Естественная монополия это в экономике: Естественная монополия — что такое, причины и их роль в экономике

Содержание

Естественная монополия :: Федеральный образовательный портал

Фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.
Строго говоря, наличие возрастающей отдачи от масштаба на всем протяжении линии спроса - условие достаточное, но не необходимое для существования естественной монополии. Естественная монополия может иметь место и при убывающей отдаче от масштаба.

Ключевым параметром здесь является субаддитивность функции затрат. Наличие у функции затрат свойства субаддитивности показывает, что весь объем производства может быть произведен с меньшими затратами единственной фирмой

Многопродуктовая естественная монополия. Этот тип предприятия гораздо более распространен, чем рассмотренная выше естественная монополия с единственным продуктом. Если наличие возрастающей отдачи от масштаба является достаточным (но не необходимым) условием существования однопродуктовой естественной монополии, то для многопродуктовой фирмы возрастающая отдача не является ни необходимым, ни достаточным аргументом в пользу отнесения фирмы к числу естественных монополистов.

Причина заключается в действии экономии от разнообразия (economies on scope). Экономия от разнообразия имеет место, когда производство комбинации продуктов на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из товаров специализированным предприятием. Для пассажирских и товарных перевозок железной дорогой используются одни и те же рельсы, сигнальное оборудование, услуги диспетчеров и управленческого персонала дороги, что позволяет предоставлять их с меньшими затратами, чем в ситуации существования разных железных дорог для разных видов перевозок. При производстве нескольких продуктов (предоставлении нескольких услуг) экономия от разнообразия может перевесить действие отрицательной отдачи от масштаба, а это сделает экономически более выгодным деятельность только одной фирмы в отрасли. Таким образом, существование многопродуктовой естественной монополии определяется субаддитивностью ее функции затрат, а наличие возрастающей отдачи от масштаба может быть необязательным.

Лит.:Журнал-учебник "Экономическая школа". Выпуск 5. Лекция 48.

Естественные монополии: регулирование производства общественных благ

Общее понятие об естественной монополии

Определение 1

Естественная монополия – это официально признанная и неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, монополизм которого обусловлен или имеющимися у монополиста естественными правами, или государственными соображениями об экономической выгоде для населения и всей страны в целом.

Примерами областей, в которых возникает естественная монополия выступают области авторского права, так как автор по закону является монополистом своего продукта. Еще одним примером естественной монополии выступают сферы общественной безопасности, железнодорожные сети, энергетические сети.

Еще одно определение естественной монополии звучит следующим образом: естественной монополией называют ситуацию, в которой отрасль, занимающаяся производством и/или реализацией тех или иных товаров и услуг, имеет возможность эффективного удовлетворения спроса при отсутствии конкуренции в связи с имеющимися технологическими особенностями производства. При этом на товары данной отрасли существует устойчивый спрос вне зависимости от изменения цены, так как их невозможно заменить другими или аналогичными товарами.

Примером такой монополии может выступать система энергоснабжения города.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в экономической системе государства имеют место случаи, при которых монополия является более эффективной, чем конкуренция. Именно такая ситуация и получает название естественной монополии. Благодаря ее существованию один производитель способен выпускать товар в тех количествах, которые достаточны для обеспечения всего спроса на рынке. При этом издержки производства минимальны, чем если бы работали два или три производителя.

Однако следует заметить, что при таком подходе возникает противоречие, решением которого занимается государство в процессе реализации социально – экономической политики. В чем же оно заключается, рассмотрим эту ситуацию более детально. С одной стороны, как мы видим из вышесказанного, существуют такие товары и сферы торговли, производство которых наиболее эффективно при существовании монополии на них. Но с другой стороны это может быть чревато злоупотреблением производителем своим монопольным положением на рынке и отсутствием конкурентов с целью увеличения собственной прибыли.

Именно в этот момент и должно начинать регулировать действия монополиста государство. Это происходит таким образом, чтобы монополист не имел возможности диктовать свои условия потребителям, но при этом не страдали его финансовое положение и развитие.

Преимущества естественных монополий

Существует ряд обстоятельств, которые выступают в качестве преимущества естественных монополий. Рассмотрим их более подробно:

  • именно в рамках деятельности развитых и крупных предприятий монополистов появляется возможность для развития научно – технического прогресса. Именно крупное производств способно позволить наиболее эффективно использовать эффект масштаба и активно разворачивать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
  • крупные монополии снижают себестоимость продукции и обеспечивают высокое качество продукции.

Несмотря на доводы о том, что крупные естественные монополии стремятся к господству в своей отрасли, склонные к застою и регрессу, необходимо отметить, что на современном этапе развития общества естественные монополии существуют в условиях динамично развивающегося рыночного хозяйства, застои в котором просто не возможен, так как грозит появлением более сильного конкурента в различных сферах - внутриотраслевой и межотраслевой, национальной и иностранной, реальной и потенциальной.

Недостатки естественных монополий

Рассмотрим доводы против естественных монополистов. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • существование монополии в ой или иной сфере всегда связано с риском опасности повышения стоимости продукции, в связи с полным отсутствием конкуренции и осознанием того, что заменить продукт, производимый монополистом, просто нечем;
  • тот же самый фактор – отсутствие аналога продукции – может приводить к тому, что средства на его развитие и модификацию вкладываются крайне редко, в крупных фирмах чаще всего избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции.

Основные способы регулирования деятельности естественных монополий

В процессе регуляции деятельности естественных монополистов государство может использовать различные инструменты. В данный момент выделяют три группы таких инструментов воздействия на естественные монополии. Рассмотрим их:

  • Первый способ - деятельность государства по непосредственному установлению фиксированных цен на продукцию, производимую естественным монополистом. Такой способ основан на ряде причин, к которым можно отнести: заботу об отдельных категориях граждан страны, уязвимых в финансовом и социальном плане; значение данной продукции для потребляющих ее отраслей и граждан. В настоящее время в нашей стране существует именно такое регулирование деятельности естественных монополистов в области ценообразования на продукцию.
  • Второй способ - косвенное регулирование цен с помощью установления максимально возможных или предельных величин прибыли или доходности. Существует два основных метода косвенного регулирования цен: введение пределов повышения цен и фиксация нормы доходности.
  • Третий способ - использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции в условиях естественной монополии. В данном случае можно говорить о конкурсной продаже лицензий, позволяющих производителю являться естественным монополистом в той или иной сфере. Наиболее ярким примером подобного способа выступает передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторым других развивающимся странам. Это позволяет повысить эффективность их функционирования.

Персональный сайт - Модель чистой монополии, поведение фирмы в условиях чистой монополии, естественные монополии в экономике России, антимонопольное регулирование.

Э6. Модель чистой монополии, поведение фирмы в условиях чистой монополии, естественные монополии в экономике России, антимонопольное регулирование.

Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.

В узком смысле, монополия – это фирма – единственный поставщик уникального продукта.

Рассмотрим характерные черты чистой монополии:

  • понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
  • покупатели не имеют возможности выбора;
  • чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  • кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
  • чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т. е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии. Существует 2 вида входных барьеров:

естественные, которые возникли по экономическим причинам;

искусственные, которые создаются институциональным путем.

Основные виды естественных барьеров:

  • экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия – это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.
  • размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме.
    Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
  • контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.

Искусственные барьеры :

понятие, характеристика, признаки. Антимонопольная политика.


⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 19Следующая ⇒

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами.

В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии:

-юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;

-соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования;

-границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;

-общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;

-система регулирования деятельности субъектов монополий;

-санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.

Сферы деятельности естественных монополий:

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-транспортировка газа по трубопроводам;

-услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

-услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

-услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Рассматриваемые монопольные институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики, что невозможно без каких-либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

емонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

- равные условия для различных форм собственности,

- увеличение количества производителей

- устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

- предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

- запрещение соглашений о разделе рынков;

- запрещение переплетающихся директоратов;

- приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

- налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счет перераспределения ее прибылей;

- ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

- управление государственной собственностью;

- государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

- антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию антиконкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

- обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

- снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

- определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

- защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

- создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путем правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определенные сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях государство допускает "исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, дается разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.


Рекомендуемые страницы:

вопросов по монополии | Economics Online

Перейти к содержанию

Искать:

  • Home
  • Микроэкономика
        • Что такое экономика?
          • Что такое экономика?
          • Введение в конкурентные рынки
        • Транзакции и обмен
          • Транзакции и обмен
        • Экономическая проблема
          • Производственные возможности
          • Экономический рост
          • Экономические системы
                    • Ценовой механизм
                  • Потребительский спрос
                    • Спрос и цена
                    • Неценовые факторы
                    • Кривые спроса
                    • Спрос и доход
                    • Изменения спроса
                  • Предложение производителя
                    • Определяет изменение предложения
                    • Субсидии
                    • Эластичность предложения
                  • Потребительский излишек
                    • Потребительский излишек
                  • Избыток производителя
                    • Избыток производителя
                  • Равновесная цена
                • 6
                • Цена и налогообложение
                • Цена и субсидии
                • Эластичность и налоги
                • Нерыночная цена
              • Эластичность
                • Что такое эластичность?
                • Ценовая эластичность спроса
                • Точечная эластичность спроса
                • Перекрестная эластичность спроса
                • Эластичность спроса по доходу
                • Ценовая эластичность предложения
              • Рынки
                • Первичные рынки
                • Нефть
                • Рынок жилья5
                  • Фондовые рынки
                  • Валютный рынок
              • Анализ безразличия
                • PED и цена
                • Доходы и спрос
        • Рыночные сбои
                      • Что такое рыночные сбои?
                    • Типы рыночных сбоев
                      • Типы рыночных сбоев
                    • Недостающие рынки
                      • Недостающие рынки
                    • Незавершенные рынки
                      • Незавершенные рынки
                  • Товары
                  • Качество товаров ?
                  • Здравоохранение
                  • Финансирование образования
                • Внешние эффекты
                  • Отрицательные внешние эффекты
                  • Заторы на дорогах
                  • Общественный транспорт
                  • Загрязнение
                  • COP24 - Катовице
                  • Истощение запасов рыбы
                  • 000 000 000 000 Недобросовестные товары
                    • Недобросовестные товары
                  • Поведенческая экономика
                    • Поведенческая экономика
                    • Системы принятия решений
                    • Ограниченная рациональность и самоконтроль
                    • Предубеждения при принятии решений
                    • Социальные нормы и альтруизм 9000 9000 9000
                    • Социальные нормы и альтруизм Политика
                    • Критика
                  • Права собственности
                    • Права собственности
                  • Отсутствие информации
                    • Отсутствие информации
                  • Моральная опасность
                    • Mor риск
                  • Неустойчивые цены
                    • Неустойчивые цены
                  • Сбои на финансовых рынках
                    • Сбои на финансовых рынках
                  • Неравенство
                  • 900
                  • 900 Экономика бизнеса

                  Ценовая дискриминация в естественной монополии

                  Монополия - это результат доминирования одной фирмы экономика любой страны. Монополии возникают, когда товары и услуги они производят уникальные, и есть достаточные барьеры для входа, чтобы предотвратить другие фирмы от выхода на рынок. Естественная монополия «существует в результате высокие фиксированные или начальные затраты на ведение бизнеса в конкретном промышленность »(Инвестопедия, 2013). В экономике доминирует чистая монополия. практически не существует. Однако в Малайзии существуют естественные монополии. экономия. Поскольку присутствие естественных монополий в экономики, правительство обычно участвует в их регулировании, чтобы гарантировать что потребители не проиграют.

                  В в случае естественной монополии одна фирма может занимать большую часть рынка потребности при более низкой средней стоимости единицы (при условии кривая спроса - кривая среднего дохода).

                  График 2.1: Естественная монополия (mrski-apecon-2008, 2008)

                  Учитывая, что естественная монополия регулируется государством, фирма не может взимать плату там, где Маржинальная Выручка (MR) равна маржинальной стоимости (MC), которая максимизирует прибыль. вывод.На графике 2.2 цена монополии значительно выше средней. Общая стоимость (ATC), приносящая фирме сверхъестественную прибыль. Далее по графику где кривая спроса пересекается с кривой MC, цена равна MC. В другом словами, это общественно оптимальная цена, по которой монополия производит на уровне выпуска с эффективным распределением ресурсов. Проблема с таким уровнем выпуска заключается в том, что рыночная цена может быть установлена ​​настолько низкой, что фирма подвергнется краткосрочные убытки и выход в долгосрочной перспективе, поскольку его ATC не покрываются.

                  Возможная альтернатива обоим этим выпусков - это справедливая цена, которая показана на графике ниже как точка, в которой кривая спроса пересекает кривую ATC. Справедливая цена означает, что государству придется либо предоставить субсидию на ресурсы фирме или одобряют ценовую дискриминацию и позволяют монополии взимать цены некоторых клиентов выше справедливой цены в надежде, что дополнительных доходов от ценовой дискриминации будет достаточно, чтобы безубыточная фирма (McConnell et al, 2012).

                  Монополия

                  Монополия может рассматриваться как противоположность совершенной конкуренции. Вместо множества фирм есть только один: монополист. Это имеет важные последствия как для ценообразования, так и для производимого количества.

                  Барьеры для входа

                  Почему возникают монополии? Причин много, но все они связаны с барьерами для входа на рынок. Причины этих барьеров могут быть структурными . Есть свойства рынка, которые автоматически исключают конкурентов:

                  • Эффект масштаба. Если есть эффект масштаба, крупномасштабные преимущества, размер фирмы имеет решающее значение для средних затрат. Тогда может возникнуть ситуация, в которой только одна фирма сможет возместить свои затраты. Это называется естественной монополией , и примером этого являются железные дороги.
                  • Экономические преимущества. Если у монополиста есть доступ к более дешевому способу производства товара, например, если у него есть патент на более дешевую технологию, он может вытеснить конкурентов с рынка.
                  • Стратегические ограничения. Монополист может создавать барьеры для входа. Примером может служить ограничение по цене , где монополист устанавливает такую ​​низкую цену, что вход конкурентов становится непривлекательным.
                  • Политические. Правительство может принять решение предоставить фирме монополию на определенном рынке . Типичный пример - фармацевтические товары.
                  • Патенты и исключительные права. Если у фирмы есть патент на определенный товар, другие фирмы закрываются в течение срока действия патента.Также возможно исключительное право на добычу, например, нефти или металлов.

                  Спрос и предельный доход

                  В этой главе мы предположим, что монополист взимает со всех клиентов одинаковую цену. Монополист сталкивается со всем спросом на рынке. Мы можем сравнить его с совершенно конкурентным рынком, снова посмотрев на рисунок 9.2.

                  Отдельная фирма на конкурентном рынке сталкивается только с небольшой частью рынка. Поэтому его можно изобразить в правой части рисунка. Монополист - это целый рынок. Таким образом, это похоже на левую часть рисунка. Чтобы продавать больше товаров, монополист должен снизить цену, и кривая спроса, с которой он столкнется, будет наклоняться вниз.

                  Теперь обратите внимание, что кривая спроса определяется потребителями, а не фирмой. Он отвечает на вопрос: если мы предложим определенную цену, сколько единиц мы сможем продать? На абсолютно конкурентном рынке предельный доход равнялся цене.

                  Это не относится к монополисту. Чтобы монополист мог продать дополнительную единицу товара, он должен снизить цену на все единицы. Общий эффект от продажи еще одной единицы складывается как из того, что ей платят за последнюю единицу, так и из уменьшения выручки от всех других единиц, которые она теперь должна продать по более низкой цене. Следовательно, маржинальный доход будет ниже цены.

                  Давайте посмотрим, что это значит для товара с линейным спросом. Если кривая спроса представляет собой прямую линию, кривая MR также будет прямой линией с тем же пересечением на оси Y, что и кривая спроса.Однако наклон будет вдвое больше. (Чтобы показать это, нам нужно использовать производную, но это, опять же, выходит за рамки данной книги.)

                  Рисунок 11.1: Максимум прибыли для монополии

                  Мы будем использовать кривую спроса QD = 30 - p , или, если мы решим для p : p = 30 - QD (см. Раздел: Как найти точку равновесия математически ). Если кривая MR должна начинаться в той же точке и иметь наклон, который в два раза больше, ее функциональная форма должна быть MR = 30-2 * QD .(Константа такая же, 30, а наклон изменен с -1 на -2). На рисунке 11.1 кривые показаны как D и MR . Мы также построили кривую предельных затрат, MC (= 2 * Q ), кривую средних затрат, ATC , и кривую средних переменных затрат, AVC (= Q ), и нижняя часть рисунка - общая выручка TR и прибыль π.

                  Максимум прибыли

                  Монополист хочет максимизировать свою прибыль.Она делает это, производя количество Q *, при котором MC = MR :

                  .

                  MC (Q *) = MR (Q *)

                  На рисунке 11.1 это соответствует количеству 7,5, где MR и MC равны 15. Чтобы увидеть, что этот выбор максимизирует прибыль, подумайте, что бы произошло, если бы она произвела больше, чем это количество. Если бы она произвела еще одну единицу, ей заплатили бы MR , но также понес бы затраты в размере MC . Более того, поскольку MC > MR , стоимость больше, чем выручка, и она уменьшит прибыль; точно так же, если она сократит производство.

                  Прибыль при количестве 7,5, согласно нижнему графику, составляет 82,5. Цена, которую установит монополист, - это та цена, которую потребители, в соответствии с кривой спроса, готовы заплатить, когда общий объем производства составляет 7,5, то есть 22,50.

                  Соответствующий ATC - 11,50. Другими словами, монополист составляет 22.50 - 11,50 = 11 на проданную единицу, всего 11 * 7,5 = 82,5. Это соответствует серому прямоугольнику в верхней части рисунка.

                  Как и в случае фирм на совершенно конкурентном рынке, цена также должна быть выше средних переменных затрат, AVC . Если это не так, лучше вообще ничего не производить. В долгосрочной перспективе фирма также должна покрывать свои фиксированные затраты, и тогда цена должна быть выше средней общей стоимости, ATC .

                  На рисунке 11.1 мы также указали, где общий доход максимален.Это происходит при количестве Q = 15 и соответствует точке в верхней части рисунка, где MR = 0. Обратите внимание, что эта точка , а не максимизирует прибыль. В этом примере фирма терпит убытки при таком количестве.

                  Безвозвратная потеря монополии

                  Иметь монопольную фирму часто очень выгодно для монополиста, который может получать прибыль, но это отрицательно для общества. Чтобы понять, зачем смотреть на точку в верхней части рисунка 11.1. В этой точке MC = D . Предельные издержки - это стоимость последней произведенной единицы, а спрос - это соответствующая оценка потребителями этой единицы.

                  В точке а стоимость производства последней единицы и оценка этой единицы одинаковы. Слева от этой точки оценка потребителей выше, чем стоимость производства дополнительных единиц. Следовательно, общество теряет производство товаров, которые стоят меньше, чем они стоят по оценке потребителей.Тогда количество, которое производит монополист, не может быть эффективным. Возникающая потеря веса соответствует темно-серому треугольнику на рисунке.

                  Давайте подробнее рассмотрим последствия. На рисунке 11.2 мы нарисовали кривую предложения, то есть кривую MC . (Помните, что кривая предложения фирмы соответствует той части кривой MC , которая выше средних затрат.) Кроме того, мы нарисовали кривую спроса, D , и кривую предельного дохода, MR .

                  При совершенной конкуренции равновесие было достигнуто при цене PC и количестве QC , но на монопольном рынке равновесие достигается при цене pM и количестве QM . Излишек производителя ( PS ) на монопольном рынке соответствует области B + D , а излишек потребителя ( CS ) соответствует области A . Таким образом, социальный излишек составит A + B + D .

                  Если бы рынок был совершенно конкурентным, PS было бы D + E , тогда как CS было A + B + C и социальный излишек A + B + C + D + E.

                  Другими словами, общество, особенно потребители, теряет полезность: полная потеря составляет C + E . С другой стороны, монополист проиграет, если конкуренция усилится. Обратите внимание, что монополия не является эффективной (см. Раздел 18.2): Можно было бы произвести количество QC по цене PC , а затем компенсировать фирме путем передачи площади B обратно от потребителей.

                  Потребители по-прежнему получат увеличение полезности, соответствующее области C (теперь они получат A + C ), а производители получат увеличение полезности, соответствующее области E (теперь они получат B + D + E ). Ни одна группа ничего не потеряет.Следовательно, монополия не соответствует критерию Парето .

                  Рисунок 11.2: Безвозвратная потеря монополии

                  Способы снижения рыночной власти

                  Чтобы уменьшить негативное влияние на общество, правительства часто пытаются ограничить рыночную власть монополистов. Некоторые популярные меры включают

                  • Ценовой регламент . Если можно узнать, какой была бы рыночная цена при совершенной конкуренции, или если известна стоимость производства, правительство может принять решение о ценовом потолке для этой цены.Тем самым точка равновесия смещается в оптимальную с точки зрения общества точку. Однако оценить оптимальную цену очень сложно.
                  • Усилить конкуренцию. Если монополия была создана в результате политических решений, регулирование может быть изменено.

                  Ценовая дискриминация

                  У монополиста больше возможностей воспользоваться своим положением: он может взимать разные цены с разных клиентов.Это называется ценовой дискриминацией , и мы различаем ценовую дискриминацию первой, второй и третьей степени.

                  Ценовая дискриминация первой степени

                  Помните, что кривая спроса соответствует оценке потребителями различных количеств товара. Предположим, например, что у нас есть четыре предполагаемых потребителя, которые хотят купить максимум одну единицу товара. Первый готов заплатить 4 за одну единицу товара, остальные - 3, 2 и 1 соответственно.

                  Затем мы получаем кривую спроса как D на рисунке 12.1: Если цена равна 4, мы продаем одну единицу первому покупателю, если она равна 3, мы продаем по одной единице каждому из первых двух и так далее. Мы обозначили резервные цены каждого покупателя звездочкой, а затем соединили их прямой линией.

                  Рисунок 12.1: Ценовая дискриминация первой степени

                  Кроме того, предположим, что у монополиста постоянные предельные издержки MC = 2 и нет фиксированных затрат.Тогда AVC = ATC = MC . На совершенно конкурентном рынке равновесная цена составила бы p * = 2, а проданное количество - Q * = 3. Выручка фирмы составила бы 3 * 2 = 6 ( Q * p ) , а его стоимость 3 * 2 = 6 ( Q * ATC ). Следовательно, его прибыль была бы равна нулю.

                  Потребительский излишек (CS) был бы суммой излишка каждого клиента, то есть разницы между его оценкой и тем, сколько он или она платит.Для первого покупателя излишек составляет 4 - 2 = 2, для второго 3 - 2 = 1, а для третьего 2 - 2 = 0. Следовательно, мы получаем общий потребительский излишек в размере CS = 3.

                  На монопольном рынке того типа, который мы проанализировали в этой статье, фирма могла бы найти количество, при котором MC = MR , т.е. Q = 1,5. Если бы он мог продавать только целые единицы, он бы выбрал производство только одной единицы, которую он бы продал по цене 4. Прибыль (= PS ) была бы тогда 1 * (4 - 2) = 2, что выше, чем в случае идеальной конкуренции. CS будет 4 - 4 = 0.

                  Вместо этого предположим, что монополист знает оценку каждого потребителя и что потребители не могут продать товар кому-то другому, если они купили его. Затем монополист может использовать ценовую дискриминацию первой степени (также называемую идеальной ценовой дискриминацией ): он взимает с каждого покупателя цену, равную максимальной сумме, которую покупатель готов заплатить.

                  Первый покупатель должен заплатить 4, второй - 3, третий - 2. Поскольку предельные издержки производства монополиста равны 2, его излишек составит PS = (4 - 2) + (3 - 2) + (2 - 2) = 3. CS будет равняться 0. По сравнению с На совершенно конкурентном рынке монополист завоевал все CS .

                  Обратите внимание, что в этом случае при ценовой дискриминации первой степени социальный излишек так же велик, как и в случае совершенной конкуренции. Излишек только что был перераспределен от потребителей к производителям. Значит, эта ситуация действительно эффективна.Другой вопрос, справедливо ли это.

                  Ценовая дискриминация второй степени

                  Если монополист не знает различных оценок разных покупателей, он может вместо этого использовать ценовую дискриминацию второй степени . Это сводится к предложению различных пакетных решений по разным ценам, а затем клиенты могут выбрать, какой пакет им больше нравится.

                  Умело подбирая состав пакетов, она может заставить клиентов рассортировать себя по различным группам. Цель заставить их выполнять этот тип самосортировки - заставить тех, у кого высокая оценка, платить высокую цену, а тех, у кого низкая оценка, - более низкую. Примером такого типа ценовой дискриминации являются скидки за количество.

                  Ценовая дискриминация третьей степени

                  Третий тип ценовой дискриминации представляет собой разделение рынка на два или более субрынка, где оценки на субрынках различны. Примерами являются разные цены для детей и взрослых или скидки для студентов и безработных.Чтобы это работало, должна быть возможность идентифицировать потребителя как действительно принадлежащего к определенной группе.

                  Критерий максимизации прибыли при третьей степени ценовой дискриминации , в принципе, такой же, как и раньше, но мы должны разделить спрос и предельный доход на двух (или более) субрынках. Математически это можно записать как

                  MC (Q 1 + Q 2 ) = MR 1 (Q 1 ) = MR 2 (Q 2 )

                  Другими словами, предельные затраты на производство общего количества должны быть такими же большими, как предельный доход от первого субрынка, и одновременно такими же большими, как предельный доход от второго субрынка. При постоянном MC и линейном спросе на обоих субрынках это можно проиллюстрировать на Рисунке 12.2.

                  Фирма выбирает производить в количестве Q 1 + Q 2 , а затем продавать количество Q 1 по цене 1 на первом субрынке и в количестве Q 2 по цене р 2 во втором субрынке.

                  Рисунок 12.2: Ценовая дискриминация третьей степени

                  .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *