Лизинг в мчп: 37. Договор лизинга в мчп.

Договор международного финансового лизинга — Народный СоветникЪ

Договор международного финансового лизинга — это контракт, участниками (сторонами) которого являются хозяйствующие субъекты, находящиеся в различных государствах. О порядке оформления и содержании данного документа рассказывается в предлагаемой нами статье. 

Договор международного лизинга в МЧП

Основной признак международной сделки — это, согласно пункту 1 статьи 1186 ГК РФ, наличие иностранного элемента. Иностранный элемент предполагает, что соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

  • одной из сторон сделки является иностранная фирма;
  • имущество, относительно которого заключается договор, находится за пределами РФ.

В обоих случаях сторонам договора необходимо определиться с выбором законодательства, применимого конкретно в их случае (иностранного или российского).

При этом пункт 3 статьи 1186 ГК РФ указывает, что если к отношениям сторон применим международный договор, в котором участвует РФ, то в первую очередь сторонам необходимо руководствоваться именно его правилами.

В отношении лизингового контракта нормы МЧП (международного частного права) применяются следующим образом:

  1. Базовым документом для участников выступает Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, принятая 28.05.1988 в городе Оттаве (далее — Конвенция). В РФ данный документ действителен ввиду его ратификации, в соответствии со статьей 1 ФЗ «О присоединении…» от 08.02.1998 № 16.
  2. В вопросах, которые прямо не урегулированы в положениях Конвенции, участникам контракта необходимо руководствоваться национальным законодательством одной из стран, которое определяется исходя из правил, закрепленных в статье 6 Конвенции. В данном случае стороны вправе использовать право одного из государств по своему выбору, что также подтверждается пунктом 1 статьи 1210 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 5 Конвенции стороны вправе также вовсе отказаться от применения ее норм либо в своем соглашении изменить те или иные ее положения. При этом важно помнить, что согласие на изменение (или отказ от применения) норм Конвенции должен быть выражен всеми участниками сделки (продавцом, арендатором и арендодателем).

Выбор законодательства

В случае отказа от исполнения норм Конвенции либо отсутствия в ней правил действия сторон в отношении того или иного аспекта сделки участникам необходимо определиться с правом страны, которое подлежит применению. Если все пришли к единому согласию, то они, согласно уже упомянутому пункту 1 статьи 1210 ГК РФ, вправе применять национальное законодательство страны, которая указана ими в соглашении.

Если же соглашения по этому вопросу между ними не достигнуто, необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 1211 ГК РФ, который определяет, что к договорам аренды (лизинга) применяются правила той страны, где находится арендодатель.

Важно помнить и о требованиях пункта 2 статьи 1213 ГК РФ, которым определено, что сделки с недвижимым имуществом, находящимся (зарегистрированном) в РФ, подчиняются российскому праву вне зависимости от выбора сторон.

Заключение договора

При оформлении лизингового контракта с зарубежными контрагентами необходимо помнить о соблюдении формы сделки. Требования к форме, согласно пункту 1 статьи 1209 ГК РФ, определяются исходя из права, которое используется в отношении всей сделки. Таким образом, лизинговые договоры по общему правилу заключаются по форме, установленной законодательством той страны, право которой применяется для их заключения.

Однако в отношении лизинга недвижимости данный вопрос трактуется пунктом 3 статьи 1209 иначе. Он указывает, что при необходимости государственной регистрации сделки порядок ее заключения должен подчиняться российским законам. Таким образом, вне зависимости от того, какое право действует в отношении конкретного лизингового контракта в отношении недвижимости, в случае необходимости государственной регистрации он должен быть составлен в письменной форме, а переход права собственности требуется зарегистрировать в установленном порядке.

Содержание договора

Содержание лизинговой сделки раскрывается в статье 1 Конвенции, согласно которой арендодатель передает арендатору предмет лизинга (средства производства, оборудование, транспорт), приобретенный им по заданию арендатора у третьего участника отношений — продавца (поставщика).

По смыслу пункта 1 статьи 1 Конвенции лизинговый контракт — это исключительно предпринимательская сделка, поэтому участие в ней обычных граждан как физических лиц исключается.

Принципиальным условием сделки является указание предмета лизинга, срока, а также размера (порядка расчета) арендных платежей. При этом Конвенция не устанавливает каких-либо жестких требований к срокам сделки и порядку расчета арендной платы, поэтому стороны вправе регулировать данные вопросы в договоре по своему усмотрению.

Ответственность за выбор поставщика, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции, несет арендатор. Он же впоследствии наделяется правом выступать от имени покупателя по заключенному между арендодателем и поставщиком договору поставки. Соответственно, поставщик должен быть уведомлен арендодателем о том, что в последующем имущество будет передано арендатору.

Пункт 3 статьи 1 Конвенции определяет, что лизинговый контракт может предусматривать как последующий возврат взятого в аренду имущества арендодателю, так и его выкуп арендатором (переход права собственности).

Стоит отметить, что перечисленные требования к лизинговой сделке полностью совпадают с положениями статей 665–667 ГК РФ. Следовательно, коллизий между международным правом и национальным законодательством РФ при исполнении международного лизингового контракта не должно возникнуть.

***

Подводя итог, осталось отметить, что Конвенция лишь определяет ключевые вопросы, которые необходимы для регулирования лизинговых сделок. В остальном же стороны вправе руководствоваться как положениями национального законодательства (которое учитывает требования международного права), так и коммерческими интересами.

Расторжение договора выкупного лизинга по инициативе лизингодателя: перспективы, риски и актуальная судебная практика

27 мар 2023

Недавно к нам обратилась организация, взявшая в лизинг автомобильную технику. Из-за финансовых проблем у нее возникли трудности с внесением лизинговых платежей, поэтому встал вопрос о последствиях и перспективах защиты своих интересов в судебном порядке.

Т. к. лизинг близок к аренде, то среди оснований его расторжения, помимо существенного нарушения договора, применимо и невнесение арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа. В этом случае лизингодатель уведомляет о расторжении договора лизинга в одностороннем порядке и указывает срок для возврата предмета лизинга (транспортного средства, либо иного имущества).  

Компания не может вносить лизинговые платежи, а лизингодатель забирает автомобиль. Всё ли потеряно? 

Расторжение договора выкупного лизинга, в том числе по причине просрочки уплаты лизинговых платежей, не должно ставить лизингодателя в лучшее имущественное положение, чем то, в котором он находился бы, если лизингополучатель и дальше исправно платил и исполнял все обязательства по договору. Именно поэтому расторжение договора лизинга порождает необходимость соотнести взаимные предоставления сторон, совершенные до момента его расторжения (сальдо встречных обязательств).

 

Так, если внесенные лизингополучателем платежи (за исключением аванса) в совокупности со стоимостью возвращенного предмета лизинга превышают сумму предоставленного лизингополучателю финансирования, платы за финансирование за время до его возврата (что в совокупности составляют лизинговые платежи), а также убытков и иных санкций, лизингополучатель вправе взыскать с лизингодателя соответствующую разницу (сальдо).     

Соотнесение встречных предоставлений: когда бывший лизингополучатель окажется в «плюсе»? 

1. Когда сальдо встречных обязательств в пользу лизингополучателя.

Сальдо рассчитывается в соответствии с порядком, утвержденным в законе, и конкретизированным в разъяснениях ВАС РФ. Для понимания перспектив спора при оценке расчетов сальдо, предоставленных лизинговой компанией, мы рекомендуем обратить внимание на следующие параметры, которые позволят установить примерный размер ваших требований. 

1) стоимость предмета лизинга. Один из важнейших параметров, учитывается когда:                       

  • А) Если реальная стоимость автомобиля существенно выше, чем цена, по которой лизингодатель продал изъятый предмет лизинга. Существенным будет расхождение в два и более раза, на основании отчёта оценщика. Различие цены в 10-15% не будет значительным и может быть воспринято судом как скидка на торг.        В частности, следует обращать внимание на изменение спроса на бывший предмет лизинга, изменения курсов валют, ограничение поставок зарубежных товаров и другие случаи, когда стоимость подержанного имущества может превысить стоимость при его изначальном приобретении.
  • Б) Лизингодатель нарушил разумный срок реализации предмета лизинга.  Установленный договором срок, в течение которого лизингодатель должен оценить, выставить на продажу и реализовать изъятый предмет лизинга чаще всего составляет один год.                                                                                                                                 
  • В) Предмет лизинга реализован без проведения торгов, по непрозрачной процедуре.  Иными словами, помимо спорной цены реализации, лизингодатель не может обосновать, как был найден новый покупатель предмета лизинга и был ли широкий доступ к его предложению. 

2) упущенная выгода лизингодателя.

Является формой убытков. Очень часто лизинговые компании включают в свои контррасчеты сальдо такой параметр, как упущенная выгода лизингодателя, тем самым уменьшая размер требований лизингодателя. Природа данного платежа заключается в экономическом интересе лизинговой компании, состоящим в получении процентов с лизингополучателя за пользование предоставленным финансированием. Говоря простыми словами, это аналогично ситуации, когда кредит возвращается досрочно, лишая кредитора процентов, которые бы он получил в будущем.

Судебная практика долгое время была противоречивой насчет включения упущенной выгоды в расчет сальдо, однако в последнее время суды встают на сторону лизингополучателя и не учитывают упущенную выгоду. Так, арбитражные суды, опираясь на разъяснения Верховного суда, отмечают, что удовлетворение требований лизингодателя происходит, как правило, за счет сумм, вырученных от реализации имущества, что является своего рода формой обращения взыскания на имущество.

 

Следовательно, возложение на лизингополучателя обязанности по внесению платы за финансирование за периоды после того, как оно фактически было возвращено лизингодателю (после продажи предмета лизинга при расторжении договора), противоречит существу законодательства. Условия договора, устанавливающие такого рода обязанность (неважно, как они сформулированы) являются недействительными (ничтожными).

3) расходы на хранение изъятого предмета лизинга. Являются убытками в форме прямого ущерба и могут быть завышены, поэтому стоит обратить внимание на два момента: 

  • средняя стоимость хранения (стоянки) в регионе, нужно соотнести её со стоимостью, включённой в расчет лизингодателем;
  • находятся ли расходы на хранение в пределах разумного срока реализации. 

2. Лизингодатель длительное время уклоняется от соотнесения встречных предоставлений. 

Законодательство, устанавливая обязанность лизингодателя соотнести взаимные предоставления, не устанавливает конкретные сроки такого соотнесения, соответственно нет ответственности за их нарушение. Единственным их критерием, по факту, является разумность. В любом случае мы вправе требовать от лизингодателя соотнесения взаимных предоставлений по истечению разумного срока на реализацию предмета лизинга.                 

Тем не менее, поскольку договор лизинга расторгнут, а предмет лизинга возвращен и продан новому владельцу, у лизингодателя нет законных либо договорных оснований удерживать деньги, составляющие сальдо. Поэтому на эту сумму (неосновательное обогащение) начисляются проценты за пользование чужими деньгами, в размере ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в соответствующие периоды. Эти проценты и будут имущественной защитой бывшего лизингополучателя от длительного недобросовестного уклонения лизинговой компании от соотнесения взаимных предоставлений.  

Представленные выше критерии перспективности спора с лизинговой компанией представлены на основе соответствующей судебной практики и практики юристов ЮК «Центральный округ». Однако для полного понимания размера имущественных требований необходим скрупулезный самостоятельный расчет сальдо встречных предоставлений, конечный результат и переменные которого в большинстве случаев индивидуальны. Именно поэтому необходима квалифицированная юридическая помощь еще на стадии досудебного урегулирования.

Поделиться:

Лизинг против приватизации и государственно-частного партнерства

Термин «государственно-частное партнерство» стал широко использоваться во всем мире и имеет множество различных значений и толкований в зависимости от того, у кого вы спрашиваете их мнение. Например, правительство Нигерии недавно начало приватизировать энергетическую отрасль Нигерии.

Государственно-частное партнерство — это коммерческие отношения между компанией частного сектора и государственным учреждением с целью завершения проекта, который будет служить обществу. Государственно-частные партнерства могут использоваться для финансирования, строительства и эксплуатации таких проектов, как сети общественного транспорта, парки и конференц-центры. Финансирование проекта через государственно-частное партнерство может позволить завершить проект раньше или вообще сделать его возможным. Государственно-частные партнерства часто используют инвестиции частного сектора для финансирования государственного проекта, когда недостаточно государственного финансирования.

Предыстория и статистика лизинга активов и проектов для государственной недвижимости и инфраструктурных проектов во всем мире помогут нам узнать о прошлом успехе и влиянии лизинга даже в качестве альтернативы кредитам и другим формам финансирования.

• За последние 20 лет было заключено более 1400 вариантов арендных и частных сделок, ориентированных на финансирование государством, что составляет оценочную стоимость капитала примерно в 500 миллиардов долларов США только в странах Европейского Союза.
• Федеральное правительство США в настоящее время арендует около 7 100 объектов по всему миру, которые находятся в частной собственности и финансируются из частных источников, включая здания ФБР, офисы социального обеспечения, государственные больницы, различные правительственные здания, здания судов и здания почтовых отделений, как правило, на условиях 20-летней аренды федеральному правительству. Сюда не входят договоры аренды штата или органов местного самоуправления, которые также составляют тысячи дополнительных договоров аренды.
• В Канаде федеральное правительство, а также правительство провинции используют разработанную, финансируемую из частных источников и заключенную по контракту или арендованную модель для большого процента крупных государственных учреждений, а также университетов и государственных больниц. Многие из этих проектов являются очень крупными, а стоимость проектов составляет несколько сотен миллионов долларов, а в некоторых случаях даже превышает один миллиард.
Модель концессии/ГЧП/приватизации
• Государственным агентствам не нравится модель ГЧП/концессии из-за потери «контроля»
• Основной движущей силой ГЧП является получение «частного капитала», а не государственного финансирования
• Большинство государственных агентств «думают» о ГЧП финансирование «Дорогое»

Модель аренды
• Лизинг Build to Suit «позволяет» государственному агентству сохранить 100% контроль
• 100% стоимости проекта может быть профинансировано полностью за счет частного капитала
• Лизинговый капитал Build to Suit конкурирует со ставками по облигациям; вдвое меньше капитальных затрат концессии

Мы много раз слышим комментарии типа «Но мы не хотим сдавать в аренду, мы хотим владеть недвижимостью или активом». На протяжении десятилетий государственные органы были дезинформированы относительно будущей стоимости активов государственного сектора. Большинство считает, что эти активы со временем растут в цене, как и коммерческая недвижимость.

Однако это грубейшая ошибка и лживая правда! Большинство государственных активов фактически «обесцениваются» в стоимости, а не растут. В конечном счете, в конце экономической жизни активов большинство из них становятся «обязательствами», а не активами муниципалитета. Это означает, что по истечении срока полезного использования имущество или актив, как правило, должны быть снесены и восстановлены или подвергнуты очень дорогостоящему ремонту. Как Арендатор, эта ответственность не является обязанностью и ложится на Арендодателя. Это, вероятно, одна из основных причин, по которой федеральное правительство США арендует более 7100 объектов недвижимости и активов, а не владеет ими. Если право собственности по-прежнему желательно, сделка может быть структурирована таким образом, чтобы право собственности на активы возвращалось муниципалитету по истечении срока аренды в соответствии с договором финансовой аренды или рассрочки или, что чаще называется, договором аренды с покупкой.
Примеры типов проектов, финансируемых за счет лизинга
• Административные или муниципальные здания; здания судов, исправительные учреждения, мэрии, общественные центры и другие объекты
• Конференц-центры или объекты, связанные с туризмом
• Спортивные объекты
• Больницы и медицинские учреждения (коммерческие и некоммерческие)
• Инициативы, ориентированные на экономическое развитие, которые включают недвижимость или другие активы потребности развития
• Аэропорты и общественный транспорт
• Инфраструктура, общественные работы и коммунальные услуги; энергия, вода, канализация и т. д.
• Государственное жилье
• Университеты и K-12
• Дороги, трубопроводы и инфраструктура
• Здания коммерческой недвижимости

Другие льготы по аренде
• Многие облигации требуют определенных потоков доходов для поддержки финансирования облигаций. При использовании модели государственно-частных инвестиций нет необходимости повышать налоги или обещать дополнительные потоки доходов.
• Это позволяет государственному органу использовать свои возможности по объединению для дополнительных проектов и нужд. Общий долг может быть уменьшен за счет участия в этой программе по сравнению с финансированием за счет облигаций, что, в свою очередь, может повысить их кредитный рейтинг.
• Расширенное финансирование. Обычно правительственная организация ограничена своей способностью склеивания для размера проекта.
• Платежи производятся из операционного бюджета в сравнении с капитальными затратами.

Global Sovereign & Infrastructure Investors
National Standard разрабатывает и финансирует инфраструктуру и активы в сфере недвижимости, преодолевая разрыв между финансовыми потребностями государственных органов и их потребностями в предоставлении долгосрочных инфраструктурных активов и услуг с помощью опыта и эффективности, предоставляемых девелоперы частного сектора и частный капитал

Стратегический игрок на глобальных рынках инфраструктуры и государственных инвестиций, National Standard сотрудничает с государственными, субгосударственными и местными органами власти, частными застройщиками и корпорациями-единомышленниками, помогая разрабатывать программы развития инфраструктуры и капиталовложений.
Рассел Дьюк является председателем и управляющим директором National Standard Finance, LLC и базируется в Атланте, штат Джорджия. С г-ном Дюком можно связаться по адресу [email protected]. www.NatStandard.com

Лизинг: не только для частного флота — Финансирование

Нажмите здесь, чтобы просмотреть печатную версию этой статьи с диаграммами.

В течение многих лет обсуждение лизинга транспортных средств чаще всего касалось частного сектора. За заметным исключением штата Мичиган, который сдает автомобили в аренду с 1995 года, государственные автопарки просто не сдавали автомобили в аренду; они их купили. Эта парадигма была основана на практике использования государственных транспортных средств с более длительным жизненным циклом, а подход «запустить его в землю» был заявлен как наиболее рентабельный метод эксплуатации парка транспортных средств. Сегодня многие государственные менеджеры флота видят ценность эксплуатации более молодого флота, но из-за ограниченного и скудного наличия бюджетных долларов им трудно реально изменить методы финансирования.

Прежде чем мы рассмотрим практичность лизинга, давайте взглянем на текущие варианты финансирования, которые менеджеры автопарка могут рассмотреть при замене активов автопарка.

Транспортные средства и оборудование Способы оплаты

По существу, для финансирования приобретения транспортных средств используются пять различных методов финансирования:

  1. Ежегодные отчисления или ассигнования денежных средств.
  2. Накопление денежных резервов в фонде замены парка, обычно за счет использования внутренней программы лизинга или возмещения затрат на замену.
  3. Заимствование денежных средств в финансовых учреждениях.
  4. Заем денежных средств у инвесторов путем выпуска коммерческих бумаг и облигаций.
  5. Лизинг у лизинговой компании, банка или коммерческой финансовой компании.

Обратите внимание, что термины «финансирование» и «финансирование» различаются по значению, хотя иногда они используются как синонимы. Финансирование автопарка — это метод, используемый для оплаты (например, наличными, лизинга) за приобретение транспортных средств и оборудования. Финансирование – это сумма денег, необходимая для приобретения активов при определенном методе финансирования.

При рассмотрении вопроса о том, как заплатить за приобретение активов автопарка, управляющий автопарком должен рассмотреть каждый из различных способов финансирования необходимой суммы. Поскольку потребности в финансировании в годовом исчислении могут значительно различаться в зависимости от возрастной структуры парка и доступности финансирования за прошлые периоды, выбор метода капитального финансирования очень важен с точки зрения текущей замены транспортных средств и будущего общего возраста парка. Управляющий автопарком должен оценить как общую стоимость, так и потребности в годовом бюджетном финансировании, связанные с каждым рассматриваемым видом капитального финансирования.

1. Годовые ассигнования денежных средств. Такой подход к финансированию с оплатой до начала эксплуатации исторически приводил к значительным колебаниям годовых расходов, поскольку для покупки желаемого количества единиц не было достаточного финансирования. Даже в хорошие экономические времена получение достаточных средств для своевременной замены транспортных средств и оборудования является проблемой для многих организаций государственного сектора. На это нежелание в значительной степени повлияло большое количество транспортных средств, которые могут нуждаться в замене через несколько лет, и неспособность некоторых подходов к капитальному финансированию эффективно справиться с возникающими в результате потребностями в расходах на замену, которые по своей природе неравномерны из года в год.

Большинство организаций, особенно в государственном секторе, не имеют хорошего механизма для учета ежегодных изменений в требованиях к расходам, когда источник средств для таких расходов относительно стабилен. Другими словами, независимо от текущих или прошлых экономических условий, метод финансирования наличными почти всегда приводит к недостаточному финансированию закупок взамен.

В связи с сегодняшним бюджетным кризисом и нехваткой средств многие государственные автопарки испытывают особенно большие трудности из-за растущей нехватки ежегодных средств для замены транспортных средств. Наконец, метод финансирования наличными не способствует признанию капитальных затрат на транспортные средства или управлению общей стоимостью владения транспортными средствами, поскольку после приобретения транспортных средств сотрудники организации считают их «бесплатными».

[PAGEBREAK]

Нажмите здесь, чтобы просмотреть печатную версию этой статьи с диаграммами.

2. Резервный фонд и система возвратных платежей. В соответствии с этим методом денежные резервы аккумулируются на специальном счете или в оборотном фонде, как правило, посредством использования внутренней системы аренды или возмещения восстановительной стоимости. Этот подход с оплатой по мере использования делает потребности в финансировании из года в год плавными и предсказуемыми, а при правильном управлении способствует признанию фиксированных затрат. Однако в трудные экономические времена денежные резервы могут быть использованы для других целей. Кроме того, возобновляемые фонды и системы возмещения затрат трудно правильно администрировать, а их первоначальное создание обходится дорого, если существует отставание в замещении или росте потребностей.

3. Покупки, финансируемые за счет кредитов. Этот подход с оплатой по факту использования включает как срочные кредиты, так и «покупку в лизинг», и его можно получить в коммерческих банках и других кредитных учреждениях. Этот тип заимствования способствует признанию фиксированных затрат, необходимых для того, чтобы транспортное средство стало доступным для пользователей. Это требует долгосрочной перспективы и приверженности, и после внедрения его трудно прекратить использовать. Исторически сложилось так, что государственный сектор не рассматривал этот вариант из-за привлечения процентных расходов. Однако эти расходы могут быть компенсированы более низкими затратами в течение жизненного цикла, возникающими при своевременной замене транспортных средств.

4. Покупки, финансируемые облигациями. Этот подход с оплатой по мере использования способствует признанию фиксированных затрат, связанных с предоставлением транспортного средства посредством различных типов облигаций, в качестве источника финансирования. К ним относятся: коммерческие бумаги, сертификаты участия, облигации с общими обязательствами и доходные облигации. Тем не менее, облигации носят в высшей степени политический характер, часто ограничены ограничениями по заимствованиям и более сложны в управлении, чем другие виды заимствований. Кроме того, ненадлежащее использование может привести к постоянному увеличению долговой нагрузки.

5. Лизинг у лизинговой компании, банка или коммерческой финансовой компании. Лизинг — это подход к финансированию с оплатой по мере использования, который способствует признанию постоянных затрат за счет использования системы возмещения затрат (т. е. ежемесячных арендных платежей). Аренда обычно сопряжена с более высокой стоимостью капитала, чем другие подходы к долговому финансированию. Более того, на сегодняшнем жестком рынке кредитования лизинг от компаний, управляющих автопарком, часто требует объединения с управленческими услугами (например, топливными картами, управлением техническим обслуживанием), поскольку вышеупомянутые фирмы предпочитают не быть исключительно финансовыми кредиторами.

Аренда может сбивать с толку, и существуют десятки различных структур аренды. Тем не менее, для менеджеров автопарка важно понимать, что аренда автопарка НЕ ​​похожа на аренду, предлагаемую дилерами для частных лиц. Фактически, в оперативном отношении они гораздо больше похожи на договор аренды с покупкой.

В сфере лизинга автопарка доступны два совершенно разных типа лизинга:

Капитальный лизинг представляет собой, по сути, договор купли-продажи с предоставлением кредита, по которому лизинговая компания возмещает большую часть капитальных затрат в течение срока службы транспортного средства. Транспортные средства, финансируемые за счет капитальной аренды, будут находиться на балансе, и право собственности обычно передается арендатору в конце срока аренды, как правило, по «выгодной» цене (например, 1 доллар США). Капитальная аренда также известна как «финансовая» аренда.

Операционная аренда широко используется корпоративным флотом, а активы находятся за балансом. Сроки аренды очень гибкие по сравнению с капитальной арендой. Операционная аренда может быть бессрочной или бессрочной:

  • Бессрочная аренда не имеет установленной даты окончания. Большинство договоров операционной аренды в США имеют такую ​​природу. Актив должен храниться не менее 12 месяцев, после чего его можно сдать в любое время до или после запланированного срока аренды, который обычно составляет от 48 до 84 месяцев. Арендатор несет риск «убытков» в остаточной стоимости при продаже транспортного средства, но также получает «прибыль», когда транспортное средство продается по цене, превышающей текущую амортизированную балансовую стоимость.
  • Закрытая аренда , широко используемая отдельными розничными клиентами в США, имеет установленное количество месяцев в сроке аренды. Арендатор не несет никакого риска в отношении остаточной стоимости транспортного средства, но многие договоры бессрочной аренды имеют фиксированные ограничения по пробегу и предусматривают сборы за ненормальный износ.

[PAGEBREAK] Нажмите здесь, чтобы просмотреть печатную версию этой статьи с диаграммами.

Лизинг: возможность заработать деньги

Лизинг предоставляет возможность получить значительную сумму наличных средств при замене автомобилей, просроченных для обновления. Эта практика известна как продажа с обратной арендой и позволяет организации автопарка продавать активы лизинговой компании и сдавать их обратно. Есть преимущества и недостатки участия в этом упражнении. Для начала арендатор должен быть платежеспособным, что в сегодняшних экономических условиях представляет проблему для многих государственных флотов, в частности для штатов. Если организация кредитоспособна и в зависимости от размера автопарка, продажа активов ее автопарка может принести десятки миллионов долларов наличных денег.

Недостатки включают расходы на перерегистрацию автопарка на нового владельца и обязательство по уплате налога с продаж при продаже транспортных средств лизинговой компании. Налог с продаж может быть включен в капитализированную стоимость автомобиля (а не единовременный платеж). Однако арендатор должен затем уплатить проценты и административные сборы лизинговой компании за дополнительную сумму.

Как указывалось ранее, большинство компаний, управляющих автопарком, не хотят брать на себя дополнительный риск и служат исключительно кредиторами наличных денег. Вместо этого они хотят сбалансировать свой риск с текущими услугами по управлению автопарком, такими как управление техническим обслуживанием и ремонтом, топливные карты, обработка нарушений правил дорожного движения, продление регистрации и другие услуги, в которых участвует сторонний поставщик.

Финансирование с помощью кредитов или лизинга: преимущество автопарка

Чтобы объяснить, почему кредиты и лизинг являются привлекательным альтернативным источником финансирования замены транспортных средств, давайте посмотрим на анализ замены выборочного городского парка, состоящего примерно из 3100 автомобилей и единиц оборудование. Эта конкретная организация, фактический клиент Mercury Associates, имела задолженность в размере 28 миллионов долларов, исходя из запланированной (и чрезмерно растянутой) политики города по замене на 10 лет, как показано на диаграмме 1. Следует отметить, что даже если город из выборки мог выделить 28 долларов миллионов в любой данный год, было бы неразумно так поступать. Потребности в финансировании на все последующие годы будут «кусковыми», и оперативная замена количества единиц будет неуправляемой. Следовательно, любой окончательный прогноз замены должен быть в конечном счете «сглажен».

Для сравнения, рекомендуемый цикл замены для этого образца парка составляет семь лет, что приводит к еще большему отставанию в размере 37 миллионов долларов США, как показано на диаграмме 2. замена критически важных и менее механически надежных активов в первый год и продление срока службы других активов, ранее включенных в портфель заказов на сумму 37 миллионов долларов. Путем сглаживания и корректировки плана замены (с надлежащими семилетними циклами замены) отставание сократилось до 11 миллионов долларов, и теперь его можно сравнить с потребностями в финансировании для замены активов парка денежными средствами, резервными фондами, кредитом и операционной арендой, как показано. на графике 3.

В то время как наличное и резервное финансирование требует затрат в размере около 11 миллионов долларов в год, платежи по лизингу или кредиту (лизинг-покупка) дают возможность заменить транспортные средства со значительно меньшими бюджетными затратами в течение первых пяти лет действия новых методов финансирования.

Подробный обзор денежных затрат показан на Диаграмме 4. Важно отметить, что мы рассматриваем только капитальные затраты на транспортные средства. Как уже отмечалось, своевременная замена транспортных средств обычно приводит к снижению эксплуатационных расходов. Таким образом, несмотря на то, что платежи по кредиту и аренде в последующие годы превышают денежные выплаты, эти капитальные затраты будут компенсированы снижением операционных расходов. Кроме того, финансовые альтернативы высвобождают скудные средства для использования в основных областях обслуживания организации.

При сравнении расходов наличных средств — либо через наличные средства, либо из резервного фонда — с финансированием за счет кредита или операционной аренды последние подходы обеспечивают экономию (т. е. денежные расходы) до 27,6 млн долл. США за 10-летний период. В данном конкретном случае заимствование средств по кредитному сценарию было альтернативой с наименьшими затратами.

Несколько слов о различиях между типами аренды

Положения США, определяющие порядок учета аренды, издаются Советом по стандартам финансового учета (FASB), частной организацией из Норуолка, штат Коннектикут, официально признанной в США. Правительство и бухгалтерская профессия как нормотворческий орган для бухгалтерского учета. Публичные корпорации частного сектора должны соблюдать общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP), что означает соблюдение правил FASB.

[PAGEBREAK]

Нажмите здесь, чтобы просмотреть печатную версию этой статьи с диаграммами.

Для лизинга основной отчет известен как FASB 13, основанный на исходном отчете, выпущенном в 1976 году. Государственный учет аренды в США почти такой же, как и для корпораций, хотя Совет по государственным стандартам бухгалтерского учета «GASB 13» (непреднамеренно тот же номер, что и в FASB 13) предписывает другой подход к некоторым договорам операционной аренды с запланированным повышением арендной платы.

Четыре критерия, установленные в FASB 13, определяют наличие капитальной аренды. Если ответ «да» на любой из критериев, аренда считается капитальной арендой для целей бухгалтерского учета. Аренда является капитальной арендой, если выполняется любой из следующих четырех критериев:

  • Аренда передает право собственности арендатору в конце срока аренды.
  • Арендатор имеет право приобрести актив по выгодной цене в конце срока аренды.
  • Срок аренды составляет 75 или более процентов срока экономической службы актива.
  • Приведенная стоимость арендной платы с использованием ставки дополнительного заимствования арендатора составляет 90 или более процентов от справедливой рыночной стоимости актива.

Для государственных флотов забалансовый учет может быть не таким привлекательным, как для частного сектора. Однако учетные «шаги» при капитальной аренде сложнее, чем при простой аренде при операционной аренде. Кроме того, в некоторых случаях государственным органам легче получить средства для операционной аренды, рассматриваемой как арендная плата, по сравнению с капитальной арендой, которая рассматривается скорее как покупка. По этой причине операционная аренда дает преимущество государственному управляющему автопарком.

Предстоящие правила для мониторинга

С 2006 года FASB занимается проектом по пересмотру правил учета аренды, чтобы они соответствовали международным правилам бухгалтерского учета. Цель состоит в том, чтобы обнародовать общий международный стандарт к 2011 году. Это изменение может существенно повлиять на многие аспекты учета аренды, поскольку стандарты Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) (известные как IASB 17) сильно отличаются от руководящих принципов США. Особого внимания заслуживают тесты на то, составляет ли срок аренды 75 или более процентов срока экономической службы и равна ли приведенная стоимость ренты 90 процентов или более от справедливой стоимости. Совет по МСФО не использует эти два критерия и предпочитает подход «фактов и обстоятельств», который требует большего количества суждений. Многие эксперты считают, что операционная аренда, используемая сегодня в США, в какой-то момент в будущем перестанет существовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *