«Второй раз дал «талак» за то, что я слушаю музыку». Как в Казахстане мужчины разводятся с женами по шариату
ПоделитьсяКазахстану не чужды разводы по канонам ислама, когда мужчине, обращаясь к жене, достаточно трижды произнести слово «талак». По словам экспертов, официальной статистики, которая бы позволила судить о масштабах проблемы, нет, между тем такой опыт оказывает разрушительное воздействие на жизнь женщины. Своими историями с Азаттыком поделились две казахстанки.
«Талак» в переводе с арабского означает «развод». По шариату, если мужчина трижды произносит это слово, брак считается расторгнутым. Такой развод — прерогатива исключительно мужчины. Согласно казахстанскому законодательству, мечети не могут заключать браки без официальной регистрации в ЗАГСе. Однако это нередко нарушается, и в религиозных кругах пары заключают тайные союзы. Расторжение браков «талаком» также не имеет юридической силы, но на деле подобные разводы продолжают происходить.
«ОДНО РАДОВАЛО: ЧТО У НАС НЕ БЫЛО СОВМЕСТНЫХ ДЕТЕЙ». ИСТОРИЯ ГУЛЬНАР
Сейчас мне 28 лет. Когда я с ним познакомилась, было 23. Работала продавцом на рынке, там же торговал один мужчина, читавший намаз. Как-то он сказал, что его друг хочет взять вторую жену. Мы познакомились. Он был старше сорока, с женой и четырьмя детьми. Говорил, что его 80-летняя мать и семья живут в селе Косестек в Актобе и что я ни в чем не буду нуждаться. «Будь моей второй женой», – сказал он, и я согласилась.
Он не хотел просить моей руки у моего отца. Сказал: «Зачем нам кормить столько людей?» – и категорично заявил, что не намерен устраивать свадьбу. Мой отец родился и вырос при Советском Союзе, он придерживается взглядов, присущих обществу того времени. Даже если бы меня начали сватать, он не позволил бы мне, младшей из семи детей, стать второй женой. Поэтому нам пришлось пожениться тайно. Это было летом 2016 года. Мулла мечети в Косестеке совершил обряд «никях», а его жена стала свидетельницей.
Он был человеком религиозным, взрослым, поэтому я всецело доверяла ему. Мы не объявляли публично о своем браке. Муж проводил некоторое время со мной в Актобе после 15-дневной вахты. Когда жена начинала его искать и звонить, уезжал в Косестек.
Муж снял мне однокомнатную квартиру в Актобе. После того как появились расходы на квартиру, продукты, он изменился. В квартире не было ни мебели, ни постельных принадлежностей. Я спала, накрывшись полотенцем. Когда он уезжал на вахту, жила впроголодь. По возвращении с вахты муж проводил немного времени со мной, кроме ржаного хлеба и макарон, ничего не покупал. Если что-то шло не так, сразу уезжал в Косестек. Я провела много дней взаперти, без баланса на телефоне и без телевизора в квартире.
Кроме того, время от времени звонила его первая жена и осыпала меня проклятиями. «Такие девушки, как ты, разрушают чужие семьи», – говорила она. Затем перезванивала и просила, чтобы я не рассказывала мужу о ее звонках. Она, должно быть, сильно его боялась.
Однажды муж привез в нашу квартиру свою мать. По выражению ее лица почувствовала, что я ей не понравилась. За чаем она несколько раз повторила своему сыну: «Пусть твоя первая жена не знает, что я была здесь».
Пожив с ним некоторое время, поняла, что он плохой человек. Он начинал ругаться, если я говорила, что мы давно не ели мяса, или просила купить арбуз. Через три месяца совместной жизни мы сильно поссорились. Он угрожал сбросить меня с шестого этажа.
Не выдержав его грубости, после четырех месяцев брака я попросила у него развод. Кто захочет потерять молодую и глупую женщину?! Он стоял на своем и доказывал, что прав. Мы пошли к имаму мечети в старой части Актобе. Во время совершения обряда «никях» в качестве махра (подарок мужа жене после бракосочетания. — Ред.) я попросила у мужа тренажер. Когда пришли в мечеть, я пожаловалась имаму на поведение мужа и на то, что не могу получить свой подарок. Муж обвинил меня в меркантильности. Имам, внимательно выслушав нас, начал говорить о ценности брака, помирил нас.
Но в конце концов я ушла от мужа в отцовский дом. Он дал мне развод «талаком».
После я чувствовала себя несчастной и потерянной. У меня расшаталась психика, я сильно обижала своих близких. Когда вспоминаю, в каком жалком состоянии тогда находилась, на душе кошки скребут. От меня отвернулись родственники, не стало семьи, потеряла друзей. Пыталась избежать одной проблемы и столкнулась с другой. Одно радовало: что у нас не было общих детей.
К сожалению, мой диплом об окончании юридического факультета оказался бесполезным. На жизнь зарабатываю торговлей. Арендую точку на одном из рынков в Актобе, продаю молочные продукты, курицу и колбасы халяль. Заработанного хватает для нас двоих с отцом. Я начала искать материалы по психологии. Хочу лучше узнать себя, раскрыть свою личность.
Теперь я ни для кого не хочу быть второй женой, потому что права женщин не будут защищены без заключения законного брака. Не хочу, чтобы в будущем мои дети оказались беззащитными.
И сейчас я получаю немало предложений стать второй женой. Меня пытаются запугать, говоря, что одиночество женщины противоречит шариату, что мне скоро тридцать лет и «завтра» не смогу родить. В такие моменты я спрашиваю: «А вы можете купить мне недвижимость, которая станет гарантией моего будущего?» Если бы муж купил мне машину, дом, в будущем я не жила бы на съемной квартире со своими детьми. В случае плохого исхода у нас было бы немного денег.
Однако парни, услышав мои требования, исчезают на следующий день. Есть те, кто высмеивает меня: у тебя высокая планка, у тебя завышенная самооценка. Но это вовсе не так. Я хочу, чтобы мой муж ответственно относился к браку и был защитой для своей семьи, насколько это возможно. Брак – это не платье, которое меняют каждый день.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Талок. Талок. Талок. Как в Таджикистане мужчины разводятся с женами по телефону и СМС
«В НАШЕМ РЕГИОНЕ МНОГО ТАКИХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН». БРАКИ И РАЗВОДЫ МАРЬЯМ
В 14 лет я начала совершать намаз, но не по шариату – по-ваххабитски. Я сначала не знала об этом, мне все казалось правильным. Слушала религиозные лекции нетрадиционного толка в интернете – друзья советовали, мол, там «правильно говорят». Родители были против того, что я ношу темные платки, паранджу, они заметили, что я неправильно читаю намаз, но я не хотела их слушать.
Собиралась в Сирию вместе с подругой, мне тогда было шестнадцать. Повлияло и то, что родители были против моей паранджи, поэтому я хотела уехать туда, где ее можно носить. Но когда мы отправились в Актобе, чтобы дальше выехать в Сирию, меня поймали родители и сотрудники КНБ. Поместили в реабилитационный центр. Я не принимала ханафитский мазхаб (одна из традиционных школ в суннитском исламе – ред.), не соглашалась учиться в медресе, когда мне предложили. Родители посадили меня под домашний арест. Дом – школа, встречали и провожали.
Я поступила в университет, и на первом курсе меня «украли». Будущего мужа я не знала, он был братом моей знакомой, не совершал намаз. Через три месяца я забеременела. Но в результате мы разошлись.
У меня на руках уже был ребенок. Я познакомилась в соцсетях с мужчиной. Он придерживался деструктивного религиозного течения и не хотел регистрировать брак официально. Вскоре он сказал мне, что у него есть жена, а я буду второй. Я не хотела, но он сообщил мне по телефону, что со своими родными без меня начал совершать обряд «никях» (мусульманский обряд бракосочетания – ред.). Мы жили в разных городах. Он приехал, мои родные были против, но я не слушала и ушла к нему.
Вначале все было хорошо. Я не любила его, но мне говорили, что по шариату женщина не должна ходить одна. Он обещал обеспечивать нас, воспитывать ребенка.
Через месяц стал вести себя иначе: редко приходил, перестал помогать. Когда ребенок сильно заболел, я просила помочь деньгами, но он говорил, что не может, некогда ему.
Он не знакомил меня со своими родителями, не знакомился с моими. Я спрашивала: почему? Он говорил, что мои родители не совершают намаз, не понимают нас, что они кафиры. Он запрещал мне общаться с другими людьми, говорил, что и они неверные. Но я все равно немного общалась. Однажды он услышал наш разговор с сестрой: мы обсуждали, что это все не по шариату, что так не должно быть. Сестра тоже носила паранджу, но не была деструктивного религиозного течения. И он запретил мне общаться с ней. Ей я об этом не сказала и общалась втайне.
У меня началась депрессия, в это время я узнала, что беременна. Начала выяснять у него, почему он не знакомит меня с родителями, мы поругались, и он сказал, что даст мне «талак», потому что я не слушаюсь, общаюсь с неверными. Потом он узнал, что я слушаю лекцию, разрешенную ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана – ред.), и стал запрещать. Говорил, что по приказу Аллаха надо одевать никаб черного цвета, но я стала носить посветлее. Он был против, говорил, что так одеваются только кафиры.
Был возмущен тем, что я не общаюсь с женами его друзей, у которых их было по три-четыре. Мы когда собирались все вместе, они говорили только про Сирию, джихад. Мне это не нравилось. Я слушала музыку, но он говорил, что это «харам» (грех – ред.). Он хотел уехать в Сирию, но в итоге не уехал.
Он меня часто бил, если я его не слушала и говорила ему, что он делает не по шариату. Не разрешал ребенку играть в игрушки. Говорил, что надо воспитывать детей как будущих моджахедов. Вместо обычных игрушек – покупать автоматы игрушечные. На этом фоне у нас часто ссоры были. Он запрещал мне учиться, но я все равно училась. Потом я в реанимацию попала, у меня был выкидыш.
Первый раз он сказал «талак», когда ему не понравилось, что я общалась с подругой из ханафитского мазхаба и пригласила ее в гости без его разрешения. Он расценил это как «непослушание» мужу. Второй раз дал «талак», когда узнал, что я слушаю музыку. А в третий раз, когда мы сильно поругались и он просто ушел. Он говорил мне, что, если три раза муж дал «талак», тогда я должна за другого выйти.
У него был друг, который предложил мне стать его второй женой. Я не согласилась.
Родные постоянно звонили мне. В результате мне разрешили ответить, чтобы сказать, что «все в порядке». В этот момент как раз позвонил брат. Я успела сказать, что меня насильно удерживают. Они отобрали телефон, угрожали, что изнасилуют. Я взяла бритвенный станок, который там нашла, и начала резать себе руки, чтобы они не приближались ко мне.
Мой брат вовремя приехал: связался с полицией, они пробили мое местонахождение по GPS. Было задержание, дальше – суд. Со мной потом работали психологи и теологи. У меня были депрессия, шок. Думала, что совершу суицид. Мне так было стыдно перед родными. Не хотела возвращаться домой. Но через месяц сняла хиджаб. Сама так решила, потому что больше не хотела повторять то, что случилось со мной.
Сейчас жизнь налаживается. Я учусь на теолога, хочу работать по специальности. Поняла, что не стоит верить всем подряд, даже тем, кто совершает намаз, носит бороду и хиджаб. Ношу обычную одежду, встречаюсь с подругами и друзьями – так жить намного интереснее и веселее. Живу с родителями, работаю. Ребенка воспитываю, ни в чем не нуждаемся, сама могу родителям помочь.
Я хочу помогать девушкам и женщинам. В нашем регионе много таких мужчин и женщин, которые придерживаются нетрадиционного ислама, и даже дети есть. Им не разрешают играть во дворе, общаться с другими детьми. У меня есть знакомые девушки, которые перестали здороваться, потому что им запретили мужья, поскольку я теперь «не такая».
У нас в Сатпаеве и Жезказгане у девушек много проблем, многие живут в гражданском браке, потому что мужчины не хотят брать их в жены официально: им так удобно. Даже детей записывают только на имя матери. У них все не так, как надо. Я разговаривала с некоторыми, они хотят, чтобы все по-религиозному было, их мужья придерживаются деструктивных течений.
Они спрашивали, как им изменить мужей. Я отвечаю, что нужно просто развестись, уйти, иначе никак, я на себе это испытала.
ОБЪЯСНЯЮТ ТЕОЛОГ И ПСИХОЛОГ
Карагандинский теолог Арай Бакирова говорит, что, хотя развод «талаком» разрешен в исламе, религия его не одобряет.
— Это крайняя мера, которая не одобряема Аллахом, но является большой радостью для шайтана, поскольку одна из его целей – разлучать мусульман. Однако есть случаи, когда «талак» разрешен, но не по всякой причине, а лишь по веской. Если мужчина разгневался, или же ему не понравилась какая-то мелочь, или не устраивает что-то в обязанностях женщины, в таком случае он не должен давать развод. Бывают случаи, когда в семье проблемы, но есть шансы что-то поправить, посоветовавшись со знающими старшими, знатоками ислама, обратившись к семейному психотерапевту. Можно попробовать. И если совсем не действует, то тогда уже, хоть и ненавистно, но все же разрешен «талак», — объясняет Бакирова.
Но бывают ситуации, уверена теолог, когда с точки зрения благополучия женщины развод, даже «талаком», может быть благом.
— В том случае, когда это был действительно ужасный гнет, когда женщине не давали «дышать», унижали, били, запрещали быть человеком, то в этом разводе будет больше плюсов. Аллах не одобряет, когда распадается семья. Но если в браке женщину били и унижали, то в такой семье дети не увидят правильную модель семейных отношений, и оставаться ради детей – это перекладывание ответственности на них. Проблема в том, что, если эта женщина вышла из отношений, в которых ее права нарушали, но она при этом не работает над собой, она снова попадет в такие же отношения, – считает теолог.
По словам психолога актобинского консультативно-реабилитационного центра «Ансар» Эльмиры Адильхановой, развод подобным образом часто является большим ударом по женской психике в числе прочего потому, что нередко такие женщины живут в полном подчинении мужьям и теряют не только экономическую, но и интеллектуальную независимость.
«После развода женщина начинает чувствовать себя жалкой. «Я не была хорошей женой, готовила невкусно», – думает она, занимаясь самоедством и беря на себя 100 процентов ответственности за неудачный брак. Им сложно привыкнуть к новой жизни. Их переполняет чувство стыда перед родителями, близкими и даже дальними родственниками за свой неудачный брак.
В нашем центре есть телефон доверия. Недавно к нам обратилась молодая женщина. Прожив с мужем полгода и получив развод «талаком», она вернулась в Актобе. Когда эта женщина пришла к психологу, она не могла даже сразу ответить на простой вопрос о любимом цвете. Неуверенно сказала, что любит черный. Поработав какое-то время с психологом, она вспомнила, что раньше любила розовый.
Муж, придерживавшийся деструктивного течения религии, внушил ей, что женщина не должна появляться на публике в разноцветных платьях, что она должна носить платья только черного цвета. Женщина забыла о своих желаниях. Сознание защищается забвением определенных вещей. Под давлением мужа в сознании женщины активизировался защитный механизм. Она сама сильно удивилась, когда вспомнила, что ей нравится на самом деле.
Когда женщинам из таких сообществ задают вопрос о том, кем они хотели быть в детстве, они опять же затрудняются вспомнить. В их понимании женщина должна заниматься только домашним хозяйством и воспитанием детей. Они не задумываются на тем, кем хотят стать, следуют только тому, что говорит муж. Поэтому женщины, получившие развод «талаком», долго не могут прийти в себя.
Официально в Казахстане мечети больше не заключают «никяхи» без свидетельства о браке, выданного ЗАГСом. Но последователи деструктивных течений религии не соблюдают условия заключения брака в мечети в присутствии имама. Обряд «никяха» у них может провести любой мужчина из джамаата (объединение группы мусульман для совместного изучения религии, взаимопомощи и так далее. – Ред.) – дома, в кафе.
«Талак» – это большая тема. Это одна из самых распространенных форм развода в нашем обществе, когда люди прикрываются религией. В случае расторжения законного брака статистика ведется ответственными органами. А статистики по разводам «талаком» нигде нет», – заключает психолог.
Статья впервые была опубликована на сайте Азаттыка
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
«Узаконивание решит много проблем: социальных, экономических». В Кыргызстане снова хотят легализовать многоженство
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Прокуратура в Таджикистане назвала суицидом смерть девушки от 26 ножевых ранений. Ранее она ушла от мужа
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
«Пусть откажется от детей и алиментов». Как мусульманке в Таджикистане добиться развода
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Калым и приданое: сколько платят за невесту и жениха и как эти традиции создают проблемы в Центральной Азии
Рекомендуем
Как обойти блокировку?
Часто задаваемые вопросы о талаке (разводе). С ответами ДУМК
Отдел фатв Духовного управления мусульман Кыргызстана пояснил, что такое «талак» (развод), и ответил на самые часто задаваемые вопросы по теме.
«Не каждый семейный союз выдерживает испытания и трудности совместной жизни. Не всегда между супругами бывают любовь и взаимопонимание, и зачастую совместная жизнь становится невыносимой. Тогда не остается другого выхода, кроме развода. В таких случаях исламское семейное законодательство предусмотрело расторжение брака: мужчина дает развод своей жене, который в терминологии исламского семейного права называется «талак» (развод)», — поясняет отдел фатв ДУМК.Мнение теологов о разводе и алиментах в исламе читайте здесь. А о том, разрешается ли совершать никах по телефону в исламе, здесь.
В следующем материале Kaktus.media расскажет про права женщин при разводе согласно шариату.
Что такое талак
В шариате талак — это право мужа на расторжение брачных уз (никаха/нике) немедленно (т. е. посредством талак аль-баин) или в будущем (т. е. посредством талак ар-раджи) путем произнесения определенных слов. Другими словами, произнесение слова «талак» в адрес своей жены означает, что муж прекращает действительность брака между ним и своей супругой. Мужчина выступает в роли дающего талак (развод), а женщина — в роли получившей талак.
Отметим, право на развод согласно шариату имеет и женщина. (- Прим. Kaktus.media).
Формулы (фразы) талака
Муж говорит своей жене слова развода, к примеру, «Я дал тебе талак». Или «Я дал тебе развод». Или «Я развожусь с тобой». Или: «Ты разведена». После произнесения подобных слов между супругами с точки зрения исламского права брак нарушается, и талак считается действительным. Иными словами, в исламском каноническом праве это считается как один развод.
Когда дается талак
Талак дается только в крайнем случае — тогда, когда совместная жизнь становится непосильной. Такое бывает по разным причинам. В подобной ситуации муж и жена должны все очень хорошо обдумать. Если все-таки они посчитают, что развод более целесообразен для обоих, то муж может прекратить действительность брака.
Однако произносить это слово «талак» при каждой ссоре или в гневе неправильно и греховно.
Сколько раз достаточно произнести слово «талак» для расторжения брачных уз
Чтобы прекратить действительность нике, достаточно дать один талак, то есть произнести формулу талака всего один раз и оставить жену, пока не пройдет три менструации. Как только закончится третья менструация, супруги становятся чужими друг для друга. После они больше не муж и жена. Теперь женщина может выйти замуж за другого мужчину.
Последствия талака
Есть два вида талака: раджи и баин.
Талак раджи — это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется «руджу».
Идда — это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину. Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности — до родов. Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.
Талак баин (безотзывный развод) — это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.
Это все — в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется «талак муголляза». Это развод, исключающий возможность возобновления брака.
Нужно ли произносить формулу талака три раза для расторжения никаха?Многие говорят, что нужно обязательно говорить «талак» три раза, иначе развод не засчитывается?
На самом деле это не так. Люди считают, что, пока не скажут формулу талака три раза, талак вообще не засчитывается. Это понимание неверно и ошибочно, оно ставит супружескую пару в положение, когда они не могут больше воссоединиться. Это явное заблуждение. Для того чтобы прекратить действительность брака, достаточно сказать формулу талака один раз.
Люди считают, что если намерения не было, то никакого талака не было. Правильно ли такое суждение?
Нет, это тоже явное заблуждение. Именно для этого слова (т. е. слова «талак») намерение необязательно. Если мужчина скажет своей жене слово «талак» даже в шутку, то талак будет действителен и развод вступит в силу. Однако это в том случае, если использованные слова относятся к словам явного развода (талак сарих) и были сказаны в адрес жены.
Будет ли действителен талак, данный в шутку?
Бытует мнение, что, если развод дан с серьезными намерениями, тогда он будет действителен, а иначе — нет. Например, мужчина сказал формулу развода, чтобы припугнуть жену, или сказал слова развода в шутку и т. д. Такое мнение неправильно и ошибочно. Одно лишь произнесение слов талака в адрес своей жены в здравом рассудке (с намерением развода или без него) прекратит действительность брака.
Многие считают, что развод — это грех и ни в коем случае нельзя произносить эти слова. Так ли это?
Это тоже не так. Развод — это нежелательное действие, однако при наличии уважительной причины развод (талак) не является грехом, а в некоторых случаях он может оказаться единственным выходом из трудного положения. Конечно, без причины дать талак — это причинить вред своей семье и жене. Положительные и отрицательные стороны развода нужно понимать правильно. Для принятия правильного решения лучше всего обращаться к знающим людям (алимам).
Засчитывается ли талак, данный в состоянии алкогольного опьянения?
Люди думают, что если произнести слова талака в состоянии алкогольного опьянения, то талак не действителен. Это так? Это представление тоже ошибочно. Талак, данный в состоянии алкогольного опьянения, считается действительным.
Действителен ли талак данный беременной жене?
Талак, данный беременной жене, тоже будет действительным. Беременность не препятствие для действительности талака.
Отметим, что в этом случае, мужчина обязан обеспечивать финансово бывшую жену до и после родов.
Действителен ли развод, данный в гневе?
В народе, существует мнение, что талак, данный в гневе, не действителен. Однако это не так. Талак, данный в состоянии гнева, действителен.
Многие считают, что если жена не слышала слова талака, то талак будет не действителен. Так ли это?
Это тоже неправильно. Талак считается действительным, даже если жена не слышала слова развода (т. е. слово «талак»).
В наше время распространилось мнение, что если три раза произнести слово «талак», то засчитывается только один талак, а не три. Правильно ли такое суждение?
Троекратный развод в соответствии со всеми четырьмя мазхабами, в том числе и ханафитским, с произнесением формулы троекратного развода (т. е. три талака) засчитается как три развода, а не как один. После этого их брак (никах) по Шариату будет считаться окончательно расторгнутым. Жена становится запретной для него. Если они снова совершат акт никаха, он все равно будет недействительным. В подтверждение этого мнения существует очень большая доказательная база из Корана и Сунны. Здесь мы не приводим доказательства и доводы, но если кто-либо хочет ознакомиться с ними, он может обратиться в отдел фетв ДУМК. Единовременный троекратный развод (талак) в одном месте в одно время по Шариату считается грехом, но он все равно будет действителен.
Действителен ли развод в устной форме? Или нужно обязательно давать развод в письменной форме?
Расторжение брака может быть как и в устной (словесной) форме, так и в письменной.
Талак : Развод на весах исламского шариата Автор: Билал Абу Аиша Воистину, вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров, Сострадательному, Милосердному, Хозяину Судного Дня. И да пребудет мир и благословение Аллаха с посланным милостью ко всем мирам, нашим любимым Пророком и Посланником Мухаммадом, а также с его семьей, его сподвижниками и со всеми теми, кто следует по его стопам до Последнего Дня. Чтобы продолжить, если человек желает поклоняться Аллаху истинно и правильно, он должен подчиняться приказам Аллаха, независимо от того, связаны ли эти приказы с молитвами, постом, деловыми сделками, браком или разводом. Когда человек не вооружен подлинными исламскими знаниями или не воплощает свои знания и понимание в действие, выбирая свои собственные желания и пожелания сверх того, что Аллах предписал им в Коране и через благородное руководство Его Пророка (с.а.с.). s.a.w), это неизбежно приводит к проблемам во многих делах человека, особенно в случае супружеских отношений. Супружеские разногласия проявляют не только мужья, но во многих случаях и жены, особенно те, которые испытали влияние феминистского движения или материалистического Запада и не смогли полностью обратиться к Корану и Сунне, чтобы понять, как им следует поступить. вести свою жизнь. Существование таких взглядов привело к большому количеству супружеских разногласий среди многих пар. К сожалению, часто такие пары не осознают, что шаги, которые они должны предпринять, чтобы положить конец таким разногласиям без ненависти и желания отомстить, или чтобы их брак вернулся в свое надлежащее состояние, были предусмотрены в Коране. ан и Сунна более 1400 лет назад. Посланник Аллаха (с. [1] Этот хадис показывает, что развод относится к числу законных вещей, которые являются халяльными , но это нехорошо. Это Халяль , потому что иногда ситуация настолько сложная, что мужчина вынужден развестись, когда это разумно и выхода нет. Развод нехорош, потому что это причина вражды, а также причина удовольствия сатаны. Что касается часто цитируемого хадиса: «Женитесь и не разводитесь, ибо воистину развод вызывает арш (престол Аллаха) сотрясать», это сфабрикованное и слабое повествование, не заслуживающее внимания. Прежде чем мы углубимся в ключевые аспекты развода, стоит отметить, что развод — это серьезное дело, к которому нельзя относиться легкомысленно. Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Есть три вопроса, в которых нельзя шутить: брак, развод и освобождение (раба)». [2] Лингвистическое определение Talaaq означает освобождение. С точки зрения ислама, развод означает немедленное и будущее аннулирование брачного контракта, что подтверждается простым заявлением вроде: «Настоящим я развожусь с вами!» или косвенно, например, говоря: «Настоящим я считаю вас незаконным по отношению ко мне!» Он также может быть подтвержден судьей или, в отсутствие судьи, мусульманским лидером на основании заявления жены. Он известен как Хулу ’ . Развод иногда избавляет мужа или жену от трудностей, если один из них имеет испорченную природу и недостаточную веру; когда двое не согласны в характере и цели; или когда их сердца отталкивают и никогда не ладят друг с другом. Поэтому без любви и согласия семейная структура рушится. Целью шариата (исламского права) является создание здоровой семьи посредством брака, но если по каким-то причинам эта цель не удается, то нет необходимости медлить с ложными надеждами, как это практикуется среди приверженцев некоторых других религии были развод не допускается. Ислам не привязывает пару отвратительной цепью к болезненному и мучительному положению, вместо этого он разрешает развод. К нему следует прибегать только тогда, когда это становится по-человечески невозможным и в силу неизбежных обстоятельств. Причины семейных разногласий и разводов День за днем количество разводов растет. Эта горькая реальность возникла из-за многих факторов, на которые пары не обращают внимания. Количество разводов увеличилось в первую очередь в результате неисполнения прав и обязанностей Аллаха, нарушения установленных Им границ. И поэтому Аллах наказывает человека или супружескую пару, вызывая дестабилизацию в супружеских отношениях. Количество разводов увеличилось после того, как один или оба супруга стали легкомысленно относиться к правам и обязанностям друг друга и своих детей. Количество разводов растет из-за того, что родители вмешиваются в дела своих женатых детей, в которые они не должны вмешиваться. Растет число разводов из-за азартных игр, употребления интоксикантов, таких как алкоголь и запрещенные наркотики. Продолжает расти число разводов из-за участия в незаконных делах: смешанные свадьбы, музыка и пение, несоблюдение правильной исламской одежды, покупка домов и автомобилей через 9 лет.0018 риба (ростовщичество и проценты), в дополнение к их страхованию с помощью запрещенных средств. Количество разводов продолжает расти, поскольку все больше и больше мусульман воздерживаются от уплаты закята, а также из-за их пренебрежения и отказа от намаза, что, по мнению исламоведов, является одним из основных факторов, способствующих разводу. Развод увеличивается в результате не опускания взгляда от взгляда на противоположный пол, на которого Аллах повелел не смотреть, происходит ли это на улицах, в торговых центрах, при просмотре телевизора, в Интернете или в других местах. Процедура развода Есть два способа развода. Один известен как талак биди – новаторский развод, а другой известен как талак суннитский – то есть развод, осуществленный в соответствии с учением Мухаммеда (с.а.в.). Что касается Talaaq Sunni , это влечет за собой развод мужчины в то время, когда он не вступал с ней в сексуальные отношения после ее последней менструации, в то время как его жена находится в состоянии чистоты, то есть она не во время менструации или в состоянии nifaas — послеродовое кровотечение, и что он объявляет о разводе только один раз. И поэтому при нарушении одного из ранее упомянутых условий бракоразводный процесс считается проведенным в новаторском порядке. Talaaq Bid’i , когда мужчина разводится со своей женой во время менструации или в состоянии послеродового кровотечения, или когда он разводится с ней после того, как имел с ней сексуальные отношения после ее последней менструации, или что он разводится с ней, трижды произнося развод в одном высказывании или за один присест. Таково подавляющее мнение большинства ученых, за исключением того, что Имам Аш-Шафи’ не считал одно время произнесение развода нововведением. Мнение имама аш-Шафии опровергается на основании хадиса, собранного Бухари и Муслимом, согласно которому ибн Умар, сын Умара ибн аль-Хатаба (р.а.), развелся со своей женой, когда у нее была менструация. Итак, ‘Умар (р.а.) спросил Пророка (с.а.в.) о действиях своего сына, на что тот ответил: «Прикажи ему забрать ее обратно и держи ее, пока она не очистится, затем наступит еще один период, затем очистится. Если он пожелает, он может оставить ее себе, а если она пожелает, он может развестись с ней до полового акта, ибо это идда (период ожидания), который Аллах повелел для развода женщины». Хадис ибн ‘Умара говорит о многих моментах и проясняет их. Во-первых, запрещается разводиться во время менструации. Во-вторых, без согласия женщины мужчина может отозвать свое решение в течение установленного срока ожидания (‘идда). В-третьих, актом ереси (бида) является развод с женщиной, находящейся в состоянии очищения после менструации, при которой осуществляется половой акт. Ученые-исламоведы расходятся во мнениях относительно того, действительно ли засчитывается развод, произнесенный во время менструации у женщины. Большинство ученых говорят, что развод состоялся и его надо считать. Это мнение Абу Ханифы, аш-Шафии, Малика, Ахмада ибн Ханбала, Ан-Навави и Аль-Заидийи. Среди тех, кто сказал, что развода не было, были захирийа (буквальная школа мысли), ибн Таймийя, его ученик ибн аль-Кайим и ас-Санаани. Правильное мнение, и Аллах знает лучше, это мнение большинства ученых, то есть тот, кто разводится со своей женой во время менструации, считается одним разводом. Это в свете того, что сам ибн Умар провозгласил в «Сахихе» Муслима и Бухари, что это было засчитано как один развод против него. Объявление развода трижды за один раз Каков правовой статус трех разводов одновременно? Среди ученых известны четыре различных мнения по этому вопросу. Первое мнение состоит в том, что происходит три развода одновременно, и женщина разводится. Таково мнение четырех доминирующих школ мысли. Второе мнение состоит в том, что если женщина совершила половой акт, то их постигнет три, а если нет, то только один. Третье мнение принадлежит мутазилитам и шиитам, которые говорят, что три развода за один раз — ничто и вообще не имеют юридического статуса. Четвертое мнение состоит в том, что это следует считать только одним разводом. Среди этих различных взглядов четвертое мнение, и Аллах знает лучше, является самым сильным и самым логичным. Мнение о том, что три развода, произнесенные одновременно, должны считаться только одним, является мнением: Абу Бакра Ас-Сиддика, Умара ибн аль-Хатааба в течение первых двух лет его халифата, Абдур-Рахмана ибн Ауфа, одного из десяти сподвижников, получивших радостную весть о Джаннате, Абдуллах ибн Мас’уд, Али ибн Аби Талиб, ибн Аббас, ибн Таймия и его ученик ибн аль-Кайим, ибн Раджаб аль-Ханбали, Аш-Шавкани, ибн Баз , ибн ‘Усеймин, великий знаток хадисов Шейх аль-Альбани и многие другие, да осыплет Аллах каждого из них Своей милостью. Окончательное мнение этих великих сподвижников и ученых основано на аутентичных текстах, проливающих свет на этот спорный вопрос. Следующий хадис, переданный Муслимом, является одним из основных источников доказательств, посредством которого ибн ‘Аббас (р.а) передал: «Во времена Посланника Аллаха (с. а.в) Абу Бакра и первые два года халифата Умара, три заявления о разводе считались одним разводом. Итак, ‘Умар сказал: «Люди поторопились в деле, которое они привыкли практиковать с терпением, поэтому предположим, что мы исполним его на них», и он исполнил его на них». Произнесение развода во время гнева Гнев бывает трех типов: Первый тип — это когда гнев настолько силен, что человек перестает осознавать, что он делает или говорит. В этом случае развод не считается, по мнению большинства ученых, потому что он подобен тому, кто безумен и безумен, тот, кто потерял всякую силу разума. Второй тип гнева — это когда мужчина, когда его гнев интенсивен, но он понимает, что говорит и делает, однако гнев настолько силен, что он не может контролировать себя, потому что спор, обмен оскорблениями или драка затянулись слишком долго, поэтому его гнев усиливается из-за этого. В этом случае между учеными существуют разногласия. Самое правильное мнение, и Аллах знает лучше, это то, что развод не считается, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет развода и освобождения рабов, когда они совершаются силой или в состоянии сильного гнева». [3] Третий тип гнева — умеренный гнев. Вот что происходит, когда муж расстроен своей женой или разочарован чем-то, что сделала его жена. Этот мягкий гнев не настолько силен, чтобы заставить его потерять способность рассуждать или самоконтроль, поэтому, по мнению большинства ученых, развод является действительным. Это правильный ответ относительно развода, произносимого в гневе, как было сказано ибн Таймией и ибн аль-Каййимом, да смилуется над ними Аллах. ‘Идда: период ожидания ‘Идда – это период, в течение которого женщина выжидает после смерти мужа или развода, и в этот период ей не разрешается выходить замуж. Мусульманские правоведы единодушно согласились с тем, что это ваджиб (обязательный) из-за ясности предписания Корана, согласно которому Аллах говорит: «Разведенные женщины должны ждать относительно себя в течение трех месячных периодов». [4] Есть три типа идды: Первый тип идды – это идда рождения. То есть женщина должна дождаться, пока она родит ребенка, прежде чем она сможет снова выйти замуж. Среди людей распространено ошибочное представление о том, что с беременной женщиной нельзя развестись. Это совсем не так. Напротив, среди ученых существует консенсус по этому вопросу, и что это развод и ересь Сунны (бид’а). Нет никаких сомнений в его достоверности. Второй тип идды – это идда менструаций. Это означает, что женщине не разрешается выходить замуж, пока у нее не будет трех менструаций. Как только заканчивается третий период, ‘идда заканчивается. Это мнение многих элитных сподвижников, таких как Умар, Али и ибн Масуд, и это было передано Ибн аль-Каййимом. Это также точка зрения большинства современных ученых, таких как ибн Баз и Усеймин. Третий тип периода ожидания – это идда месяцев. Это касается женщин, вышедших из возраста менструации. Идда в этом случае составляет три месяца. Что касается женщины, которая развелась со своим мужем до того, как он заключил с ней брак, то период ожидания не применяется к ней на основании стиха номер 49.из суры Аль-Ахзааб (33). Женщине, чей муж развелся с ней один или два раза, предписано провести период идда в доме своего мужа. Любая женщина, которая покидает свой дом без разрешения своего мужа после того, как он произнес либо первый, либо второй развод, является нарушением предписаний Аллаха и Его Посланника. Женщина, чей развод подлежит отмене (т. е. первый или второй развод), все же может обнажиться перед мужем и украсить себя, нанеся макияж и духи. Она может говорить с ним, и он может говорить с ней; она может сидеть с ним и делать с ним что угодно, кроме полового акта. Единственный случай, когда он может иметь с ней сексуальные отношения, это если он заберет ее обратно. Если муж целует и обнимает свою жену с намерением вернуть ее, то это возвращение действительно. Однако, чтобы быть в безопасности, он не должен ласкать свою жену, пока не ясно заявил, что принимает ее обратно.
В случае, если муж не уверен в том, произносил ли он вообще слово о разводе или в количестве произнесенных им разводов, то он должен действовать на основании того, что достоверно. Итак, если он не уверен, развелся он с ней или нет, основной принцип состоит в том, что развода не было, потому что в этом случае брак — это нечто определенное, а развод — это нечто, относительно чего существует неопределенность. Основываясь на юридическом принципе, согласно которому уверенность не может быть отвергнута сомнением, если муж не уверен в том, разводился ли он со своей женой один или два раза, ему следует предположить, что он развелся с ней один раз, потому что это то, что достоверно. Хулу’: Развод по инициативе жены Лингвистическое определение хулу’ означает снять одежду или вынуть. Согласно шариатской терминологии, хулу относится к праву женщины на расторжение брака. Точно так же, как мужчина может развестись, если у него есть искренние возражения, точно так же и женщина может иметь хулу’, если у нее есть серьезное оправдание, и после возврата приданого ( махр или садак ). Некоторые из веских причин, по которым женщина просит хулу, включают неприязнь к обращению со стороны мужа, например, вспыльчивость, чрезмерная строгость, тот, кто критикует ее и упрекает за малейшую ошибку или недостаток. Другая веская причина заключается в том, что ей может не нравиться внешний вид мужа из-за его уродства или уродства, или из-за того, что у него отсутствует одна из способностей. Другая причина, по которой женщина может спровоцировать развод, — это отсутствие у ее мужа религиозной приверженности. Например, он не молится, или не постится в Рамадан без уважительной причины, или он ходит на вечеринки, где нарушаются барьеры Аллаха, такие как прелюбодеяние, употребление алкоголя, прослушивание пения и музыкальных инструментов. Другим основанием, по которому женщина может потребовать развода, является то, что муж лишает ее права расходовать средства на ее содержание, одежду и другие насущные нужды, когда он в состоянии обеспечить эти вещи. Женщина также может потребовать развода, если ее муж не дает женщине ее супружеских прав и, таким образом, сохраняет ее целомудрие из-за того, что он импотент, или потому, что он несправедливо распределяет свое время между женами. Крайне важно отметить, что для запроса хулу должна быть веская причина. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если какая-либо женщина попросит развода со своим мужем без какой-либо конкретной причины, она не почувствует аромата рая». «Идда женщины, разведенной хулу», не то же самое, что идда женщины, которая не была инициатором развода. Если женщина, разведенная хулу, беременна, то ее идда длится до тех пор, пока она не родит, согласно мнению ученых. [5] Но если она не беременна, ученые расходятся во мнениях относительно ее идды. Большинство ученых сказали, что она должна ждать три менструальных цикла из-за общего значения стиха: «И разведенные женщины должны ждать (что касается их брака) в течение трех менструальных периодов». Правильное мнение, и Аллах знает лучше, состоит в том, что женщине, разведенной хулу, достаточно дождаться только одного менструального цикла. Это вытекает из хадиса, согласно которому Пророк (с.а.с) сказал жене Сабита ибн Кайса, когда она развелась с ним по Хулу’, переждать ‘идда в течение одного менструального цикла. [6] Этот хадис конкретно относится к разводу Хулу, тогда как аят, процитированный выше, говорит о разводе в целом. Что касается дозволенности забрать разведенную жену хулу’ во время идды, то ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Единогласно установлено, что мужчина, который развелся со своей женой хулу’, может забрать ее во время идды». идда». [7] Ар-Раджа – Возвращение жены после развода Если мужчина разводится со своей женой, и это первый или второй талак, именуемый талак радж’и, , и она не закончила свой идда, то он может забрать свою жену, сказав: «Я вернуть тебя» или «Я держу тебя». Помимо заявления о том, что он забирает ее обратно, муж может совершить какое-то действие, намереваясь таким образом вернуть ее, например, вступить в половой акт с намерением вернуть ее. Сунна гласит, что забрать жену следует в присутствии двух правоверных мусульман, основываясь на аяте номер 2 из Сурат ат-Талаак (65). Если идда закончилась после первого или второго развода, необходимо заключить новый брачный контракт. В этом случае он должен предложить брак, как и любой другой мужчина, ее опекуну и ей. Когда она и ее опекун соглашаются, и они соглашаются на махр (приданое), то брачный контракт завершен. Это должно быть сделано в присутствии двух законных свидетелей. Если же он разводится со своей женой в третий раз, то она становится незаконной по отношению к своему первому мужу до тех пор, пока не выйдет замуж за второго мужа в подлинном браке, который завершится. Всевышний Аллах говорит (интерпретация смысла): «Развод дважды, после этого либо вы удерживаете ее на разумных условиях, либо отпускаете по доброте…» [8] и Он также сказал: «А если он развелся с ней (в третий раз), то она незаконна ему после этого, пока не выйдет замуж за другого мужа». [9] Последний развод, известный среди мусульманских юристов как Talaaq Baa — in, относится к третьему разводу согласно подавляющему большинству ученых. Это в свете хадиса, собранного Бухари и Муслимом, согласно которому женщина пришла к Посланнику Аллаха и сказала: «О Посланник Аллаха, Рифаа разводился со мной трижды, затем я вышла замуж за Абд ар-Рахмана ибн аль- Зубайр аль-Курази, но у него с собой ничего нет, кроме вот этой бахромы. Пророк (с.а.с.) сказал: «Может быть, ты хочешь вернуться в Рифаа? Нет, (это невозможно), если и до тех пор, пока вы не будете наслаждаться сексуальными отношениями с ним (то есть Абд ар-Рахманом), а он не будет наслаждаться сексуальными отношениями с вами». Ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на то, что женщина, разведенная третьим талаком, не дозволена мужчине, который развелся с ней, пока она не выйдет замуж за другого мужа, который вступит с ней в половую связь, а затем расстанется с ней, и она завершает свой идда. Простое заключение с ней брачного контракта не делает ее дозволенной первому мужу. Таково мнение всех ученых среди товарищей, тааби’н (их прямые преемники) и те, кто пришел после них. Аллах Всевышний и Всемогущий знает лучше. И да пребудет мир и благословение Аллаха с Его возлюбленным рабом и последним Посланником – Пророком Мухаммадом. Сноски: [1] Передают Абу Дауд и ибн Маджа. Аль-Хаким оценил его как сахих (достоверный). [1] Сунан ат-Тирмизи. Шейх аль-Албани назвал его цепочку хасан (хорошей). [1] Передал ибн Маджа. Шейх аль-Альбани объявил его достоверным в «Ирва аль-Галиль». [1] Аль-Бакара, 2: 228 [1] Аль-Мугни, 11/227 [1] Об этом сообщает ат-Тирмизи. Шейх аль-Албани объявил его достоверным в «Сахих ат-Тирмизи». [1] Тафсир ибн Касир, 1/277 [1] Аль-Бакара, 2: 229 [1] Аль-Бакара, 2: 230 |
Талаак (Развод) Объяснение – Жамиатул Улама KZN
12 797 человек прочитали этот пост.
Насиха (Совет): Самое отвратительное из законных действий
Саййидуна Абдуллах ибн Умар Радхиаллаху Анху передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал : «Из всех дозволенных действий самым отвратительным для Аллаха является развод». (Абу Дауд)
________________________________________________
Вопрос и ответ:
- Можете ли вы полностью объяснить один, два и три развода и вытекающие из них условия. будьте любезны дать подробное объяснение.
(Вопрос опубликован в полученном виде)
- Согласно Шариату, существует три типа разводов: 9 0187
- Talaaq e Raje’ (развод с отменой)
- Talaaq e Baain (безотзывный развод)
- Talaaq e Mughallazah (постоянный и окончательный развод)
TALAAQ E RAJE’
Talaaq e Raje’ – это вид развода, при котором муж разводится с женой с использованием слова развода. Например, он говорит: «Талаак», «Я даю тебе Талак», «Я развожусь с тобой» или «Вы разведены». Важно отметить, что эти слова настолько серьезны, что даже если муж произнес слова развода в шутку и без намерения развода, развод вступит в силу .
Как только муж произносит слова развода, жена разводится и должна соблюдать идда (период ожидания). Продолжительность идды составляет три менструальных цикла для женщины, у которой есть менструация, или три месяца для женщины, у которой нет менструации, или до рождения ребенка для беременной женщины.
В период идда пара может помириться, не требуя нового никаха. Муж может аннулировать свой развод, устно забрав ее, например, он говорит ей: «Я беру тебя обратно в своем никахе». Если муж находится в интимной связи со своей женой в период идда, это также считается отменой развода.
Если муж , а не аннулирует развод в течение периода идда, развод становится окончательным и брак прекращается . Поэтому, если пара хочет снова быть вместе (по истечении периода идда), они могут сделать это, только совершив новый никах.
TALAAQ E BAAIN
Talaaq e Baain — это окончательный развод, когда муж использует такие слова или фразы для развода с женой, которые предполагают возможность развода. Например, муж говорит жене: «Собирай чемоданы и убирайся» или «Ты мне больше не жена». Талак и Баайн вступит в силу только в том случае, если муж произнесет эти слова с 9.0006 намерение развестись . Если он произнес эти слова из-за гнева без намерения на развод, Талак , а не вступит в силу.
После того, как муж выдал жене Талак и Баайн, она должна соблюдать Идда. Если пара хочет воссоединиться ( во время или после идда ), они могут сделать это, только совершив новый никах.
Продолжительность идда будет такой же, как описано выше в Талаак и Радже’.
ТАЛААК Э МУГАЛЛАЗА
Талаак и Мугаллаза — это когда муж трижды разводится со своей женой. Как только муж дает жене три развода, развод немедленно становится окончательным, и брак расторгается. После этого пара может , а не примириться, даже если они совершат новый никах. Издавать сразу три талака — большой грех из-за его ужасных последствий. Нельзя не подчеркнуть, насколько осторожными должны быть мужья в использовании слов Талаака. Талак можно использовать только в крайнем случае, после того как все попытки спасти брак потерпели неудачу.
Насиха (Совет): Предписанный способ развода метод развода состоит в том, чтобы развестись с ней, когда она чиста (без менструации) без имел с ней супружеские отношения». (Насаи)
________________________________________________
Вопрос и ответ:
- Мой зять выдал моей дочери один талак. Он сказал ей; «Я выдаю вам один талак». Через два-три дня он сказал ей: «Я беру тебя обратно». Итак, сколько талааков у него осталось? У него осталось 2 или 3?
(Вопрос записан по телефону)
- жена с одним Талаак-э-Раджи’ (отзывным разводом). Затем развод был аннулирован, поэтому муж и жена остаются в законном браке в исламе.
Однако отмена развода не отменяет, не стирает и не удаляет выданный развод. Таким образом, у мужа осталось только двух разводов, которые он может оформить в будущем.