Долгосрочные прямые иностранные инвестиций для бизнеса: привлечение и получение
Международная финансово-инжиниринговая компания ESFC предлагает долгосрочные прямые иностранные инвестиции для реализации крупных проектов в России и СНГ: привлечение и получение.
Крупные проекты требуют привлечения значительных средств, которые зачастую невозможно получить без зарубежных инвесторов.
По определению Международного валютного фонда, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой средства, предоставляемые инвесторами для получения постоянной доли в иностранном бизнесе.
Основная цель этой формы инвестиций — получение всех или части акций в существующих компаниях — так называемые brownfield investment, либо же создание новой компании с нуля — greenfield investment.
Неотъемлемой чертой этого типа инвестиций является передача технологических решений, а также адаптация современных методов управления.
Таблица: динамика прямых иностранных инвестиций, триллионы долларов (2002-2019).
Год | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
ПИИ | 0,756 | 0,737 | 1,010 | 1,563 | 2,203 | 3,136 | 2,478 | 1,447 | 1,917 |
Год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
ПИИ | 2,367 | 2,083 | 2,207 | 1,953 | 2,671 | 2,684 | 2,203 | 1,189 | 1,622 |
Испанская компания ESFC предлагает долгосрочные прямые иностранные инвестиции для реализации крупных проектов в сфере энергетики, инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства, добычи и переработки полезных ископаемых и др.
Мы поможем выбрать оптимальную модель финансирования и будем содействовать плавной реализации инвестиций на любых жизненных стадиях вашего проекта.
Мы также предлагаем вам услуги лучших инжиниринговых компаний Испании, закладывая прочный технологический фундамент для успеха вашего бизнеса.
Прямые иностранные инвестиции для инновационных проектов
Инновационность бизнеса основана на умелом использовании знаний и технологий.
Однако внутреннего инновационного механизма часто недостаточно для создания соответствующего конкурентного потенциала, о чем свидетельствует разный уровень развития отдельных экономик, секторов или предприятий по всему миру.
Либерализация внешней политики, высокие затраты на науку, контроль и защита нематериальных активов сделали прямые иностранные инвестиции (ПИИ) одним из основных каналов доступа к ценным технологиям на развивающихся рынках.
В зависимости от преобладающих мотивов и ожиданий инвесторов, прямые иностранные инвестиции традиционно классифицируются на четыре основных типа:
• Поиск ресурсов. Инвестор, например, ищет природные ресурсы, рабочую силу или нематериальные ресурсы (технические решения, управленческий и маркетинговый опыт, а также организационные навыки), которые отсутствуют в стране происхождения или являются относительно более дорогими.
• Поиск рынка. Инвестиции связаны с стремлением к приобретению, расширению или поддержанию торговых точек, чтобы ограничить доступ конкурентов на рынок.
• Стремление к эффективности. Инвестиции предпринимаются, когда зарубежное предприятие позволяет более эффективно использовать ресурсы инвестора (например, более благоприятная структура рынка, более благоприятная экономическая политика).
• Расширение портфеля. Приобретение стратегических активов или поиск возможностей расширить портфель для поддержания или усиления конкурентной позиции обычно происходит путем покупки существующих компаний с активами или возможностями, в которых заинтересован инвестор (например, известный бренд, инновационные технологии, широкая дистрибьюторская сеть).
Возможности развития современной экономики и действующих в ней предприятий определяются понесенными расходами, особенно на приобретение знаний и технологий.
Факторы, способствующие созданию инноваций и конкурентных преимуществ, включают доступ к ресурсам, способность формировать отличительные компетенции (генерирование знаний, внедрение инноваций), а также гибкости бизнеса.
Следует констатировать, что инновационность и конкурентоспособность предприятий в XXI веке во многом определяется осведомленностью и степенью использования нематериальных ресурсов. Инновационные продукты, современные технологии и методы организации и управления определяют конкурентный потенциал хозяйствующих субъектов. По данной причине инновации и конкурентоспособность тесно связаны.
Наблюдения, проведенные в разных странах по всему миру, показывают, что прямые иностранные инвестиции, сопровождаемые передачей технологий, способствуют адаптации технологий, перемещению персонала между организациями, а также развитию вертикальных связей внутри сотрудничающих единиц и в логистических цепочках.
Наиболее важные выгоды от притока прямых иностранных инвестиций, влияющих на инновации и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, включают:
• Получение передовых технологий, включая иностранное оборудование и машины.
• Приобретение современных знаний благодаря партнерству с иностранными фирмами, включая передовые технические, финансовые и организационные знания.
• Человеческий капитал, то есть повышение квалификации кадров в зарубежной системе обучения, привлечение опытных специалистов из страны инвестора.
• Совершенствование методов управления: контроль затрат, финансовое планирование, управление ресурсами, эффективность работы, производительность.
• Значительное повышение конкурентоспособности бизнеса благодаря более легкому доступу к знаниям и капиталу иностранного инвестора.
• Рост национальной экономики благодаря широкому распространению решений, существующих в организациях, принадлежащих иностранным инвесторам.
Финансовая команда ESFC готова стать вашим надежным партнером в поиске международных партнеров для реализации самых амбициозных проектов.
Мы успешно сотрудничаем с компаниями и государственными агентствами во многих странах мира, предлагая кастомизированные решения для долгосрочного успеха.
Как правильно выбрать источник финансирования проекта
В условиях неопределенности бизнес ищет доступные источники финансирования для роста и расширения.
Когда речь идет о реализации крупных проектов в сфере энергетики, тяжелой промышленности или же инфраструктуры, компаниям могут потребоваться многие миллиарды евро на срок от 15 лет и более.
Прямые иностранные инвестиции могут быть основным источником финансирования вашего проекта или использоваться наряду с другими источниками, такими как банковские кредиты крупнейших банков Испании. Каждый проект требует индивидуального подхода.
В этом разделе мы перечислим основные источники финансирования бизнеса, объясняя их преимущества и недостатки.
Вы узнаете, как правильно выбрать источник финансирования.
Если вам необходимы долгосрочные прямые иностранные инвестиции для своего проекта, свяжитесь с ESFC.
В зависимости от бизнеса, отрасли, а также от стадии, на которой находится ваша компания, источники финансирования будут различаться.
Собственный капитал
Этот источник финансирования — лучший вариант при реализации любого проекта.
Вкладывая собственные средства, в случае неудачи вы не рискуете потерять заемные средства от других людей или учреждений и оказаться в долгах.
Кроме того, это самая дешевая опция финансирования проектов, так как бизнесу не нужно платить проценты. Собственные средства можно потратить на любые цели. Вы не обязаны отчитываться об этих расходах и согласовывать их с инвесторами. Эта свобода недоступна для большинства других доступных источников финансирования.
Прибыль бизнеса (самофинансирование)
Прибыль от предпринимательской деятельности — отличный источник финансирования новых проектов.
Во-первых, это самый дешевый источник. У компании не будет никаких затрат, связанных с получением денег, в отличие, например, от кредита.
К сожалению, многие крупные проекты требуют колоссальных инвестиций на ранних этапах, а достаточные денежные потоки они генерируют только спустя годы после запуска. По данной причине только крупные компании с прочным финансовым положением могут позволить себе данный источник финансирования.
Безвозмездные гранты
Гранты как источник финансирования проектов характеризуются тем, что они предоставляются для определенной цели государственными учреждениями.
Данная форма финансирования привязана к конкретному проекту. Обычно этот источник финансирования используется для реализации социально значимых проектов.
Дополнительное преимущество этого источника состоит в том, что после выполнения необходимых требований компания не будет возвращать полученные средства или будет возвращать только ограниченную их часть без процентов.
Лизинг
Лизинг остается широко востребованным источником финансирования бизнеса.
В соответствии с лизинговыми договорами вы можете использовать объект или оборудование, выплачивая определенную сумму в течение оговоренного срока. По истечении срока договора компания получает право выкупить используемый актив, если договором не предусмотрено иное условие.
В настоящее время лизинг представляет собой достаточно сложный и многообразный финансовый механизм, который включает ряд подвидов и моделей (например, хорошо известный леверидж-лизинг для реализации крупных проектов).
Лизинг рассматривается как одна из форм привлечения иностранных инвестиций для реализации крупных энергетических, промышленных и инфраструктурных проектов.
Факторинг
Факторинг — еще один источник финансирования бизнеса.
Возможность финансирования предприятия через факторинг становится все более популярной. Факторинг основан на том, что между вами и подрядчиком имеется посредническая компания, фактор.
Это компания, задача которой — оплатить поставленный товар или выполненную услугу подрядчику, а затем получить оплату. В зависимости от типа факторинга компания может полностью избавиться от риска взыскания долга или нет.
Преимуществом этого источника финансирования является моментальное получение средств за товары или услуги.
Вы можете сразу использовать деньги для выплаты своих обязательств или заказа еще одной партии материалов, необходимых для производства.
Банковские кредиты
Банковское кредитование — популярный источник финансирования крупных проектов в энергетическом, инфраструктурном и экологическом секторе.
В зависимости от финансового положения вашей компании, требования для получения такого финансирования могут варьировать. Недостатком этого источника привлечения капитала является его высокая стоимость, а также ограниченное время использования средств.
Помимо высоких процентов, существенным недостатком кредитов является минимальная свобода использования средств. Банк осуществляет жесткий контроль за использованием предоставленных средств на протяжении всего периода действия кредитного договора, предъявляя многочисленные требования к компании-заемщику.
Процедура получения кредитных средств, как правило, включает подачу заявки, анализ финансового положения компании, подписание кредитного договора с банком (группой банков) и перевод средств на счет заемщика.
Бизнес-ангелы
Бизнес-ангелы — это частные предприниматели, бизнесмены и инвесторы с большим опытом работы в отрасли, а также со значительными финансовыми ресурсами, которые могут инвестировать в конкретный бизнес.
Сотрудничество с бизнес-ангелом не ограничивается только вложением средств в вашу компанию.
Бизнес-ангел покупает часть акций компании и часто входит в правление, желая активно влиять на реализацию конкретного проекта. Бизнес-ангелы приносят компании не только деньги, но и свой профессиональный опыт, знания и деловые связи.
Венчурный капитал
Фонды венчурного капитала — это специализированные финансовые институты, инвестирующие в новые компании.
Как и в случае с бизнес-ангелами, венчурные фонды покупают акции определенной компании, что обеспечивает безопасность инвестиций.
Обычно венчурные фонды предоставляют средства для строительства нового объекта, открытия производственной линии, развития инфраструктуры и др. Они берут на себя большой риск и взамен ожидают значительного роста компании в короткие сроки, способствуя реализации конкретного проекта.
ESFC имеет хорошо налаженные деловые контакты с венчурными фондами и крупными предпринимателями в Испании и других странах Европы.
Мы поможем вашему бизнесу найти источник финансирования нового проекта на выгодных условиях.
Выпуск акций
Акции — это ценные бумаги, которые могут выпускаться акционерными обществами для привлечения дополнительного капитала.
Средства от выпуска акций являются источником финансирования, напрямую снабжающим компанию.
Полученные таким путем финансовые ресурсы могут быть использованы компанией как для текущих операций, так и в инвестиционных целях. Торговля акциями осуществляется через фондовые биржи в соответствии с действующими правилами и стандартами.
Выпуск облигаций
Облигации являются долговыми ценными бумагами и также могут служить источником финансирования проектов для многих компаний.
По сути, компания-эмитент облигаций берет взаймы у кредитора, который покупает облигации.
Выпуск облигаций, безусловно, является более дешевой альтернативой банковского кредита. Преимущество облигаций перед банковским кредитом — это более низкие проценты, а также отсутствие необходимости предоставлять какой-либо залог.
Все формы финансирования описаны очень кратко и содержат основную информацию.
Прежде чем принимать решение о финансировании, рекомендуем вам углубить эти знания. Как видите, существует большой выбор и разнообразие источников и методов финансирования предприятий.
В зависимости от вашего бизнеса, специфики конкретного проекта и стадии развития компании, вам следует выбирать те или иные источники финансирования.
Специалисты компании ESFC помогут сделать правильный выбор, основываясь на своем профессиональном опыте и понимании финансового рынка.
Ключевые рекомендации по привлечению долгосрочных инвестиций
Инвесторы представляют собой важное конкурентное преимущество для любой компании.
Исследование, проведенное Всемирным банком, подчеркивает прозрачность и стимулы как ключевые факторы в привлечении иностранных инвесторов.
Имея стабильную экономическую базу, бизнес должен выбирать правильную стратегию, чтобы привлекать новых инвесторов и удерживать их в долгосрочной перспективе.
Ниже мы перечислили самые важные условия для привлечения иностранных инвестиций:
• Поиск зарубежных партнеров.
Ключевым условием для получения иностранных инвестиций является создание сети заинтересованных компаний и организаций в разных частях мира.
ESFC готова выступить в качестве вашего гаранта и профессионального консультанта при поиске финансирования.
• Прозрачность и предсказуемость.
Инвесторы ищут компании, которые, как показывают исследования, предоставляют им четкие и точные данные. Компания, которая прозрачно демонстрирует свои отчеты о результатах, активах и проектах, привлечет внимание большего числа инвесторов.
• Государственные стимулы.
Потенциальные инвесторы ищут различные стимулы, включая межгосударственные соглашения, сокращение налогов и другие факторы, которые позволят им более эффективно использовать свои средства.
• Гарантии безопасности инвестиций.
При любом типе инвестиций гарантии являются ключом к удержанию или расширению долгосрочных финансовых потоков. Для этого важно объяснить организационные нюансы и предоставить инвестору правовую защиту, которая включена в инвестиционный процесс.
• Минимизация неопределенности.
Инвесторы рассматривают этот фактор как один из самых важных. Несмотря на стабильную ситуацию в принимающей стране, ваша компания должна предоставить детальный отчет с указанием любых неопределенностей и рисков для реализации проекта.
Чтобы эффективно управлять этими аспектами, важно нанять профессиональную команду, специализирующуюся на финансировании проектов.
Знание местного финансового рынка и международных рынков, а также всех связанных с этим факторов, создаст идеальные перспективы для улучшения отношений с потенциальными инвесторами.
Если вас интересует получение долгосрочных иностранных инвестиций, обратитесь к финансовым специалистам ESFC для бесплатной консультации в любое удобное время.
Обеспечение надлежащего притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны — Глава 2. Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика — Повестка дня на XXI век — Конвенции и соглашения
« Первая страница
Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года
Раздел I.
Социальные и экономические аспектыГлава 2. Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика
Программные области
С. Обеспечение надлежащего притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны
Основа для деятельности
2.23. Инвестиции имеют решающее значение для способности развивающихся стран обеспечивать необходимый экономический рост в целях повышения благосостояния населения и непрерывного удовлетворения его основных потребностей без истощения или ущерба для ресурсной базы, служащей фундаментом для процесса развития. Устойчивое развитие требует увеличения инвестиций, для чего необходимы внутренние и внешние финансовые ресурсы. Одним из важных источников финансовых ресурсов являются инвестиции иностранных частных компаний и возвращение вывезенного капитала, которое зависит от наличия благоприятных инвестиционных условий. На протяжении целого десятилетия многие развивающиеся страны сталкивались с чистым оттоком финансовых ресурсов, когда их финансовых поступлений оказывалось недостаточно для покрытия причитающихся платежей, особенно в связи с обслуживанием долга. В результате мобилизуемые внутренние ресурсы направлялись за рубеж и не использовались для инвестирования на местах в интересах поощрения устойчивого экономического развития.
2.24. Во многих развивающихся странах необходимым условием активизации процесса развития является скорейшее и долгосрочное решение проблем внешней задолженности, учитывая тот факт, что для многих развивающихся стран бремя внешней задолженности представляет собой серьезную проблему. Бремя платежей в счет обслуживания долга этих стран серьезно ограничило их возможности в плане наращивания темпов роста и борьбы с нищетой и привело к сокращению импорта, капиталовложений и потребления. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Непрерывное и энергичное осуществление изменяющейся стратегии в области внешней задолженности направлено на восстановление финансовой стабильности стран-должников в отношениях с внешними партнерами, а возобновление их роста и развития будет способствовать достижению цели устойчивого роста и развития. В этом контексте существенно важно предоставить развивающимся странам дополнительные финансовые ресурсы и эффективно использовать такие ресурсы.
Цели
2.25. Конкретные потребности в связи с осуществлением секторальных и межсекторальных программ, включенных в Повестку дня на ХХI век, рассматриваются в соответствующих программных областях и в главе 33 (Финансовые ресурсы и механизмы).
Деятельность
а) Выполнение международных целевых показателей финансирования по линии официальной помощи в целях развития
2.26. Согласно главе 33 для поддержки программ Повестки дня на ХХI век должны быть предоставлены новые и дополнительные ресурсы.
b) Решение проблемы задолженности
2.27. В связи с внешней задолженностью коммерческим банкам признается, что был достигнут прогресс в реализации стратегии по консолидации долга, и следует поощрять ее ускоренное осуществление. Некоторые страны уже добились позитивных результатов благодаря проведению рациональной политики перестройки в сочетании с сокращением задолженности коммерческим банкам или принятием аналогичных мер. Международное сообщество призывает:
a) прочие страны, имеющие значительную задолженность банкам, заключить соглашения со своими кредиторами об аналогичном сокращении задолженности коммерческим банкам;
b) стороны такого соглашения уделять должное внимание как проблеме сокращения среднесрочной задолженности, так и потребностям страны-должника в новых финансовых средствах;
c) многосторонние учреждения, активно участвующие в осуществлении стратегии консолидации внешней задолженности, по-прежнему поддерживать пакеты мер по сокращению задолженности коммерческим банкам с целью обеспечения того, чтобы объем такого финансирования соответствовал изменяющейся стратегии в отношении задолженности;
d) банки-кредиторы участвовать в процессе сокращения объема задолженности и выплат в счет обслуживания задолженности;
e) активизировать политику по привлечению прямых капиталовложений, предотвращению возрастания задолженности до недопустимого уровня и содействию возвращению вывезенного капитала.
2.28. Что касается задолженности двусторонним кредиторам по государственной линии, то Конференция приветствует меры, недавно принятые Парижским клубом в отношении более благоприятных условий уменьшения бремени задолженности самых бедных стран с наибольшей задолженностью. Конференция приветствует предпринимаемые усилия по осуществлению этих мер на основе Тринидадских условий в форме, согласующейся с платежными способностями этих стран и обеспечивающей дополнительную поддержку их мероприятий по проведению экономических реформ. Конференция также приветствует значительное сокращение двусторонней задолженности, предпринятое некоторыми странами-кредиторами, и призывает другие страны, имеющие возможность сделать это, принять аналогичные меры.
2.29. Конференция высоко оценивает усилия, предпринимаемые странами с низким уровнем доходов и значительным бременем задолженности, которые ценой больших издержек продолжают обслуживать свою задолженность и сохранять свою платежеспособность. Необходимо уделить особое внимание их потребностям в ресурсах. Надлежащего внимания заслуживают и другие находящиеся в тяжелом положении развивающиеся страны, которые прилагают большие усилия, с тем чтобы продолжать обслуживать свою задолженность и выполнять свои внешние финансовые обязательства.
2.30. В связи с многосторонней задолженностью настоятельно рекомендуется уделить серьезное внимание продолжению работы по изысканию ориентированных на обеспечение роста путей решения проблемы развивающихся стран, сталкивающихся с серьезными трудностями в области погашения задолженности, включая страны, в основном имеющие задолженность кредиторам по государственной линии или многосторонним финансовым учреждениям. Особенно в случае стран с низким уровнем доходов, находящихся в процессе осуществления экономических реформ, весьма необходима поддержка со стороны многосторонних финансовых учреждений в форме предоставления новых средств и использования их ресурсов на льготных условиях. Следует продолжить практику использования групп поддержки при выделении ресурсов для урегулирования просроченной задолженности стран, приступивших к осуществлению программ масштабных экономических реформ с помощью МВФ и Всемирного банка. Высоко оцениваются меры, принимаемые многосторонними финансовыми учреждениями, и в частности рефинансирование выплаты процентов по нельготным кредитам с помощью обратных потоков средств МАР — «меры пятого измерения».
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
См. главу 33 (Финансовые ресурсы и механизмы).
Уроки опыта № 5: Прямые иностранные инвестиции
Резюме
Дейл Р. Вайгель, Нил Ф. Грегори и Дилип М. Уэгл
Иностранные инвестиции в форме займов или акционерного капитала являются важным источником капитала для роста в развивающихся странах. Инвестиции в акционерный капитал могут быть либо косвенными (портфельными), либо прямыми, известными как прямые иностранные инвестиции (ПИИ). ПИИ делают гораздо больше, чем просто обеспечивают развивающиеся страны финансированием их роста. Это приносит им новые технологии, методы управления, а также доступ к рынку. ПИИ могут стимулироваться эксплуатацией запатентованных технологий или природных ресурсов или доступом к рынкам.
Роль ПИИ в развивающихся странах
Прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны имеют долгую историю. Со временем он колебался, поскольку инвесторы реагировали на изменения инвестиционной среды, включая политику правительства в отношении прямых иностранных инвестиций и более широкую основу экономической политики. Таким образом, тенденции в области ПИИ отражали изменения в политике развивающихся стран, начиная с замещения импорта в 1950-х и 1960-х годах и заканчивая развитием, ориентированным на природные ресурсы, в XIX веке.70-е годы, структурная перестройка и переход к рыночной экономике в 1980-х годах и возросшая роль частного сектора в 1990-х годах.
ПИИ в развивающихся странах поступали в основном в обрабатывающую и обрабатывающую промышленность. Традиционно они были сосредоточены в небольшой группе стран, что отчасти отражает размер их экономики и отчасти их привлекательность в качестве места для ПИИ. В прошлом привлекательность была тесно связана с обладанием природными ресурсами или большим внутренним рынком. С переходом к глобализированному производству и торговле конкурентоспособность как места для инвестиций и экспорта стала основным фактором, определяющим привлекательность. Крупнейшей развивающейся страной, принимающей ПИИ, является Китай, но Восточная Европа стала новым важным местом для ПИИ. ПИИ также достигли беднейших стран. Хотя фактические суммы инвестиций, как правило, невелики, что отражает небольшой размер их экономики, потоки ПИИ по отношению к ВВП в более бедных странах такие же высокие, как и в более богатых странах. Однако страны Южной Азии и Африки к югу от Сахары отстают по объему потоков ПИИ по отношению к ВВП.
Долгое время ПИИ поступали почти исключительно из крупных промышленно развитых стран. В последнее время источники ПИИ в развивающихся странах расширились, и многие развивающиеся страны стали самостоятельными источниками, особенно для своих регионов. Региональные связи также важны для ПИИ из развитых стран.
Недавние тенденции к глобализации моделей производства и потребления привели к резкому увеличению глобальных ПИИ. В то же время либерализация торговли и инвестиций вовлекла в глобальную экономику больше развивающихся стран. Это привело к резкому увеличению потоков ПИИ в развивающиеся страны, которые увеличились в пять раз с 1990 по 1995 г. и превысили 100 млрд. долл. США в 1996 г. Этот рост пришелся главным образом на 12 крупных развивающихся стран, отчасти отражая размер их экономики. Таким образом, только Китай получил 167 миллиардов долларов в период с 1990 по 1996 год (в ценах 1996 года). ПИИ, которые уже составляют значительную часть экономики многих развивающихся стран, скорее всего, останутся на высоком уровне в обозримом будущем.
Политика также сыграла свою роль в этом увеличении. Индия, следующая по численности населения развивающаяся страна после Китая, получила лишь 0,2 процента ВВП в виде притока ПИИ по сравнению с 5,4 процента ВВП Китая. Поскольку обе страны являются густонаселенными странами с низким доходом, различия в численности населения или уровне доходов не объясняют это несоответствие. До 1982, Индия получила больше ПИИ по отношению к ВВП, чем Китай. Что изменилось, так это позиция Китая по отношению к иностранным инвесторам. После многих лет строгого регулирования ПИИ Китай начал понимать, что может внести долгожданный вклад в модернизацию и интеграцию в мировую экономику. Это нашло отражение в изменении структуры политики, на которую быстро отреагировали иностранные инвесторы. Однако с 1992 года шаги Индии по экономической либерализации также оказали положительное влияние на потоки ПИИ и свидетельствуют о ее будущем потенциале.
ПИИ привлекают не только экономические гиганты с большими внутренними рынками. Страны всех размеров, находящиеся на разных этапах развития, со всего мира привлекли ПИИ на сумму более 5 процентов ВВП, включая Чехию и Малайзию. Что их объединяет, так это развивающаяся политическая основа, привлекательная для иностранных инвесторов.
Содействие ПИИ посредством консультирования по вопросам политики
IFC была создана для поощрения частных инвестиций в развивающихся странах, включая ПИИ. Это была одна из многих международных инициатив, направленных на поощрение ПИИ, включая двусторонние торговые соглашения, двусторонние и многосторонние финансовые учреждения и программы поощрения инвестиций. Вместе с другими членами Группы Всемирного банка IFC создала Консультативную службу по иностранным инвестициям (FIAS) в 1989 для консультирования развивающихся стран по вопросам политики поощрения ПИИ. С тех пор она по-разному помогла более чем сотне стран. Его рекомендации принимают различные формы: от диагностических исследований, дающих обзор ограничений для ПИИ, до исследований инвестиционной политики, дающих конкретные решения для конкретных вопросов или секторов, или для создания институтов, сопровождающих изменения политики и стратегии продвижения. Диалог по основам политики для ПИИ также происходит в контексте другой консультационной работы IFC и проектного финансирования.
Правильная политическая среда
Многие факторы влияют на приток прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, но самый очевидный из них часто упускается из виду: а именно, готовность развивающихся стран допустить это. Исторически сложилось так, что многие страны устанавливали обременительные ограничения на объем ПИИ, даже когда стремились их стимулировать. Неизбежно, это действовало как сдерживающий фактор.
Ограничения на приток ПИИ принимали различные формы, включая ограничения на вход в определенные сектора, сложные механизмы утверждения, высокие налоги и сложные режимы стимулирования, ограничения на долю иностранной собственности и ограничения на использование земли и иностранной рабочей силы. Ограничения были введены по многим причинам, в том числе опасения по поводу чрезмерного иностранного влияния и потери национального богатства, желание поощрять местное предпринимательство и рабочих, а также желание добиться передачи технологий и методов управления. Лишь сравнительно недавно ряд развивающихся стран снизили свои ограничения.
Более широкие политики также имеют значение. Либеральный режим торговли и платежей стимулирует ПИИ. Часто импорт приводит к инвестициям и производству для мирового рынка. Либеральные платежные системы позволяют иностранным инвесторам воспользоваться этими возможностями. Ряд других административных барьеров, часто долгое время не осознаваемых, сдерживают ПИИ. Важные барьеры включают исключение иностранных инвесторов из права собственности на землю, ограничения на использование иностранной рабочей силы и требования в отношении различных разрешений и согласований.
Большая роль государства в экономике также может сдерживать ПИИ, будь то за счет контроля над ценами, методов получения ренты от эксплуатации природных ресурсов и монополий или за счет наличия сектора крупных государственных предприятий. Методы приватизации могут иметь большое прямое влияние на приток ПИИ, равно как и структура прямых продаж и процесс продаж. Приватизация также может оказывать положительное косвенное воздействие на ПИИ. Хотя очень высокие эффективные налоговые ставки могут сдерживать ПИИ (и некоторые инвестиции особенно чувствительны к налоговым ставкам), избирательные стимулы могут быть как дорогостоящими, так и неэффективными для привлечения ПИИ. Попытки наладить внутренние связи с иностранными предприятиями, как правило, также были контрпродуктивными.
Наконец, правильного определения политик может быть недостаточно; может также потребоваться активное поощрение инвестиций, если только внутренний рынок не является достаточно привлекательным для ПИИ. Эффективное продвижение включает создание имиджа, привлечение инвестиций и обслуживание инвесторов, чтобы повлиять на инвестиционные решения. Излишне говорить, что продвижение без хорошей политики не сработает.
Содействие ПИИ посредством проектного финансирования
IFC инвестирует в развивающиеся страны во всех частях мира с 1958, в более чем пятистах компаниях с иностранными инвесторами. Инвестиции IFC были широко распространены среди стран, даже самых бедных. Корпорация была одним из первых инвесторов в новые и рискованные направления для ПИИ и работала с инвесторами из многих разных стран, поддерживая ПИИ в самых разных секторах. Иногда даже крупнейшие транснациональные корпорации находят преимущества в совместном финансировании с IFC, а правительства развивающихся стран часто приветствуют присутствие IFC в своих предприятиях.
Проекты IFC были в основном успешными и прибыльными, несмотря на порой сложные инвестиционные условия. Две трети финансируемых проектов были спонсированы иностранными спонсорами, и почти две трети из них были организованы как совместные предприятия с местными партнерами. В них иностранный спонсор обычно отвечает за повседневное управление или техническую поддержку. У пятой части проектов есть местные спонсоры, которые привлекают иностранных партнеров для обеспечения доступа к технологиям, управленческому опыту или маркетинговой поддержке. Проекты с равными долями между иностранными и местными партнерами оказались относительно плохими.
До 1980-х годов большинство проектов IFC с прямыми иностранными инвестициями осуществлялись в странах с жестко регулируемой экономикой, что влияло на относительную привлекательность продукции для внутреннего и внешнего рынков. В результате немногие проекты ПИИ были основаны на международных конкурентных преимуществах. Вместо этого они были ориентированы на производство для защищенных внутренних рынков или эксплуатацию природных ресурсов развивающихся стран. Не было инвестиций в неторгуемые товары, такие как инфраструктура. Политическая среда также повлияла на структуру собственности проектов, при этом несколько полностью принадлежащих иностранцам предприятий. Эти закономерности отражаются в типах продуктов и странах и влияют на характер выполнения проекта. Проекты работали лучше на открытых, чем на защищенных рынках, и еще лучше с контрактными маркетинговыми механизмами.
С 1980 года в составе портфеля прямых иностранных инвестиций IFC произошли заметные изменения, которые ускорились в 1990-х годах. Проекты все чаще основываются на производстве для мировых рынков или поставке неторгуемых товаров, и растет зависимость от договорных маркетинговых механизмов. Усилился иностранный контроль, увеличился контрольный пакет проектов, принадлежащих иностранным инвесторам, и больше проектов, полностью принадлежащих иностранцам. Приватизация привлекла иностранных инвесторов во многие ранее местные предприятия. Это отражается в изменении странового состава портфеля, изменении отраслевого состава и улучшении показателей последнего портфеля.
Правильная структура проектов
Структура проектов IFC с прямыми иностранными инвестициями отражает политические ограничения, в условиях которых они были сформированы, причем большинство из них принимает форму совместных предприятий. Хотя совместные предприятия являются распространенной формой организации бизнеса, они по своей природе хрупки. Принудительное партнерство реализовать труднее, особенно когда оно связано с государственными предприятиями, а равноправное партнерство было проблематичным. Ограничения на иностранное участие также препятствуют эффективной структуре проектов. Иногда они приводили к сокращению обязательств спонсоров по покрытию дополнительных расходов или решению управленческих проблем. Они также призвали иностранных спонсоров найти альтернативные способы получения прибыли от предприятия. На структуру проектов ПИИ также влияют ограничения на капитальные трансферты. Проекты ПИИ были подвержены задержкам и перерасходу средств, в том числе вызванным обширным государственным регулированием. Жесткое регулирование проектов ПИИ снижает их гибкость в плане реагирования на изменения.
Однако при тщательной разработке проекта совместные предприятия могут быть успешно реализованы. Важно обеспечить надлежащие механизмы управления посредством, например, контракта на управление; четкие механизмы финансирования; и тщательное рассмотрение интересов каждого партнера в качестве подрядчика предприятия или владельца соответствующих активов.
Получение большего от ПИИ
Правительства стремятся максимизировать выгоды от ПИИ и свести к минимуму вредные побочные эффекты. Ограничительная экономическая политика уменьшила выгоды и увеличила затраты на ПИИ за счет безвозвратных издержек регулирования, экономических издержек защиты, неэффективных структур проектов, поощрения использования трансфертного ценообразования для репатриации прибыли и бюджетных потерь от налоговых льгот. Недавно страны, прошедшие либерализацию, больше выиграли от ПИИ. Ожидается, что этот процесс будет продолжаться без серьезных изменений, поскольку все больше и больше стран осознают преимущества более либеральной политики в отношении ПИИ.
Глобальная интеграция будет и впредь стимулировать потоки ПИИ везде, где ей открыта экономическая среда. Глобализация будет все больше стирать различие между иностранными и отечественными предприятиями, а также между развитыми и развивающимися странами. Страны, открытые для иностранных инвестиций, могут участвовать в растущем глобальном процветании, которое приносит глобализация.
Тем не менее, для создания благоприятных условий для ПИИ остается большая незавершенная программа реформы политики. Некоторым странам, добившимся прогресса в сокращении ограничений, в том числе тем, которые уже получают большие объемы ПИИ, еще предстоит пройти определенный путь к созданию полностью открытой среды для ПИИ. Многие другие страны только начали пересматривать свою политику в отношении ПИИ или влияние своей общей экономической политики на потоки ПИИ. Тем не менее, эти страны не упустили свой шанс участвовать в глобальных потоках ПИИ. Быстрый рост объемов ПИИ в последние годы показал, что это не игра с нулевой суммой. По мере того, как все больше стран будут открываться для ПИИ, глобальная интеграция будет усиливаться, что приведет к увеличению общего потока ПИИ. Поэтому задача на будущее состоит в том, чтобы открыть больше стран и секторов для прямых иностранных инвестиций, тем самым предоставив возможности для экономического развития большей части развивающегося мира.
Этот отчет входит в серию публикаций о развитии частного сектора, которые IFC выпускает в серии «Уроки опыта».
Прямые иностранные инвестиции — ресурсы данных о прямых иностранных инвестициях и помощи
Добро пожаловать
Это руководство служит отправной точкой для исследователей, использующих числовые данные для проектов, связанных с прямыми иностранными инвестициями и иностранной помощью.
Прямые иностранные инвестиции
Статистика платежного баланса — МВФ (Международный валютный фонд)
Эта база данных предоставляет ежегодные совокупные и подробные временные ряды платежного баланса и статистики международных инвестиций для отдельных стран. Он также предоставляет мировые и региональные данные. Приведены описания методологий отдельных стран, методов составления и источников данных.
Координированное обследование прямых инвестиций — МВФ (Международный валютный фонд)
Подробные двусторонние данные о прямых инвестициях. Ежегодно с 2009 года.
Координированное обследование портфельных инвестиций — МВФ (Международный валютный фонд)
Подробные двусторонние данные портфельных инвестиций. Ежегодно с 2001 г.
Данные EIU по странам (Гарвардский логин) — Economist Intelligence Unit
Включает данные о прямых иностранных инвестициях на уровне страны. Различные переменные ПИИ можно найти в ряду иностранных платежей. База данных предоставляет актуальные данные за 1980-настоящее время, с прогнозами до 2030 года. Этот ресурс позволяет пользователю выбирать страны, серии и количество лет.
База данных прямых иностранных инвестиций — ЮНКТАД (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию)
Содержит совокупные данные о притоке и оттоке по более чем 190 различным странам. В эту базу данных также включены данные об объемах входящих и исходящих прямых иностранных инвестиций. Инвестиционный веб-сайт ЮНКТАД обеспечивает доступ к дополнительной информации, включая Доклад о мировых инвестициях.
Статистика международного долга — Всемирный банк
Отслеживает ежегодное движение международных потоков капитала в развивающиеся страны. Ранее назывался Global Development Finance. Также включен в базу данных показателей мирового развития (WDI).
Международная статистика прямых инвестиций — ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития)
Данные доступны по странам и промышленным секторам. Большинство переменных доступны с 1982 г. по настоящее время. Эта база данных позволяет пользователю выбирать данные (страна-партнер, приток, отток, позиция притока, позиция оттока, страна отчетности и количество лет) и выбирать формат загрузки.
Международная экономическая отчетность — BEA (Бюро экономического анализа)
Включает данные о прямых иностранных инвестициях в США и прямых инвестициях США за рубежом.