Надо ли стремиться к славе и богатству: Человек всю жизнь стремиться к богатству, к славе, но на смертном ложе он бывает рад обменять все это на лишний год жизни, чтобы продлить срок своего …

Разговор о богатстве / Православие.Ru

Богач и Лазарь. Икона на стекле. Галина Кузьменко-Кузнецова
В конце 1960-х в мировой кинематограф ворвался Брюс Ли. Загадочный Восток в его подаче приобрел боевую окраску. Появился и быстро развился новый жанр кино – «кун-фу фильм». Вслед за кошачьими криками с экрана и молниеносными движениями бьющих рук и ног последовала волна массового увлечения боевыми восточными единоборствами. Дошла эта волна со временем и до Советского Союза. Дошла с заметным опозданием из-за «железного занавеса» и информационной закрытости. Но дошла, и тысячи молодых людей ушли в подвалы, чтобы бить боксерские груши и выжимать штанги. Ушли в парки и скверы, чтобы по утрам делать растяжку и разучивать непривычные движения. Многие со временем, вопреки дефициту тренеров и отсутствию материальной базы, достигли немалых успехов.
И вот перед их мысленным взором, тех, кто достиг успехов, возник вопрос: Что дальше? «Я умею бить», — сказали они. Теперь нужно понять: кого бить? Или – зачем бить?

Те, у кого возник первый вопрос (кого?) со временем могли найти применение полученным навыкам в различных «бригадах». Страна разваливалась, и вскоре возник хороший спрос на умение действовать кулаком и пяткой, локтем и ребром ладони. А вот у тех, кто спрашивал «зачем?», все было сложнее и правильнее. Они поняли, что невелик подвиг сломать человеку нос или ребра. Они стали почитывать не только методички по технике нанесения ударов, но и философскую литературу. А литература эта, между прочим, говорила, что лучший бой это тот, который не совершился; что думать важнее, чем бить; что победа над собой – самая важная победа, и проч. Так мысленное поле одних сузилось до прикладных навыков, а у других расширилось до серьезных вопросов.

Точно такой же механизм в самых разных видах человеческой деятельности.

Например, в отношении богатства.

***

Богатство это, несомненно, философская категория. Говоря по хорошему, богат не тот, кто имеет много, но тот, кому хватает того, что есть.

Но с точки зрения грубого материализма, владелец стада коров богаче обладателя одной коровенки. И тут мы натыкаемся на специфическую проблему. А именно – богатство располагает к философии, то есть к размышлению о смыслах. Богатство рождает вопрос «зачем?» Точно так же, как человек, овладевший приемами борьбы, спрашивает себя, что теперь с этими навыками делать?

У владельца одной коровы такие вопросы не возникают. Его корова – главный признак достатка, она – кормилица. А вот владелец целого стада должен думать, зачем ему это стадо, и что дальше? Есть, конечно, очень простой ответ: дальше хочется быть еще богаче и иметь еще одно стадо. Но это тупиковый ответ. Потому что, мысленно двигаясь этим путем, мы придем к третьему стаду, четвертому.

В конце концов придем к обладанию всеми коровами мира. И вот тогда-то, когда в области ума вопрос получил абсурдный ответ, вопрос «зачем?» засияет с новой силой, почти убийственной.

Богатому человеку нужно или найти готовую идею, или придумать свою собственную, но так, чтобы эта идея оправдывала богатство в его собственных глазах. Думать надо.

***

Кстати, думать очень тяжело. Богатый человек знает это лучше бедного. Всю свою жизнь с момента обретения богатства, он чувствует себя заложником своего движимого и недвижимого имущества. Он чувствует себя приставником к имению, почти – обслуживающим персоналом, напичканным то страхом, то гневом, то завистью, то калькуляцией. Голова пухнет, виски седеют, сон отлетает от подушки. Ради чего? Слава и власть ведь притягательны только по мере стремления к ним. После достижения они из вожделенной цели превращаются в тяжкое бремя. И особенно угрожающей ситуация становится на фоне мыслей о смерти.

Мы не будем пока (намеренно) говорить об этой всеобщей и грозной, всех ожидающей реальности. Мы позволим себе сделать вид, что не помним о смерти и не думаем о ней. Позволим ей со зловещей и безмолвной улыбкой ожидать нас за одним из жизненных поворотов.

Скажем вначале пару слов о том, что более близко и понятно — о детях.

***

Они менее философичны, чем их родители. Вопрос «зачем?» их либо вовсе не мучит, либо мучит с большим опозданием. Все, что их окружает, все, чем они пользуются, воспринимается чаще всего, как нечто само собой разумеющееся. Если миллионер «в первом поколении» может вспомнить вкус консервы в студенческом общежитии, то у его детей такой возможности нет в помине. Сравнивать разные уровни достатка, разные степени нужды и изобилия, исходя из собственного опыта, дети не могут. Детям богатых людей изначально созданы все условия для того, чтобы тратить, не задумываясь, и жить, не экономя. У них есть все шансы для воспитания в себе всех видов высокомерия и презрения к бедному, простому, обычному человеку.

«Странно, что многие люди голодают. Неужели им трудно позвонить в колокольчик и вызвать слугу с обедом?», — говорила одна особа «голубых кровей» после прочтения в газете заметки о голодающих. Можно смеяться над этой смесью цинизма с идиотизмом, но это правда. Пропасть непонимания, рожденная жизнью в разных мирах, есть самая глубокая и опасная пропасть.

Давно замечено, что наследственная аристократия более всех других общественных прослоек подвержена риску вырождения. То, что одни поколения собирали долгими годами и зарабатывали потом и кровью, другие поколения получили по праву наследства. Без пота и крови, но что самое печальное, часто без малейшего осознания величины наследства и ответственности за него. В силу этой легкости они владеют искусством проматывать за годы то, что собиралось столетиями. И поэтому умный представитель элиты должен быть озабочен вопросами воспитания своего потомства больше, чем всеми остальными проблемами. Доступность всех удовольствий при отсутствии всякой ответственности он должен считать своеобразным проклятием.

***

Нам, возможно, случалось читать или слышать о миллионерах, которые заставляют своих детей в период каникул продавать мороженое или развозить пиццу на мотороллере. В нашей стране такие новости представить трудно. Но это, надеемся, явление временное. Поскольку приучение детей к труду и адекватной оценке жизни это для элиты не вопрос досуга, а вопрос выживания.

Это – один из видов профилактики ранней и бессмысленной смертности среди потомков богатых. Поскольку риск подохнуть в VIP-клубе от наркотической передозировки или разбиться вдребезги на папиной машине заметно снижается у людей, знающих цену куску хлеба. Еще это – способ умножить родительское достояние и, что самое главное, правильно его применить.

В отечественной истории есть пример – киевский губернатор Иван Фундуклей. Этот сын миллионера и впоследствии мультимиллионер был воспитан на хлебе и воде. Отец долгими годами держал его на мелких чиновничьих должностях, прививая сыну аккуратность, трудолюбие и честность. Впоследствии Фундуклей на всех высоких должностях удивлял людей чудотворным сочетанием опытности в делах, щедрости к нуждающимся и личной неприхотливости. Это был пример человека, использующего богатство, как средство мудрого служения обществу.

Тяжесть богатства такова, что обладающий им человек как бы привязан к ответственности, словно гребец на галере привязан к веслу. Деньги, как вода застаиваются и гниют без движения. Они же, как наводнение опасны, если не ты владеешь ими, а они — тобой. Может показаться, что богатство рождает свободу. На самом деле оно дарит иллюзию свободы, а настоящую свободу, легкость и покой отнимает. Все это понимает человек довольно поздно, да и то – не каждый. И пока одни богатому человеку завидуют молча, другие вслух клянут его на всех перекрестках, третьи – составляют планы как бы его богатство украсть, сам он должен переживать о тысячах вещей.

Среди этих тысяч главным вопросом является: не потерять из-за денег и дел, связанных с ними, самых родных людей.

***

Люди важнее всего. Ради людей зарабатываются деньги и на людей они должны быть правильно потрачены. С одними людьми деньги могут приходить. С другими исчезать. Например, нажитое за годы с законной женой можно в недели развеять по ветру с любовницей. Да, господа. Одни люди приносят с собой благословение, другие – проклятие. С одними людьми деньги находятся, с другими – теряются. Но лучше терять деньги из-за людей, чем людей из-за денег.

Наш разговор странно разросся. Видимо, тема сложна и кратким словом от нее не отмахнешься. Мы успели задать вопрос «зачем?», но не успели дать исчерпывающего ответа. Затронули тему детей. Упомянули вскользь проблему отношения с женщинами. Даже о смерти сказали слово и тут же сделали вид, что ошиблись адресом. В общем, богатство по определению вещь сложная. И вместо того, чтобы бездумно к нему стремиться или тупо завидовать тем, кто уже достиг цели, нужно почаще говорить всерьез на эти темы.

Так что…

Продолжение следует…

Читать онлайн «Слава, богатство и тщеславие. В чем реальное значение успеха?», Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) – Литрес

OSHO

Fame, Fortune, Ambition

What Is the Real Meaning of Success?

OSHO является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

Предисловие

Люди всегда считают, что трава за забором – зеленее, ведь каждый идет не своей дорогой. Вас заставляют двигаться совершенно не туда, куда вам предназначено природой. Вы не приближаетесь к раскрытию своего потенциала. Вы пытаетесь быть такими, какими вас хотят видеть другие, но это не приносит вам никакого удовлетворения. А когда удовлетворения нет, логично думать так: «Возможно, этого не совсем достаточно, надо стремиться к большему». И тогда вы пытаетесь получить больше, начинаете оглядываться по сторонам. А все вокруг ходят с масками на лицах – улыбающиеся, счастливые. И все друг друга обманывают. Вы тоже носите маску, поэтому окружающие думают, что вы счастливее них.

Кажется, что по другую сторону забора трава зеленее. Да, но так кажется с обеих сторон. Люди, живущие по ту сторону забора, думают, что именно с вашей стороны все гораздо лучше. И трава действительно кажется им сочнее, гуще, мягче. Но это всего лишь иллюзия, возникающая из-за расстояния. Подойдя ближе, они увидят, что это не так. Но люди держат друг друга на расстоянии. Даже друзья, даже любовники сохраняют дистанцию. Слишком большая близость опасна, потому что тогда другой может увидеть вашу реальность.

Вас неправильно воспитывали с самого начала, поэтому, что бы вы ни делали, вы все время страдаете.

В природе не существует понятия денег, иначе доллары росли бы на деревьях. В природе денег нет, деньги – это изобретение человека – полезное, но в то же время опасное. Вы смотрите на какого-нибудь богача и думаете, что, возможно, деньги приносят ему радость. Взгляните на этого человека, он кажется таким счастливым! Значит, нужно стремиться к богатству. Кто-то здоровее, чем вы, – нужно стремиться к здоровью. Кто-то что-то делает и выглядит довольным – нужно следовать его примеру.

Но речь всегда идет о ком-то другом. Общество устроило все так, чтобы вы вообще не думали о собственном потенциале. Беда в том, что вы не являетесь самими собой. Просто будьте собой и перестанете страдать, не будет никакой конкуренции, никакого беспокойства, что у других чего-то больше или меньше, чем у вас.

А если вы хотите, чтобы трава стала зеленее, нет необходимости смотреть через забор, можно и свою траву удобрить. Это очень просто. Однако вы все время смотрите куда-то вдаль, поэтому все лужайки, кроме вашей собственной, кажутся великолепными.

Каждый должен быть укоренен в своем собственном потенциале, каким бы он ни был, и никто не должен никого направлять или вести. Все должны помогать друг другу, куда бы каждый из нас ни шел, кем бы или чем бы ни становился. И тогда мир будет таким довольным, что даже трудно себе представить.

Мир против вашей индивидуальности. Он против того, чтобы вы были собой. Он хочет, чтобы вы были просто роботами. А когда вы с этим соглашаетесь, у вас возникают проблемы. Вы – не роботы. Природа не планировала делать из вас роботов. Именно потому, что вы не исполняете собственного предназначения, вы постоянно думаете о том, что вам чего-то не хватает: «Чего же мне недостает? Может быть, мне нужна другая мебель, другие занавески, новый дом? Или, может быть, другой муж, другая работа?» Всю свою жизнь вы пытаетесь что-то найти, бегаете с места на место. Но общество с самого рождения постоянно сбивает вас с толку.

Глава 1


У каждого свое представление об успехе
* * *

Люди постоянно откладывают все самое важное на потом. «Завтра я буду смеяться, сегодня я буду зарабатывать деньги… Больше денег, больше власти, больше вещей, больше техники. Завтра я буду любить, сегодня на это нет времени». Но завтра никогда не наступает, и однажды вы обнаруживаете, что вас похоронили со всей вашей техникой и со всеми вашими деньгами. Вы достигли вершины лестницы, дальше идти некуда, остается лишь прыгнуть со скалы. Но вы не можете сказать об этом другим: «Не стоит сюда лезть, здесь ничего нет», потому что тогда вы будете выглядеть глупо.

* * *

Я всегда мечтал стать знаменитым, богатым и успешным. Можете ли вы мне подсказать, как исполнить мое желание?

Нет, не могу, потому что это самоубийство. Я не могу вам помочь наложить на себя руки. Я могу вам помочь расти и научиться быть в моменте, но не могу помочь вам совершить самоубийство. Я не могу помочь вам разрушить себя просто так.

Амбиции – это яд. Если вы хотите стать лучшим музыкантом, я могу вам помочь, но не для того, чтобы вы обрели всемирную известность. Если вы хотите научиться лучше писать стихи, я могу помочь, но не для того, чтобы вы получили Нобелевскую премию. Если вы хотите лучше писать картины, я могу помочь. Я могу помочь вам развить ваши творческие способности. Но творчество не имеет ничего общего с громким именем, славой, успехом и деньгами.

Я не говорю, что если они придут к вам, то вам нужно будет от них отказаться. Если они придут, замечательно, наслаждайтесь ими. Но не позволяйте им становиться вашей мотивацией, потому что если человек пытается достичь успеха, разве он может быть истинным поэтом? Его энергия направлена на политику, разве такой человек может быть поэтом? Если человек стремится быть богатым, разве он может быть художником? Его энергия сконцентрирована на желании разбогатеть. А художник должен направлять всю свою энергию на создание картины, а создание картины – это пребывание здесь и сейчас. Богатство же придет когда-нибудь в будущем, может, придет, а может, и нет. Не нужно к нему стремиться, все это случайно. Успех случаен, он зависит от обстоятельств, слава случайна и тоже зависит от обстоятельств.

Однако блаженство не зависит ни от чего. Я могу помочь вам научиться испытывать больше блаженства. Станут ли известными ваши картины, станете ли вы Пикассо или нет, вообще не важно. Я могу помочь вам научиться рисовать так, что, когда вы будете это делать, сам Пикассо вам позавидует. Вы можете научиться растворяться в рисовании тотально, целиком, а именно это и приносит истинную радость. В такие моменты вы испытываете настоящую любовь и погружаетесь в медитацию, это божественные моменты. Божественным является тот момент, когда вы полностью растворяетесь, когда ваши границы исчезают, когда на мгновение вас нет, а есть лишь божественность.

Но я не могу учить вас успеху. Я не против успеха. Повторю еще раз: я не учу вас избегать успеха. Я ничего не имею против. Успех – это прекрасно. Я лишь говорю о том, что успех не должен становиться вашим мотивом, иначе вы не почувствуете радости рисования, или поэзия пройдет мимо вас, вы не сможете почувствовать песню, которую поете прямо сейчас. А когда успех все же придет, вы останетесь с пустыми руками, потому что успех сам по себе не приносит удовлетворения. Успех не может вас насытить, наполнить, в нем нет питательных веществ. Успех – это всего лишь ажиотаж вокруг вашей личности.

Буквально вчера я читал книгу про Сомерсета Моэма «Беседы с Вилли». Книга написана племянником Моэма – Робином Моэмом. Сомерсет Моэм был одним из самых известных, самых успешных и богатых людей своего времени, но мемуары говорят правду. Вот что пишет Робин о своем известном и успешном дядюшке:

* * *

Несомненно, он был одним из самых известных авторов, получивших признание еще при жизни. И в то же время самым несчастным…

– Знаешь, – сказал он как-то, – очень скоро я умру, эта мысль мне совершенно не нравится…

А сказал он это, когда ему было девяносто лет!

– Я уже очень стар, конечно, – добавил он, – но от этого мне ничуть не легче.

* * *

Богатый, всемирно известный Моэм! Он зарабатывал огромное количество денег, хотя уже давно ничего не писал. Он получал гонорары за книги, которые продолжали издаваться по всему миру. К нему приходили тысячи писем от восторженных поклонников. А его племянник пишет:

* * *

– Какое твое самое счастливое воспоминание в жизни? – спросил я его.

– Не могу припомнить ни единого мгновения, – с грустью ответил он.

Я взглянул на его гостиную, на невероятно дорогую мебель и картины, предметы искусства, которые он приобрел благодаря своей славе. Его вилла с великолепным садом, окруженная прекрасной природой, на берегу Средиземного моря стоила, по меньшей мере, шестьсот тысяч фунтов. У него было одиннадцать слуг, и он не был счастлив!

– Знаешь, когда я умру, – сказал он, – всего этого у меня не будет. Я не смогу взять с собой ни единого стола.

Ему было грустно, его голос дрожал. Какое-то время он молчал, а потом сказал:

– Я был большим неудачником в жизни. Хоть бы я вообще ничего не писал. Что мне это дало? Вся моя жизнь была одной сплошной ошибкой, но теперь уже поздно что-то менять.

Глаза его стали влажными от слез.

* * *

Что дает успех? Этот человек, Сомерсет Моэм, жил зря. Он жил долго – девяносто один год. Он мог бы быть очень довольным, очень счастливым. Мог бы, но только если бы успех давал все это, только если бы богатства могли всем этим обеспечить, только если бы большая вилла и слуги могли бы принести настоящее счастье.

В конечном итоге понимаешь, что громкое имя и успех не имеют никакого значения. Единственное, что важно, это то, как вы проживали каждое мгновение своей жизни. Были ли вы счастливы, праздновали ли бытие? Радовались ли мелочам? Принимая ванну, потягивая чай, подметая пол, гуляя по саду, сажая деревья, беседуя с друзьями или сидя молча в обнимку с возлюбленной, глядя на луну и слушая пение птиц, испытывали ли вы счастье в такие моменты? Было ли каждое мгновение вашей жизни озарено лучами радости, светилось ли от восторга? Вот что важно.

 

Вы спрашиваете меня, могу ли я вам помочь в исполнении вашего желания? Нет, не могу, потому что желание – это ваш враг, который вас уничтожит. Однажды вы будете горько плакать, испытывая разочарование. «Теперь уже поздно что-либо менять, – скажете вы. – Слишком поздно!» Прямо сейчас у вас еще есть время, что-то все же можно сделать: можно в корне изменить свою жизнь. Я могу помочь вам пройти через алхимическую трансформацию, но я не могу ничего гарантировать в мирском плане. Я гарантирую успех в мире внутреннем, я могу сделать вас богатыми, такими же богатыми, как Будда, – а ведь только будды и богаты. Люди, обладающие исключительно внешними богатствами, вовсе не богаты, на самом деле они чрезвычайно бедны. Они лишь обманывают себя и других, утверждая, что богаты. В душе у таких людей живет нищий, а вовсе не истинный император.

* * *

В один город пришел Будда. Правителю этого города не очень-то хотелось идти его встречать. Но первый министр сказал:

– Если вы не примите его, то я отказываюсь от своей должности, в таком случае я не могу вам больше служить.

– Но почему? – удивился правитель. А первый министр был незаменимым человеком при дворе. Без него правитель просто пропал бы. Первый министр был главной политической фигурой.

– В чем дело? – спросил правитель. – Почему ты так настаиваешь? Почему я должен принимать этого оборванца?

Первый министр был пожилым человеком.

– Потому что это вы нищий, а он император, вот почему. Идите и встретьте его, иначе вы не достойны моего служения вам.

Правителю пришлось согласиться. С очень большой неохотой он отправился встречать Будду. После встречи он вернулся во дворец и, припав к ногам первого министра, сказал:

– Ты был прав, он действительно король, а я всего лишь нищий.

* * *

Жизнь – странная штука. Порой король является нищим, а нищий бывает королем. Но не смотрите на внешность. Смотрите внутрь. Сердце богато, когда оно переполнено радостью, сердце богато, когда оно пребывает в гармонии с Дао, с природой, с основным законом жизни. Иначе в один прекрасный день вы будете плакать и причитать: «Слишком поздно…»

Я не могу помочь вам разрушить вашу жизнь, я здесь, чтобы улучшать вашу жизнь, я здесь, чтобы помочь вам жить в изобилии.

* * *

Порой я чувствую, что созрела для мира, что теперь могу уйти и сделать нечто такое, что «положено сделать женщине»: выйти в большой открытый мир, заработать много денег, всех покорить и оставить свое имя в истории. Я провела много времени в обществе медитирующих людей, мне это нравилось. Но теперь, как раз тогда, когда я уже так близка к пониманию того, что такое медитация, все эти фантазии о славе и богатстве вновь одолевают меня. Почему я не могу просто сидеть, пребывая в покое здесь и сейчас, и впитывать любовь, изливающуюся на меня каждое мгновение? Неужели я настолько слепа?

Не хочу тебя огорчать, но правда в том, что ты действительно слепа. Здесь живет очень много разных людей. Большинство из них попали сюда случайно. Они сами не знают, зачем приехали. И вот они приехали, начали медитировать, стали бывать в моем присутствии, стали ощущать любовь, окружающую меня. Они остались, но глубоко в подсознании их прежние желания еще живы. Поэтому на поверхности они чувствуют себя хорошо, но эта поверхность очень тонка, их понимание еще очень хрупкое. Любая мелочь может раскрыть ящик Пандоры, и все их желания, которые, как им казалось, уже давно исчезли, окажутся еще более сильными, чем прежде. Именно это с тобой и происходит сейчас.

Ты говоришь: «Порой я чувствую, что созрела для мира». Пожалуйста, не обманывай себя. Я скажу тебе, когда ты будешь готова. Сейчас еще рано получать сертификат, ты еще не созрела для того, чтобы идти в мир!

Но именно так наш ум нас и обманывает. Ум хочет уйти в мир не потому, что созрел, а потому, что внутри теплятся подавленные чувства, которые хотят вырваться на свободу. «Теперь я могу уйти и совершить нечто…» И что же? «То, что положено сделать женщине». Очень странный список: «выйти в большой открытый мир, заработать много денег, всех покорить и оставить свое имя в истории».

Конец не очень-то вдохновляющий – оставить свое имя в истории или…? Оставить свое имя в истории – значит оказаться в могиле. История описывает жизнь только умерших людей. Странные у тебя представления… «То, что положено сделать женщине». Никогда не думал об этом. То, что положено сделать женщине, она может делать и здесь. Зачем уходить для этого в мир?

«Заработать много денег». Что ты будешь делать с деньгами? Создашь благотворительный фонд? Деньги нельзя есть, и нельзя жить только деньгами, к тому же ты хочешь заработать не просто денег, чтобы выжить, а много денег. Ты когда-нибудь задумывалась о том, что значит «много денег»? И как ты собираешься их заработать? Делая то, что «положено женщине»?

Не глупи. В мире огромное количество глупых женщин, и все они работают, получая много денег, готовые остаться в истории. Странные у тебя желания… Ты сойдешь в могилу, и останется от тебя только имя, может быть. Но и это не просто. Скольким женщинам удалось остаться в истории, а сколько женщин живет на планете? Да и те, чьи имена известны, не стоят подражания.

Например, Клеопатра. Ее все знают, потому что она была самой красивой женщиной. Она продала свое тело завоевателю, который вторгся в Египет, Цезарю или Антонию, или кому там еще. Единственное, как она могла себя защитить, это продать свое тело. Она, наверное, была самой великой проституткой в мире. Вы думаете, она испытывала блаженство, проявляя свою индивидуальность? Она была всего лишь футбольным мячом, который военачальники пинали между собой. Пришел первый генерал, она предложила ему свое тело, пришел второй генерал, и она уже готова предложить ему свое тело. Конечно, она оставалась императрицей Египта, была богатой и делала все, что «должна была делать женщина».

Но на таких уродливых существ не стоит ровняться. Красивым было только ее тело, а дух был отвратительным, совершенно отвратительным. Если вы любите, вы отдаете все: свое тело, свои мысли, свою душу – и это потрясающий опыт. Но продавать свое тело за деньги или за власть – это самое ужасное, что только бывает на свете.

И что ты выиграешь, пытаясь произвести на всех впечатление? Я могу предложить всем присутствующим прямо здесь: «Обратите внимание на эту женщину, она великолепна», и они все тут же включатся в эту игру. Все будут подходить к тебе и говорить: «Ты действительно замечательная! Клеопатра ничто по сравнению с тобой».

А за стенами ашрама, в обычном обществе, чем ты собираешься покорять людей? Каков твой истинный гений, который ты могла бы предложить миру? Поэзия, скульптура, живопись? В этих областях такая конкуренция! А здесь все просто. Ты встаешь и говоришь, обращаясь к людям: «У меня есть огромное желание произвести на вас впечатление. Пожалуйста, будьте так добры, обратите на меня внимание». И все! Все будут впечатлены! И тебе не придется делать ничего из того, что «должна сделать женщина». Ты говоришь: «Во мне возникают желания обрести славу и разбогатеть. Почему я не могу просто сидеть, пребывая в покое здесь и сейчас, и впитывать любовь, изливающуюся на меня каждое мгновение? Неужели я настолько слепа?»

Твоя слепота в том, что ты подавляешь свои желания. Ты еще не очистила свое сердце. Ты приехала сюда и создала вокруг себя определенную ауру, но за ней копошатся скорпионы и змеи, пауки и тараканы.

Первое, что нужно любому медитирующему человеку, – это очиститься от всего этого и только потом выращивать розы на первозданной земле, иначе рано или поздно все эти скорпионы, змеи и тараканы вновь заявят о себе и уничтожат весь твой прекрасный розовый сад. Тебе нужно освободиться от них.

Медитирующий человек не является ни женщиной, ни мужчиной, потому что медитация не имеет никакого отношения к телу, да и к уму она тоже не относится. В медитации вы становитесь простым, чистым сознанием, а сознание не может быть ни женским, ни мужским.

Как только ты поймешь свое сознание, сразу все желания денег, славы, власти, желание произвести впечатление на людей и спустить свое имя в историю попросту исчезнут.

Не расчистив почву от сорняков, ты начала выращивать розы. И теперь сорняки выросли и заслоняют прекрасные цветы. Ты поливала розы, но сорняки питались той же водой, теми же удобрениями, получали ту же заботу. А сорняки во много раз сильнее красивых роз. Постепенно они изуродуют цветы, разрушат их, и весь сад будет полон мертвых роз и танцующих диких сорняков. Любой садовник понимает, что сначала нужно расчистить почву, выкорчевать все лишние корни, чтобы сорняки вновь не выросли. Только тогда на этой почве смогут вырасти хрупкие и утонченные цветы.

Медитация – это самый хрупкий цветок в существовании. Вы начинаете его взращивать, совершенно не задумываясь о крысах, тараканах и скорпионах. Они все еще здесь и из протеста начинают поднимать голову. Они все живут за счет политики. И они очень сильные ребята!

Ученые говорят, что на протяжении всей истории, где бы человек ни оказывался, там всегда появлялись тараканы. Или наоборот – если где-то есть тараканы, значит, поблизости должны жить люди. Тараканы так глубоко влюблены в людей. Кажется, мы никогда от них не избавимся. Я слышал, что даже в ракете, отправившейся на Луну, астронавты обнаружили тараканов. До этого ракету тщательно проверяли и чистили, но каким-то невероятным образом тараканы проникли в ракету и отправились вместе с людьми на Луну.

И все же еще не поздно. Начни расчищать почву. У тебя для этого есть все: возможности, способности, есть опыт потрясающей тишины в сердце. Ты умеешь радоваться, несмотря на подводные камни. И эти подводные камни твоего ума убеждают тебя в том, что ты созрела: «Больше нет необходимости беспокоиться о мире, ты можешь уйти в него». Для чего? Человек, созревший в медитации, даже подумать не может о том, чтобы заработать много денег, остаться в истории и сделать «то, что должна сделать женщина». Очень странная идея. Откуда ты ее взяла?

Возможно, в этом есть твой особый вклад.

Только что все услышали о тебе, и, надеюсь, ты произвела на них впечатление! Им хорошо, и тебе хорошо. Нет никакого вреда. Поэтому всем необходимо найти эту женщину, задавшую вопрос, поклониться ей, а потом при каждой встрече говорить: «Ты производишь на меня неизгладимое впечатление. Боже, зачем люди говорят о Клеопатре, когда есть ты? Зачем тебе оставаться в истории? Оставайся здесь и просто ходи по коммуне!»

* * *

В вечерних новостях сообщили о том, что ситуация с заложниками в Иране достигла пика своего развития. Ведущий объявил:

– И сейчас блок новостей. Есть две новости: одна хорошая, одна плохая. Хорошая новость: Ракель Уэлч предложила свою кандидатуру в качестве обмена на заложников, а аятолла Хомейни согласился. Плохая новость: Тедди Кеннеди везет ее в аэропорт.

* * *

Избегайте таких, как аятолла Хомейни и Тедди Кеннеди. Все ваши желания могут быть исполнены теми, кто живет здесь. «То, что должна сделать женщина». И что же? Почему не сделать этого здесь? Если хочешь производить на людей впечатление, производи – люди вокруг меня обладают достаточным состраданием. Даже если ты некрасива, они будут утверждать обратное только потому, что в тебе есть уникальное качество красоты.

Что касается истории, начни сама писать историю мира, в котором ты будешь самой великой героиней, когда-либо жившей на земле. Зачем ждать других историков? Неизвестно, напишут ли они о тебе. Здесь есть множество людей, которые умеют четко выражать мысли и красиво писать. Они могут начать писать твою историю за тебя. Будет очень весело писать о тебе – об особенной женщине, которая оставила свое имя в истории еще при жизни. Мы можем сами писать свои исторические книги, необязательно надеяться на кого-то другого. Прекрасные исторические летописи, в натуральном шелковом переплете, с твоими фотографиями. Не нужно делать много экземпляров, будет достаточно распространить несколько копий среди людей, связанных со мной по всему миру. Отправить их в каждый центр, в каждую коммуну и написать: «Эту историю просто необходимо прочитать каждому медитирующему человеку». Все это очень просто организовать.

В мире, за пределами ашрама, боюсь, ты окажешься одна. Возможно, ты достигнешь успеха, а возможно, и нет. Здесь же тебе успех гарантирован.

 

* * *

В чем реальное значение успеха? В чем ценность стремления к материальному благополучию? Когда ты говоришь об успехе, порой кажется, что ты против него!

Я ни против, ни за что-либо. Происходит то, что происходит. Вам не нужно выбирать, потому что выбор – это страдание. Если вы хотите быть успешными, тогда продолжайте страдать. Преуспеете ли вы или нет, неизвестно, зато одно известно наверняка – ваши страдания никуда не денутся.

Если вы хотите преуспеть в чем-либо, и успех придет к вам случайно, просто по стечению обстоятельств, то вы не почувствуете себя счастливыми, потому что таково ваше сознание. Все, что к вам приходит, перестает иметь для вас значение, потому что ум уже унесся далеко вперед. Он жаждет большего, ему нужно все больше и больше. Ум – это не что иное, как желание чего-то большего. А подобное желание никогда не исполнится, потому что, чем бы вы ни обладали, всегда можно вообразить нечто большее. И разница между «большим» и тем, что у вас уже есть, никуда не девается. Это одно из самых постоянных явлений в человеческом опыте: все меняется, но дистанция между тем, что у вас есть, и тем, чего бы вам хотелось, остается неизменной.

Альберт Эйнштейн говорит о том, что скорость времени постоянна, это единственная постоянная величина. Будды же говорят о том, что ум всегда постоянен. Правда заключается в том, что ум и время не являются двумя отдельными элементами, они суть одно, два разных названия одного и того же.

Поэтому, если вы хотите достичь успеха, достигайте, только не рассчитывайте, что это принесет вам удовлетворение. А какой смысл достигать успеха, если вы не получите от этого удовольствия? Более того, ваш успех будет исключительно случайным; у вас гораздо больше шансов потерпеть поражение, потому что не только вы гоняетесь за успехом, к нему стремятся еще миллионы людей. В стране с населением в шестьсот миллионов только один человек становится премьер-министром. Шестьсот миллионов людей жаждут стать президентами или премьер-министрами. Но только один достигает успеха, остальная толпа терпит поражение. У вас больше шансов на провал. Математически неудача более вероятна, чем успех.

Потерпев неудачу, вы расстраиваетесь, вся ваша жизнь кажется вам никчемной. Если вы достигаете успеха, вы не чувствуете, что вам что-то удалось, если вы терпите поражение, то поражение налицо, в этом вся загвоздка. Ты говоришь, что тебе порой кажется, что я против успеха. Нет, это не так. Потому что, если ты против успеха, значит, у тебя есть другое представление об успешности, например, представление о том, как выбросить из головы всю эту чушь об успешности. Но это еще одно представление… вновь дистанция, вновь желание.

Именно это делает людей монахами, заставляет их уходить в монастыри. Они против успеха. Они хотят уйти от мира, в котором царит конкуренция. Они хотят избежать всего этого. Они хотят избежать провокации, соблазна и быть самими собой. Поэтому они пытаются не желать успеха, но это все равно желание! Теперь у них есть представление о духовном успехе: как преуспеть и стать Буддой, как преуспеть и стать Христом. Снова представление, снова дистанция, снова желание – игра начинается с самого начала.

Я не против успеха. Именно поэтому я живу в мире, иначе я бы уже давно ушел. Я ни за него, ни против. Я лишь говорю – станьте живым существом, плывущим по течению. Позволяйте происходить тому, что происходит. Не пытайтесь сделать свой собственный выбор. Приветствуйте все, что встречается вам на пути. Иногда это день, иногда это ночь, иногда это счастье, иногда несчастье. Не пытайтесь выбирать, просто принимайте все, что происходит.

Именно это я называю качеством духовного существа. Именно это я называю религиозным сознанием. Оно ни за, ни против, потому что если вы будете за, то вы будете и против чего-либо, а если против, значит, вы будете и за. А когда вы за что-либо или против чего-либо, вы разделяете существование на две части. Вы выбираете, а выбор – это ад. Перестав выбирать, вы избавитесь от ада.

Пусть будет то, что будет. Вы же продолжайте двигаться, радуясь всему, что приходит. Если пришел успех, наслаждайтесь им. Если – поражение, наслаждайтесь им, потому что поражение может дать вам некоторые радости, которых успех никогда вам не даст. Успех приносит некоторые радости, которых вы никогда не почувствуете при поражении. Человек, у которого нет собственных идей, способен наслаждаться всем, чем угодно. Если он здоров, он наслаждается здоровьем, если болеет, он лежит в постели и наслаждается болезнью.

О жажде славы

Нам не всегда удобно признаваться в этом нашим друзьям; это неловко. Но втайне идея быть знаменитым очень привлекательна.

Слава очень привлекательна, потому что она, кажется, предлагает очень значительные преимущества. Фантазии таковы: когда вы знамениты, куда бы вы ни пошли, ваша репутация будет опережать вас. Люди будут думать о вас хорошо, потому что ваши достоинства были заранее убедительно объяснены. Вы получите теплые улыбки от восхищенных незнакомцев. Вам не нужно каждый раз кропотливо составлять собственный кейс. Когда вы знамениты, вы будете в безопасности от отказа. Вам не придется завоевывать расположение каждого нового человека. Слава будет означать, что другие люди будут польщены и восхищены, даже если вы лишь немного интересуетесь ими. Они будут поражены, увидев вас во плоти. Они попросят сфотографироваться с вами. Иногда они нервно смеются от волнения. Кроме того, никто не сможет позволить себе расстроить вас. Когда вас что-то не устраивает, это становится большой проблемой для других. Если вы скажете, что ваш гостиничный номер в плохом состоянии, администрация запаникует. Ваши жалобы будут восприняты очень серьезно. Ваше счастье станет центром всех усилий. Вы создадите или разрушите репутацию других людей. Ты будешь боссом.

Кевин Баллард/Википедия

Стремление к славе коренится в опыте пренебрежения, в травмах. Никто не хотел бы быть знаменитым, если бы где-то в прошлом не чувствовал себя крайне незначительным. Мы чувствуем потребность во внимании с восхищением, когда мы были болезненно подвержены прежним лишениям. Возможно, на родителей было трудно произвести впечатление. Они никогда особо ничего не замечали, они были так заняты другими делами, сосредотачиваясь на других известных людях, не имея возможности испытывать или выражать добрые чувства или просто слишком много работали. Не было сказок на ночь и школьных оценок не было предметом похвалы и восхищения. Вот почему человек мечтает, что однажды мир обратит на него внимание. Когда мы знамениты, наши родители тоже должны будут нами восхищаться (что позволяет понять один из главных признаков хорошего воспитания: ваш ребенок не хочет быть знаменитым).

Но даже если бы наши родители были добры и полны похвалы, проблема все равно могла бы быть. Может быть, именно тряска и равнодушие внешнего мира (начиная со школьного двора) были невыносимы после всех первых лет лести дома. Можно было выйти из семейного тепла и смертельно обидеться на то, что незнакомцы оказались не такими добрыми и понимающими, как можно было ожидать. Сокрушительное переживание унижения могло быть даже компенсационным: официант грубо отпустил мать; один отец неловко стоит в одиночестве.

© Getty

Общим для всех мечтаний о славе является то, что известность незнакомцам становится решением проблемы. Он представляет собой ответ на глубокую потребность в том, чтобы другие люди ценили его и относились к нему достойно.

И все же слава не может сделать то, что от нее требуется. У него есть преимущества, которые очевидны. Но это также вводит новый набор очень серьезных недостатков, которые современный мир отказывается рассматривать как структурные, а не случайные. Каждый новый известный человек, который распадается, публично ломается или теряет рассудок, судится изолированно, а не интерпретируется как жертва неизбежного паттерна патологии славы.

Человек хочет прославиться из-за желания быть добрым. Но мир, как правило, не очень долго добр к знаменитостям. Причина проста: успех любого человека влечет за собой унижение для многих других. Знаменитость немногих людей всегда будет болезненно контрастировать с безвестностью большинства. Известность расстраивает людей. Какое-то время обиду можно держать под контролем, но она никогда не спит долго. Когда мы представляем себе славу, мы забываем, что она неразрывно связана с тем, чтобы быть слишком заметной в глазах некоторых, с тем, чтобы чрезмерно их беспокоить, с тем, чтобы их воспринимали как правдоподобную причину их унижения: символ того, как мир обращался с ними несправедливо. .

Так что скоро мир начнет рыться в мусорных мешках знаменитостей, будет негативно отзываться об их внешности, обливать их неудачами, осуждать их отношения, высмеивать их новые фильмы.

Слава делает людей более, а не менее уязвимыми, потому что делает их открытыми для неограниченного осуждения. Всех ранит жестокая оценка их характера или заслуг. Но у знаменитостей есть еще одна проблема. Оценки будут поступать от легионов людей, которые никогда бы не осмелились сказать себе в лицо то, что они теперь могут выразить, находясь в безопасности редакции газеты или экрана. Мы знаем из своей жизни, что неприятное замечание может обрабатываться день или два.

Социальные сети не помогли. Стать знаменитым стало намного проще, чем раньше. И поэтому по необходимости гораздо легче быть ненавидимым. Незначительная знаменитость теперь может регулярно сталкиваться со всем сарказмом, который ранее был уделен только голливудским звездам.

Психологически знаменитости, конечно, самые последние люди на земле, которые хорошо подготовлены, чтобы справиться с тем, через что они проходят. Ведь они прославились только потому, что были ранены, потому что у них была тонкая кожа; потому что они были в некотором отношении немного больны. И теперь слава далеко не компенсирует им их болезнь, а усугубляет ее в геометрической прогрессии. Незнакомцы подробно озвучат свое негативное мнение, не имея возможности или просто не желая представить себе, что известные люди истекают кровью гораздо быстрее, чем кто-либо другой. Они могут даже думать, что знаменитости их не слушают (хотя никто не стал бы знаменитым, если бы не страдал от принуждения слушать слишком много).

Каждый худший страх по поводу самого себя (что ты глуп, уродлив, недостоин существования) будет ежедневно активно подтверждаться посторонними людьми. Вы обнаружите, что люди, которых вы никогда не встречали и к которым относились бы только с благожелательностью, активно ненавидят вас. Вы узнаете, что отвращение к своей личности — в некоторых кругах — является знаком чести. Иногда атаки будут ужасно проницательными. В других случаях они не будут иметь смысла для тех, кто действительно их знает. Но критика тем не менее останется в сознании людей – и ни адвокат, ни судебный процесс, ни фокусник никогда не смогут их стереть.

Излишне говорить, что обиженная знаменитость не заслуживает сочувствия. Сама концепция обиженной знаменитости — это шутка, трогательная для обычного человека не меньше, чем печаль тирана.

Подводя итог: слава на самом деле просто означает, что вас часто замечают, а не то, что вас понимают, ценят или любят.

На индивидуальном уровне единственная зрелая стратегия — отказаться от славы. Цель, стоявшая за стремлением к славе, остается важной. Человек все еще хочет, чтобы его ценили и понимали. Но мудрый человек признает, что знаменитость на самом деле не дает таких вещей. Признательность и понимание доступны только через людей, которых вы знаете и о которых заботитесь, а не через группы из тысячи или миллиона незнакомцев. К дружбе нет короткого пути — именно этого, по сути, ищет известный человек.

Для тех, кто уже известен, единственный способ остаться в здравом уме — перестать слушать, что говорит весь мир. Это относится как к хорошим вещам, так и к плохим. Лучше всего не знать. Мудрый человек знает, что его продукция требует внимания. Но они проводят четкое различие между чисто практическими потребностями маркетинга и адвокации и сокровенным желанием нравиться и относиться к себе со справедливостью и добротой со стороны незнакомых им людей.

На коллективном, политическом уровне мы должны обратить большое внимание на то, что сегодня так много людей (особенно молодых) хотят быть известными и даже видят в известности необходимое условие успешной жизни. Вместо того, чтобы отбрасывать это желание, мы должны уловить лежащий в его основе тревожный смысл: они хотят быть знаменитыми, потому что их не уважают, потому что граждане забыли, как оказывать друг другу ту степень вежливости, признательности и порядочности, которой все жаждут и заслуживают. Стремление к славе — признак того, что обычная жизнь перестала быть достаточно хорошей.

© Rex

Решение состоит не в том, чтобы поощрять как можно больше людей становиться известными, а в том, чтобы приложить огромные усилия для поощрения более высокого уровня вежливости и внимания ко всем в семьях и сообществах, на рабочих местах, в политике, в средствах массовой информации, в все уровни доходов, особенно скромные. Здоровое общество откажется от понятного, но ошибочного убеждения, что слава может гарантировать доброту незнакомцев.

Достаточно ли славы и богатства для счастья?

Энтони Бурден, парень, которого я очень любил, недавно покончил жизнь самоубийством. Я был ошеломлен: казалось, у него было все! Почему он это сделал?

RIP Энтони, тебя любили.

У Энтони, похоже, была интересная кочевая жизнь в дороге, невероятно популярное шоу о путешествиях и еде, он делал шоу с Обамой (ел с ним бун-ча в Ханое), и его полюбили миллионы людей по всему миру. Казалось, у него было все: слава, скромное состояние, и его любили и приветствовали миллионы. Но он явно не был счастлив, или у него были какие-то другие проблемы, которые привели его к самоубийству. Почему он покончил с собой и что достаточно для «счастья» в жизни?


Исполнение и цель в жизни для счастья

Что ж, очевидно, славы и богатства недостаточно, и даже этой концепции, что вы «на подъеме и подъеме». Энтони Бурден покончил с собой, когда еще становился

более известным и «успешным» по современным меркам.

Сообщалось, что он страдал от депрессии, имел проблемы с наркотиками в прошлом, а также ссоры между семьей и партнером. Кроме того, он был перегружен работой и постоянно измотан путешествиями и изнурительным графиком съемок.

Моя теория такова:

Возможно, он не чувствовал себя «реализованным» в жизни, или он не чувствовал, что то, что он делал, было «достаточно значимым».

Конечно, это всего лишь моя теория, и я не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь узнает.

Но все же возникает вопрос – каковы необходимые предпосылки счастья, человеческого процветания и чего люди действительно хотят от жизни?


Я думаю, что большинство американцев думают, что деньги, слава или влияние принесут им счастье.

Не все хотят славы или влияния, но я думаю, что все хотят денег; либо больше денег, либо достаточно, чтобы чувствовать себя «богатым», либо иметь «финансовую независимость».

Но этого явно недостаточно для счастья в жизни.

Потому что когда у нас есть богатство, власть, влияние, престиж или слава — что дальше? Просто больше?


Я бы сказал, что истинное счастье ближе к греческому понятию «эвдемония», что означает «человеческое процветание».

Таким образом, вместо того, чтобы искать «счастье», мы должны стремиться делать больше вещей в жизни или создавать больше вещей в жизни, которые дают нам сильное чувство цели, значимости и радости.


Даже лично для себя стараюсь делать следующее:

Предположим, я умру сегодня ночью во сне и потрачу сегодняшний день только на работу над тем, что, по моему мнению, имеет для меня значение и что даст силы нынешнему и будущим поколениям человечества.

Я называю это стилем жизни «memento mori». Думайте о смерти каждый день и никогда не теряйте ни одного дня. Потому что никогда не знаешь, когда умрешь; будь то автомобильная авария, скрытая аллергия, которая убьет вас, или любая другая случайная болезнь, сердечный приступ или рак, которые вы можете получить.

Живи сегодня так, как будто он был последним, и помни: всегда ставь на первое место собственное счастье и процветание, а не помощь другим. Какой смысл помогать другим, если ты страдаешь и можешь впасть в такую ​​глубокую депрессию, что покончишь с собой?

И если дерьмо в жизни тебе тяжело, вспомни поговорку стоиков:

Иногда даже жить — это подвиг.

БУДЬ СИЛЬНЫМ,

ЭРИК

Найдите больше смысла и цели в своей жизни:

  • Мое определение счастья
  • Почему перемены — это хорошо
  • Зачем работать?
  • Как прожить максимально счастливую жизнь
  • Двусторонний подход к максимизации радости в жизни
  • У вас всегда есть другой вариант!
  • ИНФИНИТИЗМ
  • Никогда не останавливайся!
  • Какова ваша самостоятельная цель в жизни?
  • Живи сегодня так, как будто это был твой последний
  • Вы фотографируете, чтобы жить, или живете, чтобы фотографировать?
  • ХУДОЖНИК-ФИЛОСОФ
  • Живи полной жизнью!
  • Восхваление эгоизма
  • Почему для достижения успеха в предпринимательстве и в жизни вы должны быть УДАЧНЫМ
  • Почему я люблю ходить пешком
  • Живи как видеоигра!
  • Простая роскошь в жизни
  • Относитесь к своей жизни как к забавному эксперименту!
  • Докажи это только себе
  • Вам не всегда нужно чувствовать радость, чтобы жить полноценной и осмысленной жизнью
  • Жизнь слишком коротка, чтобы скучать!
  • Деньги не могут уничтожить скуку
  • Как найти вдохновение в жизни
  • Почему вы должны игнорировать ненавистников, чтобы добиться успеха и победить в жизни
  • Активная жизнь — это счастливая жизнь
  • Мои простые радости в жизни
  • Никогда не прекращай стремиться
  • Как мотивировать себя в жизни
  • Как быть оптимистом в жизни
  • Как диктовать свою цель в жизни
  • В честь динамичной жизни
  • НАЗНАЧЕНИЕ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *