Информационная компетенция это: Информационная компетентность

Информационные компетенции: теория и основы формирования. | Статья по теме:

Информационные компетенции:

теория

и основы формирования.

 Российское образование  выходит на новый уровень.
Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества  На основании приказа Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года на территории России вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт  общего образования. Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.   Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности, то есть современные ключевые компетенции. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, основой для формирования ключевых компетенций.

Качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, навыков и умений, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.

Под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

А.В. Хуторской выделил основные ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования.

Информационная компетенция, одна из важнейших ключевых компетенций младших школьников. Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен  уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать  знания.

Противоречия:

  • между теоретическими основами школьного курса  и его практической направленностью;
  • между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения.

Проблема: недостаточные условия  для успешного  формирования и  применения информационной компетенции младших школьников.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Информационная компетентность характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Объект исследования: информационные компетенции младших школьников.

Предмет исследования: базовые понятия процесса формироваия информационных компетенций.

Под информационной компетентностью мы понимаем способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Информационная компетентность включает в себя: способность к самостоятельному поиску и обработке информации; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий.

Анализ различных источников информации позволил нам обнаружить, что исследователями этой проблемы используются следующие термины: «информационная компетентность/компетенция», «информационная грамотность» и «информационная культура».

Формирование информационного общества и интеграция российской системы образования поставили перед отечественной педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европейском союзе системой педагогических понятий.
  Применительно к использованию новых информационных технологий в образовании одним из основных является термин «информационная компетенция», который имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция». Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. в западной литературе, а в конце 1980-х гг. и в отечественной. В 70 – 80 гг. ХХ в.

 На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное О. Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств»   А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств.  Тришина С.В. дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности».   Общим для этих определений является следующее: информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами информационных технологий.

Многообразие определений термина «информационная компетенция» свидетельствует о множестве  мнений в данной области исследований. Дальнейшее исследование категории «информационная компетенция» важно для разработки методики развития информационной компетентности младших школьников.

Составляющие понятия «информационная компетенция»

Олег Грибан Статьи

Формирование информационного общества и интеграция российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство поставили перед отечественной педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научно-категориального аппарата в соответствие с общепринятой в Европейском союзе системой педагогических понятий. Знаниевая парадигма образования пересматривается с позиции компетентностного подхода. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны» (1).

Новая образовательная парадигма должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции (2).

Применительно к использованию новых информационных технологий (НИТ) в образовании одним из основных является термин «информационная компетенция», который имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция».

Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. в западной литературе, а в конце 1980-х гг. и в отечественной. В 70 – 80 гг. ХХ в. в США уделялось большое внимание разработке концепции обучения педагогов на основе компетентностного подхода (3). Тогда же зарождается специальное направление – компетентностный подход к общему и профессиональному образованию в рамках которого изучаются возможности компетентностного подхода к педагогической деятельности, делаются попытки оценить педагогическую деятельность на основе компетенций, формируется определение термина

«информационная компетенция».

На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» (4). А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств (5). С.В. Тришина дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» (6).

В частнонаучных исследованиях, например применительно к методике обучения иностранным языкам, информационная компетенция трактуется как способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (7).

Общим для этих определений является следующее: информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами НИТ.

Многообразие определений термина «информационная компетенция» свидетельствует о плюрализме мнений в данной области исследований, что предполагает необходимость дальнейшего изучения темы. Дальнейшее исследование категории «информационная компетенция» важно для разработки методики развития информационной компетентности студентов педагогического вуза.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб.4. Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, – 2007. – С. 264.
2. Архангельский C.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. – М., 2003. – 368с. – С.4.
3. Competency-Based Teacher Education: Progress, Problems and Prospects/ Ed. By W.R. Houston, R.B. Howsam. – Chicago: Science Research Association, 1972, Vol. X, – 182 p.
4. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2002. 19 с. – С.14.

5. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. – С.32.
6. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.
7. П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/021044960/04/image/04-096.pdf – С.4.

 

Ссылка на статью: Составляющие понятия «информационная компетенция»// Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций (Текст): материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23-25 нояб. 2009 г. / Учреждение Рос. акад. Образования «Урал. отд-ние»; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. Ч.3. 254 с. C.184-186

Информация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».

 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban. ru).

Публикации

  • Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь
  • Историческая реконструкция событий Великой Отечественной войны: современные тенденции
  • Кино и память: Великая Отечественная война в зеркале современного российского кинематографа
  • Советско-финляндская война 1939–1940 гг. на страницах школьных учебников истории современной России: эволюция подходов
  • Играя в прошлое: репрезентация Второй мировой войны в компьютерных играх и проблема сохранения исторической памяти
  • Сетевой образовательный ресурс «О России по-русски» как средство повышения лингвокультурной компетенции иностранных студентов
  • Опыт и перспективы продвижения образовательных веб-сайтов в сети Интернет
  • Технология стрим-обучения в образовательном процессе: способы и перспективы применения
  • Многозадачность как тенденция развития современного образования: pro et contra
  • Рекомендации по созданию презентаций
  • Трансформируя память: отражение Второй мировой войны в компьютерных играх
  • Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций
  • Книга «Мастер презентаций». Автор: Олег Грибан
  • Актуальное прошлое: веб-ресурсы как инструмент сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне
  • Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации

Информационная компетентность | Orange Coast College

В этот глобальный информационный век информационная грамотность/компетентность необходимы для успеха как в колледже, так и на протяжении всей жизни.

 

Что такое определение информационной грамотности/компетентности?

Определение информационной грамотности/компетентности, которым руководствуется академическое библиотечное дело, предоставлено Американской библиотечной ассоциацией (ALA) — Ассоциацией университетских и исследовательских библиотек (ACRL). Они определяют информационную грамотность/компетентность как набор способностей «распознавать, когда необходима информация, и иметь возможность находить, оценивать и эффективно использовать необходимую информацию».

Это определение дополнительно конкретизируется набором стандартов компетентности, которые подчеркивают пять ключевых навыков. Информационно грамотный человек:

  1. Определяет характер и объем необходимой информации.
  2. Обеспечивает эффективный и действенный доступ к необходимой информации.
  3. Критически оценивает информацию и ее источники и включает выбранную информацию в свою базу знаний и систему ценностей.
  4. Индивидуально или в составе группы эффективно использует информацию для достижения определенной цели.
  5. Понимает многие экономические, юридические и социальные вопросы, связанные с использованием информации, а также осуществляет доступ и использует информацию этично и законно.

 

Ниже приводится определение информационной компетенции, принятое Академическим сенатом муниципальных колледжей Калифорнии:

«Информационная компетентность — это способность находить, оценивать, использовать и передавать информацию во всех ее различных форматах. Он сочетает в себе аспекты библиотечной грамотности, методов исследования и технологической грамотности. Информационная компетентность включает рассмотрение этических и правовых последствий информации и требует применения как критического мышления, так и коммуникативных навыков».

В этом же документе перечислены навыки, которые учащиеся должны продемонстрировать в комплексном процессе, чтобы считаться компетентными в отношении информации:

  • Сформулируйте исследовательский вопрос, проблему или проблему.
  • Определить потребности в информации в различных дисциплинах для исследовательских вопросов, проблем или проблем.
  • Используйте инструменты информационных технологий для поиска и получения необходимой информации.
  • Организуйте информацию.
  • Анализировать и оценивать информацию.
  • Общайтесь с помощью различных информационных технологий.
  • Понимание этических и правовых вопросов, связанных с информацией и информационными технологиями.
  • Применять навыки, полученные в области информационной компетенции, для обеспечения возможности обучения на протяжении всей жизни.

Этот документ доступен в ASCCC.

 

Какова история информационной грамотности/компетентности?

Согласно ALA/ACRL (см. сайт, указанный выше), «информационная грамотность — новый термин в лексиконе высшего образования», но не новая концепция. «Идея обучения на основе ресурсов является старой, и библиотекари уже более века занимаются обучением эффективному использованию информационных ресурсов под названиями библиотечное обучение, библиографическое обучение и библиотечные навыки».

Родственный термин «информационные навыки» был впервые введен в 1974 году Полом Зурковски для обозначения людей, способных решать свои информационные проблемы, используя соответствующие источники информации и применяя соответствующие технологии. Но понятие «информационная грамотность» было введено с созданием в 1989 году Президентского комитета Американской библиотечной ассоциации по информационной грамотности. Они определили, что информационная грамотность является критическим навыком для успеха учащихся в наш информационный век.

Он отличается от традиционного библиотечного обучения тем, что предполагает совместную работу библиотекарей, специалистов по информатике и других преподавателей. Он также фокусируется на учащемся, а не на учителе, и на обучении жизненным навыкам, а не на обучении конкретным функциям различных библиотечных ресурсов.

 

Где я могу найти информацию об информационной компетенции в Orange Coast College?

  • Библиотека A100, Компетенция в области библиотечных исследований и информации, представляет собой переносной онлайн-класс, состоящий из трех частей, GE, который поддерживает информационную компетентность и способствует независимому обучению на протяжении всей жизни.
  • Библиотека A 103, Навыки исследования в колледже, представляет собой переносной онлайн-класс, состоящий из одного блока, который развивает исследовательские навыки для колледжа, работы и жизни.
  • Свяжитесь с Эрин Грац, библиотекарем по обучению и работе с общественностью по электронной почте: [email protected]

Определение информационной компетентности – IICIIS международный

Герман Хьюмер

Цель стать информационным компетентным состоит в том, чтобы расширить возможности принятия решений в ходе решения проблем путем раскрытия смысла. Однако это основано не только на информации, но и на интуиции и эмоциях. В то время как внутренние ощущения и эмоции в целом являются предметом психологии, мы собираемся сосредоточиться на работе с информацией как с чем-то вне мозга, информирующим нас об окружающем нас мире.

Источник следующих определений: Руководство по информационной грамотности для обучения на протяжении всей жизни. Хесус Лау, Секция информационной грамотности, ИФЛА, июль 2006 г.

Критическое мышление

Одной из функций мозга является мышление (целенаправленная обработка информации).
«Критическое мышление» — это «разумное, рефлексивное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить (улучшение мышления) или что делать (принятие решений)».

Информационная компетентность

Знания, навыки и грамотность, необходимые для выбора наилучшей доступной информации и использования знаний и опыта других.

Термин «компетентность» подразумевает группу навыков для определения потребности в информации, а также для извлечения, оценки, использования и реконструкции содержания (знаний) извлеченных информационных ресурсов.

Синонимы: информационные навыки, информационные возможности, информационная грамотность

Информационная грамотность

Знания и навыки, необходимые для понимания смысла/сообщения/информации символов/данных/содержания/ЧТО записано (на носителе, с или без с помощью ИКТ)

Этот термин обычно используется в англоязычном мире для обозначения информационных компетенций, подразумевающих способность определять, когда информация необходима, а также компетентность и умение эффективно находить, оценивать и использовать информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *