В поисках мультипликативного эффекта | DOU
[Об авторе: Дмитрий Маленко — СТО компании rollApp, профессионал с 15-летним опытом в индустрии. Соавтор нескольких книг о программировании и технологиях. Выступал на многих конференциях в Украине и за рубежом, включая SEC®, Agile Eastern Europe, DEMO, Tizen Developer Conference, PechaKucha, TEDx. Ведет авторский подкаст Not Invented Here]
Как ни странно, хотя и ожидаемо, дискуссия вокруг возможной роли IT в экономическом развитии нашей страны оказалась живой, местами содержательной и во многих моментах поучительной. За это большое спасибо всем участникам обсуждения. Комментарии и идеи, которые высказывались как на DOU, так и в других местах, породили у меня кучу мыслей. Из этой кучи одна или две заслуживают того, чтобы высказать их вслух.
Конечно же, первая из них о мультипликаторе, а точнее о мультипликативном эффекте. «Нема, де правди діти» — обойдя его вниманием, я допустил ошибку, на что сразу, хотя и не всегда в корректной форме указали комментаторы.
К сожалению, исследований, которые бы изучали такую тему, мне найти не удалось, а те немногие, которые удалось отыскать, оценивают мультипликативный эффект от фискальных рычагов влияния на экономику. Тем не менее, доступные источники все же дают пищу для размышления. Во-первых, мультипликатор оценивается отдельно для каждой национальной экономики. Оne size fits all тут не работает. Во-вторых, значение мультипликатора зависит от периода, для которого он оценивается. Это логично: чем больше шагов повторного участия в экономических операциях пройдет, тем больше будет суммарный эффект. В третьих, оценки мультипликаторов попадают в промежуток от 0.5 до 3, на фоне чего 10 выглядит неправдоподобно.
В отсутствии надежных источников нам остаётся только построить модель (по прошлому опыту я знаю, что многим это не понравится) и оценить на основе этой модели, насколько большим может быть мультипликатор.
Мы будем опираться на метод расчета по расходам, который определяет ВВП как конечное потребление + валовое накопление капитала + государственные расходы + (экспорт — импорт). При таком подходе покупка буханки хлеба IT-шником учитывается в ВВП, а покупка муки, чтобы этот хлеб для него испечь — нет, так как это покупка не для конечного потребления.
Мультипликативный эффект будет возникать, когда сначала IT-шник купит товар украинского производства, а потом тот, у кого IT-шник купил, тоже потратит полученные от IT-шника деньги на покупку украинских товаров и так далее. В действительности, в такой цепочке будет больше промежуточных звеньев между первой и второй покупкой, но они не влияют на рассматриваемый процесс. Таким образом, общий мультипликативный эффект в значительной мере будет определяться долей неимпортных товаров и услуг в структуре потребления.
С каждым шагом товарно-денежного обмена всего лишь часть «дошедших» до этого этапа денег будет вносить вклад в ВВП, так как только часть из них будет использоваться для конечного потребления и для покупки отечественных товаров и услуг. Для простоты мы будем полагать, что доля того, что будет учитываться в ВВП, на каждом шаге одинакова. Например, сгенерированная IT-шником выручка компании тратится (опосредовано, через зарплаты сотрудников и другие расходы) на покупку товаров и услуг, из которых 50% составляют товары украинского производства. Дальше, получившие эти 50% украинские производители тратят их на товары и услуги, и снова 50% этих затрат (25% от первоначальной суммы) продолжают работать на ВВП. И так до бесконечности. Доля в 50% здесь использована исключительно в иллюстративных целях.
Если принять экспортный доход IT-шника, который полностью учитывается в формуле ВВП как экспорт, за единицу, то общий прирост можно выразить суммой ряда, в котором каждый последующий член представляет собой дополнительный вклад в конечное потребление:
1 + k + k2 + k3 + k4 . ..
Здесь k — доля внутреннего конечного потребления. Собственно, этот общий прирост, сумма этого ряда, и будет тем мультипликатором, который мы пытаемся оценить.
Как известно из курса мат. анализа, ряд вида ∑ kn и n: 0 → ∞ сходится для k<1, и его сумма равна 1/(1-k). Так, для
Иными словами, если доля внутреннего потребления составляет 50%, мультипликатор для увеличения ВВП при увеличении экспорта составит 2. Сложно сказать, насколько это близко к реальному положению вещей. Однако для того чтобы мультипликатор был равен 10, внутреннее потребление должно составлять 90% всего конечного потребления, что явно не наш случай.
Не стоит воспринимать это как глубокий экономический анализ. Скорее, это пример того, как можно играть в игру «верю-не верю», вооружившись базовыми математическими инструментами, общедоступными данными и здравым смыслом. Не стоит безоговорочно верить написанному в интернете, даже если это написал я. Всегда есть способ проверить, что написанное имеет смысл.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал редакції DOU
Теми: ринок, економіка
Коронакризис: размышления о текущем моменте
Р.М. Нижегородцев
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ
1. Мультипликаторы
Ключевым фактором, ухудшающим экономическую конъюнктуру, являются ограничительные меры, принимаемые правительствами разных стран в рамках борьбы с эпидемией коронавируса. Необходимо оценить возможные потери для экономики России и мирового хозяйства в целом при различных вариантах развития событий.
Темпы экономического роста (или спада) тесно связаны с динамикой нормы накопления. Эта связь опосредована мультипликативными эффектами. В условиях спада производства мультипликатор действует с обратным знаком, т. е. каждая единица инвестиций, изъятая из хозяйственных процессов, порождает в несколько раз более весомый спад валового выпуска.
Величина инвестиционного мультипликатора, в среднем действующего в макросистеме, составляет k = 1/(1 – MPC), где MPC– предельная склонность к потреблению. В падающей, кризисной экономике MPC растет, поскольку у агентов меньше возможностей сберегать (и это касается не только домохозяйств, но и фирм). Поэтому и величина мультипликатора в это время растет. Таким образом, мультипликатор максимален именно в те периоды, когда воздействие мультипликативных эффектов на экономику наиболее разрушительно. Это основная причина, в силу которой экономический кризис разворачивается достаточно быстро, а послекризисное восстановление происходит достаточно медленно.
Однако на самом деле величина инвестиционного мультипликатора существенно зависит от того, в какую отрасль хозяйства, в каком регионе и в какую технологию были осуществлены эти инвестиции. В этом различии и заключается смысл поиска так называемых точек роста экономики.
Ну и, наконец, помимо инвестиционного мультипликатора, существуют мультипликаторы и всех прочих частей совокупного спроса – конечного потребления, госрасходов и нетто-экспорта.
Таким образом, прогнозируемая глубина экономического спада будет существенно зависеть от объема и характера осуществляемых инвестиций, а также от поддержки разных частей совокупного спроса.
2. Что и как регулировать правительству
Возникает естественный вопрос о степени адекватности принимаемых и анонсированных мер по поддержке российской экономики. Некоторые эксперты утверждают, что в этих мерах просматриваются определенные черты мобилизационной экономики. Однако в то время, когда мобилизационная экономика в стране действительно существовала (период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства) центральными оставались меры, направленные на стимулирование предложения, причем успешность реализации принимаемых решений оценивалась в натуральных показателях валового выпуска.
На сегодняшний день анонсируются исключительно меры, связанные с поддержкой совокупного спроса. Никто не отрицает, что этим нужно заниматься. Однако принимать исключительно кейнсианские меры, запуская инфляционные механизмы стимулирования роста, и при этом не уделять внимания товарному покрытию вливаемых в экономику денег – достаточно опасно. В то же время, не очень понятно, при помощи каких механизмов сегодня можно было бы стимулировать совокупное предложение (и, кстати, какие отрасли в этом сильнее всего нуждаются), поскольку инструменты прямого воздействия на хозяйственную жизнь современные правительства во многом утратили, всецело полагаясь на косвенные стимулирующие меры.
Возникла парадоксальная ситуация, когда меры прямого регулирования носят исключительно рестрикционный, запретительный характер, тогда как стимулирующие меры являются только косвенными и потому действуют с вынужденным запаздыванием.
Следствием такого положения вещей являются масштабные провалы институтов в целом ряде сфер и отраслей: существует предложение определенных видов благ, существует спрос на них, а встретиться друг с другом они не могут, это запрещено правительственными мерами по сдерживанию эпидемии.
Получается, что сдерживание экономики работает гораздо успешнее, чем сдерживание самой эпидемии, ради которого соответствующие меры принимались. Причем это не российская специфика, это черта хозяйственной жизни почти всех стран, где принимаются серьезные меры, направленные на подавление очагов распространения вируса.
3. Отраслевая и технологическая структура
Структурные искажения в экономике, вносимые рестрикционными мерами правительства, сами по себе заслуживают внимания, т.е. анализа и прогнозирования. Например, развал туристической отрасли утягивает за собой в пропасть сферу пассажирских перевозок. Из инфраструктурных областей в относительно бодром состоянии находится только здравоохранение. Следует ли ожидать восстановления инфраструктуры в докризисном виде (например, сферы образования и культуры), или она трансформируется и переходит в новое качество?
Что касается технологий, то в несколько меньшем проигрыше находятся отрасли, в которых результат функционирования относительно безразличен к физическому присутствию сотрудников на рабочих местах. Виртуальные рабочие места, фрилансеры, дистантная занятость – это черты тех сфер, с которых, по-видимому, начнется посткризисное восстановление.
Экономика впечатлений, основанная на реальных дестинациях, терпит убытки, тогда как экономика впечатлений, направленная на создание виртуальных образов, чувствует себя относительно неплохо, хотя мультипликативные эффекты (хотя бы в виде сжатия спроса) сказываются, бесспорно, и на ней.
4. Мирохозяйственные аспекты
Интересен и важен вопрос о том, какие страны (и – конкретно — какие группы агентов в них) выступают основными бенефициарами сложившегося положения дел. США и Китай обвиняют друг друга в том, что они готовы извлечь выгоду из натурализации хозяйственной жизни, из наличия нестоимостных барьеров на пути перелива капитала и миграции рабочей силы.
Федрезерв США принимает беспрецедентные меры количественного смягчения, и это дает некоторые основания полагать, что транснациональная финансовая олигархия предпринимает очередную попытку оздоровить финансовую систему США за счет убытков остальной части планеты, как это бывало много раз в ходе так называемых мировых финансовых кризисов.
В то же время, государственный долг США (независимо от юридических последствий в виде объявления дефолта, например) становится все труднее не только погашать – к этому на самом деле уже давно никто не стремится – но и обслуживать, и недалек тот час, когда само обслуживание этого долга станет непосильным бременем для бюджета, т.е. правительство открыто будет вынуждено перейти к Понци-финансированию. А это, в свою очередь, чревато вытеснением доллара с позиций ключевой резервной валюты, что сейчас происходит крайне медленно и непоследовательно, но может происходить в несколько раз быстрее и эффективнее при наличии целенаправленных усилий со стороны Китая и некоторых его ключевых финансовых партнеров.
В интересах США подрыв единства Европейского Союза и обнажение противоречий между его составными частями. В условиях санкций и различных торговых ограничений т.н. единый европейский рынок и так оказался фактически разделен на территориальные фрагменты – скандинавский рынок, центральноевропейский, восточноевропейский, балканский. Кризис, разворачивающийся на наших глазах, лишь углубил существовавшие ранее противоречия внутри ЕС.
В этом смысле любопытно посмотреть на реакцию стран ЕАЭС и на готовность членов этого Союза к согласованным действиям.
5. Политика
Наконец, имеет значение и неэкономическая составляющая предпринимаемых рестрикционных шагов (политика, идеология и проч.). Для некоторых правительств это шанс переформатировать алгоритмы принятия решений и, пользуясь возможностью принятия мер чрезвычайного характера, навести относительный порядок в вопросах, которые давно требовали определенных (более или менее решительных) действий, идущих вразрез со сложившейся практикой поддержания общественного консенсуса.
Для некоторых сил это возможность, наоборот, затормозить назревшие перемены и призвать к решению более насущных вопросов в ущерб плановому развитию. В частности, поэтому российская либеральная оппозиция намеренно сгущает краски, нагнетая панику и подчеркивая недостаточность принимаемых правительством мер рестрикционного характера. Ее очевидная цель – не только максимально отложить дату всенародного голосования о принятии поправок в Конституцию страны, но и по возможности сорвать празднование 75-летия Победы и проведение сопутствующих этому акций гражданского волеизъявления (например, Бессмертный полк).
Дальнейший ход событий зависит, в частности, от того, в какой степени правительство России прислушается к соответствующим «экспертным» суждениям и будет готово отложить или отменить отдельные действия, направленные на сплочение гражданского общества вокруг ценностей, разделяемых и поддерживаемых большинством населения страны.
6. Задачи для экономической науки
Итак, нуждаются в сценарном (краткосрочном и среднесрочном) прогнозировании ключевые параметры (группы параметров) для экономики России и мира (а также отдельных стран):
1 — динамика ВВП, уровень безработицы, темп инфляции, динамика реальных располагаемых доходов,
2 — изменения структуры экономики,
3 — динамика технологических сдвигов,
4 — показатели межрегиональной дифференциации, характер и степень поляризации экономического пространства.
Прогнозные сценарии будут зависеть, разумеется, не от скорости распространения эпидемии и не от количества жертв, а от того, какие варианты реагирования выберут правительства, в частности, правительство России, и на какой период времени распространится действие принимаемых мер.
Определение эффекта мультипликатора
Посмотреть БЕСПЛАТНЫЕ уроки!
Определение эффекта мультипликатора:
Эффект мультипликатора – это волновой эффект от изменения фискальной или денежно-кредитной политики, который приводит к увеличению или уменьшению совокупного спроса в экономике, превышающему величину первоначального изменения.
Подробное объяснение:
Модель кругового потока показывает, как одна транзакция влияет на множество сторон. Домохозяйства зависят от бизнеса в плане предоставления товаров и услуг, в которых они нуждаются, а также денег для покупки этих товаров и услуг. Предприятия зависят от домохозяйств в плане предоставления необходимых им факторов производства и денег для производства товаров и услуг, которые они предлагают.
Например, предположим, что Zoey’s Manufacturing заключила крупный контракт. Руководству необходимо нанять больше работников. Доход, выплачиваемый этим работникам, идет на пользу местным ресторанам, розничным торговцам и другим предприятиям, находящимся под покровительством рабочих. Кроме того, Zoey’s Manufacturing должна увеличить закупки у своих поставщиков. Чтобы удовлетворить дополнительный спрос, поставщики должны будут либо платить своим работникам за дополнительные часы, либо нанимать больше рабочих. Каждый шаг — дополнительный контракт, дополнительный спрос со стороны поставщиков, дополнительный спрос домашних хозяйств на товары и услуги — увеличивает совокупный спрос в экономике. В конце концов, увеличение экономического роста превышает первоначальные инвестиции.
Когда правительство добавляет или изымает деньги из экономики, легко увидеть эффект начисления сложных процентов, используя круговую диаграмму.
Fiscal Multiplier
У правительства есть два инструмента для реализации фискальной политики: налогообложение и расходы. Предположим, что Zoey’s Manufacturing заключает контракт с правительством на производство оружия на сумму 5 миллионов долларов. Экономисты хотели бы знать, насколько увеличение расходов на 5 миллионов долларов увеличит валовой внутренний продукт (ВВП). Когда домохозяйство или бизнес получают деньги, они часть тратят, а часть сберегают. Сколько потребители тратят, можно оценить с помощью предельной склонности к потреблению (MPC). MPC — это процент располагаемого дохода потребителя, который используется для покупки потребительских товаров или услуг.
Формула для фискального мультипликатора:
Фискальный мультипликатор = 1 / (1-MPC)
Если MPC равен 70 процентам, то мультипликатор равен 3,33. Чтобы проиллюстрировать это, давайте вернемся к инвестициям в 5 миллионов долларов. В первом раунде 5 миллионов долларов приведут к увеличению ВВП экономики на 5 миллионов долларов. Во втором раунде рабочие потратят 3,5 миллиона долларов (5 миллионов долларов x 0,7) и сэкономят 1,5 миллиона долларов. После двух раундов инвестиции в размере 5 миллионов долларов принесут 8,5 миллионов долларов в национальный ВВП.
Рост ВВП не прекращается после двух раундов. Те, кто получит 3,5 миллиона долларов, потратят 2,45 миллиона долларов и сэкономят 1,05 миллиона долларов. Мы могли бы продолжить еще много раундов, но в конечном итоге инвестиции в размере 5 миллионов долларов принесут 16,67 миллиона долларов в ВВП!
Эту же формулу можно использовать для определения того, насколько уменьшится ВВП экономики после сокращения государственных закупок. Проблема, с которой сталкиваются правительства при попытке сбалансировать бюджет, заключается в том, что сокращение расходов снижает совокупный спрос, что, в свою очередь, снижает краткосрочный экономический рост.
Возвращаясь к модели кругового потока, изменение налоговой политики можно проследить по всей экономике. Снижение налогов является обычным явлением в периоды, когда экономика находится в состоянии рецессии. Целью налогово-бюджетной политики является увеличение совокупного спроса. Когда правительство снижает подоходный налог, оно увеличивает доход от бизнеса и располагаемый доход домохозяйства. Предприятия и домохозяйства покупают больше, что, в свою очередь, увеличивает совокупный спрос в экономике больше, чем снижение налогов.
Денежный мультипликатор
Экономисты также ссылаются на денежный мультипликатор. Денежный мультипликатор используется для определения того, насколько увеличится денежная масса страны на каждый доллар, который банк хранит в резервах. В большинстве стран действует дробная банковская система, что означает, что банкам разрешено давать в долг больше, чем они принимают на депозиты. Денежная масса страны включает в себя больше, чем наличные деньги в обращении. M1 является наиболее ограничивающим определением и включает наличные деньги в обращении, депозиты до востребования и дорожные чеки. Банк увеличивает денежную массу, когда выдает кредит. Как? Когда банк выдает ссуду, он не ссужает фактические денежные средства, полученные от вкладчика. Вместо этого он кредитует счет заемщика, добавляя депозит до востребования. Денежный мультипликатор отвечает на вопрос: «Насколько депозит увеличит денежную массу?» Ответ зависит от того, сколько банки кредитуют. В банковской системе с частичным резервированием денежный мультипликатор определяется соотношением между банковскими резервами и суммой, которую они ссужают.
Центральный банк контролирует сумму, которую банк может предоставить взаймы, устанавливая резервные требования. Резервное требование — это минимум, который банк должен иметь в своем резерве для выполнения своих ежедневных обязательств. Для иллюстрации предположим, что мы начинаем с депозита в 1000 долларов и 15-процентного обязательного резерва. Банк обязан удерживать 150 долларов для удовлетворения своих ежедневных потребностей, но может ссудить 850 долларов. При оформлении кредита банк не предоставляет заемщику $850 наличными. Вместо этого банк кредитует счет заемщика на 850 долларов, что приводит к увеличению депозитов до востребования и денежной массы на 850 долларов. Заемщик использует кредит для оплаты другому лицу, которое, в свою очередь, вносит 850 долларов в свой банк. Их банк должен поддерживать 127,50 долларов в резервах, но может ссужать остальное. Цикл продолжается.
В таблице ниже показано, как первоначальный депозит в размере 1000 долларов может увеличить денежную массу для десяти транзакций, если каждый банк сохраняет 15 процентов своих депозитов в резерве. Обратите внимание, что увеличение денежной массы меньше после каждой транзакции.
Формула денежного мультипликатора аналогична фискальному мультипликатору, за исключением того, что в ней используется резервная потребность, а не предельная склонность к потреблению.
Денежный множитель = 1 / (требуемый резерв)
Если центральный банк установит 15-процентное резервное требование, денежный мультипликатор будет равен 6,667, а депозит в размере 1000 долларов увеличит денежную массу на 6667 долларов. Федеральная резервная система в настоящее время имеет обязательные резервы для банков США в размере примерно 10 процентов, в результате чего монетарный мультипликатор составляет примерно 10.
Копните глубже с помощью этих бесплатных уроков:
Фискальная политика — управление экономикой путем налогообложения и расходов
Денежно-кредитная политика — сила процентной ставки
Банковское дело с частичным резервированием и создание денег
Модель кругооборота – мы зависим друг от друга
Фискальный мультипликатор: экономика 101
A. Введение
») — это просто соотношение того, насколько увеличится совокупный ВВП на единицу увеличения бюджетных расходов. Следовательно, если бюджетные расходы увеличиваются, скажем, на 100 долларов, а совокупный ВВП в ответ увеличивается на 200 долларов, мультипликатор равен 2. Эта концепция также часто применяется аналогичным образом к снижению налогов на некоторую сумму в долларах.
В условиях значительной безработицы в экономике можно ожидать, что увеличение государственных расходов окажет многократное воздействие на ВВП. Будет прямой вклад в ВВП от увеличения производства для обеспечения спроса со стороны государства, но также и косвенный вклад, поскольку те, кто получает оплату за первоначальные товары (будь то вновь нанятые рабочие или поставщики ресурсов для производства товара), будут в свою очередь, тратят по крайней мере часть своего более высокого дохода на другие товары или услуги. И этот процесс продолжится в следующих раундах.
Хотя концепция проста, на практике множитель трудно измерить. Это не константа, а дефинитивное понятие, значение которого будет меняться в зависимости от конкретных экономических обстоятельств времени и места. Это также вызывает споры, поскольку некоторые экономисты как исторически, так и даже в настоящее время не верят, что экономика может функционировать при менее чем полной занятости. Для таких экономистов увеличение производства за счет увеличения спроса невозможно, так как экономика уже находится в условиях полной занятости, и тогда мультипликатор всегда и везде должен быть однозначно равен нулю.
Но большинство экономистов признают, что в экономике может быть неполная занятость. Это особенно очевидно сегодня в большинстве развитых стран мира, в том числе в США, Европе и Японии, где безработица высока в каждой из этих стран или регионов.
Настоящая дискуссия, таким образом, идет о размере мультипликатора в конкретной ситуации — мала она или высока. Если низкий, то налогово-бюджетное стимулирование не окажет большого влияния на увеличение ВВП, а жесткая бюджетная экономия не приведет к значительному сокращению ВВП. Напротив, при высоком уровне фискальные стимулы будут достаточно эффективными для увеличения ВВП, в то время как меры жесткой бюджетной экономии приведут к значительному сокращению ВВП и последующему значительному увеличению безработицы.
Недавняя работа в МВФ, консервативном учреждении, по вопросу о размере мультипликатора вызвала обсуждение этого вопроса в общих новостях. В частности, в июне МВФ опубликовал самооценку поддержанной МВФ (а также ЕС и ЕЦБ) экономической программы в Греции. Там было отмечено (на стр. 21), что фискальные мультипликаторы, предполагаемые в этой программе, на основе фактического опыта оказались слишком низкими. Эта самокритика была подхвачена широкой прессой, и многие задавались вопросом, как МВФ (и другие) могли так ошибиться.
Но судить о величине множителя в конкретном месте и в конкретных обстоятельствах непросто. В этом сообщении блога Econ 101 обсуждается, почему мультипликатор будет различаться в разных странах и в разных странах. И хотя может быть понятно, как множитель может быть ошибочно оценен ex ante в каком-то конкретном случае, возмутительно не это первоначальное неправильное суждение. Что возмутительно, так это то, что политика, которая была принята на основе этого более раннего неправильного суждения, не была затем пересмотрена или отменена, чтобы отразить то, что было изучено.
B. Почему множитель будет меняться
Как отмечалось выше, множитель не является константой, равной какому-то конкретному значению во всех странах и при любых обстоятельствах. Скорее, это концепция, выражающая взаимосвязь (между изменениями в ВВП и изменениями в государственных расходах), которая в целом будет различаться в разных странах и в разных обстоятельствах в любой конкретной экономике. Следовательно, даже если бы кто-то имел хорошую оценку того, какой она может быть в одной конкретной стране при определенных обстоятельствах, не следует предполагать, что она будет иметь какую-то ценность в другой стране или даже в той же стране при других обстоятельствах.
В частности, следует ожидать:
1) Множитель будет варьироваться в зависимости от страны, в зависимости от размера и структуры этих стран: В большой стране, такой как США, увеличение расходов (как прямых, так и косвенных) будет удовлетворяться в основном за счет поставок из США. Тогда множитель будет относительно большим. Напротив, более высокие расходы в небольшой и открытой экономике, такой как Монако, чтобы взять крайний пример, будут покрыты в основном за счет поставок из других стран. Тогда множитель будет относительно небольшим. Размер большинства экономик находится между этими двумя величинами, и можно было бы ожидать, что мультипликатор также будет между этими двумя величинами.
Обратите внимание, что это будет зависеть не только от размера экономики, но и от ее экономической структуры (тип товаров, производимых в этой экономике, в отличие от импортируемых) и характера ее торгового режима. Некоторые экономики более открыты, чем другие.
2) Множитель будет варьироваться в зависимости от текущего состояния экономики – насколько близка экономика к полной занятости: Если безработица значительна, увеличение спроса может быть удовлетворено за счет увеличения предложения товаров, и увеличение занятости рабочих для производства этих товаров. Множитель будет относительно высоким. Напротив, если экономика находится в периоде, близком к полной занятости, увеличение спроса на определенные товары может быть удовлетворено только за счет сокращения производства чего-то другого (с перемещением рабочих мест от последних к первым), поэтому общий объем производства может подняться не сильно. В таких обстоятельствах множитель будет относительно низким.
Следовательно, если бы кто-то имел хорошую оценку мультипликатора в какой-то конкретной экономике в момент времени, когда экономика была близка к полной занятости, он бы сильно недооценил, каким был бы мультипликатор в той же экономике в другое время, когда безработица была высокий.
3) Множитель будет варьироваться в зависимости от формы фискального стимула: Программы фискального стимулирования могут принимать форму расходов на вновь произведенные товары (такие как инфраструктура) или на программы передачи домохозяйствам (такие как более высокие или расширенные пособия по безработице), или о снижении налогов или налоговых скидках. Но хотя каждый из них может иметь одинаковое прямое влияние доллара на бюджетный дефицит, влияние на ВВП может сильно различаться.
Прямые государственные расходы на новые товары, такие как новые дороги или школьные здания, скорее всего, окажут наибольшее влияние на ВВП. Вновь произведенные товары обязательно будут произведены, и такой продукт является прямым компонентом ВВП (ВВП означает валовой внутренний продукт). И те, кто недавно нанят для производства таких товаров (например, строители), также затем потратят большую часть или даже весь свой новый заработок на товары, которые им нужны. Множитель будет высоким.
Множитель также, вероятно, будет относительно высоким для программ пособий, предназначенных для безработных и других лиц, находящихся в относительно неблагоприятном положении, поскольку они будут тратить то, что они получают, на товары, в которых они и их семья очень нуждаются. Множитель будет меньше для программ трансфертов, которые приносят пользу тем, кто более обеспечен (например, некоторые субсидии фермерским хозяйствам, когда они в основном приносят пользу крупным и относительно обеспеченным корпоративным фермам), поскольку такие лица или фирмы, вероятно, будут откладывать более высокую долю. таких квитанций.
И мультипликатор может быть довольно мал для снижения налогов или налоговых скидок, которые предоставляются домохозяйствам с более высокими доходами, поскольку они, скорее всего, сберегут большую часть того, что получают.
Следовательно, размер мультипликатора будет зависеть от характера программы фискального стимулирования. Можно ожидать, что программы, ориентированные на непосредственное производство товаров, особенно трудоемких товаров (таких как строительство и техническое обслуживание большей части инфраструктуры), или на передачу их относительно малообеспеченным слоям населения, будут иметь относительно высокий эффект мультипликатора. Можно ожидать, что программы, ориентированные на трансферты или субсидии, предназначенные для относительно обеспеченных, или на снижение налогов, которые достаются в первую очередь относительно обеспеченным, будут иметь относительно низкий эффект мультипликатора.
4) Множитель будет варьироваться в зависимости от того, являются ли программы стимулирования (или жесткой экономии) временными или ожидается, что они будут устойчивыми: Временное снижение налогов или налоговые льготы являются обычным компонентом программ стимулирования, отчасти потому, что их можно быстро реализовать и легко. Однако домохозяйства, получающие временное снижение налогов или единовременную скидку, обычно просто откладывают большую часть того, что им распределяется (или используют средства для погашения непогашенной задолженности, которая у них может быть). В этом случае мультипликатор будет относительно низким или даже незначительным, поскольку спрос на товары, которые будут производиться, будет незначительно увеличиваться.
5) Множитель будет варьироваться в зависимости от направления изменения: Многие делают упрощенное предположение, что если множитель имеет какое-то значение для увеличения расходов или снижения налогов, можно увидеть такое же значение множителя для сокращение расходов или увеличение налогов. Но нет оснований предполагать, что так и будет. В целом люди по-разному реагируют на увеличение дохода (например, в результате снижения налогов) или на его уменьшение (например, в результате равного увеличения налогов). При снижении налогов домохозяйства могут просто сберегать большую часть того, что они получают, что приводит к низкому мультипликатору. Но с повышением налогов (которое можно рассматривать как часть программы жесткой экономии, например) домохозяйства могут быть вынуждены сократить свое потребление, чтобы платить более высокие налоги, что приводит к относительно высокому мультипликатору при движении в этом направлении вниз.
Точно так же эффект мультипликатора, когда работник вновь принимается на работу в результате программы стимулирования, скорее всего, будет отличаться от эффекта мультипликатора, когда работника увольняют в результате программы жесткой экономии. Влияние мультипликатора, вероятно, будет значительно больше (в отрицательном направлении), когда работников увольняют, поскольку такие работники, вероятно, будут вынуждены существенно сократить свое потребление.
6) Множитель будет варьироваться в зависимости от реакции других на политику: В то время как правительство может запустить программу стимулирования, другие экономические субъекты могут отреагировать собственными изменениями в политике. Например, центральный банк может повысить процентные ставки, когда правительство запускает программу стимулирования, возможно, из-за беспокойства по поводу инфляции (возможно, необоснованного беспокойства, но тем не менее того, на что они действуют). Повышение процентных ставок приведет к сокращению инвестиций, и, следовательно, влияние программы стимулирования на ВВП может быть ограничено. Тогда множитель будет низким.
Важно признать и принять во внимание способность Центрального банка реагировать снижением процентных ставок на сокращение государственных расходов, чтобы компенсировать то, что в противном случае было бы ограничивающим эффектом такого сокращения. Во времена, подобные нынешним в США, Европе и Японии, когда процентные ставки, устанавливаемые Центральным банком, практически равны нулю и не могут быть ниже, сокращение государственных расходов не может быть компенсировано снижением процентных ставок (процентных ставок). ставки уже настолько низки, насколько это возможно), и мультипликатор будет относительно высоким. Бюджетное сокращение приведет к значительному сокращению ВВП. Напротив, если бюджетное сокращение откладывается до тех пор, пока экономика не приблизится к полной занятости, а процентные ставки будут положительными и значительными, влияние сокращения государственных расходов на ВВП может быть компенсировано на этом этапе снижением процентной ставки Центральным банком. ставки, и выпуск не будет тогда падать. Множитель в этот момент будет близок к нулю.
Это имеет чрезвычайно важное значение для разработки программ фискальной корректировки. Со временем вполне может возникнуть необходимость сократить отношение государственного долга к ВВП за счет сокращения государственных расходов или повышения налогов. Но если это сделать, когда существует значительная безработица, а процентные ставки, контролируемые Центральным банком, находятся на нулевом нижнем пределе или близки к нему, то программы жесткой бюджетной экономии сократят спрос и приведут к значительному падению ВВП (и последующему дальнейшему росту безработицы). ). Вместо этого следует поддерживать фискальный спрос до тех пор, пока экономика не восстановится в достаточной степени, чтобы она была близка к полной занятости, а процентные ставки больше не были равны или близки к нулю. В этот момент сокращение государственных расходов (или увеличение налогов) может быть компенсировано Центральным банком за счет управления процентными ставками, и тогда ВВП не обязательно будет падать.
К сожалению, США, Европа и до недавнего времени Япония с 2010 года поступали наоборот. Например, в странах с плавающим обменным курсом валютные рынки могут отреагировать на программу стимулирования девальвацией обменного курса. Эта девальвация сделает экспорт более конкурентоспособным (тем самым стимулируя производство экспорта), а импорт более дорогим (таким образом стимулируя производство отечественных заменителей того, что было импортировано), что приведет к росту. Множитель в таких обстоятельствах будет относительно высоким.
7) Множитель будет варьироваться в зависимости от временных рамок: До сих пор мы не делали никаких замечаний о временном измерении и неявно рассматривали все ответы как происходящие одновременно. Но время имеет значение, так как требуется время для реализации программ, а затем время для того, чтобы многочисленные ответы на раунды сработали сами собой. Следовательно, следует четко понимать, имеется ли в виду мультипликатор как реакция, скажем, в текущем квартале года, или в течение следующего года, или в течение следующих нескольких лет, или что-то еще. Мультипликатор будет относительно низким, если измерять его влияние на ВВП в текущем квартале, довольно большим в следующем году, а затем начнет уменьшаться. И тогда необходимо уточнить, имеется ли в виду мультипликатор с точки зрения воздействия на ВВП только в течение определенного периода или кумулятивного воздействия в течение нескольких лет.
C. Заключение
Множитель важен, и за прошедшие годы была проделана большая работа, чтобы попытаться измерить, каким он мог бы быть в определенное время и в определенном месте. Но факторы, подобные перечисленным выше, не всегда принимались во внимание, когда экономисты (в том числе в МВФ) и аналитики пытались применить эти результаты.
К сожалению, имело место, например, то, что оценки мультипликатора, полученные, когда экономика была близка к полной занятости, затем предполагались аналогичными, когда экономика в какой-то более поздний период переживала спад и была далека от полной занятости. Или межстрановые различия игнорировались, когда мультипликатор, найденный, скажем, для какой-то небольшой экономики, предполагался в равной степени применимым и к большой экономике. Или предполагалось, что множитель, который может применяться при расширении в результате программы стимулирования, будет применяться аналогичным образом при сокращении в результате программы жесткой экономии. Или не обращали внимания на то, как мультипликатор будет отличаться в программе стимулирования в зависимости от того, идет ли речь о новой инфраструктуре, трансфертных программах или снижении налогов. Или мультипликатор для программ снижения налогов считался одинаковым независимо от того, касались ли снижения налогов относительно бедных или относительно богатых.