Компетенции в образовании: Компетенции как основной результат обучения

Компетенция и компетентность в педагогике

Что такое определение компетенции?

Определение 1

Компетенция – это область вопросов, в которой человек осведомлен и обладает определенными знаниями, опытом.

Определение 2

Определение компетенции в педагогике – это интегрированный результат овладения содержанием образования, выраженного в готовности ученика применить усвоенные знания, навыки, умения, способы деятельности определенных жизненных ситуаций для решения теоретических и практических задач.

Компоненты компетенции

Что такое компетенция в образовании? Это интегральный результат взаимодействия компонентов:

  • мотивационного, который выражен наличием глубокой заинтересованностью в определенном виде деятельности, наличием личностных смыслов для решения определенной задачи;
  • целевого, связанного с умениями выстраивать реальные личные цели, составлять планы, проекты, формировать определенные действия, поступки для достижения желаемого результата;
  • ориентационного, который предусматривает учет деятельности;
  • функционального, предполагающего применение знаний, умений, способов деятельности, информационной грамотности как основу для формирования собственных вариантов действий, принятия решений;
  • контрольного, заключающегося в имеющихся четких измерителях процесса деятельности и его результатов, совершенствования действий согласно цели;
  • оценочного, имеющего связь с самоанализом и адекватной оценкой.
Замечание 1

При наличии данных компонентов в структуре общей компетенции имеется тесное их переплетение между собой. Имеющийся компонент оказывает влияние на развитие других.

Компетентность

Определение 3

Знание человеком соответствующей компетенции – это компетентность в педагогике. Компетенция рассматривается в качестве заданной нормы образовательной подготовки, в компетентность – качество личности, необходимое для плодотворной и эффективной деятельности в определенной области.

Главной особенностью компетенции как педагогического явления являются не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а определенные жизненные навыки и умения, в которых нуждается человек.

Компетентно-ориентированное образование

ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮНИСЕФ, ПРООН, и другие организации занимаются проблемой компетентно-ориентированного образования.

Многие европейские страны изменяют программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. Со временем появляется необходимость в определении ограниченного списка компетенций, являющихся ключевыми. Такой примерный список локализован понятиями:

  • изучение;
  • процесс продумывания;
  • поиск;
  • сотрудничество;
  • адаптация;
  • принятие за дело.

Единых определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обуславливается рассматриванием компетенции в качестве заказа общества на подготовку граждан.

Умения учиться как основная компетенция в педагогике

Умение учиться способно запрограммировать личный опыт на самостоятельное обучение. Ребенок, умеющий обучаться самостоятельно, предопределен для индивидуальной и творческой работы.

Предложенная педагогическая компетенция – это предположение наличия:

  • самостоятельного определения учащимся цели учебно-познавательной деятельности или принятия цели, предложенной учителем;
  • четкого планирования деятельности;
  • организации времени и работы для достижения поставленных целей;
  • нахождения и отбора нужных знаний, способов, которые помогут в решении задач;
  • последовательности выполнения действий, приемов и операций;
  • осознания своей деятельности и ее совершенствование;
  • владения умениями, навыками самоконтроля и самооценки.

Автор: Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Компетентностный подход в педагогике

Следующая статья

Коллективные способы и формы обучения

  • Аспекты и особенности целостного педагогического процесса
  • Блочно-модульное обучение
  • Важные направления развития современной образовательной системы
  • Взаимосвязь образования
  • Виды и характеристики учебных планов
  • Все темы по педагогике
  • Знание человеком соответствующей компетенции
  • Определение компетенции в педагогике
  • Навыки в педагогике
  • Умения в педагогике
  • ЗУН
  • Внешние ресурсы
  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Все предметы

Узнать подробнее

  • Задание в файлах

    • Вид работы:

      Домашняя работа

    • Выполнена:

      20 апреля 2023 г.

    • Стоимость:

      1 200 руб

    Заказать такую же работу

  • конспект экскурсии по образовательному учреждению которое максимально готово и в полном объеме реализует ФГОС ООО или СОО

    • Вид работы:

      Практическая работа

    • Выполнена:

      6 апреля 2023 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу

  • Проблемы формирования навыков чтения на английском языке в начальной школе в том числе на основе транскрипции

    • Вид работы:

      Статья

    • Выполнена:

      9 февраля 2023 г.

    • Стоимость:

      2 400 руб

    Заказать такую же работу

  • Работа для аттестации для установления категории Это тема Организация и проведение воспитательного мероприятия приуроченного ко Дню борьбы со спидом

    Заказать такую же работу

  • Учитель герой нашего времени

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      21 декабря 2022 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу

  • Применение различных форм контроля знаний учащихся на уроках ОБЖ при изучении раздела основы здорового образа жизни

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      10 ноября 2022 г.

    • Стоимость:

      3 400 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по педагогике

    КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ФОРМАТЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Цитировать:

    Бруцкая Т.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ФОРМАТЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2021. 12(90). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/12699 (дата обращения: 30. 06.2023).

    Прочитать статью:

     

    АННОТАЦИЯ

    Материал содержит краткую аннотацию современной компетентностной модели, применяемой в образовании и обзор практических способов формирования и развития различных компетенций у учащихся творческих объединений учреждений дополнительного образования.

    ABSTRACT

    The material contains a brief annotation of the modern competence model used in education and an overview of practical ways of forming and developing various types of competencies among students of the creative association.

     

    Ключевые слова: дополнительное образование, навыки, компетенции.

    Keywords: system of additional education, skills, abilities, competencies.

     

    В образовании компетентностный подход стал одним из приоритетных сравнительно недавно. В 2010 году был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 (от 17.12.2010) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», который послужил нормативной основой для развития компетентностного подхода. Умения и навыки учащихся стали рассматриваться с позиции развития тех или иных компетенций. В документе «Стратегия модернизации содержания общего образования» сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования [4, с. 130].

    Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В рамках компетентностного подхода можно говорить о педагогике возможностей, где в основе лежит ориентация на перспективные цели развития личности. [3, с. 85]. Важно, чтобы общекультурные и иные компетенции учащегося были согласованы не только с его потребностями и интересами, но и с потребностями общества, которое предоставляет возможности самореализации для каждой личности.

    Поскольку система дополнительного образования является частью системы общего образования, ей присущи все закономерности учебно-воспитательного процесса, у которого всегда есть конкретный, видимый и измеримый результат. Если в недавнем прошлом основной задачей педагога был процесс передачи знаний, а результатом обучения – воспроизведение этих знаний учащимися, то сегодня, задачей педагога дополнительного образования является создание условий для развития обучающихся, мотивация их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы), привлечение к целеполаганию [5, раздел 3].

    По мнению авторов книги «Атлас новых профессий 3.0» новая модель навыков 21 века предполагает развитие следующих групп компетенций: контекстные/специализированные, кросс-контекстные (надпрофессиональные) и экзистенциальные [1, с. 468].

    Каждая группа компетенций в этой модели предполагает набор формируемых знаний, умений и навыков, актуальность которых возрастает от года к году. Данная модель может быть представлена в виде матрешки, слои которой составляют различные группы компетенций или в виде пирамиды, вершина которой – специализированные, узконаправленные компетенции. Это навыки, которые формируются и развиваются в конкретном контексте. В случае с системой дополнительного образования, это могут быть направленности творческого объединения (техническая, художественная, социально-гуманитарная, физкультурно-спортивная) или виды деятельности, на которых базируется дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Ориентиром в данном случае являются знания, умения и навыки, обозначенные в качестве результатов обучения по программе.

    Что касается надпрофессиональных (метапредметных) компетенций, то это умения и навыки, которые выходят за рамки предмета (вида деятельности) программы. Сюда входят компетенции, которые могут быть применимы в большинстве сфер социально-экономической и индивидуальной деятельности: умение собирать, анализировать и передавать информацию, работать в команде, продуктивно использовать рабочее и свободное время, развитое экологическое и системное мышление, навыки художественного творчества. Основанием пирамиды являются экзистенциальные компетенции, то, что определяет суть поведения человека, его характер, силу воли, эмоциональный интеллект, способность к самопознанию и саморазвитию.

    Примеры способов формирования и развития различных компетенций у учащихся творческих объединений

    Перед педагогами дополнительного образования стоит задача – воспитать компетентного человека, обладающего стремлением учиться на протяжении всей жизни. Как это сделать? Творчески, с опорой на актуальные технологии, инструменты, методы и подходы, одним из которых является компетентностный. С точки зрения навыков 21 века, базовыми являются надпрофессиональные (кросс-контекстные), экзистенциальные и метакомпетенции. Развитие данных компетенций в системе дополнительного образования осуществляется через активную, продуктивную деятельность учащегося и ориентированность педагога на личность учащегося. Это просматривается через разработку индивидуальных учебных планов, маршрутов развития, компетентностных карт учащихся. Условный маршрутный лист состоит из перечня навыков и умений, которые конкретный учащийся должен освоить или развить в процессе определенного временного отрезка.

    Маршрутный лист содержит направления личностного развития (векторы) и строится с учетом целей и задач программы, интересов и потребностей учащегося, его психофизических и возрастных возможностей. Через конкретные действия, которые способствуют развитию умений в предметном направлении, будь то ИЗО, ДПИ, сценическое мастерство и т.д. формируются надпрофессиональные навыки, развитие которых у каждого учащегося осуществляется в своем ритме и по собственному маршруту.

    Например, одним из элементов маршрутного листа учащегося творческого объединения «Основы журналистики» – «Взаимодействие на съемочной площадке». В рамках этого элемента могут отрабатываться: невербальная связь оператора и журналиста; постановка респондента; отбивка баланса; отработка интервью с разноростовыми респондентами и т.д. Формируя контекстные, в том числе узкопрофессиональные навыки учащиеся параллельно приобретают кросс-контекстные компетенции в области коммуникации, сотрудничества, открывают новые способы познания окружающей действительности, знакомятся с системой управления временем (тайм-менеджмент), расширяют личностные возможности, развивают эмоциональный интеллект. Элемент «Начитка закадрового текста» предусматривает работу учащегося над интонацией, скоростью, артикуляцией, дикцией, работу с цифровыми инструментами (запись аудиоматериала в программе, редактирование проекта, экспорт готового продукта). Дополнительным бонусом к конкретным практическим умениям являются метапредметные компетенции, которые позволят развить логико-когнитивный интеллект, освоить новые способы управления собой, сформировать новые знания на уровне убеждений.

    Движение по индивидуальной траектории призвано вывести учащихся на качественно новый уровень личностного развития, сформировать навыки построения экологичных взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Приобретение узконаправленных навыков становится фундаментом, на базе которого учащиеся приобретают надпрофессиональные, мета и экзистенциальные компетенции.

     

    Список литературы:

    Интернет-документы:

    1. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М. : Альпина. ПРО, 2021. — 472 с.
    2. Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. Министерство просвещения РФ, институт стратегии развития образования российской академии образования. Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Глобальные компетенции (2019). Режим доступа: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941942.pdf.
    3. Журнал «Вестник социально-гуманитарного образования и науки». Статья «Компетентностный подход – новая парадигма образования» №2, 2015г. Авторы: Дегтерев В.А., Трибунская В.А.  Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1121/08.pdf.
    4. Певзнеровские чтения: материалы VI Региональной научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 02 – 03 ноября 2018 г.), 130. УДК 373.1.02: 372.8. Федотова Е. В.1, Дегтяренко В. А. «Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС».
    5. Сайт «Информационно-правовой пртал «Гарант.ру». Материал «Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/.

    Что такое компетенция?

    Индивидуальное, основанное на компетенциях обучение сосредоточено на сильных сторонах, потребностях и интересах каждого учащегося и предлагает дифференцированные способы демонстрации того, что они знают и умеют делать, гарантируя, что каждый учащийся будет готов к тому, что будет дальше.

    Компонент, основанный на компетенциях, имеет важное значение, поскольку он обеспечивает структуру, необходимую образовательному сообществу, чтобы сосредоточиться на наборе гарантированных и жизнеспособных целей обучения, что ведет к большей справедливости в результатах. В системе, основанной на компетенциях, каждый учащийся получает то, что ему нужно для полного раскрытия своего потенциала и овладения компетенциями с помощью гибких путей и индивидуальной поддержки.

    Что такое компетенция?

    Компетенции, разработанные на основе общего видения сообщества, отражают наиболее важные результаты, необходимые учащимся для достижения успеха в меняющемся мире. Компетенции – это взаимосвязанные знания, навыки и склонности, которые являются актуальными, измеримыми и передаваемыми и могут применяться на протяжении всей жизни учащегося.

    Соображения по разработке компетенций:

    1. Цель: Компетенции — это знания, навыки и склонности на протяжении всей жизни, предназначенные для того, чтобы смотреть дальше дня выпуска и применимые на протяжении всей жизни учащегося. Они являются важными результатами обучения, необходимыми для процветания.
    2. Организация и структура: Компетенции являются междисциплинарными и охватывают несколько уровней обучения. Компетенции подчеркивают взаимосвязанные знания, навыки и склонности, которые могут применяться во всех дисциплинах (например, критическое чтение, решение проблем, мышление учащегося).
    3. Размер зерна: Эффективные системы компетенций имеют постоянную широту и масштаб для каждой компетенции. Компетенции — это широкие, междисциплинарные и взаимосвязанные результаты обучения, предназначенные для расширения возможностей учащихся в их мире. Они охватывают весь образовательный опыт учащегося и применимы и актуальны после выпуска (например, критическое чтение, количественные рассуждения, общение). Постоянный размер зерен в дизайне компетенций позволяет создавать более согласованные учебные программы и схемы оценивания. (АССД)
    4. Гарантировано и жизнеспособно: Хорошо продуманные компетенции обеспечивают каждому учащемуся равноправный доступ к качественному обучению. Компетенции жизнеспособны, когда они создаются совместно с сообществом, в том числе с учащимися, и учащимся предоставляются равные возможности взаимодействовать с ними осмысленным и актуальным образом на протяжении всего их учебного пути. Оптимальное и управляемое количество компетенций гарантирует, что учащиеся могут овладеть критически важными знаниями, навыками и склонностями.
    5. Темп и время : Междисциплинарные компетенции, охватывающие несколько уровней обучения, обеспечивают структуру, необходимую учащимся для движения в гибком темпе по мере достижения мастерства. Учащиеся больше не привязаны к концу учебного года или окончанию курса для достижения мастерства. Системы компетенций признают, что учащиеся имеют меняющиеся потребности и учатся в разное время и в разном темпе. Обучение — это константа, а время — это переменная.
    6. Успех переопределения: Компетенции переопределяют успех учащихся и систем обучения, поскольку обучение не ограничивается только академическими дисциплинами, а использует разнообразный учебный опыт для обеспечения овладения передаваемыми знаниями, навыками и склонностями, которые учащийся может применять на протяжении всей жизни.
    Какая связь между компетенциями и стандартами?

    Стандарты помогают учащимся практиковаться и осваивать навыки.

    Оценка общеобразовательной компетенции | Оценка DASA

    Справочная информация

    Оценка общеобразовательных компетенций, называемая «Pack Proficiency», в штате Северная Каролина координируется через Управление оценки и аккредитации и оценки DASA в Отделе академических и студенческих дел (DASA). Пять компетенций пакета (общеобразовательные компетенции): Критическое мышление , Творческое мышление , Устное общение , Количественная грамотность и Письменное общение . Эти компетенции были определены и определены преподавателями штата Северная Каролина и проверены Сенатом факультетов, Советом по высшему образованию и заместителями деканов весной 2012 года. владеет по окончании учебы. Развитие этих компетенций начинается в Общеобразовательной программе и поддерживается на протяжении всей основной курсовой работы программы.

    Оценка компетенций в области общего образования измеряет уровень знаний бакалавров в каждой области компетенции. Управление оценки и аккредитации и DASA Assessment сотрудничают с преподавателями со всего кампуса для сбора и анализа данных для оценки общеобразовательных компетенций, включая подлинные артефакты оценки и стандартизированные оценки. Например, подлинные свидетельства оценки студенческой работы собираются и оцениваются Управлением оценки и партнерами факультета по навыкам устного и письменного общения с использованием рубрик. Управление по оценке и аккредитации и оценка DASA оценивают письменное общение, количественную грамотность и критическое мышление для первокурсников и учащихся старших курсов, используя профиль квалификации ETS, тест оценки критического мышления (CAT) и количественную оценку грамотности ETS HEIghten. Кроме того, DASA Assessment поддерживает план повышения качества (QEP), который оценивает критическое и творческое мышление посредством тестирования, опросов и рубрик, применяемых к студенческим продуктам. Полученные данные используются преподавателями и администраторами университета для принятия решений относительно обучения студентов.

    В соответствии с передовой практикой для измерения результатов обучения учащихся используются различные инструменты. В результате этой практики наши инструменты (например, рубрики, стандартизированные тестовые вопросы или вопросы опроса) могут сопоставляться с несколькими результатами. На карте результатов показано, как измеряются результаты каждого из наших наборов навыков (общеобразовательных компетенций).

    В следующем видео представлены общеобразовательные компетенции в штате Северная Каролина, представленные новым преподавателям штата Северная Каролина:

    Чемпионы общеобразовательных компетенций

    Управление по оценке и аккредитации и DASA Assessment определили преподавателей для каждой из компетенций пакета (общеобразовательные компетенции). Роль чемпионов по общеобразовательным компетенциям заключается в том, чтобы взаимодействовать с преподавателями по различным дисциплинам и поощрять улучшение обучения учащихся посредством преподавания и использования данных оценки. Затем преподаватели используют эти данные для принятия решений о курсах и учебных программах, связанных с компетенцией. Чемпионы тесно сотрудничают с персоналом по оценке, чтобы собрать доказательства того, как преподаватели в кампусе специально используют данные для улучшения обучения студентов. Профессорско-преподавательский состав был выбран в качестве чемпионов на основе их знаний в предметной области и их интереса к оценке и развитию преподавателей. Узнайте больше о действующих чемпионах.

    NC State Pack Proficiency (общеобразовательные компетенции)

    Критическое и творческое мышление Устное общение Количественная грамотность Письменное сообщение

    Дополнительная информация

    Для получения дополнительной информации об общем образовании посетите веб-сайт Общеобразовательной программы (GEP).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *