Государственные корпорации в россии: Статья 7.1. Государственная корпорация \ КонсультантПлюс

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

||||||

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 8. Ч. 2. С. 101-104.
РАЗДЕЛ:   Политология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Колобова Гузель Анисовна
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа

Аннотация. Использование государственных корпораций как политико-государственного инструментария регулирования экономики в постсоветской России является предметом политической дискуссии. В статье рассматриваются политические аспекты создания, функционирования и результативности российских государственных корпораций, анализируются проблемы реализации данных политико-государственных механизмов регулирования экономики, имеющие политическую природу.

Ключевые слова и фразы: государство, государственные корпорации, экономика, государственная экономическая политика, государственная собственность, политико-государственные механизмы, политико-организационные механизмы, state, state corporations, economy, state economic policy, state property, political-state mechanisms, political-organizational mechanisms

Открыть полный текст статьи в формате PDF.
Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Вьюгин О. Выбор экономической стратегии: почему у России получилось // Ведомости. 2012. 25 января.
  2. Госкорпорации обвинили в стимулировании коррупции // Независимая газета. 2008. 8 апреля.
  3. Госкорпорация на доверии // Российская газета. 2009. 11 ноября.
  4. Государственные корпорации в современной России [Электронный ресурс]: доклад Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по промышленной политике. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2010).
  5. Зыкова Т. Испытание зарплатой // Российская газета. 2011. 1 марта.
  6. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН; ГУ-ВШЭ, 2008.
  7. Иншакова А. Государственная корпорация «РОСНАНО» VS ОАО «РОСНАНО»: вопросы правосубъектности // Власть.
    2011. № 9.
  8. Иойрыш А. И., Терентьев В. Г. Оправданно ли создание госкорпораций как инструмента для активизации промышленной политики России? // Государство и право. 2009. № 7.
  9. Колобова Г. А. Стратегические направления модернизации политико-правовых механизмов регулирования российской экономики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1. Ч. 2. С. 80-84.
  10. О стратегии развития России до 2020 года [Электронный ресурс]: выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета от 8 февраля 2008 года. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/02/08/ 1542_type63374type63378type82634_159528.shtml (дата обращения: 09.11.2011).
  11. Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости. 2012. 30 января.
  12. Российская газета. 2009. 13 ноября.
  13. Ручкина Г. Ф., Ручкин О. Ю. Имущественная основа деятельности государственных корпораций в Российской Федерации: правовой аспект // Юридический мир. 2008. № 6.
  14. Симачев Ю. В., Кузык М. Г. Государственные корпорации: проблемы и новые возможности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов. URL: http://www.asv.org.ru/agency/methodological (дата обращения: 22.02.2012).
  15. Соловьёв В. Госкорпорации: не все точки над расставлены // Независимая газета. 2009. 21 ноября.
  16. Степанов В. А. Государственная корпорация как институт рыночной экономики: автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2010.
  17. Фадеев А. В., Первухин А. С. Государственные корпорации в России: хотели как лучше, а получилось? // Социология власти. 2010. № 2.
  18. Шейнис В. Л. Национальная безопасность России: испытание на прочность // Полис. 2010. № 1.
  19. Шохина Е. Власть не доверяет государству? // Эксперт. 2007. № 45.
  20. http://top.rbc.ru/economics/07/02/2012/636723.shtml

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru

Федеральный закон от 08.07.1999 г. № 140-ФЗ • Президент России

О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Вступил в силу с 14 июля 1999 года Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. pravo.gov.ru

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

 

Принят Государственной Думой                              25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации                                   2 июля 1999 года

 

Статья 1. Дополнить Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 1998, № 48, ст. 5849) статьей следующего содержания:

«Статья 71. Государственная корпорация

 

1.  Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом, предусматривающим создание государственной корпорации.».

 

Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент Российской Федерации                               Б.Ельцин

 

Москва, Кремль

8 июля 1999 года

№ 140-ФЗ

Корпоративное управление на российских госпредприятиях: реальность или сюрреалистичность?

Описательная часть, определяющая приватизацию, акционирование и разделение функций собственности и регулирования как ключевые предпосылки успешной структуры управления государственными предприятиями, представляет собой ведущий подход в литературе. Однако некоторые ученые-правоведы тщательно изучили и подвергли сомнению эту однобокую точку зрения, подчеркивая влияние существующих институциональных условий и призывая к альтернативному пониманию динамики корпоративного управления в различных государственных предприятиях (ГП). Несмотря на активные дебаты о госпредприятиях, они почти полностью сосредоточены на Китае (за очень немногими исключениями), в то время как Россия, являющаяся еще одной крупной государственной экономикой, игнорируется научной литературой. Моя статья восполняет этот пробел и предлагает сравнительный и критический взгляд на систему государственной собственности в России. Этот анализ особенно актуален, поскольку он проливает свет на то, как действует государственная собственность в России, и помогает нам понять, почему международные санкции против России могут не достичь своей цели.

С конца 1990-х до начала 2000-х годов, когда Бернард Блэк и Рейнир Краакман изучали российские институциональные реформы, не проводилось комплексного анализа динамики корпоративного права и корпоративного управления в российских компаниях и, в частности, в ГП. Большинство международных экспертов и ученых, исследовавших Россию на заре ее институциональных реформ, ранее предполагали, что присутствие государства в российской экономике имеет временный эффект, который будет уменьшаться или даже исчезать, как только откроется рынок и улучшится формальная институциональная среда.

Сегодня Россия демонстрирует противоположную тенденцию «обратного» перехода, создавая формальные институты, усиливающие растущее влияние государства. С начала 2000-х годов государство консолидирует стратегические активы в государственные холдинговые группы, управляемые вновь созданными государственными корпорациями. В то же время федеральное правительство определило несколько «доверенных» частных компаний для сохранения контроля над определенными отраслями. Хотя достоверных данных о точном количестве госпредприятий в России нет, а официальные цифры разнятся, доминирование государства в российской экономике очевидно и глубоко. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации выявила, что совокупный вклад госпредприятий в ВВП России в 2018 году достиг 60%. С 2017 года 20 крупнейших ГП внесли 97 процентов от общей суммы дивидендов, поступивших в федеральный бюджет.

Анализ российских госпредприятий выявляет характерный и иногда противоречивый правовой режим. В отличие от многих других стран с государственной экономикой, включая Китай, российские политики, похоже, уделяют меньше внимания акционированию, централизации и разделению функций собственности и регулирования. Новые формы ГП представляют собой некоммерческие и некорпоративные юридические лица, на которые распространяются многочисленные законодательные ограничения и строгий контроль со стороны государства. Их структура управления включает наблюдательные советы, но они не эквивалентны корпоративным советам, поскольку их директора не имеют реальных фидуциарных обязанностей перед ГП. Директора и топ-менеджеры назначаются государством, роль которых заключается в выполнении целей и задач, установленных государственной стратегической политикой. Государство и Федеральное правительство, действующее от его имени, позиционируются как конечный собственник, а не акционер. Растущее экономическое давление со стороны Запада ускорило расширение государственного сектора, в результате чего российские госпредприятия оказались в центре внимания. Поэтому становится критически важным понять некоторые присущие российской системе государственной собственности черты, обсуждаемые в статье.

Во-первых, госпредприятия в России децентрализованы и неоднородны. Основными собственниками федеральной собственности являются госкорпорации. Они контролируют широкий портфель компаний, напоминающий структуру классической холдинговой компании, которая управляет дочерними и зависимыми организациями на основе прямого, косвенного или перекрестного владения акциями. Их портфельные компании имеют коммерческую направленность и очень разнообразны по отраслям, цепочкам поставок, рынкам и организационным формам. Несмотря на наличие в названии термина «корпорация», госкорпорации являются неакционерными некоммерческими образованиями, имеющими четкую нефинансовую направленность — интересы российского государства. Это означает, что: (1) стимулы госкорпораций не зависят от финансовых результатов, и (2) не они являются основным источником доходов, а их портфельные компании. Иными словами, санкции, направленные против госкорпораций, могут не достичь реальной цели — портфельных компаний, не входящих в категорию госпредприятий и, как следствие, практически не затронутых санкциями.

Во-вторых, государство является миноритарным акционером половины зарегистрированных госпредприятий в России. Несмотря на долю меньшинства, государство по-прежнему использует несколько инструментов управления для отстаивания своих интересов, в том числе выдвижение кандидатов в правление и ревизионную комиссию, голосование кумулятивным и квалифицированным большинством, доступ к финансовым и другим корпоративным документам, «золотые акции» и законодательные положения, защищающие интересы государства. доля от любого разбавления. Миноритарный пакет акций позволяет государству осуществлять фактический контроль над гораздо большим числом прибыльных компаний, работающих на рынке.

В-третьих, в управлении государственными активами в России отсутствует корреляция между вознаграждением менеджмента и финансовыми результатами компаний. Во многих госпредприятиях, в том числе в крупнейших экспортерах Газпроме и Роснефти, нет прочной связи между прибылью и стимулами для руководства. Даже самые прибыльные госпредприятия пользуются мягкими бюджетными ограничениями и существующими федеральными программами, чтобы компенсировать свои расходы. Таким образом, финансовые потери не окажут существенного влияния на структуру стимулов менеджмента, существующую в этих ГП.

В заключение отметим, что российские госпредприятия добавляют еще одну перспективу к пониманию систем государственной собственности и нарративов корпоративного управления. В этом контексте международные стандарты, предлагаемые государственным предприятиям, могут дать узкое представление о системе государственной собственности в России. В то время как российские рынки продолжают оставаться под влиянием санкций и контрсанкций, российская экономика по-прежнему опирается на государственный сектор, который будет руководствоваться государственными стратегиями и национальными интересами России. Эти стратегии приводят к изменениям в законодательстве и политике государственной собственности, которые еще больше отдаляют систему от современных стандартов управления. Без учета этого контекста и фактической динамики системы государственной собственности в России господствующий взгляд на управление ГП проливает мало света на ГП в России. Если не понять этот контекст, попытка провести простую аналогию между теориями корпоративного управления и российскими государственными предприятиями, скорее всего, затенит, а не прояснит характер и влияние российских государственных предприятий.

Роза Нургожаева — доцент права Назарбаев Университета.

Соединенные Штаты ввели санкции против крупных российских государственных предприятий

Совместными действиями Минфина и государства против крупных российских компаний

Министерство иностранных дел Министерства иностранных дел США ВАШИНГТОН. Управление активами (OFAC) внесло в список АЛРОСА, российское государственное предприятие (ГП) и крупнейшую в мире алмазодобывающую компанию, которая также несет ответственность за 90 процентов алмазодобывающих мощностей России. Государственный департамент также переименовал Акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), а также его дочерние компании и членов правления. ОСК — это российское госпредприятие, которое разрабатывает и строит большинство военных кораблей России, вероятно, в том числе многие из тех, которые используются для бомбардировок украинских городов и нанесения вреда гражданам Украины. Эти действия были предприняты в соответствии с Исполнительным указом (E.O.) 14024. Таким образом, Министерство финансов лишает Правительство Российской Федерации (Правительство Российской Федерации) дополнительных источников поддержки и доходов для ведения неспровоцированной войны против Украины.
 

«Эти санкции продолжат оказывать давление на ключевые структуры, которые обеспечивают и финансируют неспровоцированную войну России против Украины», — сказал Брайан Нельсон, заместитель министра финансов по борьбе с терроризмом и финансовой разведкой. «Эти действия, предпринятые совместно с Государственным департаментом и в координации с нашими союзниками и партнерами, отражают наши постоянные усилия по ограничению доступа Кремля к активам, ресурсам и секторам экономики, которые необходимы для снабжения и финансирования путинской жестокости».
 

КРУПНЕЙШАЯ В МИРЕ АЛМАЗОДОБЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ

Публичное акционерное общество «Алроса» (АЛРОСА) — российское государственное предприятие и крупнейшая в мире алмазодобывающая компания, на долю которой приходится 28 процентов мировой добычи алмазов. В 2021 году выручка АЛРОСА составила более 4,2 миллиарда долларов. Алмазы входят в десятку крупнейших статей неэнергетического экспорта России по стоимости, при этом в 2021 году экспорт составил более 4,5 млрд долларов. АЛРОСА также отвечает за 90 процентов мощностей по добыче алмазов в России. 24 февраля 2022 г. OFAC признало АЛРОСА объектом запретов в соответствии с Директивой 3 в соответствии с E.O. № 14024, «Запреты, связанные с новыми долгами и собственным капиталом некоторых организаций, связанных с Россией» (Директива о компаниях, связанных с Россией).
 

Сегодня OFAC расширяет предыдущие санкции, внося в список АЛРОСА в соответствии с E.O. 14024 за владение или контроль, или за то, что действовали или намеревались действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, правительства Республики. АЛРОСА также попала под санкции Канады, Великобритании, Новой Зеландии и Багамских островов. Все организации, на 50 и более процентов прямо или косвенно принадлежащие АЛРОСА, заблокированы в соответствии с E.O. 14024, даже если они не обозначены отдельно или идентифицированы OFAC.
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕПАРТАМЕНТ НАБЛЮДАЕТ КРУПНЕЙШУЮ СУДОСТРОИТЕЛЬНУЮ КОМПАНИЮ РОССИИ, ДОЧЕРНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЧЛЕНОВ СОВЕТА

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) — крупное государственное предприятие России, отвечающее за разработку и строительство боевых кораблей ВМФ России. ОСК отвечает за строительство практически всех боевых кораблей России, а также кораблей, построенных для иностранных заказчиков. Наряду с переназначением USC Государственный департамент назначил 28 дочерних компаний и восемь членов совета директоров. Эти действия также были предприняты в соответствии с Э.О. 14024.

Для получения дополнительной информации о сегодняшней акции Государственного департамента, пожалуйста, нажмите здесь.
           

САНКЦИИ ПОСЛЕДСТВИЯ

В результате сегодняшнего действия все имущество и интересы вышеперечисленных лиц, находящиеся в Соединенных Штатах или находящиеся во владении или под контролем лиц из США, заблокированы, и о них необходимо сообщить OFAC. Кроме того, любые организации, которые прямо или косвенно принадлежат одному или нескольким заблокированным лицам на 50 и более процентов, также блокируются. Все транзакции, совершаемые лицами из США или в пределах (или транзитом) Соединенных Штатов, которые связаны с какой-либо собственностью или интересами в собственности определенных или иным образом заблокированных лиц, запрещены, если только они не разрешены общей или специальной лицензией, выданной OFAC, или иным образом не освобождены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *