Что такое монополия: виды и формы
Монополия — это экономическая ситуация на рынке, при которой контроль над объемом предложения и стоимостью продукта осуществляет единственная компания.
Преимущества и недостатки
Монополист — это крупная компания, которая может диктовать на рынке свои условия. В этом и заключается ее главное преимущество. Она устанавливает стандарты качества и производства продукции, регулирует объемы производимой продукции на рынке.
Компания-монополист имеет большие технологические возможности, может проводить исследования, создавать инновации. Однако, минусов у монополии существенно больше, чем плюсов. Ознакомьтесь ниже с ее главными недостатками:
- низкое качество продуктов;
- отсутствие стимулов для развития и повышения качества товаров и услуг;
- завышенная цена продуктов;
- негативное влияние на государственную экономику;
- отсутствие прогресса на рынке в связи с отсутствием конкурентов.
Довольно часто, когда на рынке появляется несколько крупных игроков, их начинают называть монополистами. Однако, это неверно и далее вы узнаете почему.
Отличия монополии и олигополии
Олигополия — это такая экономическая ситуация, при которой на рынке доминирует не одна, а несколько крупных компаний. При этом они не позволяют развиваться более мелким игрокам. Конкуренция между компаниями внутри олигополии происходит зачастую на договорных условиях, что помогает каждому получить желаемое. В такой ситуации не принято кардинально изменять стоимость продукции, поскольку аналогичные действия других участников рынка негативно скажутся на прибыли. Вот еще несколько отличий монополии и олигополии.
- Монополия, в отличие от олигополии, преимущественно запрещена.
- При олигополии новые игроки могут выйти на рынок, хотя и с большими усилиями, при монополии — нет.
- При монополии у клиентов нет выбора — есть один продукт и единый стандарт качества, а при олигополии на рынке присутствуют и другие компании, поэтому существуют товары-заменители.
В следующем разделе вы ознакомитесь с характерными чертами монополии.
Характерные черты монополии
Всего выделяют три главных признака монополии.
- Присутствие на рынке единственного продавца, который контролирует все, начиная от объема продаж и заканчивая стоимостью продукта.
- Отсутствие продуктов-заменителей. Компания-монополист является единственным поставщиком определенных товаров или услуг.
- Невозможность выхода на рынок новых игроков, что исключает конкуренцию.
Далее вы узнаете, какие существуют виды и формы монополии.
Виды и формы монополий
По форме собственности монополии бывают государственные и частные. По территориальному принципу их разделяют на местные, региональные, национальные и глобальные.
Однако, чаще всего монополии классифицируют на основании пути их формирования.
- Естественная монополия. Возникает, когда появляется компания с эксклюзивными ресурсами и такой инфраструктурой, которую трудно превзойти или это будет бессмысленно. К естественной монополии относится железнодорожное производство, компании по водоснабжению или поставке электричества.
- Искусственная монополия. Появляется, когда несколько компаний создают монополистическое объединение для устранения конкурентов на рынке. Для этого используют демпинг цен, промышленный шпионаж, частичный или полный отказ от экономических связей с предприятиями, которые не входят в союз, и другие методы.
- Закрытая монополия. Возникает, когда деятельность одной компании, чаще всего государственной, защищается на законодательном уровне. Новые игроки не могут выйти на рынок в первую очередь из-за юридических ограничений и наличия эксклюзивного права на производство и продажу продукта у монополиста. Такие меры необходимы для контроля определенных сфер деятельности, например, производства психотропных веществ, военной техники, денежных купюр.
- Открытая монополия. Естественное и временное явление, связанное с тем, что одна компания начинает использовать технологии, которые еще не освоили конкуренты. Как только инновация станет доступной для других производств, конкуренция возобновится.
По принципу деятельности монополии условно делят на следующие формы.
- Конгломерат — объединение компаний из разных отраслей.
- Синдикат — объединение нескольких компаний для совместного сбыта продукции. При этом входящие в союз предприятия теряют свою коммерческую независимость.
- Картель — объединение компаний из одной сферы производства для завоевания рынка. От синдиката отличается тем, что предприятия, являющиеся членами союза, сохраняют свою коммерческую и финансовую самостоятельность.
Теперь, когда вы знаете что такое монополия и какой она бывает, самое время ознакомиться с примерами.
Примеры монополии
В 1949 году Хайрам Сибли и Сэмюэл Селден создали телеграфную компанию New York State Printing Telegraph Company и поняли, что конкуренция в этой сфере слишком высока. Поэтому, вместо того, чтобы бросать все свои силы и ресурсы на строительство новых телеграфных линий, они решили скупать конкурентов. Так Сибли и Селден планировали создать единственную телеграфную компанию. И это им удалось.
После привлечения инвесторов New York State Printing Telegraph Company стала Western Union. В период с 1851 по 1854 годы численность телеграфных офисов компании выросла со 132 до 4000. Определенный период времени Western Union была монополистом в США. Сегодня компания является лидером в сфере денежных переводов.
Подобный путь к завоеванию и монополизации рынка нефтедобычи выбрали в 1870 году Джон Рокфеллер, Сэмюэл Эндрюс и Генри Флаглер. Предприниматели создали компанию Standard Oil и начали скупать убыточные предприятия. Через 10 лет они перерабатывали 95% всей добываемой нефти США. Уже в 1882 году Standard Oil стала монополистом. Однако, в 1904 году против компании начали судебный процесс. По его завершению Standard Oil вынуждено разделили на ряд разных предприятий с собственным руководством.
Современным примером монополизации рынка называют социальную сеть Facebook (Meta). Компании также принадлежит WhatsApp и Instagram. Несмотря на присутствие на рынке других социальных сетей и мессенджеров, Facebook называют монополистом из-за владения наибольшей долей рынка.
Работа в рекламном кабинете социальной сети позволяет таргетироваться практически на половину населения нашей планеты. Поэтому, конкуренция минимальна. Федеральная торговая комиссия США не раз уже обвинила Facebook в реализации стратегии по монополизации рынка и даже подала в суд. Антимонопольные разбирательства вокруг социальной сети практически не прекращаются и происходят даже за пределами США.
Для противодействия монополии и поддержания здоровой конкуренции на рынке во всех странах мира создают антимонопольное законодательство и специальные государственные структуры. В США это Федеральная торговая комиссия, в Украине — Антимонопольный комитет, в Китае — Министерство коммерции Китайской Народной Республики, в России — Федеральная антимонопольная служба.
Все эти структуры помогают удерживать отдельные компании от злоупотребления своим влиянием. Если тот или иной субъект переходит условную красную черту, его могут оштрафовать, установить ценовые ограничения на продукты или и вовсе обязать к принудительному разделению, как было с компанией Standard Oil.
Обновлено: 27.03.2023
1. Понятие естественной монополии
1.1 История возникновения и развития естественных монополий
Монополиями называют(от моно… и греч. Poleo – продаю) крупные хозобъединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), которые находятся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной), осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Естественная монополия возникает по объективным причинам. Монополия отражает ситуацию, когда спрос на определенный товар в наилучшей степени удовлетворяет одной или несколькими фирмами. В ее основе лежат особенности технологий производства и обслуживания потребителей. В этой ситуации нет конкуренции как таковой. Например, энергообеспечение, связь, телефонные услуги и так далее. В этих отраслях существует единственное национальное предприятие, следовательно, они занимают монопольное положение на рынке.
«Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции по причине технологических особенностей производства»[].
Понимание о естественных монополиях зародилось в западной экономической науке в 40-е гг. XX в. и вошло в учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. При наличии экономии от масштаба производства у фирмы является нисходящей. Источниками экономии в монополии являются постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях значительны. При увеличении объема выпуска издержки распределяются на большее количество товара и, поэтому, они снижаются.
Отраслевой рынок относится к сфере естественной монополии тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна тогда, когда отрасль состоит из единственной организации.
Причины возникновения и существования естественной монополии:
• технологии, которые обладают положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;
• экономия на разнообразии у многопродуктовой компании, которая выпускает разнообразную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;
• небольшая ёмкость рынка, которая не обеспечивает даже минимально эффективный выпуск продукции.
Самой главной причиной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть оптимальным лишь при крупных единовременных вложениях капитала. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие изменять масштаб производства в соответствии с размерами рынка.
1.2 Естественные монополии в России
Основными признаками естественной монополии являются следующие[]:
1.При отсутствии конкуренции деятельность субъектов естественных монополий эффективнее, так как происходит существенная экономия на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками(например, транспорт). Затраты на перевозку пассажира или доставку груза будут меньше, при условии, что, чем больше пассажиров или грузов перевозятся в определенном направлении.
2.Высокие барьеры входа на рынок, так как фиксированные издержки, которые связанны со строительством сооружений, таких как дороги или линий связи, настолько высоки, что организация аналогичной параллельной системы, выполняющей такие же функции как например, строительство дорог, трубопровода и прокладка железнодорожного полотна проблематична, навряд ли окупиться.
3. Невысокая эластичность спроса, так как спрос на продукцию или услуги, которые производятся субъектами естественной монополии, меньше зависят от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров (услуг), т.к. их нельзя заменить другой продукцией. Эти товары удовлетворяет другие отрасли промышленности или потребности населения. К ним можно отнести электроэнергию. Допустим, при росте цены на автомобили многие потребители откажутся от приобретения собственного автомобиля, и ,следовательно, пересядут на общественный транспорт, то даже если произойдет значительный рост тарифов на электроэнергию навряд ли приведет к отказу от ее потребления, т.к. заменить ее эквивалентным энергоносителем практически невозможно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Как отметила Меркулова Ю.: «Существуют два типа естественных монополий[]:
А) Природные монополии. Сама природа возводит барьеры для конкуренции. Допустим геологи нашли месторождение уникальных полезных ископаемых и фирма монополист закупила права на тот земельный участок, где находится это месторождение, следовательно, никто другой не может использовать данное месторождение, т.к. закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
Б) Технико-экономические монополии. Это монополии, которые возникают по техническим или экономическим причинам, связанных с проявлением эффекта масштаба.»
Будет нерациональным создание в городе двух подвода газа, сетей канализации или электроэнергии в квартиры. Так же невозможно проложить в одном городе кабели двух конкурирующих телефонных компаний, т. к. им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Самыми масштабными монополиями являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к росту размеров компании путем снижения средних затрат на производство продукции. Это проявляется в создании в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько небольших фирм приведет к большим затратам на производство и, следовательно, к росту цен. Потребитель, естественно, в этом не заинтересован.
Электроэнергетика.
В России электроэнергетическая естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.
По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко — «необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции — одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии»[].
Газовая промышленность.
Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО «Газпром», в 1999 г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.
«Газпром» — крупнейший кредитор российской экономики. ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа[].
Железнодорожный транспорт.
На долю ж/д приходится приблизительно 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями – ж/д, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса[].
В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2 — 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах)[].
Естественная монополия на транспорте Андре де Пальма, Жюльен Монардо :: SSRN
Скачать эту статьюОткрыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:DOI: 10.1016/b978-0-08-102671-7.10006-5
10 страниц Опубликовано: 1 декабря 2021 г. Последняя редакция: 25 августа 2022 г.
Просмотреть все статьи Андре де ПальмаУниверситет Сержи-Понтуаз — факультет экономики
Бристольский университет
Дата написания: 14 мая 2019 г.
Реферат
Транспортные сети, такие как железные и автомобильные дороги, являются стандартными примерами естественных монополий. С момента введения термина «естественная монополия» Т. Мальтусом в 1815 г. это понятие по-разному определялось рядом авторов (Ф. Бастиа, Дж. С. Милль или Л. Вальрас). Нынешнее формальное определение принадлежит Баумолу (1977) и основано на субаддитивности функций стоимости. После оценки функций стоимости исследователь может проверить, верна ли субаддитивность. Естественные монополии связаны с эффективностью рынка, что требует регулирования (например, регулирование ценового предела и политика регулирования Рэмси-Буате). В качестве ключевого примера можно привести эконометрическое исследование британских железных дорог в XIX в.ХХ века пролили свет на трудности регулирования естественных монополий.
Ключевые слова: Естественная монополия, Регулирование, Субаддитивность затрат, Эффект масштаба, Средняя стоимость, Рэмси-Буате, Поощрение, Многопродуктовая фирма
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Де Пальма, Андре и Монардо, Жюльен, Естественная монополия на транспорте (14 мая 2019 г.).). DOI: 10.1016/b978-0-08-102671-7.10006-5, доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=3927775 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3927775
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Связанные электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (необходимый)
Электронная почта (необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, позвоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясному времени США, с понедельника по пятницу.
11.3 Регулирование естественных монополий | Руководство ТЭКС
Цели обучения. Варианты регулирования естественной монополии. Регулирование «затраты-плюс» или «Ограничение цен»Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете делать следующее:- Оценка соответствующей политики в области конкуренции для естественной монополии
- Интерпретация графика регуляторных вариантов
- Контрастное положение «затраты плюс» и предельная цена
Большинство настоящих монополий сегодня в США являются регулируемыми естественными монополиями. Естественная монополия представляет собой сложную задачу для политики в области конкуренции, поскольку структура издержек и спроса, по-видимому, делает конкуренцию маловероятной или дорогостоящей. Естественная монополия возникает, когда средние издержки снижаются по всему ассортименту продукции, удовлетворяющей рыночный спрос. Обычно это происходит, когда постоянные затраты велики по сравнению с переменными затратами. В результате одна фирма может обеспечить весь спрос на рынке с меньшими издержками, чем две или более фирм, поэтому разделение естественной монополии повысит средние издержки производства и вынудит потребителей платить больше.
Коммунальные предприятия, которые традиционно предоставляли услуги водоснабжения и электроснабжения на большей части территории Соединенных Штатов, являются яркими примерами естественной монополии. Было бы бессмысленно утверждать, что местная компания водоснабжения должна быть разделена на несколько конкурирующих компаний, каждая из которых имеет свой собственный набор труб и водопроводов. Прокладка четырех-пяти одинаковых труб под городом, по одной на каждую водопроводную компанию, чтобы каждое домохозяйство могло выбирать себе поставщика воды, было бы ужасно дорого. Тот же аргумент применим к идее наличия множества конкурирующих компаний по доставке электроэнергии в дома, каждая со своим набором проводов. До появления беспроводных телефонов этот аргумент также относился к идее множества различных телефонных компаний, каждая из которых имела собственный набор телефонных проводов, проходящих по соседству.
Варианты регулирования естественной монополии
Итак, какой должна быть конкурентная политика естественной монополии? На рис. 11.3 показан случай естественной монополии, когда кривая рыночного спроса пересекает нисходящий участок кривой средних издержек. Пункты A, B, C и F иллюстрируют четыре основных варианта регулирования. В Таблице 11.3 представлены варианты регулирования в отношении естественной монополии.
Рис. 11.3 Регуляторный выбор в отношении естественной монополии Естественная монополия будет максимизировать прибыль, производя количество продукции, при котором предельный доход (MR) равен предельным затратам (MC), а затем смотрит на кривую рыночного спроса, чтобы определить, какую цену взимать за это количество. Эта монополия будет производить в точке А количество продукции, равное четырем, и цену, равную 9..3. Если бы антимонопольные регуляторы разделили эту компанию ровно пополам, то каждая половина производила бы продукцию в точке B со средними затратами 9,75 и выпуском, равным двум. Регулирующие органы могут потребовать, чтобы фирма производила продукцию там, где предельные издержки пересекают кривую рыночного спроса в точке С. Однако, если от фирмы требуется производить в количестве, равном восьми, и продавать по цене 3,5, фирма понесет убытки. Наиболее вероятным выбором является точка F, когда фирма должна произвести шесть товаров по цене 6,5.
Количество | Цена | Общий доход * | Предельный доход | Общая стоимость | Предельные затраты | Средняя стоимость |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 14,7 | 14,7 | — | 11,0 | — | 11. 00 |
2 | 12,4 | 24,7 | 10,0 | 19,5 | 8,5 | 9,75 |
3 | 10,6 | 31,7 | 7,0 | 25,5 | 6,0 | 8,50 |
4 | 9,3 | 37,2 | 5,5 | 31,0 | 5,5 | 7,75 |
5 | 8,0 | 40,0 | 2,8 | 35,0 | 4,0 | 7,00 |
6 | 6,5 | 39,0 | –1,0 | 39,0 | 4,0 | 6,50 |
7 | 5,0 | 35,0 | –4,0 | 42,0 | 3,0 | 6,00 |
8 | 3,5 | 28,0 | –7,0 | 45,5 | 3,5 | 5,70 |
9 | 2,0 | 18,0 | –10,0 | 49,5 | 4,0 | 5,5 |
Таблица 11. 3 Регуляторные решения в отношении естественной монополии (*Общий доход определяется путем умножения цены на количество. Однако некоторые значения цен в этой таблице округлены для простоты представления.)
Первый вариант: оставить естественную монополию в покое. В этом случае монополия будет следовать своему обычному подходу к максимизации прибыли. Он определяет количество, при котором MR = MC, что происходит в точке P при количестве четыре. Затем фирма смотрит в точку А на кривой спроса и обнаруживает, что она может установить цену в 9.3 для этого максимизирующего прибыль количества. Поскольку цена выше кривой средних издержек, естественная монополия будет получать экономическую прибыль.
Второй результат возникает, если антимонопольные органы решают разделить компанию, чтобы новые фирмы могли конкурировать. В качестве простого примера представьте, что компания разделена пополам. Таким образом, вместо одной крупной фирмы, производящей четыре единицы продукции, каждая из двух фирм половинного размера производит две единицы продукции. Из-за убывающей кривой средних издержек (AC) средние издержки производства для каждой из компаний половинного размера, каждая из которых производит по две штуки, как показано в точке B, будут равны 9.0,75, в то время как средние издержки производства для более крупной фирмы, производящей четыре, будут только 7,75. Таким образом, экономика станет менее продуктивно эффективной, поскольку товар производится с более высокими средними издержками. В ситуации с нисходящей кривой средних издержек две более мелкие фирмы всегда будут иметь более высокие средние издержки производства, чем одна более крупная фирма при любом объеме общего выпуска. Кроме того, антимонопольные органы должны опасаться, что дробление естественной монополии на части может оказаться только началом их проблем. Если одна из двух фирм станет крупнее другой, ее средние издержки будут ниже, и она сможет вытеснить своего конкурента с рынка. В качестве альтернативы две фирмы на рынке могут найти тонкие способы координации своего поведения и поддержания высоких цен. В любом случае, результатом будет не более высокая конкуренция, чем хотелось бы.
Третий вариант заключается в том, что регулирующие органы могут принять решение об установлении цен и объемов производства для этой отрасли. Регулирующие органы попытаются выбрать точку на кривой рыночного спроса, которая будет выгодна как потребителям, так и более широким общественным интересам. Точка C иллюстрирует один заманчивый выбор: регулирующий орган требует, чтобы фирма производила объем выпуска, при котором предельные издержки пересекают кривую спроса при выпуске, равном восьми, и назначала цену 3,5, которая равна предельным издержкам в этой точке. Это правило привлекательно, потому что оно требует, чтобы цена была установлена равной предельным издержкам, что имело бы место на рынке совершенной конкуренции, и гарантировало бы потребителям большее количество и более низкую цену, чем при монопольном выборе А. Фактически, эффективное распределение ресурсов будет иметь место в точке С, поскольку ценность для потребителей последней единицы, купленной и проданной на этом рынке, равна предельным затратам на ее производство.
Попытка добиться точки С посредством регулирования, однако, наталкивается на серьезную трудность. В точке С при выпуске 8 цена в 3,5 ниже средних издержек производства, которые составляют 5,7. Таким образом, если фирма назначит цену 3,5, она понесет убытки. Если регулирующие органы или правительство не предложат фирме постоянную государственную субсидию, фирма потеряет деньги и обанкротится.
Пожалуй, наиболее правдоподобный вариант для регулятора — точка F; то есть установить цену, при которой AC пересекает кривую спроса при выпуске в шесть и цене в 6,5. Этот план имеет некоторый смысл на интуитивном уровне: пусть естественная монополия взимает плату, достаточную для покрытия ее средних затрат и получения нормальной нормы прибыли, чтобы она могла продолжать свою деятельность, но не позволяет фирме повышать цены и получать аномально высокие монопольные прибыли. как это было бы при монопольном выборе А. Конечно, определить этот уровень выпуска и цены с учетом политического давления, временных ограничений и ограниченной информации реального мира гораздо сложнее, чем определить точку на графике. Подробнее о проблемах, которые могут возникнуть из-за централизованно определяемой цены, см. обсуждение ценовых минимумов и ценовых потолков в книге «Спрос и предложение».
Cost-Plus в сравнении с Положением о максимальной цене
Действительно, регулирующие органы коммунальных служб на протяжении многих десятилетий следовали общему подходу, пытаясь выбрать точку, подобную F на рис. 11.3. Они рассчитали среднюю себестоимость продукции для компаний, занимающихся водоснабжением или электричеством, добавили к ней нормальную норму прибыли, на которую фирма должна рассчитывать, и соответственно установили цену для потребителей. Этот метод был известен как регулирование затрат плюс.
Регулирование «затраты плюс» само по себе создает трудности. Если производители возмещают свои затраты плюс немного больше, то, как минимум, у производителей меньше причин беспокоиться о высоких затратах, потому что они могут просто переложить их на более высокие цены. Хуже того, у фирм, регулируемых по схеме «затраты плюс», даже есть стимул генерировать высокие издержки путем строительства огромных заводов или найма большого количества персонала, потому что то, что они могут взимать, связано с понесенными ими издержками.
Таким образом, в 1980-х и 1990-х годах некоторые регулирующие органы коммунальных предприятий начали использовать регулирование ценового предела, когда регулирующий орган устанавливает цену, которую фирма может взимать в течение следующих нескольких лет. Распространенной схемой было требование цены, которая немного снижалась с течением времени. Если фирма сможет найти способы сокращения своих затрат быстрее, чем предельные цены, она может получить высокий уровень прибыли. Однако, если фирма не может идти в ногу с ценовыми потолками или терпит неудачу на рынке, она может понести убытки. Через несколько лет регулирующие органы установят новую серию ценовых пределов в зависимости от результатов деятельности фирмы.
Регулирование ценового предела требует деликатности. Это не сработает, если регуляторы цен установят нереально низкий ценовой потолок. Это может не сработать, если рынок резко изменится, так что фирма обречена на убытки независимо от того, что она делает — скажем, если цены на энергоносители резко вырастут на мировых рынках, тогда компания, продающая природный газ или мазут в дома, может оказаться не в состоянии. чтобы соответствовать ценовым ограничениям, которые казались разумными год или два назад. Но если регулирующие органы сравнивают цены с ценами производителей того же товара в других областях, они могут, по сути, оказать давление на естественную монополию в одной области, чтобы она конкурировала с ценами, установленными в других областях. Более того, возможность получения большей прибыли или потери — вместо того, чтобы каждый год фиксировать среднюю норму прибыли с помощью регулирования «затраты плюс», — может обеспечить естественную монополию стимулами для повышения эффективности и инноваций.
При естественной монополии рыночная конкуренция вряд ли укоренится; поэтому, если потребители не хотят страдать от высоких цен и ограниченного объема производства неограниченной монополии, государственное регулирование должно сыграть свою роль. В попытке разработать систему регулирования ценового предела с гибкостью и стимулом перед государственными регулирующими органами стоит непростая задача.
Хотя важно учитывать последствия для эффективности и результаты тех рынков товаров и услуг, которые не являются совершенно конкурентными, справедливо также учитывать и те рынки ресурсов, которые также не являются совершенно конкурентными. Обычно это происходит на рынках труда, где заработная плата или, в более широком смысле, оплата труда выше равновесия совершенной конкуренции. Это может происходить по нескольким причинам, но часто это связано с законами о минимальной заработной плате или профсоюзной деятельностью. Законы о минимальной заработной плате могут действовать как минимальные цены, поднимая установленную законом минимальную заработную плату выше ее равновесия. Хотя это может быть выгодно для тех рабочих, которые все еще могут найти работу с минимальной заработной платой, это также может способствовать сокращению количества спроса на труд при одновременном увеличении количества предлагаемого труда. Другими словами, точно так же, как минимальная цена на рынке товара или услуги, закон о минимальной заработной плате может создать излишек. В данном случае это избыток рабочей силы, вызывающий рост безработицы.
Благодаря своей способности вести переговоры и заключать коллективные договоры с фирмами профсоюз может иметь такое же влияние. Поскольку он успешно увеличивает заработную плату для своих членов, если это повышение поднимет заработную плату выше равновесия, он будет действовать как нижний предел цен, снова создавая излишек рабочей силы. Национальный закон об отношениях в сфере управления трудовыми ресурсами 1935 года, Закон Тафта-Хартли 1947 года, Закон о раскрытии информации между работниками и руководством 1959 года и Закон о реформе государственной службы 1978 года являются одними из основных положений, регулирующих деятельность профсоюзов. Деятельность Союза также может регулироваться отдельными штатами через так называемые право на работу правила.