Экспорт товаров из россии: Об экспорте. Особенности внешнеторговых операций, современные тенденции и направления развития

Содержание

Об экспорте. Особенности внешнеторговых операций, современные тенденции и направления развития

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Экспорт – вид внешнеэкономической деятельности, заключающийся в продаже сырья, товаров и услуг иностранным партнерам с целью получения прибыли.

К экспорту также относятся операции с капиталом – инвестирование средств для организации производства на территории другого государства.

Экспортные операции контролируются государственными органами и осуществляются в соответствии с таможенным законодательством страны-экспортера. Совершение экспортной операции происходит в момент пересечения продукцией государственной границы, оказания услуг зарубежному партнеру, передачи прав на результаты интеллектуальной собственности.

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПОРТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Важность внешнеторговых отношений для экономики государства трудно переоценить. Являясь поставщиком товаров и услуг на международный рынок, страна демонстрирует всему миру свои возможности, показывает себя, как надежного партнера, с которым можно выстраивать долгосрочные доверительные отношения.

Другими словами, экспорт:

  • стимулирует производство товаров, работ и услуг;
  • ускоряет темпы развития экономики и рост ВВП;
  • обеспечивает приток иностранного капитала в страну;
  • является источником поступления средств в бюджет;
  • укрепляет позиции национальной валюты.

Однако государствам стоит быть осторожными, принимать взвешенные решения и поддерживать торговый баланс. Значительное превышение экспорта над импортом приводит к завышенному курсу национальной валюты и росту цен, а соответственно, снижению конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке.

Сбалансированность экспортно-импортных операций – важное условие успешного развития экономики страны.

КАК ВЫЙТИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК И СТАТЬ ЭКСПОРТЕРОМ?

Перед принятием решения о выходе на международный рынок предпринимателю необходимо провести анализ состояния бизнеса, оценить экспортный потенциал компании и ответить на несколько важных вопросов:

Только ответив на все выше поставленные вопросы и оценив риски, можно переходить к конкретным действиям.

Первое, что необходимо сделать – составить алгоритм четких последовательных действий. Проработанный план позволит избежать многих ошибок, свойственных компаниям-новичкам на международном рынке.

За основу вы можете взять следующий примерный перечень мероприятий:

ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСПОРТА

Согласно законодательству, при прохождении товаров через границу экспортеру необходимо пройти процедуру таможенного оформления, оплатить государственную пошлину и таможенный сбор. Оформление экспортных операций регламентируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Таможенное оформление товаров на экспорт включает в себя следующие мероприятия:

  • Предоставление товара сотрудникам таможни. Суть процесса предоставления товара заключается в уведомлении контролирующих органов о прибытии товаров. Фактическое предъявление происходит по требованию представителей таможни.
  • Декларирование. Перед тем, как груз покинет территорию страны, экспортер обязан заполнить таможенную декларацию, которая включает данные о товарах с присвоением кода ТН ВЭД, внешнеторговой операции, владельце груза и его покупателе. На каждую партию товара подается отдельная декларация. Законность вывоза груза из РФ подтверждается отметками таможни и органов пограничного контроля.
  • Уплату обязательных платежей. Вместе с заполнением и подачей таможенной декларации закон требует уплаты обязательных платежей: таможенной пошлины и таможенных сборов. Для расчета сумм таможенных пошлин используются утвержденные законодательством ставки. Таможенные сборы рассчитываются индивидуально и включают в себя платежи за выпуск, хранение и сопровождение груза органами таможни.

ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА

Российская Федерация является членом многих международных торговых организаций: ВТО, Евразийского экономического союза, Таможенного союза ЕАЭС и других. События 2014 года и последующие санкции негативно отразились на внешнеторговом обороте страны. Но несмотря на большое количество ограничительных мер, Россия по-прежнему остается активным участником международной торговли.

Основными направлениями российского экспорта являются продукция ТЭКа (преимущественно нефть и газ), вооружение, продовольственные и сельскохозяйственные товары, продукция металлургической, химической и машиностроительной промышленности, драгоценные металлы. Причем продажа нефти и газа занимает большую часть российского экспорта. 

ЭКСПОРТНЫЕ ЛЬГОТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Экспорт товаров и услуг регулируется правительством посредством введения экспортных льгот и ограничений.

Причинами частичного или полного запрета на вывоз товаров могут быть: дефицит на внутреннем рынке, необходимость введения антидемпинговых мер, политические мотивы, защита военных и инновационных технологий. Реестр торговых ограничений постоянно изменяется: одни запреты снимаются, другие, наоборот, вводятся.

Экономическое стимулирование экспорта осуществляется с помощью введения экспортных льгот: субсидий, административных мер и других нефинансовых средств поддержки производителей.

Субсидии позволяют реализовывать товар иностранным покупателям по более выгодным ценам. Они могут быть прямыми (государственные пособия производителям) или косвенными (налогообложение, выдача кредитов и страхование на льготных условиях).

Меры поддержки экспорта на уровне государства

 позволяют отечественным производителям чувствовать себя увереннее на международном рынке, получить дополнительную выгоду за счет заключения контрактов с иностранными партнерами, что в конечном итоге положительно отражается на развитии экономики страны, способствует росту благосостояния граждан.


МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА

Государственное стимулирование российского экспорта базируется на мировом опыте, но учитывает современные реалии и особенности нашей страны. Над развитием экспорта в РФ работают различные государственные структуры (министерства, институты, общественные организации).

О необходимости снятия административных барьеров во внешней торговле и создании режима наибольшего благоприятствования для экспортно ориентированных компаний говорил президент России Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию 1 марта в 2018 года.

Ключевыми направлениями государственной поддержки экспорта в России являются:

  • предоставление льготного кредитования;
  • страхование рисков, инвестиций, кредитных обязательств, экспортного факторинга на льготных условиях;
  • предоставление госгарантий;
  • упрощение процесса оформления грузов на таможне;
  • создание привлекательных условий по выводу товаров на мировой рынок;
  • устранение административных препятствий;
  • информационная поддержка и экспертные консультации.

Совокупность финансовых и нефинансовых мер стимулирования российского экспорта повышает конкурентоспособность отечественных товаров, увеличивает потенциал главных отраслей экономики России.



Экспорт российских товаров в 2022 году установил рекорд — РБК

Российские власти возобновили раскрытие внешнеторговой статистики, но на максимально агрегированном уровне.

Экспорт в денежном выражении поставил рекорд, а сюрпризом для аналитиков стало резкое снижение инвестиционного импорта

Фото: Марина Круглякова / ТАСС

Российский товарный экспорт в 2022 году установил рекорд в истории России — $591,5 млрд, профицит торговли товарами тоже оказался рекордным — $332,4 млрд, следует из опубликованных 13 марта данных Федеральной таможенной службы (ФТС) по внешней торговле за прошлый год и исторических данных Росстата.

В начале 2022 года ФТС успела обнародовать только таможенные данные за январь, а после начала военной операции на Украине приостановила раскрытие этой статистики. «Ожидать, что санкции быстро снимут и мы сможем публиковать данные в том же объеме, как раньше, наверное, не стоит. Но с агрегированными данными, я думаю, мы потихоньку разберемся и снова начнем публиковать», — говорил РБК в мае первый замруководителя ФТС (сейчас — временно исполняющий обязанности главы ведомства) Руслан Давыдов. Весь прошлый год аналитики реконструировали экспорт и импорт России по «зеркальной» статистике ее торговых партнеров, которая продолжала публиковаться без существенных изъятий.

adv.rbc.ru

Сейчас ФТС опубликовала максимально агрегированные данные по торговле товарами за 2022 год и пообещала продолжить такое раскрытие в ежемесячном формате. Если раньше служба размещала данные в разрезе стран — торговых партнеров и подробных кодов товарной номенклатуры (вплоть до десяти знаков) как в стоимостном, так и в физическом выражении, то теперь осталась только статистика о стоимостных объемах (в долларовом эквиваленте) на уровне групп ТН ВЭД (два знака) без разбивки по странам.

adv.rbc.ru

Драйвером экспортного роста в 2022 году стали товары, не попавшие под санкции или же попавшие под ограничения уже в конце прошлого года (как сырая нефть). Цветные металлы (алюминий, никель, медь и др.) не стали объектами прямых санкционных ограничений США и ЕС в прошлом году (на российский алюминий Вашингтон ввел сверхвысокие импортные пошлины, но металлы платиновой группы из России по-прежнему разрешено ввозить беспошлинно).

Никель (группа 75 ТН ВЭД) показал самый внушительный рост стоимостных объемов экспорта из России в прошлом году, если не считать мелких товарных категорий, поставки которых не превышали нескольких десятков миллионов долларов. Никелевый экспорт вырос в 2,9 раза, до $5,79 млрд. Впрочем, из них почти $1 млрд никеля и никелевых изделий было отправлено в январе 2022 года (против лишь $5 млн в январе 2021-го), следует из данных ФТС. В 2021 году экспорт никеля из России составлял около $2 млрд, в 2020 году — чуть более $3 млрд.

По итогам 2022 года производство никеля выросло на 13%, до 219 тыс. т, сообщала компания «Норильский никель» в производственном отчете. Рост производства был связан с низкой базой 2021 года, когда из-за аварии были временно приостановлены рудники «Октябрьский» и «Таймырский», а также Норильская обогатительная фабрика.

Аварии на рудниках и остановка переработки на Норильской фабрике произошли в начале 2021 года и привели к тому, что компания была вынуждена перенаправлять производство металла на свой финский завод, напоминает управляющий директор рейтинговой службы независимого Национального рейтингового агентства (НРА) Сергей Гришунин. «Эти события привели к недозагрузке российских мощностей и, как следствие, к снижению данных по экспорту никеля из России за 2021 год. В 2022-м большую часть проблем удалось ликвидировать, что и привело к нормализации отгрузки металла из России и такому значительному статистическому росту экспорта никеля из России», — говорит эксперт.

По словам Гришунина, данные ФТС за 2022 год в целом соответствуют информации «Норникеля» об объемах производства никеля и средних ценах реализации металла в прошлом году (некоторые различия объясняются крайне высокой волатильностью котировок никеля в 2022 году: например, в марте цена на него взлетала до $100 тыс. за тонну, и хотя торги по такому уровню в итоге отменили, в отдельные периоды выручка от продажи никеля достигала небывалых прежде значений). Средняя цена никеля на Лондонской бирже металлов в 2022 году увеличилась на 38%, составив $25 605 за тонну. Представитель «Норникеля» отказался от комментариев.

За 2022 год США импортировали никеля и никелевых изделий из России на $342 млн — против $159 млн в 2021 году, следует из данных внешнеторговой базы данных ООН. Страны Евросоюза ввезли никеля и изделий из него из России на €3,2 млрд — против €2,1 млрд годом ранее, следует из данных Eurostat. В 2022 году Европа также нарастила импорт российского алюминия и изделий из него — до €2,84 (с €2,25 млрд в 2021-м), меди и изделий из нее — до €2,79 млрд (с €2,46 млрд годом ранее).

В то же время спрос Китая на металлы, в том числе из России, в 2022 году в целом снизился под влиянием антиковидных ограничений и трудностей в местном секторе недвижимости. Как пишет S&P Global со ссылкой на данные таможни КНР, за период с марта по декабрь 2022 года китайские закупки первичного алюминия, палладия, платины, рафинированной меди и обработанного никеля в сумме из России снизились в стоимостном выражении на 4,4% по сравнению с тем же периодом 2021 года.

Продовольствие и удобрения также избежали западных торговых санкций. Экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья из России в 2022 году увеличился почти на 15% и достиг $41,3 млрд. Поставки удобрений выросли на 54%, до $19,3 млрд, сообщила ФТС.

Экспорт удобрений в натуральном выражении сократился на 20% и более под влиянием санкций, у компаний выросли логистические и банковские издержки, говорит РБК источник, близкий к одному из крупных производителей. Однако доходы производителей выросли благодаря росту цен, добавляет он. Пик роста цен на удобрения пришелся на первое полугодие 2022 года, затем началось снижение, и в этом году ожидается продолжение этого тренда, говорит еще один источник, близкий к одному из производителей удобрений. Цены в начале 2023 года значительно снизились, сейчас по некоторым основным продуктам (например, карбамид) цена вдвое ниже, чем в этот же период прошлого года, указывает он.

Стоимостный объем экспорта из России минерального топлива (нефть, природный газ, нефтепродукты, уголь) — более дробной разбивки в данных ФТС нет — в прошлом году возрос на 43% и достиг $383,7 млрд, или 65% совокупного экспорта.

Из опубликованных ФТС данных также следует, что часть экспорта и импорта за 2022 год не распределена по товарным группам. «Закрытую» часть торговли, куда входили поставки военной продукции и летательных аппаратов, таможенная служба не раскрывала и за предыдущие периоды. Неклассифицированный экспорт в 2022 году оценивается, по данным ФТС, приблизительно в $7 млрд против $11 млрд за 2021 год, а неклассифицированный импорт — примерно в $3 млрд против более $11 млрд в 2021 году. Резкое снижение такого импорта, скорее всего, связано с прекращением поставок в Россию летательных аппаратов из так называемых недружественных стран, считает директор центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. Действительно, существенное сокращение поставок авиационной техники и запчастей из недружественных стран, по-видимому, выступает одной из основных причин падения нерасшифрованного в торговой статистике импорта России, подтверждает ведущий эксперт ЦМАКП Андрей Гнидченко. РБК направил запрос в ФТС.

Импорт товаров в Россию в 2022 году снизился на 11,7%, до $259 млрд, это далеко не худший результат в истории, в 2015–2020 годах ежегодно было меньше. Опрошенные РБК эксперты обращают внимание на снижение импорта товаров инвестиционного назначения. Так, импорт товаров групп 84 и 85 (машины, механизмы, оборудование, электрооборудование; сюда также входит бытовая техника и электроника) снизился на 15% к 2021 году, до $77 млрд. Эти группы достаточно широкие, в них входит большое количество несанкционных товаров — в итоге снижение на 15% в стоимостном выражении представляется вполне разумным, констатирует Кнобель. Снижение импорта машин и оборудования оказалось не таким значительным, как это могло ожидаться, исходя из косвенных оценок, соглашается Гнидченко.

Однако сокращение импорта электрооборудования, электрических машин, электронных компонентов (группа 85) на 19% — это неожиданность, считает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. «Несмотря на очевидные затруднения с импортом оборудования, оценки Росстата по росту инвестиций за прошлый год (рост на 4,6% в реальном выражении. — РБК) давали основания полагать, что компании нашли способ нормализовать импорт инвестиционных товаров. Фактическая же картина уникальна — за последние 15 лет мы не видели года со значительным положительным ростом инвестиций и таким падением импорта», — утверждает Исаков.

В 2023 году импорт может сократиться из-за дополнительного давления на третьи страны (например, уже возникли проблемы с транзитом части товаров в Россию через Турцию), считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «В этих условиях в 2023 году есть основания ожидать сокращения импорта промышленного оборудования», — предупреждает он.

Исполнительный указ о запрещении импорта, экспорта и новых инвестиций в связи с продолжающейся агрессией Российской Федерации

Полномочиями, предоставленными мне как Президенту Конституцией и законами Соединенных Штатов Америки, включая Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (50 U.S.C. 1701 и последующие) (IEEPA), Национальный закон о чрезвычайных ситуациях (50 U.S.C. 1601 и последующие) и раздел 301 раздела 3 Свода законов США,
 

I, ДЖОЗЕФ Р. БАЙДЕН-МЛАДШИЙ, президент Соединенные Штаты Америки, чтобы предпринять дополнительные шаги в отношении чрезвычайного положения в стране, объявленного в Исполнительном указе 14024 от 15 апреля 2021 г., полагались на дополнительные шаги, предпринятые в Исполнительном указе 14039.от 20 августа 2021 года и расширенный Исполнительным указом 14066 от 8 марта 2022 года, настоящим распоряжением:
 

Раздел 1.  (a)  Запрещено следующее:
   

(i)    ввоз в Соединенные Штаты следующих продукция российского происхождения: рыба, морепродукты и продукты из них; Алкогольные напитки; непромышленные алмазы; и любые другие продукты российского происхождения, которые могут быть определены министром финансов по согласованию с министром и министром торговли;
 

(ii)   экспорт, реэкспорт, продажа или поставка, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицом Соединенных Штатов, где бы они ни находились, предметов роскоши и любых других предметов, которые могут быть определены секретарем торговли, по согласованию с статс-секретарем и министром финансов, любому лицу, находящемуся в Российской Федерации;
 

(iii) новые инвестиции в любой сектор экономики Российской Федерации, которые могут быть определены министром финансов по согласованию с министром финансов гражданином Соединенных Штатов, где бы они ни находились;
 

(iv)   экспорт, реэкспорт, продажа или поставка, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицом Соединенных Штатов, где бы они ни находились, банкнот, деноминированных в долларах США, Правительству Российской Федерации или любому лицо, находящееся в Российской Федерации; и
 

(v)    любое одобрение, финансирование, содействие или гарантия лицом Соединенных Штатов, где бы оно ни находилось, сделки иностранного лица, если сделка этого иностранного лица была бы запрещена настоящим разделом, если бы она была совершена Соединенным лицо из США или в США.
 

(b) Запреты, предусмотренные в подразделе (а) настоящего раздела, применяются, за исключением случаев, предусмотренных законами или постановлениями, приказами, директивами или лицензиями, которые могут быть выданы в соответствии с настоящим приказом или в соответствии с экспортным контролем. власти, осуществляемые Министерством торговли, и независимо от любого контракта, заключенного или лицензии или разрешения, выданного до даты настоящего приказа.
 

Сек. 2.  (a)  Любая транзакция, направленная на уклонение или уклонение, имеющая целью уклонение или уклонение, вызывающая нарушение или попытка нарушения любого из запретов, изложенных в этом приказе, запрещена.
 

(b)  Запрещается любой сговор, созданный с целью нарушения любого из запретов, изложенных в этом приказе.
 

Сек. 3. Ничто в настоящем приказе не запрещает сделки для ведения официальных дел Федерального правительства или Организации Объединенных Наций (включая ее специализированные агентства, программы, фонды и связанные с ними организации) их сотрудниками, получателями грантов или их подрядчиками.
 

Сек. 4. Для целей настоящего приказа:
 

(а) термин «организация» означает товарищество, ассоциацию, траст, совместное предприятие, корпорацию, группу, подгруппу или другую организацию;
 

(b) термин «лицо» означает физическое или юридическое лицо;
 

(c) термин «Правительство Российской Федерации» означает Правительство Российской Федерации, любое политическое подразделение, агентство или его орган, включая Центральный банк Российской Федерации, и любое лицо, находящееся в собственности, под контролем или направляется Правительством Российской Федерации или действует от его имени; и
 

(d) термин «лицо Соединенных Штатов» означает любого гражданина Соединенных Штатов, законного постоянного жителя, юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством Соединенных Штатов или любой юрисдикции в пределах Соединенных Штатов (включая иностранные филиалы), или любое лицо в Соединенные Штаты.
 

Сек. 5. Секретарь казначейства и министр торговли по согласованию с государственным секретарем настоящим уполномочены предпринимать такие действия, включая обнародование правил и положений, и использовать все полномочия, предоставленные президенту IEEPA, как могут быть необходимы для выполнения целей настоящего приказа. Министр финансов и министр торговли могут, в соответствии с действующим законодательством, передоверить любую из этих функций Министерству финансов и Министерству торговли соответственно. Все исполнительные департаменты и агентства Соединенных Штатов должны принять все соответствующие меры в рамках своих полномочий для выполнения этого приказа.
 

Сек. 6.  (a) Ничто в настоящем приказе не может быть истолковано как умаляющее или иным образом затрагивающее:
 

(i)   полномочия, предоставленные законом исполнительному департаменту или агентству или их руководителю; или

(ii) функции Директора Управления управления и бюджета, связанные с бюджетными, административными или законодательными предложениями.
 

(b)  Настоящий приказ должен быть выполнен в соответствии с действующим законодательством и при наличии ассигнований.
 

(c)  Настоящий приказ не предназначен и не создает каких-либо прав или выгод, материальных или процессуальных, подлежащих принудительному исполнению по закону или по праву справедливости какой-либо стороной в отношении Соединенных Штатов, их департаментов, агентств или организаций, их должностных лиц, сотрудников или агентов или любого другого лица.

ДЖОЗЕФ Р. БАЙДЕН МЛАДШИЙ.

БЕЛЫЙ ДОМ,

11 марта 2022 г.

Ваш источник информации о глобальном бизнесе

  1. Дом
  2. Глобальные идеи
  3. По странам
  4. Россия
  5. Статистика торговли

В связи с военными действиями в Украине информация на этих страницах может не отражать текущую ситуацию в стране.

Рейтинг экспортера

12 / 138

Рейтинг импортера

21/138

Рейтинг торгового баланса

3 / 138

Всего Торговля

[1]

Общий объем экспорта (2021 г.) 492 313 790 696 90 121 долл. США
Всего импорта (2021) 293 497 128 020 долларов США 90 121
Торговый баланс (2021) 198 816 662 676 90 121 долл. США
Экспорт товаров и услуг (% от ВВП) (2021 г.) [2] 30,86%
Импорт товаров и услуг (% от ВВП) (2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *