1.1. Определение понятий «компетентность» и «компетенция»
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Мы постараемся изложить несколько таких гипотез.
Наиболее известным учёным в данном вопросе является почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен. Он определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [7, с.
В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция[1]», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие – выделяют его как самостоятельную структуру.
Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция[2]: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность учителя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
В исследовании Татьяны Михайловной понятие профессиональная компетенция учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных [9, с. 110-111].
Введенский В.Н. считает, что целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Однако он подчёркивает то, что ещё часты случаи отождествления рассматриваемого понятия с понятием «компетенция». По его мнению, компетентность – это некая личностная характеристика, а компетенция – совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик [1, с. 51].
Лукьянова М.И. под психолого-педагогической компетентностью учителя понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. В качестве компонентов психолого-педагогической компетентности она рассматривает блоки психолого-педагогических ориентаций [5, с. 56-57].
Хуторской А.В. отличает «синонимически используемые» понятия «компетенция» и «компетентность»: Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [11, с. 60].
Так же Андрей Викторович выделяет как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто «компетенцию» от «образовательной компетенции» [11, с. 62].
Галина Михайловна Коджаспирова считает, что «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом» [3, с. 428].
Однако Шишов С.Е. и Кальней В.А. чётко разделяют понятия компетенция и умение: «Умение – это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение» [12, с. 79].
Таким образом в современной педагогике сложилось достаточно противоречивая ситуация по вопросу содержания понятий «компетентность» и «компетенция», что свидетельствует о недостаточной разработанности данных понятий в современной образовательной системе и необходимости выделения ориентировочных определений данных понятий в нашей работе, что и будет сделано во II главе нашей работы.
знания или компетенции — Троицкий вариант — Наука
Что вы хотели знать о компетенциях, но боялись спросить
Вхождение России в Болонский процесс привносит в нашу жизнь новые понятия, которые при первом знакомстве вызывают вполне понятное непонимание. Для многих кажется странным термин «компетенция» — одно из ключевых понятий, использующихся при разработке современных образовательных программ. Чтобы понять логику появления нового термина, необходимо прежде всего понять его место в общей структуре Болонских преобразований.
Требования к результатам обучения
В Болонском процессе акценты перенесены с содержания на результаты обучения, и это совсем не случайно. Отчасти это диктуется общей идеологией преобразований, в рамках которых европейские университеты пытаются добиться сопоставимости образовательных систем разных стран. Проще всего это сделать путем унификации самих образовательных программ. Но именно этот путь невозможен: европейские университеты слишком разные и при этом слишком дорожат своей независимостью. А вот сделать сопоставимыми результаты обучения кажется возможным (еще раз подчеркнем — сопоставимыми, а не одинаковыми).
Для России это становится актуальным только с введением ФГОС-3, так как ранее в стандартах прописывалось именно содержание обучения (список дисциплин, их содержание). С этого года вузы имеют намного больше свобод в составлении собственных программ, поэтому различия между различными вузами будут с неизбежностью нарастать. Но различия не могут быть слишком велики. На бюрократическом языке эта проблема называется «сохранением единства образовательного пространства», но если говорить проще, то государство хочет быть уверено, что выдача диплома государственного образца по биологии, химии, физике и т.п. говорит о том, что выпускник и в самом деле является биологом, химиком, физиком и т.п. И в стандарте как раз и сформулированы те требования к результатам обучения, выполнение которых позволит получить необходимый результат.
Естественно, возникает вопрос: каким образом описать требования к результатам обучения? Можно придумать множество способов. Вхождение России в Болонский процесс заставляет говорить на том профессиональном языке, который принят сейчас в Европе, — а это язык компетенций.
Как сформулировать компетенцию
Вначале мы попытаемся рассмотреть компетентностный подход с формальной точки зрения, как своеобразный профессиональный язык, на котором формулируются требования к результатам обучения. Приведем определение компетенции, как оно было дано в макете ФГОС-3. Итак, компетенция — это комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.
В стандартах предыдущего поколения (ГОС-2) также был раздел, описывавший итоги обучения в виде так называемых ЗУНов — знаний, умений, навыков. Однако в ГОС-2 было довольно подробно прописано содержание образования, в такой ситуации ЗУНы играли второстепенную роль. Во ФГОС-3 акценты смещены на результаты обучения, которые студенты должны продемонстрировать по завершении обучения.
Отличия между компетенциями и ЗУНами хотя и имеются, но они не слишком велики. Ничего удивительного в этом нет, так как перед разработчиками ФГОС-3 была поставлена цель сохранения преемственности стандартов разных поколений (что разумно, так как образование не место для революционных преобразований).
Как формулируются ЗУНы и компетенции? Для примера возьмем преподавание арифметики — случай несколько невероятный для высшей школы, но удобный для наших целей. В рамках ЗУНовского подхода можно сформулировать требование к результатам обучения следующим образом: «знание арифметики». В рамках компетентностного подхода так сказать нельзя, так как знание не является компетенцией (компетенцией, согласно вышеприведенному определению, может являться только способность применять полученные знания). Возможный вариант может выглядеть следующим образом: «Владение арифметикой в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области».
Приведенная формулировка не совсем хороша (точнее, совсем не хороша). В современном мире вряд ли есть задачи, которые решаются только знанием арифметики (подсчет сдачи в магазине не требует высшего образования, а потому этот случай можно не рассматривать). Скорее всего, студенты будут изучать несколько математических дисциплин, причем в реальной деятельности им придется применять не разрозненные знания, полученные при изучении разных предметов, а всю сумму накопленных знаний и отработанных навыков. Потому более правильной формулировкой будет следующая: «Владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области».
Приведенный вариант формулировки компетенции иллюстрирует несколько важных особенностей нового подхода. Во-первых, компетенции в большинстве случаев не формируются для каждого предмета отдельно, а представляют собой комплексные характеристики. Специалисты по учебно-методической работе любят подчеркивать, что такая комплексность должна помогать лучшему установлению межпредметных связей, убирать некую фрагментированность образования, которая неизбежно возникает при дисциплинарном подходе. Во-вторых, данная компетенция может формироваться разными путями, причем набор дисциплин, который будет использован для формирования данной компетенции, можно менять хоть каждый год. Это дает возможность преподавателям быстро и без излишних бюрократических сложностей модифицировать программы.
Разработка и реализация образовательных программ на основе компетентностного подхода
Однако только изменение формальных требований к результатам обучения не способно существенно изменить характер образования. Формулировка новых задач должна быть поддержана формированием адекватной структуры и содержания образовательной программы. Ниже мы кратко отметим несколько изменений традиционной организации программ, на которые толкает компетентностный подход.
В отличие от привычных для российской образовательной системы ЗУНов, которые ранее оценивались в процессе обучения, компетенции переносят акцент с «знаниевого» компонента на поведенческий аспект. То есть компетенция — это не столько знание, сколько система наработанных поведенческих реакций, как себя вести (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т.п.) в стандарных и нестандарных профессиональных ситуациях.
Каким образом должны формироваться компетенции? В общем случае за формирование одной компетенции должны отвечать несколько различных дисциплин, сгруппированные особым образом (естественно, возможны ситуации, когда одна компетенция формируется одним предметом или даже частью одного предмета). Совокупность предметов, формирующих одну компетенцию или группу родственных компетенций, называют модулем. Формирование одной компетенции может включать изучение различных дисциплин, участие в студенческих конференциях, прохождение практик и выполнение различных самостоятельных работ.
Формирование компетенций очень редко достигается за счет только теоретических курсов. Логично, когда компетенция вырабатывается путем сочетания разных форм обучения: когда услышанное на лекциях затем разбирается на семинарах, отрабатывается на практике, конкретизируется в ходе самостоятельной работы, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости. То есть модуль должен иметь продуманную структуру. Это отличает программы, сделанные по дисциплинарному принципу, от модульных программ, которые предпочтительно делать при реализации компетентностного подхода.
ФГОС-3 еще сделаны по дисциплинарному принципу, но модульная организация настолько четко вытекает из логики компетентностного подхода, что, несомненно, эти идеи будут со временем проникать в практику разработки образовательных программ. По крайней мере в проекте нового закона об образовании оговаривается возможность кредитно-модульной организации образовательного процесса. Основное затруднение на пути создания таких программ, по мнению многих методистов, состоит в том, что модульная организация требует более активного вовлечения преподавателей в учебно-методическую работу, так как в модуле отдельные дисциплины не самодостаточны, а являются дополняющими частями целого.
Компетенции и ЗУНы: а есть ли разница?
До сих пор разговор шел преимущественно о технических моментах, связанных с разработкой и реализацией образовательных программ в рамках компетентностного подхода. Болонский процесс не предполагает никаких насильственных действий, ограничивая свои мероприятия созданием формальных предпосылок для преобразований. Компетенции — одна из таких предпосылок, которая без активной работы вузов останется формальностью. Переход от ЗУНов к компетенциям не создает каких-то сложностей для разработчиков программ (намного более серьезные) трудности создаются введением системы зачетных единиц, но почему-то это новация не вызывает никаких существенных возражений). Обсуждение преимуществ первого или второго не имеет особого смысла, так как через несколько лет все забудут о существовании ЗУНов и предмет спора исчезнет сам собой. Тогда откуда возникает столь резкое неприятие именно этого нововведения?
Попытаемся представить, кому идеи компетентностного подхода могут быть симпатичны. Образование в соответствии с компетентностным подходом ориентируется на студентов, которых больше интересуют полученные знания не сами по себе, а тем, как знания помогут им в дальнейшей жизни. Именно польза для дальнейшей профессиональной деятельности служит таким студентам основным фактором мотивации к учебе. Компетентностный подход нацеливает не на большую информированность студентов, а на способность самостоятельно решать профессиональные задачи. То есть компетентностный подход приспособлен к тому, чтобы не столько давать не оторванные от жизни знания, сколько позволить научиться чему-то полезному (т.е. сформировать полезные компетенции). В этом смысле компетентностный подход вполне приемлем с точки зрения наиболее мотивированной части студентов.
Но переход к компетентностному подходу, ориентирующемуся на результаты обучения, довольно сильно ударяет по сложившейся практике российского образования. Многие российские вузы утеряли связь и с мировой наукой, и с реальной экономикой, т.е. способны обеспечить некоторый общий культурный уровень студента, но не всегда способны подготовить востребованных специалистов. Но нацеленность на подготовку специалистов для реальной экономики — одно из заявленных направлений преобразований в последние годы.
Противники таких процессов обращают внимание на то, что даже европейская система высшего образования за рынком труда не поспевает, поэтому лучше дать студенту набор общих знаний, пусть и оторванных от реальной жизни, но хороших своей фундаментальностью. Такая стратегия хороша только в том случае, когда выпускники по специальности не работают, а профессиональные навыки приобретают уже в процессе работы. Эта ситуация сложилась во многих вузах, которые еще совсем недавно считались ведущими, а их выпускники легко находили себе применение в жизни по основной специальности. В итоге возникает ощущение, что прелесть такого подхода состоит преимущественно в том, что он позволяет стабилизировать ситуацию внутри вузов, избежать болезненных и тяжелых реформ.
Многие последние новшества в области высшего образования очень отчетливо нацеливают вузы на подготовку специалистов для реальных нужд сегодняшнего дня. Это порождает и некоторые опасения, так как некоторые внешне разумные реформы последних лет приводили к негативным результатам из-за непрофессиональной реализации. Станет ли внедрение компетентностного подхода очередной бюрократической формальностью, инструментом развития или деградации — это вопрос, ответ на который будет известен только через несколько лет.
Евгений Шеваль,
канд. биол. наук,
старший научный сотрудник
НИИ физико-химической биологии
им. А.Н.Белозерского, МГУ
См. также:
У нас есть определение таланта: компетентность × приверженность × вклад
Артур Йенг
и Дэйв Ульрих
27 сентября 2019 г.
Каждый день рыночные экосистемы работают на краю известного мира. Они стремятся прорваться в незнакомое. Их миссия состоит в том, чтобы создавать новые идеи, новые технологии, новый опыт работы с клиентами, новый дизайн и новые способы решения проблем.
Они не только продумывают возможности, но и переосмысливают возможности. Сохранение этого страстного, любознательного взгляда требует, чтобы у руля и в команде были выдающиеся люди, чтобы продвигаться вперед в неизвестное. Нет никаких сомнений в том, что организации с лучшими общими способностями имеют больше шансов на успех, чем организации с меньшими способностями. Почему? Не организации думают, а люди.
Но индивидуальный талант — это еще не все. Организации формируют то, как люди думают, действуют и чувствуют. Управление талантами заключается в обеспечении того, чтобы нужные люди в правильных местах думали и действовали правильным образом. Шумиха о «победе в войне за таланты» подразумевает, что только талант позволяет организациям побеждать.
Вопрос: Какое самое важное стратегическое действие может предпринять лидер?
Ответ: Поместите самых неэффективных сотрудников в ряды конкурентов и поощряйте их продолжать делать именно то, что они делают… в течение длительного времени.
Талант имеет множество определений и фокусов. Для самых высших руководителей компании талант фокусируется на их дальновидных способностях, планировании преемственности и работе в команде. Для следующего поколения лидеров (часто квадратный корень из числа сотрудников) талант требует лидерского бренда, который связывает действия лидера с ожиданиями клиентов.
Для сотрудников с высоким потенциалом (часто от 5 до 15 процентов рабочей силы) лидеры управляют талантами, определяя, кто имеет высокий потенциал, а затем инвестируя в них, чтобы подготовить их к будущему.Эти отобранные люди с высоким потенциалом часто тратят от 5 до 15 процентов своего времени на обучение. А управлять талантами всех ваших сотрудников означает помогать им быть компетентными и преданными своей работе и находить в ней смысл.
В ответ на этот спрос на таланты компании опробовали множество программ и инвестиций для привлечения, удержания и повышения квалификации. Тем не менее, иногда после того, как оговорено, что талант имеет значение, компании могут потеряться в бесчисленном количестве усилий и упустить из виду основы.
Рискуя сильно упростить, мы предлагаем обманчиво простую формулу таланта:
Талант = Компетентность × Приверженность × Вклад
Компетентность означает знания, навыки и ценности, необходимые для сегодняшней и завтрашней работы. Это означает привлечение нужных людей в организацию, перемещение их по ней и, в зависимости от их эффективности, либо удаление, либо сохранение их с течением времени. В современном мире работы свободных агентов к компетенции можно получить доступ без собственности, потому что временные работники могут составлять значительную часть общей рабочей силы. Компетентность также относится к тому, как связи между людьми, робототехникой и другими технологиями станут источником будущих талантов. Компетентность внутри организации также связана с ожиданиями клиентов за пределами организации.
Недостаточно быть предпочтительным работодателем, но предпочтительным работодателем для сотрудников, которых наши клиенты выбрали бы . Наем, обучение и оплата труда сотрудников должны повышать их способность обслуживать клиентов. Иногда вам нужно вовлечь своих клиентов в эти традиционные методы работы с людьми. Клиенты могут помочь установить критерии найма, посещать и проводить обучение, а также совместно определять производительность и компенсацию.
Компетентность, безусловно, имеет значение, но без приверженности компетентность теряет свое влияние. Преданные или заинтересованные сотрудники усердно работают, не жалеют времени и делают то, о чем их просят. Приверженность проявляется в ценностном предложении сотрудников: сотрудники, которые придают ценность своей организации (через понимание, упорный труд и производительность), получают обратно личную ценность. Приверженность сотрудников, или вовлеченность, была связана с достижением стратегических целей и приверженностью клиентов. В последнее десятилетие целеустремленность и компетентность были ожидаемыми компонентами таланта.
Но, несмотря на компетентность и приверженность следующего поколения сотрудников, мы обнаружили, что если они не вносят реального вклада в свою работу (находя в ней смысл и цель), их интерес к работе будет уменьшаться, а их таланты — ослабевать. Вклад приходит, когда сотрудники переходят от поведенческих обязательств к эмоциональной связи, потому что они верят, что цель организации поможет им реализовать свои личные ценности.
Когда такая связь установлена, сотрудники становятся лучше, приобретая новые навыки в своей работе и присоединяясь к группе единомышленников.
Проще говоря, компетентность относится к голове (способность), обязательство относится к рукам и ногам (присутствие), а вклад к сердцу (просто присутствие). В этом уравнении таланта три члена являются мультипликативными, а не аддитивными. Как механизм управления, правильный талант снижает риск и увеличивает шансы вашей экосистемы на успех. Генеральный директор однажды сказал нам, что его основной стратегией был талант. Если он назначит нужного человека на нужную работу с нужными навыками и приверженностью делу в нужное время, руководителю не придется беспокоиться о стратегии, потому что она сама о себе позаботится.
Перепечатано с разрешения Harvard Business Review Press. Выдержки из книги Артура Йенга и Дэйва Ульриха «. Переосмысление организации: как компании могут создавать значительно большую ценность на быстро меняющихся рынках». Авторские права 2019 принадлежат Артуру Йенгу и Дэйву Ульриху. Все права защищены.
Что такое культурная компетентность? (Определение и обзор)
Культурная компетентность — относительно новое понятие. Многие академические области, университеты, некоммерческие организации и корпорации рекламируют этот термин, но что он вообще означает? Что такое культурная компетентность?
Таким образом, культурная компетентность — это способность эффективно общаться, сопереживать и понимать мировоззрение людей из других культур на основе межкультурных знаний и собственного самосознания .
Ладно, рот полон. Давайте сломаем это.
Культурная компетенция:
- Способность эффективно общаться с представителями других культур.
- Способность сопереживать людям из других культур.
- Понимание и принятие разных мировоззрений.
- Быть осведомленным о других культурах .
- Достаточное самосознание , чтобы отличать вашу культуру и соответствующее мировоззрение от других культур и их соответствующих мировоззрений.
Почему культурная компетентность важна?
Помимо прекрасного желания стать принимающим, понимающим и сопереживающим по отношению к другим культурам, культурная компетентность на самом деле важен и в повседневной работе, и в путешествии, и в домашней жизни .
В постоянно глобализирующемся мире каждый из нас столкнется с представителем другой культуры в какой-то момент своей жизни, если не каждый божий день.
Так было не всегда. Задолго до появления интернета, смартфонов и социальных сетей разные культуры были разделены географическим положением, правительством и языком.
С современными технологиями и глобальным расширением корпоративных усилий людям необходимо ежедневно общаться между культурами, что редко бывает легкой задачей. Люди боятся перемен , а межкультурное общение требует большей открытости для изменений. Этот когнитивный диссонанс обычно приводит к командному напряжению, спорам и неподвижности .
Как узнать, компетентны ли вы в культурном отношении?
Вы поймете, что вы культурно компетентны, когда :
- сможете подробно описать свой взгляд на жизнь.
- Поймите, как ваши гены и окружающая среда влияют на это мировоззрение.
- Умеют находить множество решений одной проблемы и не всегда полагаются на черно-белое мышление.
- Осознаете, что люди обрабатывают мысли, эмоции и переживания не так, как вы.
- Поймите, что то, как вы думаете, ведете себя, убеждаете, общаетесь и общаетесь с другими, в основном является результатом вашего культурного воспитания.
- Не бойтесь мнений и убеждений, отличных от ваших собственных.
- Положительно относитесь к представителям других культур.
- Считайте себя знающим, понимающим и сочувствующим людям из других культур.
- Способны эффективно общаться с людьми из других культур, даже с языковым барьером.
- Знать и принимать различия между культурами высокого и низкого контекста, ориентацией на задачи и отношения, индивидуализмом и коллективизмом, индуктивным и дедуктивным мышлением и т. д.
Если вы не уверены на 100 %, что каждый из этих пунктов относится к вам, то, вероятно, вам предстоит еще кое-что сделать. Но, не нужно унывать!
Культурная компетентность — это путь длиною в жизнь. Это требует дополнительного эмоционального, социального и когнитивного внимания, и это не то, чему можно научиться за одну ночь.
По данным Национального центра культурной компетентности Джорджтаунского университета (NCCC), существует шесть стадий культурной компетентности: культурная
- деструктивность,
- нетрудоспособность,
- слепота,
- предварительная компетенция,
- компетенция и
- мастерство.
Однако, несмотря на длительное обучение, культурной компетентности можно научиться .
Независимо от того, являетесь ли вы журналистом-путешественником, как я, сотрудником гуманитарной организации из третьего мира или пригородным домоседом из первого мира, этот навык действительно можно приобрести в любом возрасте.
Хотите узнать больше?
Как заядлый путешественник, который тщательно изучал культурные компетенции (магистр глобального лидерства и пастырского консультирования; бакалавр испанского языка и журналистики), а также применял их на протяжении всей своей жизни (прочитайте мою историю здесь), я люблю помогать другие люди начинают свой путь к культурной компетентности.
Вот несколько ресурсов, которые помогут вам начать работу:
- 5 личных преимуществ культурной компетентности
- Как насчет того, чтобы перестать использовать термин «искатель внимания»?
- Что Библия говорит о закрытии лица? Контекстуализация в министерстве
- Инструменты картографирования культуры Эрин Мейер
Кроме того, подпишитесь на мою рассылку, чтобы присоединиться к сообществу единомышленников со всего мира.