Что будет с билетом, ваучером и милями, если авиакомпания обанкротится
Многие авиакомпании находятся на грани банкротства. Если они разорятся, вернут ли вам деньги за купленный билет? А что будет с ваучером и дорожными милями? Разбираемся в этом с экспертами
Фото: Daniel Berehulak/Getty Images
Авиакомпании оказались в числе наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Перелеты практически прекратились с введением карантина по всему миру. Выручка перевозчиков резко пошла вниз, и инвесторы стали активно распродавать их акции.
Новость о том, что Уоррен Баффет избавился от всех своих активов авиационной отрасли, вызвала новую волну распродаж крупнейших американских авиалиний. Delta Air Lines, American Airlines, United Airlines и Southwest Airlines за три дня лишились 13–14% стоимости.
Акции авиалиний США обвалились после выхода Баффета из их капитала
Пандемия COVID-19 не дает шансов на скорое восстановление этого сектора, заявил Баффет. «Будущее для меня неясно», — прокомментировал он свое решение о продаже долей крупнейших авиалиний США.
Говоря о перспективах бизнеса авиаперевозок в интервью USA Today, генеральный директор Boeing Дэвид Кэлхун даже допустил банкротство одной из крупнейших авиакомпаний США. Правда, какой именно, не сказал.
Будущее неясно не только инвесторам в акции авиакомпаний — непонятно, сумеют ли владельцы билетов вернуть свои деньги при банкротстве компании.
Нет никаких гарантий, что обанкротившаяся авиакомпания будет возмещать потенциальным пассажирам стоимость их авиабилетов. Первым делом деньги получат инвесторы, которые владеют акциями и облигациями , считает эксперт по путешествиям и кредитным картам в NerdWallet Сара Ратнер.
«Гарантий возврата, конечно, нет. Билет же — не депозит, покрываемый Агентством по страхованию вкладов или его аналогом в других странах. Это обязательство компании. Так что, если в ходе банкротства у компании будет недостаточно активов на исполнение своих обязательств, то можно не получить ничего», — говорит независимый финансовый советник Наталья Смирнова.
Фото: Pictures of Money/Flickr
Не советует рассчитывать на денежную компенсацию и проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. Если авиасообщение возобновляется, а проблемы будут только у одной или нескольких авиакомпаний, то владельцам билетов в лучшем случае могут предложить обменять их на билеты другой авиакомпании — в рамках рекламной акции. Если же сроки пандемии затягиваются и авиасообщение не возобновляется дольше года и более, то это типичный случай форс-мажорных обстоятельств, при которых «никто никому ничего не должен».
Туристические ваучеры не имеют денежной стоимости. Если путешественник беспокоится о том, что его авиакомпания обанкротится, ему лучше забронировать поездку, используя свой ваучер, а затем оформить полис страхования путешествий, который покрывает банкротства, советует Ратнер.
Если у вас сорвалась поездка, то страховой полис может покрыть лишь часть расходов. Чтобы убедиться, что страховка покрывает финансовый дефолт , ознакомьтесь с условиями страхования и убедитесь, что авиакомпания является застрахованным поставщиком услуг.
«Ряд компаний может допускать отказ от выплаты, например, если событие произошло в момент введения режима ЧС, и тогда банкротство может не считаться страховым случаем. Как правило, отмена вылета по вине перевозчика, включая банкротство, покрывается данной страховкой, но нужно изучить правила страхования и исключения», — советует Смирнова.
«Банкротство крупной авиакомпании в нынешних условиях — это исключительный случай, вызванный исключительными обстоятельствами (форс-мажор), — считает Стогниенко. — В этой ситуации ни одна страховая компания платить не будет на законных основаниях. Компании, предлагающие такие полисы, просто вводят клиентов в заблуждение».
В случае банкротства авиакомпании эксперты советуют запросить возврат средств у вашего банка, если оплата была произведена банковской картой. Такой запрос можно сделать онлайн или по телефону. Но и этот вариант не гарантирует возврата средств.
«Если одна из крупнейших авиакомпаний страны обанкротится, это вызовет мощную волну запросов на возврат средств, и нереально думать, что банки их удовлетворят полностью», — заявил главный кредитный аналитик в Lending Tree Матт Шульц. С тех пор как коронавирус достиг США, американские авиалинии выдали ваучеры на общую сумму $10 млрд.
Если в результате банкротства компания будет ликвидирована, то все мили, накопленные в рамках программы одной авиакомпании, сгорят, разъясняет Наталья Смирнова. «Если же это мили альянса разных компаний — типа Skyteam, — то при банкротстве одной из компаний милями можно будет воспользоваться при перелетах другими компаниями альянса».
Если же произойдет слияние авиаперевозчика-банкрота с другой авиалинией, то мили, скорее всего, будут конвертированы в программу новой авиакомпании. Но обязательств сохранить программу лояльности у этой компании нет, и вопрос с милями она будет решать на свое усмотрение.
Если есть подозрение в том, что компания может обанкротиться, мили можно заранее потратить для оплаты других покупок или подарочных карт, советует Бретт Хольцхауэр из LendingTree.
Фото: frankieleon/Flickr
Карты просто станут обычными банковскими картами без программы лояльности, поясняет Анна Стогниенко из Frank RG. Своим наиболее ценным клиентам банк, скорее всего, предложит оформить другую карту с другой программой лояльности, считает эксперт.
«Банк не обязан компенсировать мили из-за банкротства компании, — отмечает Наталья Смирнова. — Банк, вероятно, предложит переоформить карту на другую, возможно, с какой-то компенсацией бонусов. Или вообще на другую кобрендинговую программу, чтобы удержать клиентов и сохранить лояльность. Но это — на усмотрение банка и того партнера, с кем у банка будет кобрендинг».
Несмотря на то что неизвестно, когда закончится пандемия, многие россияне все-таки покупают авиабилеты на лето. Чтобы обезопасить себя от потерь, лучше брать билеты перевозчиков системной значимости, только российских и только для перелетов по РФ.
С зарубежными поездками Смирнова пока советует повременить, поскольку все еще неясно, когда откроются внешние перелеты и будут ли ослаблены карантинные меры как в стране посещения, так и по возвращении на родину.
Покупку авиабилетов сейчас на закрытые для перелетов направления Стогниенко сравнивает с игрой на рынке акций в период кризиса. Можно выиграть (за счет низких цен), а можно все потерять. Надо четко понимать, что это рискованные покупки без гарантий от потерь.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Американский бизнесмен и один из известнейших инвесторов в мире. Основной владелец и CEO инвестхолдинга Berkshire Hathaway. Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга.
Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.Обанкротилась южноафриканская авиакомпания с 76-летней историей
Обанкротилась южноафриканская авиакомпания с 76-летней историей | Авиатранспортное обозрениеДеловой авиационный портал
Новости
Региональный и лоукост-перевозчик Comair начал процесс ликвидации
14 июня 2022 ATO. ru
Теги:
Новости, Авиакомпании, Финансы
ATO.ru — Южноафриканская региональная авиакомпания Comair подала заявку на ликвидацию, так как руководство не смогло обеспечить финансирование для продолжения производственной деятельности.
Comair, ветеран авиатранспортной отрасли африканского континента, с 76-летней историей, остановил полеты 31 мая из-за недостатка средств. С мая 2020 года авиакомпания находилась под защитой законодательства, аналогичного статье 11 законодательства о банкротстве США. В декабре 2020 года «консорциум по спасению Comair (Comair Rescue Consortium; CRC) инвестировал 32 млн долл., приобретя 99%-ную долю в авиакомпании. Но внутренний авиатранспортный рынок ЮАР сильно пострадал во время пандемии COVID-19. Кроме того, несколько европейских стран, в том числе Великобритания, поместили ЮАР в так называемый красный список, что существенно сократило приток международных туристов в страну и, соответственно, на региональные рейсы Comair.
Технические проблемы на ряде рейсов привели к полному запрету на производство полетов на пять дней в марте текущего года. Наконец, негативное влияние на бизнес компании оказал резкий рост цен на топливо. Все эти факторы называются в качестве причин, почему даже помощь со стороны CRC не смогла вывеси авиакомпанию из штопора.Вы прочитали 68% текста.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Месяц
699 ₽
23 ₽ в день
Полгода
2999 ₽
17 ₽ в день
Год
4999 ₽
14 ₽ в день
Подписка на материалы ATO.ru предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта — новостям, аналитике, инфографике — уникальному контенту, каждый день создаваемому редакцией ATO.ru. Кроме этого, Вы получаете доступ к материалам «Ежегодника АТО» и ко всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение», выходившему с 1999 по 2019 год.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес [email protected]
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу [email protected].
Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Приобретение бумажных и pdf-версий изданий ИД «А.Б.Е.Медиа», включая Ежегодник АТО и архивные номера журнала «Аввиатранспортное обозрение»:
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
Американская авиакомпания с 30-летней историей ликвидируется |
Авиакомпания Air Astana пополнит парк 24 самолетами до 2025 года |
Авиакомпания SAS подала заявление на защиту от банкротства |
Авиакомпания Air Serbia возобновит полеты в Китай спустя 22 года |
Британская региональная авиакомпания внезапно прекратила полеты |
Еще одна частная узбекская авиакомпания планирует приступить к полетам до конца года, нарастить парк до 20 ВС в течение пятилетия |
Авиакомпания LOT удваивает парк Boeing 737MAX |
Авиакомпания Air India утроит флот за пять лет |
14 июня 2022 ATO. ru
Понравился материал?
Google предполагает, что вам это будет интересно
2023-04-11 11:46
Аэропорт Домодедово запустил программу для студентов :: Контекст >>
2023-04-10 13:07
За три месяца года грузопоток аэропорта Красноярск сократился на четверть, пассажиропоток вырос на треть :: Контекст >>
2023-04-07 13:23
За год работы хаба в Сочи авиакомпания «Россия» перевезла более 1,3 млн пассажиров :: Контекст >>
2023-04-06 12:16
В аэропорту Домодедово повысили технологическую безопасность заправочной станции :: Контекст >>
2023-04-03 12:49
Крупнейший европейский лоукостер Ryanair поставил рекорд авиаперевозок :: Контекст >>
Популярные материалы
Авиакомпания AirBridgeCargo вернется в небо на самолетах Ил-96
Предназначавшиеся «Сибири» самолеты Boeing 737MAX заберет Qatar Airways
Из Васьково в Домодедово пять раз в день
СВО не позволяет Европе полностью восстановить интенсивность воздушного движения
Для использования высоких эшелонов воздушного пространства в Европе подготовят нормативно-правовую базу
Видеосюжеты на ATO.
ruCOVID-19
Авиационная статистика
Авиационные альянсы
Итоги года
Легкий двухмоторный самолет Рысачок
Организация воздушного движения в московском узловом диспетчерском районе (УДР)
Программа Sukhoi Superjet 100 (Сухой Суперджет 100)
Программа Ил-96
Программа МС-21
Программа Ту-204СМ
2023 ©
Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта — mobix1.ru
Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.
Список авиакомпаний-банкротов на 2023 год теперь открыт (по состоянию на 04.07.23) — Allplane
Как и каждый год, мы вновь открываем список авиакомпаний, которые прекратили свою деятельность, в основном из-за того, что они обанкротились или у них закончились средства, хотя верно также и то, что в некоторых случаях существуют более сложные причины или сочетание факторов.
В любом случае первые имена в списке появились сразу после начала года, а некоторые имена даже повторители!
Кстати, если вы хотите сравнить тарифы авиакомпаний в 2023 году с предыдущим годом, вот список авиакомпаний, прекративших свою деятельность в 2022 году.
Cascadia Air (Канада)
Кажется, в этом году у нас уже есть первое сокращение авиакомпаний. Cascadia Air была довольно небольшим местным и региональным оператором в Британской Колумбии, эксплуатирующим турбовинтовые самолеты Piper Navajo Chieftains и King Air C90. Вот заявление о том, что они закрываются и прекращают все операции.
Flybe (Великобритания)
К сожалению, это повторяющаяся запись в этом списке, поскольку первая версия Flybe уже была в списке банкротств авиакомпаний 2020 года. Впоследствии его возродили и перезапустили (в уменьшенном виде), но ему не удалось консолидироваться, и он обанкротился во второй раз за два года.
Flyr (Норвегия)
Еще одна молодая авиакомпания, которая обанкротилась. Это началось командой, в основном бывших норвежских руководителей. Он был включен в наш список новых авиакомпаний, запущенных в 2021 году. Но полет, безусловно, был коротким. Уже некоторое время ходили слухи, что у Flyr были проблемы с ликвидностью, и его кончина была подтверждена сегодня, что было подтверждено в этом официальном сообщении фондовой биржи Осло. Flyr эксплуатировала парк самолетов Boeing 737 из Осло по недорогой модели.
Novair (Швеция)
Этот датский чартерный оператор, базирующийся в Швеции, работал в течение 25 лет, но потеря контракта с его основным клиентом, туроператором Apollo (часть группы Kuoni), сделало его преемственность неосуществимой. Novair эксплуатировала 2 A321neo.
Aeromar (Мексика)
Эта мексиканская авиакомпания, официальное название которой «Transportes Aeromar, S.A. de C.V», существует на рынке уже 35 лет. Он закрывается после того, как не смог пересмотреть непогашенные долги, которые составили 4 миллиарда песо (около 200 миллионов долларов). Он управлял парком турбовинтовых самолетов ATR, из которых на момент прекращения эксплуатации только три оставались активными.
Viva Air (Колумбия)
Это может быть не концом компании, тем более, что процесс приобретения Avianca находится в стадии реализации и на момент написания этих строк рассматривается антимонопольными органами Колумбии, но дело в том, что Viva уже приостановила все полеты из-за очень сложной финансовой ситуации.
Ultra Air (Колумбия)
Этот прожил недолго. Ultra Air, колумбийская бюджетная авиакомпания, проработала всего год, прежде чем закрылась. Начало 2023 года для колумбийских LCC было тяжелым: Viva Air также сдалась несколькими неделями ранее. Преемственность Ultra Air была поставлена под сомнение, когда JetSmart отказалась от предыдущего соглашения о ее покупке. Колумбийские авиационные власти, стремясь избежать сцен хаоса, которые имели место в аэропортах, когда Viva Air прекратила свою деятельность, наложили на Ultra Air план строгого контроля. Вливание дополнительного капитала существующими акционерами в последний момент только продлило агонию еще на несколько дней. Ultra Air эксплуатировала парк из 6 самолетов Airbus A320 в полностью внутренней сети.
Niceair (Исландия)
Niceair, авиакомпания, созданная в прошлом году для обеспечения прямого воздушного сообщения между различными городами Европы и Акюрейри, главным городом и туристическим центром на севере Исландии, отменила все рейсы в минимум временно. Однако причина этого, как сообщается, не финансовая, а то, что авиакомпания осталась без самолетов. Niceair на самом деле является виртуальным перевозчиком, который поручил полеты португальскому чартеру и оператору ACMI HiFly, но похоже, что у этой компании были свои проблемы с самолетом, который был назначен для операции Niceair, Airbus A319.. Итак, этот самолет сейчас выведен из эксплуатации, и Niceair ищет новый самолет, но нет уверенности в том, когда и как он прибудет.
ОБНОВЛЕНО (31.
12.22) — Список банкротств авиакомпаний 2022 года теперь закрыт — AllplaneНовый год, новый список авиакомпаний, которые по тем или иным причинам вынуждены прекратить или приостановить деятельность на неопределенный срок. Как мы видели в предыдущие годы (см. здесь списки банкротств авиакомпаний на 2019, 2020 и 2021 годы), некоторым из этих авиакомпаний удается вернуться, а некоторые остаются на страницах истории.
Airleap (Швеция)
Эта небольшая региональная полностью турбовинтовая авиакомпания объявила о прекращении полетов 24 января «с целью реорганизации». Увидим, как получится.
EGO Airways (Италия)
Недолговечное предприятие, эта итальянская авиакомпания начала работу в середине 2020 года (не самое лучшее время для открытия авиакомпании!), эксплуатируя один самолет Embraer E190.
Эсватини Эйрлинк (Эсватини)
Больше авиационных новостей из крошечной африканской страны Эсватини (ранее известной как Свазиленд). Недавно добавляя Eswatini Air в список новых авиакомпаний 2022 года, мы отметили, что в стране уже есть своего рода национальный перевозчик в виде Eswatini Airlink (совместное предприятие с одноименной южноафриканской авиакомпанией). Тем не менее, авиалиния Эсватини должна закрыться в июне этого года. Когда дело доходит до авиабизнеса, власти страны, похоже, предпочитают действовать в одиночку.
Tel Aviv Air (Германия)
Это была действительно недолговечная авиакомпания! Начал летать в марте 2022 года, а в мае подал заявление о банкротстве! Авиакомпании, которые обслуживают один конкретный маршрут, как правило, довольно хрупкие… В данном случае целью было установить прямое сообщение между Гамбургом и Тель-Авивом на самолете TUS Airways A320, так что это была своего рода виртуальная авиакомпания.
GCA Airlines (Колумбия)
Gran Colombia de Aviación (GCA) — колумбийский внутренний перевозчик, работающий из Кали. Работает с 2019 годас довольно старинным парком из 3 B737-400 и 3 Fokker 50. (хотя неясно, сколько из них были действительно активны к моменту приостановки операций в апреле 2022 года.
AB Aviation (Comoros)
Очевидно, это был крупнейший оператор на Коморских островах, архипелаге у побережья Восточной Африки. , управляющий парком из 4 самолетов Embraer.Как отметил читатель (спасибо!), у него был отозван AOC в марте 2022 года.0003
Это был довольно небольшой оператор, который запустился в конце 2021 года для соединения пунктов назначения на большом и довольно отдаленном полуострове Камчатка в России, на Дальнем Востоке России, прямо напротив Аляски. «Камчатские авиалинии» были вынуждены вернуть Cessna Grand Caravan, который эксплуатировался, и не могут принять три других заказанных самолета того же типа из-за санкций, связанных с войной в Украине.
Kulula.com и Comair (Южная Африка)
Это может быть временным, но компания BA в Южной Африке Comair и ее низкозатратная дочерняя компания Kulula. com (пионер формулы LCC в Африке) приостановили свою деятельность с 31/5/22 вступили в процедуру ликвидации (по состоянию на 12 июня 2022 г.) . Это было тяжелое время для многих южноафриканских авиакомпаний, и Comair и Kulula.com, очевидно, срочно нуждаются в новых средствах.
Bees Airlines (Украина)
Этот небольшой частный украинский LCC, который находился на пути роста прямо перед российским вторжением, был аннулирован. Причина, по-видимому, в том, что, поскольку его флот был возвращен арендодателям, у него теперь меньше двух самолетов, чем местные власти считают необходимыми для удержания AOC. Когда началась война и воздушное пространство Украины было закрыто, компания Bees отправила свой тогдашний флот B737-800 из четырех самолетов на хранение в Монпелье, Франция. Чтобы узнать больше о том, что сделали различные украинские авиакомпании, чтобы адаптироваться к новой военной ситуации, посмотрите статью, которую я написал для The Points Guy.
ExpressJet (ага!) (США)
ExpressJet не впервые появляется в этом списке, он прекратил полеты еще в 2020 году, а затем вернулся как «ага!» (бренд, расшифровывающийся как Air-Hotel-Adventure). Она эксплуатировала самолеты ERJ145 в западной части США, но 23 августа объявила о прекращении своей деятельности.
Blue Air (Румыния)
LCC Blue Air временно приостанавливает свою деятельность из-за того, что его средства, по-видимому, заблокированы румынским правительством. Посмотрим, как она пойдет и удастся ли вернуться из пропасти. Парк оперирует 14 Боингами 737 разных модификаций.
В конце года казалось вероятным, что румынское правительство собирается приобрести 75% акций компании, возможно, с целью ее реструктуризации и перезапуска, но возвращение Blue Air и ее будущее в качестве действующего предприятия оставался очень неопределенным.
Эйр Албания
Власти Албании распорядились приостановить всю коммерческую деятельность Эйр Албания.