть их тогда свелась:
к введению в обращение касс нового образца (онлайн-касс), оснащенных фискальными накопителями и передающих информацию о продажах напрямую в налоговые органы;
возникновению обязанности оформлять на устройствах, аналогичных онлайн-кассам, БСО и расширению круга лиц, применяющих такие бланки;
изменению состава лиц, обязанных использовать кассовые аппараты.
Подробнее об изменениях, упомянутых в последнем пункте, читайте в этой статье.
В течение нескольких лет в закон о ККТ принимались поправки, устанавливающие основания для временного или постоянного освобождения различных категорий хозяйствующих субъектов от применения ККТ. Так, в разное время из числа лиц, обязанных применять онлайн-кассы, исключались плательщики ЕНВД, как и ИП, работающие на патенте, ИП без наемных работников.
Действующая редакция закона № 54-ФЗ позволяет не применять ККТ в общем случае всем ИП — кроме тех, для которых действуют постоянные исключения (временных, таким образом, законом пока что не установлено).
Общий перечень исключений определен ст. 2 закона № 54-ФЗ. Она освобождает от использования ККТ при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе при (ст. 2 закона № 54-ФЗ):
Продаже журналов и газет вне зависимости от места торговли.
Продаже ценных бумаг.
Торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за некоторым исключением), а также при разносной торговле с рук или ручных тележек вне мест стационарной торговой сети, а также в вагонах пассажирских поездов или на борту самолетов.
Продаже мороженого в киосках, а также безалкогольных напитков, воды или молока в розлив.
Торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами.
Ремонте и окраске обуви.
Сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности и др.
Также ККТ могут не применять, в частности:
продавцы, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях;
плательщики НПД;
банки и иные кредитные организации;
страховые агенты при продаже полисов.
Кроме того, допускается не выдавать чек при торговле товарами (за исключением технически сложных) через вендинговые аппараты.
При этом с 01.02.2020 вендинг должен быть оснащен дисплеем, на который выводится QR-код.
Узнайте больше об исключениях, о которых идет речь, из специальной статьи.
Кто вправе не применять онлайн-машины: последние изменения 54-ФЗ
Если говорить о действующих положениях закона № 54-ФЗ, с учетом которых определяется, применять или нет ККТ хозяйствующему субъекту, то можно обратить внимание на норму, устанавливающую перечни видов деятельности для ИП на ПСН, на которых можно не применять ККТ (п. 2.1 ст. 2 закона № 54-ФЗ в редакции закона от 23.11.2020 № 373-ФЗ).
Ознакомиться подробно с данной нормой можно здесь.
Кто должен применять ККТ и в каких случаях можно работать без нее, подробно рассказывают эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Иные поправки в 54-ФЗ
Вносили законодатели и иные правки в закон 54, значимые для пользователей ККТ.
Так, можно обратить внимание на новый п. 2.2 ст. 7 закона № 54-ФЗ (введенный законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ и применяемый с 1 марта 2022 года). Им определено, что при осуществлении ФНС контроля и надзора над соблюдением положений законодательства о применении ККТ хозяйствующий субъект не уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки.
По итогам проверки у ФНС могут возникнуть основания для применения к пользователю ККТ штрафных санкций.
Нужно ли организации применять ККТ при безналичных расчетах с покупателями (клиентами)? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
Закон № 54-ФЗ регулярно изменяется и дорабатывается. Последние редакции не привнесли в него глобальных изменений. А вот более ранние поправки были кардинальными.
как меняется сервисное обслуживание торгового оборудования / Хабр
Изображение: Rusty Clark, Flickr
В нашем блоге ранее мы рассказывали об изменениях в законе о порядке применения ККМ, связанных с переходом на онлайн-передачу данных в ФНС РФ. ФЗ-54 серьезно меняет всю схему работы предприятий розничной торговли и сферы услуг на территории Российской Федерации. С 1 июля 2017 года закон заработает в полном объёме, что обязывает все организации в сфере торговли полностью перейти на новое оборудование или модернизировать старые ККМ.
Изменится не только само оборудование, но и принцип его технического обслуживания. Сегодня мы поговорим о том, как будет выглядеть новая схема, и что бизнесу нужно будет делать, чтобы привести оборудование в соответствие требованиями законодательства и поддерживать его в рабочем состоянии в дальнейшем.
Как все работало раньше
До 1 июля техническое обслуживание кассового оборудования, зарегистрированного по старой схеме, с использованием ЭКЛЗ производится по отработанному годами сценарию. В нем присутствует три основных участника:
пользователь — магазин, в котором установлена касса;
центр технического обслуживания (далее по тексту ЦТО) — компания, специализирующаяся на обслуживании ККМ;
ФНС — налоговая служба.
По такой схеме ЦТО являлись контролерами выполнения фискальных норм использования ККМ, обеспечению функционирования аппаратов с ЭКЛЗ и их своевременной замены. Сервисные центры проходили лицензирование в ФНС с приобретением статуса ЦТО, получали аккредитацию генерального поставщика оборудования, что позволяло им заниматься обслуживанием ККМ, используемых бизнесом на определенной территории.
Например, ремонт оборудования в ЦТО сопровождался подготовкой документов, в которых фиксировались показания нарастающих итогов денежных средств, хранящихся в некорректируемой памяти ККМ. До и после проведения ремонта — только после предоставления этих документов налоговая инспекция давала разрешение на то, чтобы снова ввести ККМ в эксплуатацию.
Что меняется
Новые нормы ФЗ-54 серьезно меняют описанную схему. Теперь большую свободу выбора получают конечные пользователи кассового оборудования — то есть компании и предприниматели, поскольку для использования ККТ больше не требуется обязательного заключения договора на обслуживание с ЦТО.
Они самостоятельно могут закупать оборудование и необходимые расходные материалы, в том числе и фискальные накопители, пришедшие на смену ЭКЛЗ (об изменениях «железа» мы подробно писали здесь), а затем самостоятельно регистрировать оборудование в ФНС и обслуживать в любом сервисном центре, который прошёл обучение у поставщика ККМ. Все манипуляции с оборудованием (регистрация ККТ, перерегистрация ККТ, снятие с учёта ККТ) теперь возможно выполнять в личном кабинете на сайте налоговой службы.
Фактически, из схемы просто были исключены ЦТО — теперь представители организации, эксплуатирующей ККТ, могут прибегать к услугам любой компании, расположенной не только в своем регионе. Точно также и сервисные центры могут расширять число клиентов, не будучи скованными географическими рамками.
Ожидания vs реальность
Нужно сказать, что на бумаге новые возможности, которые открываются перед бизнесом, выглядят неплохо. Однако в реальности мало кто хочет пользоваться новыми правами. Компаниям проще продолжать работать с партнером, который раньше назывался ЦТО, а теперь стал простым «сервисным центром».
Тому есть вполне объективные причины — специалисты такой компании долго работают с конкретной кассовой техникой, использующейся в магазинах, и знают все ее особенности. Кроме того, немаловажно и хорошее понимание особенностей работы программного обеспечения, которое устанавливается на этом оборудовании. Бизнесу не нужны риски — важен уровень доверия, который складывается между двумя компаниями за время сотрудничества. Наконец, смена сервисного центра влечет за собой дополнительную проверку и оценку в деле будущего сервисного партнёра — в одном случае уже есть действующий договор на обслуживание с надёжным проверенным сервисным-партнёром, в другом его нужно заключать заново с непроверенным сервисным центром.
Мы на собственном примере видим, что бизнес не готов предпринимать усилия ради того, чтобы воспользоваться прописанным в законе правом работать с любым сервисным центром. Большинство заказчиков как обращались к нам, так и обращаются — например, просят провести модернизацию кассового оборудования, чтобы оно соответствовало изменениям в нормах ФЗ-54, помочь с его регистрацией в ФНС.
Крупные розничные сети никогда не станут пускаться в рискованные эксперименты, хотя бывают случаи, когда небольшие компании и предприниматели пытаются сэкономить, делая все самостоятельно. Однако в таком случае возрастает вероятность совершения ошибок, исправлять которые все равно просят профессионалов — а это как раз бывшие ЦТО. Теперь ЦТО не будут играть роль контролеров исполнения фискальных норм применения ККТ, но само обслуживание оборудования осуществляют точно также, как делали это раньше. И даже более того — они могут делать это по всей стране, а не на конкретной территории.
Для небольших предприятий торговли это открывает возможность сотрудничества с более опытными сервисными центрами, чем те, что представлены в их регионе. Особенно важно это в переходный период — до 1 июля 2017 бизнес должен перейти на использование онлайн-касс нового образца, для чего нужно заменить или модернизировать оборудование. Все это сопряжено с большими трудностями и необходимостью замены версий системного ПО, элементов кассовой техники, проведением тестов, а также доработок новой техники, неизбежных в течение первых года-двух после вступления нового закона в силу. И здесь помощь опытных специалистов будет практически необходима.
Округ, обеспечивающий соблюдение закона о кассовых аппаратах
Нью-Йорк|Округ, обеспечивающий соблюдение кассового закона