Позитивная черта конкуренции – —

Черты конкуренции позитивные и негативные таблица

2.монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;

3.олигополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар;

4.потенциальная конкуренция, которая может иметь место вследствие вхождения в отрасль, проникновения на рынок новых фирм; 5.недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены.


По масштабам она бывает внутриотраслевая, межотраслевая, региональная и международная.

По методам: ценовая и неценовая.

По условиям продажи различают четыре типа рыночной структуры – совершенная конкуренция(свободная или чистая), монополистическая конкуренция, омиополия, чистая монополия.

Конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народно – хозяйственных пропорций, как способ ориентации предпринимателя на повышение эффективности хозяйства и является основным способом взаимодействия рыночных субъектов.

2. Совершенная конкуренция действует в таких средах, где существует достаточно много разных продавцов и покупателей идентичного товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.


Лицензируется деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, банков, изготовление спиртных и табачных изделий и т.д.

Важным видом юридических барьеров, рождающих и защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические разработки.

Естественные барьеры

В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.

Естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объект

yuran.su

плюсы и минусы данного явления

Евгений Смирнов
#
Бизнес-словарь

Две стороны влияния конкуренции

Для потребителя основным плюсом конкуренции является ассортимент и цена предлагаемого товара. Негативно же сказываются экономические кризисы и загрязнение окружающей среды, которые чаще всего тоже вызваны конкуренцией.

  • Преимущества конкуренции
  • Недостатки конкуренции
  • Достижение баланса
  • Поиск компромиссных решений

Конкуренция между компаниями позволяет дать потребителям выбор в пользу тех или иных продуктов и услуг. Необходимо отметить, что конкуренция может иметь как положительные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться в них.

Преимущества конкуренции

Наличие конкуренции вынуждает компании работать над эффективностью своей деятельности, используя различные способы, позволяющие улучшить производительность с целью достижения максимальных результатов. Отметим, что новые проблемы для ведения бизнеса и потребления могут создаваться ежедневно, предоставляя компаниям отличные возможности для инноваций.

Правильная конкуренция, которая подразумевает свободу от монополий, довольно серьезно привлекает инвесторов для увеличения валового внутреннего продукта. Таким образом, одним из преимуществ конкуренции также можно назвать и то, что она позволяет абсолютно любому человеку, имеющему специализированные навыки, создавать что-то лучшее, чем на сегодняшний день предлагает рынок. Среди основных преимуществ конкуренции можно выделить:

  1. Необходимость регулярного поиска новых производственных возможностей.
  2. Совершенствование технологий, которые используются.
  3. Стимуляция повышения качества товаров и услуг.
  4. Снижение затрат.
  5. Ориентирование на товар, спрос на который самый большой.
  6. Повышение качества продукции.

Недостатки конкуренции

Позитивные черты конкуренции также способствуют и тому, что появляются отрицательные последствия. Прежде всего, к ним относится непропорциональное распределение инвестиций. Деньги вкладываются в самые прибыльные каналы, что сказывается на социальной составляющей бизнеса.

Государства, предоставляющие свои производственные мощности для иностранных компаний, могут сотрудничать с компаниями, которые предлагают невыгодные условия труда работникам, в частности, низкий уровень заработной платы.

Экономисты часто заявляют о том, что фундаментальным недостатком конкуренции является уменьшение количества человеческого труда, требуемого для осуществления производства тех или иных товаров. Использование роботизированного оборудования может заменять рабочую силу. Общий список негативных последствий конкуренции выглядит так:

  1. Банкротство многих предприятий.
  2. Экономические кризисы, рождающиеся в погоне за сверхприбылью.
  3. Нерациональное использование природных и человеческих ресурсов.
  4. Жесткая манера ведения бизнеса, результат которой – полное разорение отдельных предприятий, а иногда даже целых государств.

Достижение баланса

Достигнуть баланс между плюсами и минусами конкуренции крайне важно. В противном случае может возникнуть настоящий экономический коллапс. Оценка рыночной системы должна выполняться на основании того, каким образом осуществляется производство товаров и услуг. Важно также определить, может ли имеющаяся система адаптироваться под внесенные изменения.

В связи с тем, что рыночная система основывается на принципе того, что каждый из участников рынка действует в своих личных интересах, производители продукции очень часто стремятся заполучить максимальную прибыль. Потребители осуществляют продвижение своих интересов, осуществляя поиск самых низких цен и высшего качества.

Теорию рыночной экономики можно назвать эффективной, так как рыночная капиталистическая система направлена на процесс производства товаров с минимумом затраченных ресурсов. Те, кто действуют рационально, не будут выбрасывать денежные средства или свои ресурсы «на ветер». Именно поэтому, очень часто, прибыль увеличивается благодаря стремлению к минимизации отходов.

Говоря про достоинства и недостатки конкуренции, нельзя не сказать и про результаты рынка, которые не всегда можно назвать справедливыми. Здесь можно привести очень простой пример. Востребованный музыкант зарабатывает намного больше, чем слесарь. Это обусловлено тем, что поклонники готовы платить много денег за посещение концертов. В свою очередь, работа слесаря более сложная, требует физической выносливости и квалифицированных знаний.

Поиск компромиссных решений

С отдельными продуктами и услугами, рыночная экономика справиться не может. Именно по этой причине крайне важно находить компромиссные решения, которые не будут ухудшать ситуацию, происходящую на рынке. В данном случае, рыночную экономику необходимо дополнить государственными службами, осуществляющими регулирование рынка.

К примеру, если идет речь про оборону государства, то ответственным в этом вопросе должно быть правительство страны, а не ряд частных компаний, работающих в этой сфере деятельности и ведущих конкуренцию между собой.

Понравилась статья?

Оценить статью

на основе оценок; рейтинг - из 5

Поделись в соц.сетях

Добавить комментарий

Вам понравится

delen.ru

Позитивные и негативные черты конкуренции

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География

xn--e1aogju.xn--p1ai

52. Элементы теории закупок (Позитивный и негативный отбор на рынке чистой конкуренции)

Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.

 Рассмотрим  достоинства совершенной конкуренции.

 В условиях совершённой конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается  равенство  MR=MC=AC=P

 Конечно, в течение короткого отрезка  времени в условиях совершенной  конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

 Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P=MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать её за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции  были выше цены (AC>P), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (AC<P), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объём производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм  рано или поздно свёл бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создаёт ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более  современное и эффективное оборудование, третьи – более квалифицированных работников,  четвёртые – наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

 В экономической теории существует  следующее объяснение этого парадокса:  предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие – большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т.д.

 Таким образом, вся экономия, полученная за счёт более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.

 Вместе  с тем совершенная конкуренция  не лишена и ряда недостатков:

Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия в масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.

Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры (например, монополистическая конкуренция и часто олигополия) - порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукта расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворить предпочтения покупателя. Критики чистой конкуренции также указывают на то, что поскольку она не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, постольку эта модель рынка не благоприятствует совершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых.

   Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции  не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *