ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Григорьева Ольга Николаевна, воспитатель,
МДОУ детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по одному из направлений развития воспитанников
№ 40 «Берёзка» , г. Серпухов
Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования . Его целевая направленность- гармоничное развитие ребёнка.
Современная жизнь диктует новые условия, в результате которых появляются:
-Центры развития ребёнка,
— детские сады с группами ухода и оздоровления,
-школы- детские сады,
-учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями,
-детские сады с приоритетным направлением в развитии ,
-учреждения общего развития,
— учреждения комбинированного вида. [ 4 ]
Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.
И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.
Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция— способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. [3]
Основная профессиональная задача воспитателя — создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:
1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,
2) умение общаться с каждым ребёнком,
3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,
6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
10)умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,
11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей . [2]
Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.
Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.
Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.
Выделим основные пути её развития:
-курсы повышения квалификации,
-исследовательская, экспериментальная деятельность,
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,
— активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,
-участие в методических объединениях,
— умение ориентироваться в информационном потоке,
-обобщение собственного педагогического опыта,
и самое главное- самообразование.
Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.
Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.
Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…»Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. [педагогический словарь].
Критериями самообразования являются:
-эффективность профессиональной деятельности,
-творческий рост педагога,
-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них:
изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.
Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.
Существует несколько методов работы с книгой:
— чтение- просмотр,
— чтение выборочное,
-чтение полное,
-чтение с проработкой материала ( составление записей).
Существует несколько видов записей:
-выписки,
-планы,
-тезисы,
-конспекты.
Во время чтения необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.
Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.
Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:
-выбор темы,
-определение целей и задач,
-составление плана работы,
-подбор видов деятельности для работы над темой,
-подбор источников,
-анализ результатов.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.
В приложении даны тесты , с помощью которых можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию, а также есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.
Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.
Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.
Приложение .
Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»
Часть 1. Умения.
Критерии оценки:
Владею свободно- 3 балла
Владею посредственно- 2 балла
Не владею- 1 балл
Навыки самостоятельной работы |
Баллы |
Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. |
|
Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка. |
|
Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти. |
|
Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы. |
|
Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. |
|
Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц. |
|
Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение. |
|
Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения. |
|
Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой. |
|
Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию. |
|
Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе. |
|
Уровень владения навыками самостоятельной работы:
24- 33 балла- высокий,
15-23 балла- средний,
1-14 баллов – низкий.
Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.
Критерии оценки:
Да- 1 балл,
Не знаю – 2 балла,
Нет- 3 балла.
Проблема |
Баллы |
При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе |
|
При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал. |
|
При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
|
Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации |
|
Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса. |
|
В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т.д.) всё путается, не знаю с чего начать. |
|
Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения. |
|
Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике. |
|
8- 10 баллов- испытываю трудности в работе по самообразованию,
11- 18 баллов- необходимо систематизировать работу по самообразованию,
19- 24 балла- правильная организация работы по самообразованию
Памятка. Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения [ 5]
Список литературы.
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:текст с изменениями дополнениями на 2014.- М.:Эксмо, 2014.- 144с.
2.Федеральный Государственный Образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru>ФГОС дошкольного образования (дата обращения 27.10.14).
3.Компетенция. [Электронная энциклопедия]. URL:http://www.ru.wikipedia.org>компетенция. (дата обращения 27.10.14)
4.Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н./ Асаева Ирина Николаевна. [ Электронный ресурс ]. URL:http://www. nauka- pedagogika.com >…13…razvitie-professionalnyh…(дата обращения 27.10.14)
5.Великжанина С.В. Папка педагога по самообразованию. [Электронный ресурс]. URL:http://www.doc4web. ru>pedagogika…po-samoobrazovaniyu (дата обращения 31.10.14)
6.Хамдеева Г.Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL:http://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou (дата обращения 27.10.14)
КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ПОНИМАНИИ | Воронов
КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ПОНИМАНИИ
Сергей Алексеевич Воронов
Аннотация
В статье автор описывает существующие точки зрения к определению терминов «компетенция» и «компетентность». Обозначается проблема в неоднозначном понимании компетенции и компетентности, что зачастую приводит к путанице или взаимозаменяемости. Автор попытался определить генезис двух сходных и часто отождествляемых понятий «компетенция» и «компетентность». В ходе анализа приведенных определений устанавливаются сходства между ними, выраженные во включенности в оба этих понятия таких базовых элементов, как знания, умения и навыки, но не определяющиеся только их совокупностью. В статье отмечается очевидность их близости и взаимообусловленности, делается акцент на то, что оба понятия описываются как важные определяющие деятельности. Для понимания компетенции приводится четыре аспекта, раскрывающие содержание этого понятия. Вместе с тем автор указывает на имеющиеся различия между компетенцией и компетентностью. Значимым результатом проведенного анализа является то, что в компетентности человека важен, безусловно, его приобретенный опыт в определенной деятельности. Для сферы профессиональной деятельности необходим также социально-правовой статус для принятия оптимального решения или экспертного вывода. Как результат, автор в своей статье приводит обоснование понятий «компетенция» и «компетентность» как категорий деятельности.
Ключевые слова
компетенция и компетентность; компетенция как категория деятельности; сходства и различия между компетенцией и компетентностью
Полный текст:
PDFЛитература
Воровщиков С. Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. — М.: МПГУ, 2012. — С. 14.
Дмитриев А.Е., Баранов С.П., Борисова Е.В., Веретенникова Л.К. Инновационные процессы в системе начального образования: Монография / А.Е. Дмитриев [и др.]. — М.: Прометей, 2012. — 212 с.
Ефремов О.Ю. Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2014. — С. 592-593.
Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 20-26.
Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 6. — С. 2-10.
Конюхова Т.В., Конюхова Е.Т. Компетенция как междисциплинарная категория постне- классической науки // Известия ТПУ. — 2010. — Т. 317. — № 6. — С. 161-164.
Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Рос. акад. образования, Ур. отделение, 2006. — 571 с.
Прядехо А.Н., Прядехо А.А. «Интерес» — как педагогическая категория // Вестник Брянского государственного университета. — 2011. — № 1: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. — Брянск: РИО БГУ, 2011. — С. 61-64.
Роботова А.С., Родионова В.А., Шапошникова И.Г. Профессия — учитель / Под ред. А.С. Роботовой. — М.: Академия, 2007. — 224 с.
Сахарова В.И. Исследовательская деятельность — важнейший ресурс профессиональной компетентности педагога // Мир образования. — 2008. — № 4. — С. 13.
Тряпицина А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — С. 42.
Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 3. — С. 67-68 [Электронный ресурс] — URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10999 (дата обращения: 30.01.2016)
Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Пер. с англ. под ред. и с предисл. В.А. Звегинцева. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — С. 9-10.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 12 декабря [Электронный ресурс] — http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (дата обращения: 11.04.2017).
Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования. Стандарты и мониторинг в образовании. — М.: Изд. ИНФРА-М, 1999. — № 2. — С. 30-34.
Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н., Дискретная математика как инструмент формирования интеллектуальной компетентности. — М.: Изд-во МГУПП, 2011. — 360 с.
Hutmacher Walo. Key competencies for Europe / Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) / Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
Short Ed.C. Competence: inquiries into its meaning and acquisition in educational settings / Ed. By Ed.C. Short. — Lanham: University Press of America, 1984. V-VI. — 185 p.
Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence // Proceedings of the XXVII Annual SCUTREA Conference. 1997. — Pp 27-35.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-165-172
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО «Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов».
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: [email protected]
Учредитель:
АНПОО «Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж»
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: [email protected]
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)
Компетентность, связанная со здоровьем, физической активностью и физической подготовкой, связанная с физической активностью: анализ компетентности контроля при самостоятельных упражнениях подростков Воздействие на здоровье, распространенность, корреляты и вмешательства. Психол. Здоровье. 2017; 32: 942–975. doi: 10.1080/08870446.2017.1325486. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Пойтрас В.Дж., Грей К.Э., Боргезе М.М., Карсон В., Чапут Дж.-П., Янссен И., Кацмарзик П.Т., Пэйт Р.Р., Коннор Горбер С., Хо М.Э. и др. Систематический обзор взаимосвязей между объективно измеряемой физической активностью и показателями здоровья у детей школьного возраста и молодежи. заявл. Физиол. Нутр. Метаб. 2016;41:197–239. doi: 10.1139/apnm-2015-0663. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Telama R., Yang X., Leskinen E., Kankaanpää A., Hirvenalo M., Tammelin T., Viikari J.S., Raitakari O.T. Отслеживание физической активности с раннего детства через юность и взрослую жизнь. Мед. науч. Спортивное упражнение. 2014; 46: 955–962. doi: 10.1249/MSS.0000000000000181. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Всемирная организация здравоохранения . Глобальный план действий по физической активности на 2018–2030 гг.: Больше активных людей за более здоровый мир. ВОЗ; Женева, Швейцария: 2018. [Google Scholar]
5. Okan O., Lopes E., Bollweg T.M., Bröder J., Messer M., Bruland D., Bond E., Carvalho G.S., Sørensen K., Saboga-Nunes L., et al. Общие инструменты измерения грамотности в вопросах здоровья для детей и подростков: систематический обзор литературы. Общественное здравоохранение BMC. 2018; 18 doi: 10.1186/s12889-018-5054-0. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Longmuir PE, Tremblay M. 10 основных исследовательских вопросов, связанных с физической грамотностью. Рез. В. Упражнение. Спорт. 2016;87:28–35. doi: 10.1080/02701367.2016.1124671. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
7. Соренсен К., ван ден Бруке С., Фуллам Дж., Дойл Г., Пеликан Дж., Слонска З., Бранд Х., ЗОЖ-ЕС Медицинская грамотность и общественное здоровье: систематический обзор и интеграция определений и модели. Общественное здравоохранение BMC. 2012;12:80. дои: 10.1186/1471-2458-12-80. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Soellner R., Huber S., Lenartz N., Rudinger G. Gesundheitskompetenz—Ein vielschichtiger Begriff [Грамотность в вопросах здоровья—сложный термин] Z. Gesundheitspsychol . 2009; 17:105–113. дои: 10.1026/0943-8149.17.3.105. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Fleary S.A., Joseph P., Pappagianopoulos J.E. Грамотность подростков в отношении здоровья и поведение в отношении здоровья: систематический обзор. Дж. Адолеск. 2018;62:116–127. doi: 10.1016/j.adolescence.2017.11.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Эдвардс Л.К., Брайант А.С., Киган Р.Дж., Морган К., Джонс А.М. Определения, основы и ассоциации физической грамотности: систематический обзор. Спорт Мед. 2017;47:113–126. doi: 10.1007/s40279-016-0560-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Тремблей М.С., Костас-Брэдстрит К., Барнс Дж.Д., Бартлетт Б., Дампир Д., Лалонд К., Лейдл Р., Лонгмюр П., Макки М., Паттон Р. и др. Консенсусное заявление Канады о физической грамотности: процесс и результат. Общественное здравоохранение BMC. 2018; 18 doi: 10.1186/s12889-018-5903-x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. Определение физической грамотности Международной ассоциации физической грамотности. [(по состоянию на 18 октября 2019 г.)]; Доступно в Интернете: https://www.physical-literacy.org.uk/
13. Тремблей М.С., Ллойд М. Измерение физической грамотности — недостающая часть. физ. Образование здоровья. 2010;76:26–30. [Google Scholar]
14. Уайтхед М. Физическая грамотность на протяжении всей жизни. Рутледж; London, UK: 2010. [Google Scholar]
15. Dudley D., Cairney J., Wainwright N., Kriellaars D., Mitchell D. Критические соображения относительно политики в области физической грамотности в учреждениях общественного здравоохранения, отдыха, спорта и образования. . Квест. 2017; 69: 436–452. дои: 10.1080/00336297.2016.1268967. [CrossRef] [Google Scholar]
16. Кэрни Дж., Дадли Д., Кван М., Бултен Р., Криеллаарс Д. Физическая грамотность, физическая активность и здоровье: на пути к концептуальной модели, основанной на фактических данных. Спорт Мед. 2019 г.: 10.1007/s40279-019-01063-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Sudeck G., Pfeifer K. Компетентность для здоровья, связанная с физической активностью, как интегративная цель в лечебной физкультуре и оздоровительных видах спорта — концепция и проверка короткого вопросника. Спортвиссеншафт. 2016; 46:74–87. doi: 10.1007/s12662-016-0405-4. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
18. Тиль С., Пфайфер К., Судек Г. Темп и воспринимаемая нагрузка при выносливости в лечебной физкультуре и оздоровительных видах спорта. нем. Дж. Упражнение. Спорт рез. 2018;48:136–144. doi: 10.1007/s12662-017-0489-5. [CrossRef] [Google Scholar]
19. Климе Э., Хартиг Дж., Раух Д. Концепция компетентности в образовательном контексте. В: Hartig J., Klieme E., Leutner D., editors. Оценка компетенций в образовательных контекстах. Хогрефе Паблишинг ГмбХ; Геттинген, Германия: 2008. стр. 3–22. [Академия Google]
20. Вейнерт Ф.Э. Понятие компетенции: концептуальное уточнение. В: Рычен Д.С., Салганик Л.Х., ред. Определение и выбор ключевых компетенций. Хогрефе и Хубер; Сиэтл, Вашингтон, США: 2001. стр. 45–65. [Google Scholar]
21. Айзен И. Воспринимаемый поведенческий контроль, самоэффективность, локус контроля и теория запланированного поведения. Дж. Заявл. соц. Псих. 2002; 32: 665–683. doi: 10.1111/j.1559-1816.2002.tb00236.x. [CrossRef] [Google Scholar]
22. Баартман Л., де Брюйн Э. Интеграция знаний, навыков и установок: концептуализация процессов обучения для достижения профессиональной компетентности. Образовательный Рез. 2011; 6: 125–134. doi: 10.1016/j.edurev.2011.03.001. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
23. Ленартц Н. Gesundheitskompetenz und Selbstregulation. Компетентность в отношении здоровья и саморегуляция. Издательство Боннского университета; Бонн, Германия: 2011. [Google Scholar]
24. Franke A. Modelle von Gesundheit und Krankheit [Модели здоровья и болезни], 2-е изд. Верлаг Ханс Хубер; Берн, Швейцария: 2010. [Google Scholar]
25. Брайан А.Д., Магнан Р.Е., Нильссон Р., Маркус Б.Х., Томпкинс С.А., Хатчисон К.Е. Общая картина индивидуальных различий в изменении поведения при физической активности: трансдисциплинарный подход. Психол. Спорт Упражнение. 2011;12:20–26. doi: 10.1016/j.psychsport.2010.05.002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Эккекакис П., Парфитт Г., Петруцелло С. Удовольствие и неудовольствие, которые люди испытывают, когда они тренируются с разной интенсивностью: десятилетнее обновление и продвижение к трехстороннему обоснованию предписаний по интенсивности упражнений. Спорт Мед. 2011;41:641–671. doi: 10.2165/11590680-000000000-00000. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Sudeck G., Jeckel S., Schubert T. Индивидуальные различия в способности регулировать аффект, связанный с физической активностью, смягчают ассоциацию «активность-аффект» в реальных жизненных ситуациях. J. Спортивные упражнения. Психол. 2018;40:196–205. doi: 10.1123/jsep.2018-0017. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Ennis C.D. Знания, передача и инновации в учебных планах по физической грамотности. J. Sport Health Sci. 2015;4:119–124. doi: 10.1016/j.jshs.2015.03.001. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. McAuley E., Blissmer B. Детерминанты самоэффективности и последствия физической активности. Упражнение Спортивная наука. 2000; 28:85–88. [PubMed] [Google Scholar]
30. Чен А. Практическое применение физической грамотности для учащихся: Воплощение мотивации к движению. J. Sport Health Sci. 2015;4:125–131. doi: 10.1016/j.jshs.2015.03.005. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
31. Sun X., Shi Y., Zeng Q., Wang Y., Du W., Wei N., Xie R., Chang C. Детерминанты медицинской грамотности и поведения в отношении здоровья в отношении инфекционных респираторных заболеваний: модель пути . Общественное здравоохранение BMC. 2013; 13 doi: 10.1186/1471-2458-13-261. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Объясняет ли грамотность в вопросах здоровья связь между структурными стратификаторами и здоровьем подростков? Евро. Дж. Общественное здравоохранение. 2019doi: 10.1093/eurpub/ckz011. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Fuchs R., Klaperski S., Gerber M., Seelig H. Messung der Bewegungs- und Sportaktivität mit dem BSA-Fragebogen. Eine methodische Zwischenbilanz. [Измерение физической активности и спортивной активности с помощью опросника BSA] Z. Gesundheitspsychol. 2015;23:60–76. doi: 10.1026/0943-8149/a000137. [CrossRef] [Google Scholar]
34. Haible S., Volk C., Demetriou Y., Höner O., Thiel A., Trautwein U., Sudeck G. Повышение компетентности в вопросах здоровья, связанной с физической активностью, в физическом воспитании: Протокол исследования кластерного рандомизированного контролируемого исследования GEKOS. Общественное здравоохранение BMC. 2019;19 doi: 10.1186/s12889-019-6686-4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Volk C., Haible S., Demetriou Y., Thiel A., Wagner W., Sudeck G., Höner O. Фитнес, связанный со здоровьем знания в подростковом возрасте: разработка и оценка теста с учетом различных методологических подходов. представлена рукопись.
36. Теплая Т.А. Взвешенная вероятностная оценка способности в теории ответа на задание. Психометрика. 1989; 54: 427–450. doi: 10.1007/BF02294627. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
37. Деметриу Ю. Укрепление здоровья в физическом воспитании. Разработка и оценка восьминедельной программы физкультуры «HealthyPEP» для учащихся шестого класса в Германии. Чвалина; Гамбург, Германия: 2013. [Google Scholar]
38. Организация экономического сотрудничества и развития. Технический отчет PISA 2006. Издательство ОЭСР; Paris, France: 2009. [Google Scholar]
39. Cattuzzo M.T., dos Santos Henrique R., Ré A.H.N., de Oliveira I.S., Melo B.M., de Sousa Moura M., de Araújo R.C., Stodden D. Двигательная компетентность и здоровье связанная физическая подготовка в молодости: систематический обзор. J. Sci. Мед. Спорт. 2016;19: 123–129. doi: 10.1016/j.jsams.2014.12.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Mayorga-Vega D., Montoro-Escaño J., Merino-Marban R., Viciana J. Влияние программы физического воспитания на физическую подготовку, связанную со здоровьем, и его поддержание у старшеклассников: кластерное рандомизированное контролируемое исследование. Евро. физ. Эд. 2016; 22:243–259. doi: 10.1177/1356336X15599010. [CrossRef] [Google Scholar]
41. Леже Л.А., Мерсье Д., Гадури К., Ламберт Дж. Многоэтапный челночный бег на 20 метров для аэробной подготовки. Дж. Спортивная наука. 1988;6:93–101. doi: 10.1080/02640418808729800. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Совет Европы . Eurofit: Справочник по тестам физической подготовки Eurofit. Совет Европы; Rome, Italy: 1988. [Google Scholar]
43. Tomkinson G.R., Lang J.J., Tremblay M.S., Dale M., LeBlanc A.G., Belanger K., Ortega F.B., Léger L. Международные нормативные значения челночного бега на 20 м от 1, 142 026 детей и молодежи, представляющих 50 стран. бр. Дж. Спорт Мед. 2017;51:1545–1554. дои: 10.1136/bjsports-2016-095987. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Woll A., Kurth B.M., Opper E., Worth A., Bös K. «Motorik-Modul» (MoMo): физическая подготовка и физическая активность в немецких детей и подростков. Евро. Дж. Педиатр. 2011; 170:1129–1142. doi: 10.1007/s00431-010-1391-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Мутен Л.К., Мутен Б.О. Руководство пользователя Mplus. 8-е изд. Мутен и Мутен; Лос-Анджелес, Калифорния, США: 2017. [Google Scholar]
46. Bagozzi R., Yi Y. Спецификация, оценка и интерпретация моделей структурных уравнений. Ж. акад. Отметка. науч. 2012;40:8–34. doi: 10.1007/s11747-011-0278-x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
47. Форнелл К., Ларкер Д. Оценка моделей структурных уравнений с ненаблюдаемыми переменными и ошибкой измерения. Дж. Марк Рез. 1981; 18:39–50. doi: 10.1177/002224378101800104. [CrossRef] [Google Scholar]
48. Шермелле-Энгель К., Моосбругер Х., Мюллер Х. Оценка соответствия моделей структурных уравнений: тесты значимости и описательные меры согласия. Методы Психол. Рез. В сети. 2003; 8: 23–74. [Google Scholar]
49. Вест С. Г., Финч Дж. Ф., Карран П. Дж. Модели структурных уравнений с ненормальными переменными: проблемы и решения. В: Hoyle RH, редактор. Моделирование структурными уравнениями: концепции, проблемы и приложения. Мудрец; Таузенд-Оукс, Калифорния, США: 1995. стр. 56–75. [Google Scholar]
50. Фишер Дж.Д., Фишер В.А., Амико К.Р., Харман Дж.Дж. Информационно-мотивационно-поведенческая модель приверженности к антиретровирусной терапии. Психология здоровья. 2006; 25: 462–473. doi: 10.1037/0278-6133.25.4.462. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Келли С., Мельник Б.М., Беля М. Прогнозирование физической активности и потребления фруктов и овощей у подростков: тест модели информации, мотивации, поведенческих навыков. Рез. Нурс. Здоровье. 2012; 35: 146–163. doi: 10.1002/nur.21462. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
52. Шён Д. Рефлексивный практик. Морис Темпл Смит Лтд.; London, UK: 1983. [Google Scholar]
53. Demetriou Y., Sudeck G., Thiel A., Höner O. Влияние школьных программ физической активности на знания учащихся в области фитнеса, связанные со здоровьем: систематический обзор. . Образовательный Рез. 2015; 16:19–40. doi: 10.1016/j.edurev.2015.07.002. [CrossRef] [Google Scholar]
54. Айзен И., Джойс Н., Шейх С., Кот Н.Г. Знание и предсказание поведения: роль точности информации в теории запланированного поведения. Базовое приложение соц. Псих. 2011; 33:101–117. дои: 10.1080/01973533.2011.568834. [CrossRef] [Google Scholar]
55. Эдвардс Л.К., Брайант А.С., Киган Р.Дж., Морган К., Купер С.-М., Джонс А.М. «Измерение» физической грамотности и связанных с ней конструкций: систематический обзор эмпирических данных. Спорт Мед. 2018; 48: 659–682. doi: 10.1007/s40279-017-0817-9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Гарфинкель С.Н., Сет А.К., Барретт А.Б., Судзуки К., Кричли Х.Д. Познание собственного сердца: Отличие интероцептивной точности от интероцептивной осведомленности. биол. Психол. 2015;104:65–74. doi: 10.1016/j.biopsycho.2014.11.004. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
57. Quennerstedt M. Физическое воспитание и искусство преподавания: трансформационное обучение и преподавание в физическом воспитании и спортивной педагогике. Спортивное образование. соц. 2019;24:611–623. doi: 10.1080/13573322.2019.1574731. [CrossRef] [Google Scholar]
15 Учебные мероприятия по основным компетенциям CASEL
Социально-эмоциональное обучение (SEL) — одно из самых многообещающих направлений исследований в области образования. Поскольку интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие взаимосвязаны, обучение обоим — лучший способ добиться успеха на протяжении всей жизни. Но многие школы не знают, как обеспечить, чтобы их деятельность по социально-эмоциональному обучению была сосредоточена на нужных навыках.
Организация Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning (CASEL), ведущий эксперт по интеграции SEL в школьную программу, составила список основных компетенций, которым учащиеся должны овладеть. Эти пять ключевых навыков:
- Самосознание : способность идентифицировать и оценивать свои мысли, чувства и ценности, а также то, как они пересекаются с вашим поведением
- Самоуправление : способность не только определять, но и регулировать эмоции, мысли и действия
- Ответственное принятие решений : способность делать позитивный, конструктивный выбор в отношении своего поведения
- Социальная осведомленность : способность смотреть на других и сопереживать им, а также учиться социальному и этичному поведению
- Навыки взаимоотношений : способность ладить и устанавливать значимые связи с людьми в их жизни
Помочь учащимся в изучении компетенций CASEL может быть так же просто, как прочитать книги о многообразии или организовать проект обслуживания класса. Попробуйте эти пятнадцать увлекательных занятий, чтобы помочь своим учащимся развить сильные навыки SEL в школе.
Самосознание
1. Медитация осознанности
Осознанность, способность сосредотачиваться на настоящем и принимать обстоятельства, является навыком самосознания, который может значительно уменьшить стресс и тревогу.[1] Чтобы научить осознанности в классе, включите запись медитации с гидом или прочитайте ее вслух своим ученикам. Поощряйте их отложить в сторону свои мысли и чувства и максимально сосредоточиться на медитации.
Для младших школьников попробуйте более простые дыхательные упражнения, которые помогут учащимся развивать внимательность, не перенапрягая внимание.
2. Рефлексивное письмо
Рефлексивное письмо помогает учащимся не только развивать самосознание, но и развивать сочувствие и сострадание.[2] Каждый день начинайте с того, что дайте учащимся от пяти до десяти минут написать о подсказке, побуждающей к самоанализу. Практикуя рефлексивное письмо каждый день, это может помочь учащимся научиться анализировать свои мысли и чувства с самосознанием.
Не знаете, какие вопросы задавать своим ученикам? Вот несколько подсказок, которые поощряют самоанализ:
- Когда был самый счастливый момент в вашей жизни? Почему оно было таким счастливым?
- Какая у тебя самая смелая мечта?
- Кто твой лучший друг и какие чувства он у тебя вызывает?
- Как вы думаете, почему важно быть добрым?
- Что вам в себе нравится и что не нравится?
3. Эмоциональные словари
Занятия по самосознанию — отличный способ помочь учащимся понять эмоциональные сигналы. Включите несколько слов, описывающих эмоции, в список словарного запаса вашего класса, например, «радостный» или «испуганный». Всякий раз, когда вы вводите новое эмоциональное словарное слово, найдите время, чтобы обсудить, что оно означает и как учащиеся могут распознать это чувство в себе и в других.
Для старших классов попробуйте слова со сложной эмоциональной лексикой, такие как «ликующий» или «настороженный», чтобы расширить их понимание эмоций.
Самоуправление
4. Техники заземления
Техники заземления — это упражнение по управлению стрессом, используемое для ориентации человека в настоящем, когда он эмоционально перегружен. Сосредоточив внимание на своих чувствах, а не на мыслях или чувствах, методы заземления могут научить учащихся успокаиваться и управлять своими эмоциями, когда они расстроены. Обучайте техникам заземления всем классом и помогайте учащимся практиковать их, когда они испытывают стресс.
Вот несколько методов заземления, которые вы можете попробовать со своими учениками:
- Назовите пять разных вещей, которые вы можете увидеть в комнате
- Послушайте энергичную или расслабляющую музыку в течение одной минуты
- Держите объект в руках и сосредоточьтесь на цвете или текстуре
- Сделайте десять глубоких вдохов, считая каждый вдох по мере подъема грудной клетки
- Съешь конфету и выбери три слова, которые описывают ее вкус
5.
Партийные игры самоуправленияМногие популярные детские игры могут научить детей регулировать свое поведение. Включите музыку, разделите детей на группы и поиграйте в любую из этих известных игр, моделирующих самоуправление:
- Музыкальные стулья
- Следуй за лидером
- Красный вездеход
- Мать, I мая
- Саймон говорит
После того, как вы поиграете в эти игры, снова соберите своих учеников для обсуждения в классе того, что они узнали о том, как слушать и уважать других.
6. SMART Goal Challenge
Самомотивация является важным компонентом социально-эмоционального обучения. Если вы не знаете, как мотивировать своих учеников, попробуйте бросить им вызов, чтобы раскрыть свой потенциал, установив SMART-цели для всего класса.
В начале месяца или квартала поработайте с каждым учащимся, чтобы установить для себя цель SMART. Цели SMART должны быть конкретными, измеримыми, согласованными, актуальными, и ограниченными по времени . Встречайтесь со своими учениками несколько раз в течение месяца, чтобы оценить их прогресс и поддержать их, если возникнут какие-либо проблемы.
Если ваши ученики достигают своей цели к согласованной дате окончания, дайте им конфету или другую награду. Если они этого не сделают, предложите поддержку и работайте с ними, чтобы достичь их цели.
Ответственное принятие решений
7. Контракт класса
Одним из способов поощрения принятия ответственных решений является сотрудничество с вашими учащимися в заключении контракта класса. Эффективный контракт с классом должен содержать две вещи: ваши ожидания как учителя и собственные надежды и потребности ваших учеников на учебный год.
Заключение контракта со своими учениками поможет им почувствовать, что их голоса услышаны и что вы готовы слушать. Чтобы сделать это занятие интересным для ваших учеников, вы даже можете включить «захватывающую» информацию, такую как классные вечеринки или награды за достижение академических целей. Это весело и, что более важно, создает в вашем классе среду, в которой выбор каждого имеет значение.
8. Студенческий совет
В зависимости от ваших потребностей, вы можете привлечь весь свой класс в студенческий совет или избрать представителей. Приглашая учащихся для обсуждения потребностей класса и предстоящих мероприятий, ученический совет может вовлечь ваш класс в школьное сообщество, обучая их ответственности.
Если вы никогда раньше не проводили совет, проведите обсуждение со своим классом, чтобы решить, какие идеи школьного совета будут работать лучше всего.
9. «Что бы вы сделали?» Упражнение
Практика принятия трудных решений может помочь вашим учащимся понять, как их действия влияют на других. Дайте своим ученикам список ситуаций, в которых им придется сделать важный выбор. Пусть они сами запишут ответ в каждой ситуации, а затем обсудят их ответы в классе.
Вот несколько сценариев решения задач, которые помогут вашим ученикам начать работу:
- Играя с младшим братом, он случайно сломал вашу любимую игрушку. Что делать дальше?
- Вы видите новую девочку, играющую одну на перемене. Что ты ей скажешь?
- Вы едите сахарное печенье, и ваш друг спрашивает, можно ли его перекусить. Что вы ответите?
Социальная осведомленность
10. Проекты обслуживания в классе
Служебные мероприятия — это увлекательный и полезный способ познакомить учащихся с окружающим их миром. Помогая другим, проект классного обслуживания также может помочь учащимся развить эмпатию. Вот несколько идей проекта служения, которые вы можете реализовать вместе с классом, чтобы сделать свое сообщество лучше:
- Проведите раздачу одежды, книг или консервов для местного приюта
- Посетить местный дом престарелых в классе
- Убирать мусор вокруг школы или в близлежащем парке
- Создание пакетов помощи для нуждающихся семей во время праздников
- Соберите деньги для школы или благотворительной организации на распродаже выпечки
11.
Кружки слушанияЧтобы приступить к этому упражнению, которое учит активному слушанию, разделите свой класс на группы по четыре или пять учеников. Предложите учащимся по очереди ответить на ознакомительный вопрос. Если какой-либо учащийся прерывает говорящего, напомните ему, что каждый должен по очереди поделиться своим ответом.
Вот несколько идей для вопросов:
- Куда бы вы отправились, если бы могли отправиться в любую точку мира?
- Что делает вас счастливее всего?
- Если бы вы были животным, то каким?
- На кого ты больше всего равняешься и почему?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
В конце занятия соберитесь вместе для обсуждения в классе того, что они узнали в своих группах. Чтобы убедиться, что каждый ученик чувствует себя включенным, попробуйте объединить учеников в пары и попросить их рассказать что-то о своем партнере после занятия.
12. Разнообразие Story Time
Преподавание разнообразия в классе является важным компонентом социальной осведомленности. Во время чтения вслух старайтесь выбирать книги о людях разных культур, рас/этносов, религий и других слоев общества. Прочитав одну из этих книг своим ученикам, обсудите, как различия делают мир лучше, и спросите, что они узнали из этой истории.
Вот несколько популярных детских книг о разнообразии, которые помогут вам начать работу:
- Быть другим — это нормально Тодд Парр
- Хризантема Кевина Хенкеса
- Кожа, в которой вы живете Майкл Тайлер и Дэвид Ли Чикско
- Семьи, Семьи, Семьи! Сюзанна Лэнг
- Марисоль Макдональд не соответствует от Моники Браун
Навыки взаимоотношений
13. Бинго «Заведи новых друзей»
Бинго «Заведи новых друзей» — это увлекательная интерактивная игра для развития социальных навыков, особенно вербального и невербального общения.[3] Вы можете играть в нее в начале учебного года или в любое время, когда вы хотите познакомиться с собой в классе.
Чтобы играть, сделайте карту бинго с общими чертами в каждой ячейке, например, «У меня есть домашнее животное» или «Я родился летом». Пусть ваши ученики попытаются найти разных людей для каждого квадрата, пока они не получат пять в ряд. Затем попросите каждого учащегося рассказать классу что-нибудь интересное о себе, связанное с коробкой.
14. Командная игра-головоломка
Объедините учащихся в команды по три-пять человек и дайте каждому собрать пазл. Скажите им, что для завершения головоломки им нужно работать вместе как группа. В качестве дополнительной задачи, которая поощряет командную работу, попробуйте дать своим ученикам ограничение по времени на сбор головоломки.
Когда ученики работают вместе, даже младшие классы могут собирать сложные головоломки. Ваши ученики будут поражены тем, как много они могут сделать при небольшом сотрудничестве!
15. Пособие по разрешению конфликтов
Помогая детям разрешать конфликты, они учатся навыкам, которые пригодятся им на всю оставшуюся жизнь. А благодаря вечным урокам, которые они преподают, чтение сказок может помочь вашему классу начать обсуждение навыков разрешения конфликтов.[4]
Выберите любимую сказку для чтения всем классом, например, «Златовласка и три медведя», «Красная шапочка» или «Белоснежка и семь гномов». Когда вы будете читать рассказ своим ученикам, задайте им следующие вопросы:
- Каков главный конфликт этой истории?
- Чего хотят главные герои?
- Как персонажи могут работать вместе, чтобы сделать всех счастливыми?
Затем перейдите к обсуждению недавних конфликтов в жизни учащихся. Пусть ваши дети расскажут о случаях, когда они, подобно сказочным героям, конфликтовали с другим человеком. Спросите их, как они работали с этим человеком, чтобы улучшить ситуацию, а также каким советом они могут поделиться с классом.
Зачем учить социально-эмоциональной деятельности?
Исследования показывают, что когнитивные процессы, контролирующие социально-эмоциональное и интеллектуальное развитие, взаимосвязаны. Это означает, что предоставление как SEL, так и академических уроков в классе — лучший способ помочь учащимся добиться успеха. Учащиеся, посещающие программы SEL в школе, с большей вероятностью:
- Добьются высоких оценок и результатов тестов[5]
- Иметь высокую самооценку[6]
- Разработайте позитивные механизмы выживания[7]
- Выпускник средней школы[5]
- Положительное отношение к учителям и одноклассникам[8]
Руководствуясь пятью компетенциями CASEL, преподаватели могут быть уверены, что проводят эффективные и всесторонние программы SEL в своих классах. Используйте эти социальные и эмоциональные навыки, чтобы дать своим ученикам инструменты, необходимые им для успешной учебы в школе и везде.
Источники:
Гроссман П., Ниманн Л., Шмидт С. и Валах Х. (2004 г., июль). Снижение стресса и польза для здоровья на основе осознанности: метаанализ . Журнал психосоматических исследований, 57(1), стр. 35-43.[1]
ДасГупта, С., и Харон, Р. (2004 г., апрель). Рассказы о личных заболеваниях: использование рефлексивного письма для обучения сочувствию . Академическая медицина, 79(4), стр. 351-56.[2]
Маскотт, А. (2015, 17 августа). Встреча с новыми друзьями Игра в бинго . Получено с сайта scholastic.com: https://www.scholastic.com/parents/books-and-reading/raise-a-reader-blog/meet-new-friends-bingo-game.html.[3]
Фонд Немура. (2016). Серия «Личное здоровье»: разрешение конфликтов . Получено с сайта kidshealth.org: https://classroom.kidshealth.org/3to5/personal/growing/conflict_resolution.pdf/.[4]
Хонг, С. (2011 г., март). Влияние улучшения социального и эмоционального обучения учащихся: метаанализ универсальных вмешательств на базе школы . Развитие ребенка, 82 (1), стр. 405-32.[5]
Зинс, Дж. (2016). Социальное и эмоциональное обучение . Получено с сайтаhealthyselfe-
Коголик, Д.Х. (2011, 07 января).