Государственная корпорация (форма некоммерческих организаций в России)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2015; проверки требуют 33 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2015; проверки требуют 33 правки.Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России.
Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании федерального закона о её создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций
- ГК создается на основании федерального закона.
- Имущество, переданное Российской Федерацией в государственную корпорацию, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Контроль за собственностью ГК осуществляетсяСчётной палаты Российской Федерации[2].
- ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
- ГК отличается как от акционерных обществ с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий: в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУП ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
- На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, статья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
- На государственные корпорации распространяются положения федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
- Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).
Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ) и «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.
Название | Федеральные законы, определяющие правовой статус | Руководитель | Примечания |
---|---|---|---|
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов | Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» | Генеральный директор — Исаев Юрий Олегович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.) | |
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» | Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» | Председатель — Горьков Сергей Николаевич (назначен Указом Президента Российской Федерации № 85 от 26.02.2016) | |
Государственная корпорация «Роснано». | Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» | Генеральные директора:
| Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано». На данный момент не является государственной корпорацией. |
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» | Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) | Изначально предполагалось завершить работу Фонда к 1 января 2013 года, однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2012 года № 270-ФЗ она продлена до 1 января 2016 года, а согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ она продлена до 1 января 2018. Закон от 30 октября 2017 года № 311-ФЗ продлил срок работы корпорации до 1 января 2019 года. |
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта | Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» | Президенты:
| Организация прекратила свою деятельность после решения уставных задач по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации». |
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» | Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» | Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575) | |
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» | Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» | Генеральный директор — Лихачёв Алексей Евгеньевич (назначен Указом Президента Российской Федерации от г. №) | В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии, взят новый курс: «Стратегическая цель Росатома — глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли» (руководитель блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев). |
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» | Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ | Генеральный директор — Рогозин Дмитрий Олегович (назначен указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2018) |
Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.
В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:
Рассматривая саму сущность понятия «государственная корпорация», необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как «размывание» системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права.
… Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо «повышения конкурентоспособности России на мировой арене» данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».
Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованного постановлением правительства для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[4].
7 августа 2009 года Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[5].
В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 3637 дней] государственной корпорации (Автодор).
12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».[6]
ru.wikipedia.org
Наименование компании | Федеральный орган исполнительной власти (отраслевое ведомство) |
Открытое акционерное общество «Концерн радиостроения «Вега» | Минпромторг России |
Открытое акционерное общество «Концерн «Созвездие» | Минпромторг России |
Открытое акционерное общество «Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор» | Минпромторг России |
Открытое акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта» | Минпромторг России |
Открытое акционерное общество «Концерн «Научно-производственное объединение «Аврора» | Минпромторг России |
Открытое акционерное общество «Корпорация «Росхимзащита» | Минпромторг России |
Открытое акционерное общество «Концерн «Океанприбор» | Минпромторг России |
Открытое акционерное общество «Концерн «Моринформсистема — Агат» | Минпромторг России |
Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского» | Минпромторг России |
Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева» | Роскосмос |
Открытое акционерное общество «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» | Роскосмос |
Открытое акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» | Минтранс России |
Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» | Минтранс России |
Открытое акционерное общество «Аэропорт Кольцово» | Минтранс России |
Открытое акционерное общество «СГ-Транс» | Минтранс России |
ФГУП «Росморпорт» | Минтранс России |
Открытое акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево» | Минтранс России |
Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» | Минэнерго России |
Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации | Минэнерго России |
ФГУП «Космическая связь» | Минкомсвязь России |
ФГУП «Почта России» | Минкомсвязь России |
ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» | Минкомсвязь России |
ФГУП «Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» | Минздравсоцразвития России |
Открытое акционерное общество «Оборонсервис» | Минобороны России |
Открытое акционерное общество «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» | Минпромторг России |
mai.ru
Государственная корпорация (форма некоммерческих организаций в России)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании Федерального Закона о её создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В Федеральном Законе о создании Государственной корпорации прописывается, подлежит ли она банкротству.
Особенности правового статуса
- ГК создается на основании федерального закона.
- Имущество, переданное Российской Федерацией в государственную корпорацию, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК под надзором Счётной палаты Российской Федерации[2].
- ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
- ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
- ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в Правительство Российской Федерации). В частности, госорганы[3] без согласия ГК не могут
- !!! вступили поправки с 2010 года. «3.4. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.» (п. 3.4 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-Ф[4] З)
- запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
- направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
- проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
- в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным её учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
- устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпораций целям, предусмотренным их учредительными документами.
- На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, статья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
- На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, но распространяются положения федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
- Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).
Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.
Список госкорпораций России
Название | Федеральные законы, определяющие правовой статус | Руководитель | Судьба |
---|---|---|---|
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов | Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» | Генеральный директор — Исаев Юрий Олегович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.) | |
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» | Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» | Председатель — Горьков Сергей Николаевич (назначен Указом Президента Российской Федерации №85 от 26.02.2016) | |
Государственная корпорация «Роснано». | Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» | Генеральные директора:
| Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано». На данный момент не является государственной корпорацией. |
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» | Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) | Изначально предполагалось завершить работу Фонда к 1 января 2013 года, однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2012 года № 270-ФЗ она продлена до 1 января 2016 года, а согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ она продлена до 1 января 2018. Закон от 30 октября 2017 года № 311-ФЗ продлил срок работы корпорации до 1 января 2019 года. |
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта | Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» | Президенты:
| Организация прекратила свою деятельность после решения уставных задач по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации». |
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» | Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» | Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575) | |
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» | Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» | Генеральный директор — Лихачёв Алексей Евгеньевич (назначен Указом Президента Российской Федерации от г. № ) | В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс. «„Стратегическая цель Росатома — глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли“» (Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев). |
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» | Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ | Генеральный директор — Рогозин Дмитрий Олегович (назначен указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2018 года[http://www.kremlin.ru/events/president/news/57543 1]) |
История
Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.
В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:
«Рассматривая саму сущность понятия „государственная корпорация“, необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как „размывание“ системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права».[5]
По его мнению:
«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».[5]
Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[6].
7 августа 2009 года Президент России Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[7].
В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 3275 дней] государственной корпорации (Автодор).
12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».[8]
См. также
Примечания
- ↑ Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- ↑ Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
- ↑ Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В этот список не входит собственно Правительство Российской Федерации, но входят органы исполнительной власти, ряд из них возглавляют министры — члены Правительства. Источник (здесь и далее) — ст. 7.1 Федерального закона от N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральные законы от 19.07.2007 № 139-ФЗ, от 30.10.2007 № 238-ФЗ и одобренный Госдумой законопроект о ГК «Ростехнологии».
- ↑ консультант.
- ↑ 1 2 Комитет Совета Федерации по промышленной политике раскритиковал создание госкорпораций (недоступная ссылка)
- ↑ Советники Медведева предлагают ему упразднить все госкорпорации NEWSru 19 марта 2009.
- ↑ Медведев усомнился в необходимости госкорпораций NEWSru 7 августа 2009.
- ↑ Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт Президента Российской Федерации, 12 ноября 2009
Ссылки
Ошибка в сносках?: Для существующих тегов <ref>
группы «http://www.kremlin.ru/events/president/news/57543» не найдено соответствующего тега <references group="http://www.kremlin.ru/events/president/news/57543"/>
или пропущен закрывающий тег </ref>
wikipedia.green
Как работают госкорпорации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году. В соответствии с п. 86 указанных рекомендаций, площадь объекта недвижимого имущества указывается на основании правоустанавливающих документов. Соответствующие рекомендации разрабатываются министерством ежегодно.
Мы провели выборочный мониторинг достоверности размещенных сведений, рассмотрев декларации высшего и среднего управленческих звеньев госкорпораций, и выявили 23 случая публикации недостоверных или неполных сведений об имуществе. Это говорит о низком уровне проверки поданных сведений внутри корпораций (исключение — корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).
Мы написали во все госкорпорации по поводу выявленных случаев, но получили ответ лишь из Службы внутреннего аудита — подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Служба внутреннего аудита сообщила, что в трёх случаях неточности обусловлены расхождениями между сведениями в правоустанавливающих документах и сведениями в Едином государственном реестре недвижимости (учет балконов, лоджий и проч.). В одном случае в опубликованных сведениях допущена ошибка, в связи с чем государственной корпорацией «принимаются соответствующие меры».
Также мы провели мониторинг в отношении должностных лиц, входящих в наблюдательные советы корпораций.
Выявлено три нарушения: в одном случае были опубликованы неточные сведения, в двух других — объекты не были задекларированы вовсе.
Мы направили обращения в адрес государственных корпораций и в администрацию Президента РФ по поводу нарушений при декларировании сведений членами наблюдательных советов государственных корпораций, которые одновременно работают в федеральных органах власти.
transparency.org.ru
Государственная корпорация — это… Что такое Государственная корпорация?
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности и невозможность банкротства.
Особенности правового статуса
- ГК создается на основании федерального закона.
- Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.
- ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
- ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
- ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы [2] без согласия ГК не могут:
- запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
- направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
- проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
- в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
- устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.
- На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
- На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.
- Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
- Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).
Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.
Список госкорпораций России
Название | Федеральные законы, определяющие правовой статус | Руководитель | Судьба |
---|---|---|---|
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов | Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» | Генеральный директор — Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.) | |
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» | Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» | Председатель — Дмитриев Владимир Александрович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 771) | |
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». | Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» | Генеральные директора:
| Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО». |
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» | Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) | Фонд действует до 1 января 2013 года |
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта | Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» | Президенты:
| Организация прекратит свою деятельность после решения уставных задач |
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» | Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» | Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575) | |
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» | Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» | Генеральный директор — Кириенко Сергей Владиленович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 1663) | В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс. ««Стратегическая цель Росатома – глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли»» (Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев). |
История
Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.
В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:
«Рассматривая саму сущность понятия „государственная корпорация“, необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как „размывание“ системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права».[3]
По его мнению:
«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».[3]
Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[4].
7 августа 2009 года Президент России Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[5].
В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 1113 дней] государственной корпорации (Автодор).
12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной, что обосновано, поскольку менеджмент госкорпорации объективно склонен к оппортунистическому поведению. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».[6]
См. также
Примечания
- ↑ Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- ↑ Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этот список не входит собственно Правительство Российской Федерации, но входят органы исполнительной власти, ряд из них возглавляют министры — члены Правительства. Источник (здесь и далее) — ст.7.1 Федерального закона от N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральные законы от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ и одобренный Госдумой законопроект о ГК «Ростехнологии».
- ↑ 1 2 Комитет Совета Федерации по промышленной политике раскритиковал создание госкорпораций
- ↑ Советники Медведева предлагают ему упразднить все госкорпорации NEWSru 19 марта 2009.
- ↑ Медведев усомнился в необходимости госкорпораций NEWSru 7 августа 2009.
- ↑ Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт Президента Российской Федерации, 12 ноября 2009
dic.academic.ru
№ | наименование | специализация, местонахождение штаб-квартиры | ген. директор (президент) | год основания | выручка 2006, $ млн | выручка 2005, $ млн | численность персонала | отрасль |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Российский алюминий | производство алюминия (Москва) | Евгений Никитин | 2007 | ~12900 | 6650 | 100000 | Металлургия |
2 | УГМК | производство меди (Верхняя Пышма, Свердловская обл.) | Андрей Козицын | 1999 | 7260 | 3490 | 75000 | Металлургия |
3 | ГК «ТАИФ» | многопрофильный холдинг в Татарстане (Казань) | Альберт Шигабутдинов | 1995 | 5180 | 3000 | 41540 | Энергетика |
4 | Металлоинвест | добыча горнорудного сырья, производство стали (Москва) | Максим Губиев | 2004 | 4730 | ~4260 | 80000 | Металлургия |
5 | Группа ГАЗ | производство автомобилей (Нижний Новгород) | Эрик Эберхардсон | 2005 | 4380 | 3340 | 110000 | Машиностроение |
6 | Русснефть | добыча и переработка нефти (Москва) | Олег Гордеев (и. о. президента) | 2002 | ~3780 | 2360 | 20000 | Энергетика |
7 | МегаФон | оператор сотовой связи (Москва) | Сергей Солдатенков | 2002 | 3730 | 2390 | 15890 | Телекоммуникации |
8 | Эльдорадо (сеть магазинов) | магазины электроники и бытовой техники (Москва) | Игорь Яковлев | 1994 | 3560 | 2880 | 30000 | Торговля |
9 | Евросеть | салоны сотовой связи (Москва) | Александр Малис | 1997 | 2990 | 1730 | 34760 | Торговля |
10 | Объединенная металлургическая компания | производство труб (Москва) | Владимир Маркин | 1992 | 2960 | 1920 | 27551 | Металлургия |
11 | Группа «СОК» | производство и продажа автомобилей и запчастей (Самара) | Алексей Савченков | 1994 | 2800 | 2280 | 50000 | Машиностроение |
12 | Рольф | импорт и продажа автомобилей (Москва) | Мэтт Доннелли | 1991 | 2730 | 1990 | 4964 | Торговля |
13 | СИА Интернейшнл | производство и оптовая продажа лекарств (Москва) | Игорь Рудинский | 1995 | 2500 | 1500 | 2941 | Оптовая торговля |
14 | Мегаполис (компания) | торговля табачными изделиями (Москва) | Сергей Кациев | 1998 | ~2500 | н. д. | н. д. | Оптовая торговля |
15 | СУЭК | добыча угля (Москва) | Владимир Рашевский | 2001 | 2360 | 1570 | 42368 | Угольная |
16 | Группа компаний «Протек» | торговля лекарствами (Москва) | Вадим Музяев | 1990 | 2320 | 1860 | 11625 | Оптовая торговля |
17 | Группа ЧТПЗ | производство труб, цинка (Челябинск) | Виталий Садыков | 2002 | 2200 | 1480 | 20852 | Металлургия |
18 | SNS | оптовая торговля сигаретами (Москва) | Олег Смирнов | 1992 | 2180 | 1070 | 3738 | Оптовая торговля |
19 | Русская медная компания | производство меди (Екатеринбург) | Всеволод Левин | 2004 | 2030 | 1000 | н. д. | Металлургия |
20 | Трансмашхолдинг | производство локомотивов и вагонов (Москва) | Петр Синьшов | 2002 | 2030 | 1470 | 52476 | Машиностроение |
21 | Еврохим | производство удобрений (Москва) | Дмитрий Стрежнев | 2001 | ~1960 | ~1890 | 26410 | Химия |
22 | Группа «Альянс» | добыча и переработка нефти (Москва) | Муса Бажаев | 1998 | 1920 | 1990 | 13200 | Энергетика |
23 | Евроцемент | производство цемента (Москва) | Михаил Скороход | 2002 | 1800 | 1050 | 22033 | Строительство |
24 | Группа «Илим» | древесина, целлюлоза, фанера, картон (Санкт-Петербург) | Сергей Костылеа | 2006 | 1650 | 1450 | 37515 | Иные |
25 | Северстальтранс | ж/д перевозки, порты, производство тепловозов (Москва) | Константин Николаев | 1996 | 1550 | 1350 | 3893 | Службы доставки |
26 | Промышленно-металлургический холдинг | производство стали, кокса, чугуна, никеля, добыча угля (Москва) | Евгений Зубицкий | 2002 | 1490 | 1300 | 24009 | Металлургия |
27 | Комплексные энергетические системы | продажа электричества и газа (Москва) | Михаил Слободин | 2002 | ~1470 | 1300 | н. д. | Оптовая торговля |
28 | Фосагро | производство удобрений (Москва) | Максим Волков | 2001 | 1430 | 1320 | 23870 | Химия |
29 | Глобалстрой-инжиниринг | строительство (Когалым, Тюменская обл.) | Алексей Михайличенко | 1995 | ~1390 | ~860 | н. д. | Строительство |
30 | М.Видео | магазины электроники и бытовой техники (Москва) | Павел Бреев | 1993 | ~1380 | ~800 | 5500 | Торговля |
31 | Трансстрой | дорожное и прочее строительство (Москва) | Владимир Брежнев | 1992 | ~1380 | ~1470 | 6000 | Строительство |
32 | Евросервис | производство сахара, импорт мяса (Санкт-Петербург) | Дмитрий Астахов | 1991 | 1380 | 730 | 13155 | Пищевая пром. |
33 | Merlion | торговля компьютерными комплектующими (Москва) | Вячеслав Симоненко | 1992 | 1380 | 980 | 2100 | Электроника |
34 | ДОН-строй | строительство (Москва) | Максим Блажко | 1994 | 1300 | 1000 | 6000 | Строительство |
35 | Major | продажа автомобилей (Москва) | Михаил Бахтиаров | 1998 | ~1200 | ~700 | 4000 | Торговля |
36 | Евросибэнерго | электроэнергетика (Москва) | Владимир Кирюхин | 2001 | ~1200 | ~750 | н. д. | Энергетика |
37 | Ritzio Entertainment Group | казино, игровые сети «Вулкан», «Миллион» и др. (Москва) | Олег Бойко | 2002 | 1170 | 690 | 20946 | Развлечения |
38 | Ист Лайн | управляет аэропортом «Домодедово» (Московская область) | Дмитрий Каменщик | 1993 | ~1150 | 500 | 15000 | Службы доставки |
39 | Связной | салоны сотовой связи (Москва) | Максим Ноготков | 1995 | 1130 | 720 | 11562 | Торговля |
40 | Трансбункер | заправка судов топливом (Москва) | Альберт Тралла | 1991 | ~1100 | 800 | 2000 | Оптовая торговля |
41 | Национальная компьютерная корпорация | производство и продажа компьютеров (Москва) | Александр Калинин | 2003 | 1100 | 800 | 2193 | Электроника |
42 | СУ-155 | строительство (Москва) | Балакин М. Д. | 1993 | 1090 | 870 | 45000 | Строительство |
43 | Автомир | продажа автомобилей (Москва) | Николай Груздев | 1993 | ~1070 | 770 | 3500 | Торговля |
44 | Корпорация «Главстрой» | строительство (Москва) | Артур Маркарян | 2006 | 1040 | ~450 | 18869 | Строительство |
45 | Атлант-М | торговля автомобилями (Москва) | Олег Хусаенов | 1991 | 1020 | 600 | 4283 | Торговля |
46 | Лента | сеть магазинов Cash & Carry (Санкт-Петербург) | Сергей Ющенко | 1993 | 1020 | 650 | 7000 | Торговля |
47 | Техносила | магазины бытовой техники и электроники (Москва) | Вячеслав Зайцев | 1993 | 1010 | 600 | 7600 | Торговля |
48 | Буровая компания «Евразия» | бурение нефтяных и газовых скважин (Москва) | Александр Богачев | 1995 | ~990 | ~390 | н. д. | Иные |
49 | Торговый дом «Копейка» | сеть универсамов (Москва) | Сергей Солодов | 1998 | ~980 | 580 | 13000 | Торговля |
50 | Ариант | производство ферросплавов, продуктов питания (Челябинск) | Юрий Антипов | 1995 | ~980 | ~950 | 14200 | Металлургия |
51 | Зерновая компания «Настюша» | производство муки (Москва) | Игорь Пинкевич | 1992 | ~960 | ~800 | н. д. | Пищевая пром. |
52 | Энергостройинвест-Холдинг | строительство линий электропередач (Москва) | Павел Горелов | 2002 | 940 | ~900 | 2500 | Строительство |
53 | Концерн «Тракторные заводы» | производство тракторов и комплектующих (Чебоксары) | Михаил Болотин | 2003 | 920 | 790 | 47527 | Машиностроение |
54 | Эксперт-Корсо | торговля электроникой и бытовой техникой (Москва) | Анатолий Кожевников | 1993 | 900 | 700 | 1800 | Торговля |
55 | Итера | нефте- и газодобыча (Москва) | Владимир Макееа | 1992 | ~890 | ~1090 | 500 | Энергетика |
56 | Русагро | производство сахара (Москва) | Владимир Громов | 2003 | 880 | 750 | 11000 | Пищевая пром. |
57 | Трансгрупп | железнодорожные перевозки (Москва) | Дмитрий Николаев | 2000 | ~860 | ~760 | 1100 | Службы доставки |
58 | АТЭК/Кесно-М | нефтетрейдинг, недвижимость (Уфа) | Игорь Билило | 2001 | ~850 | ~730 | н. д. | Оптовая торговля |
59 | ЛАНИТ | производство компьютеров, системная интеграция (Москва) | Георгий Генс | 1989 | 850 | 600 | 2900 | Электроника |
60 | Уфаойл-Оптан | торговля нефтепродуктами (Уфа) | Константин Лещенко | 1997 | 840 | 450 | 100 | Оптовая торговля |
61 | Юнимилк | молочные продукты (Москва) | Андрей Бесхмельницкий | 2002 | 840 | 470 | 14885 | Пищевая пром. |
62 | Mercury | продажа предметов роскоши (Москва) | Александр Реебок | 1993 | ~830 | ~700 | 3000 | Торговля |
63 | Роста | торговля лекарствами (Москва) | Давид Паникашвили | 2002 | 810 | 460 | 1731 | Оптовая торговля |
64 | Виктория | сеть супермаркетов (Москва) | Елена Калашникова | 1993 | 800 | 560 | 15700 | Торговля |
65 | Технониколь | производство кровельных материалов (Москва) | Игорь Рыбаков | 1993 | 800 | ~450 | 6100 | Строительство |
66 | Русэнергосбыт | продажа электроэнергии (Москва) | Михаил Антонов | 2002 | ~790 | ~370 | 600 | Оптовая торговля |
67 | Группа ЛСР | строительство, девелопмент (Санкт-Петербург) | Игорь Левит | 1993 | 780 | 460 | 15000 | Строительство |
68 | Сталепромышленная компания | торговля металлопрокатом (Екатеринбург) | Алексей Сухнев | 1991 | 750 | 530 | 2331 | Оптовая торговля |
69 | Автотор | производство автомобилей (Калининград) | Валерий Горбунов | 1996 | 750 | 480 | 2100 | Машиностроение |
70 | Продо | животноводство производство продуктов питания (Москва) | Виктор Сухинов | 2003 | 750 | 700 | 19000 | Пищевая пром. |
71 | Объединенные кондитеры | производство кондитерских изделий (Москва) | Сергей Носенко | 2002 | 750 | 640 | 17000 | Пищевая пром. |
72 | Формоза | производство компьютеров (Москва) | Сергей Капитонов | 1993 | ~750 | ~700 | 1200 | Электроника |
73 | Техносерв А/С | системная интеграция (Москва) | Юрий Баев | 1992 | 750 | 530 | 1282 | Электроника |
74 | Объединенная промышленная корпорация | судостроение (Москва) | Александр Гнусарев | 2004 | 750 | 540 | 9325 | Машиностроение |
75 | Сибирский деловой союз | добыча угля, машиностроение (Кемерово) | Владимир Гридин | 2003 | ~750 | ~760 | н. д. | Машиностроение |
76 | Интеко | строительство, изделия из пластмасс (Москва) | Елена Батурина | 1991 | ~740 | ~470 | н. д. | Строительство |
77 | IBS | системная интеграция, продажа компьютеров (Москва) | Анатолий Карачинский | 1992 | 720 | 580 | 4804 | Электроника |
78 | Цифроград | продажа электроники (Москва) | Валерия Солок | 1993 | ~720 | ~450 | 2700 | Торговля |
79 | Биоток | производство и продажа лекарств (Москва) | Михаил Колтачук | 1991 | ~720 | ~360 | 2000 | Оптовая торговля |
80 | Группа компаний «Комтех» | торговля металлом (Москва) | Александр Рубцов | 1992 | 720 | 600 | 1761 | Оптовая торговля |
81 | Группа предприятий «АСПЭК» | нефтетрейдинг, продажа автомобилей (Ижевск) | Денис Станкевич | 1992 | 710 | 450 | 1188 | Торговля |
82 | Ultra Electronics | продажа компьютерной техники (Москва) | Михаил Кутузов | 2001 | 710 | 430 | 1402 | Электроника |
83 | ТД «Топливное обеспечение аэропортов» | поставки топлива (Москва) | Евгений Островский | 2001 | 710 | 580 | 186 | Оптовая торговля |
84 | Dixis | сеть салонов связи (Москва) | Глеб Грошенко | 1996 | 700 | 380 | 5800 | Торговля |
85 | МАИР | торговля металлоломом, производство стали (Москва) | Виктор Макушин | 1992 | 680 | 670 | 7900 | Металлургия |
86 | Группа «Эстар» | производство стали, труб (Москва) | Владимир Лобко | 2005 | ~680 | ~810 | н. д. | Металлургия |
87 | Ингеоком | строительство (Москва) | Маргарита Рудяк | 1989 | ~670 | ~600 | 1560 | Строительство |
88 | Корпорация «Синтез» | торговля нефтепродуктами (Москва) | Сергей Иванов | 1993 | ~660 | ~410 | н. д. | Энергетика |
89 | Волга-Днепр | перевозка грузов авиатранспортом (Ульяновск) | Алексей Исайкин | 1990 | 660 | 480 | 2174 | Службы доставки |
90 | Транснефтьсервис-С | продажа электроэнергии (Москва) | Станислав Ананьев | 2003 | 660 | 480 | 200 | Оптовая торговля |
91 | R-Style | торговля компьютерами (Москва) | Василий Васин | 1991 | ~640 | 550 | 2500 | Электроника |
92 | Группа «Бородино» | производство продуктов питания, девелопмент (Москва) | Тигран Нерсисян | 1993 | 640 | 470 | 15000 | Пищевая пром. |
93 | Фирма Илиев | торговая недвижимость (Москва) | Омар Муртазалиев | 1993 | ~630 | ~580 | н. д. | Иные |
94 | О’Кей | сеть гипермаркетов (Санкт-Петербург) | Игорь Макаров | 2002 | ~620 | ~400 | 5200 | Торговля |
95 | НПК «Катрен» | торговля лекарствами (Новосибирск) | Леонид Конобеев | 1993 | 610 | 310 | 2508 | Оптовая торговля |
96 | Конструктивное бюро | химическая промышленность (Москва) | Дмитрий Мазепин | 2005 | ~610 | ~450 | н. д. | Химия |
97 | Мосинжстрой | строительство (Москва) | Сергей Сергеевич Волков | 1995 | ~610 | ~370 | 25000 | Строительство |
98 | Retal Industries | производство пищевой упаковки (Москва) | Александр Шишов | 2000 | 610 | 410 | 1200 | Химия |
99 | МАКСИ-групп | переработка металлолома, выпуск стали (Екатеринбург) | Александр Логиновских | 2004 | 610 | 370 | 9066 | Металлургия |
100 | Югтранзитсервис | сельское хозяйство, экспорт зерна (Таганрог) | Андрей Коробко | 1997 | 600 | 450 | 4010 | Пищевая пром. |
101 | АСТ | розничная торговля, управление недвижимостью (Москва) | Тельман Исмаилов | 1993 | ~600 | ~650 | 3300 | Иные |
102 | Спортмастер | магазины спортивной одежды и инвентаря (Москва) | Леонид Страхов | 1992 | ~600 | ~450 | н. д. | Торговля |
103 | Юг Руси | переработка подсолнечника (Ростов-на-Дону) | Сергей Кислов | 1992 | ~600 | ~400 | 8600 | Пищевая пром. |
104 | Беталинк | салоны сотовой связи (Москва) | Владимир Анненков | 1996 | 600 | 310 | 3700 | Торговля |
105 | Сибуглемет | добыча угля (Новокузнецк, Кемеровская обл.) | Анатолий Скуров | 1995 | 600 | 620 | 6005 | Угольная |
106 | Продимекс | торговля сельхозпродукцией (Москва) | Владимир Пчелкин | 1992 | 600 | 460 | 10000 | Пищевая пром. |
107 | Группа компаний «Меркурий» | продажа табачных изделий и алкоголя (Москва) | Игорь Кесаев | 1998 | ~590 | ~450 | н. д. | Оптовая торговля |
108 | Группа «Курс» | сеть магазинов парфюмерии и косметики L’Etoile (Москва) | Максим Климов | 1996 | ~590 | ~360 | н. д. | Торговля |
109 | Телебалт | производство бытовой техники (Калининград) | Сергей Харченко | 1999 | 590 | 360 | 325 | Иные |
110 | Эксима | мясокомбинаты, сельское хозяйство, торговля (Москва) | Николай Демин | 1991 | ~570 | ~520 | н. д. | Пищевая пром. |
111 | Новое содружество | производство комбайнов, красок (Москва) | Константин Бабкин | 1992 | ~570 | 600 | 18000 | Машиностроение |
112 | Мир | магазины электроники и бытовой техники (Москва) | Евгений Кабанов | 1993 | ~550 | ~490 | н. д. | Торговля |
113 | Инком-недвижимость | девелопмент (Москва) | Сергей Козловский | 1991 | 550 | 260 | 9600 | Строительство |
114 | Группа «Е4» | проектирование, строительство электростанций (Москва) | Петр Безукладников | 2006 | 550 | н. д. | 17000 | Строительство |
115 | ТагАЗ | производство автомобилей, таксопарки (Ростов-на-Дону) | Геннадий Ряднов | 1998 | ~540 | ~440 | 2600 | Машиностроение |
116 | Мираторг | импорт мяса, животноводство (Москва) | Александр Никитин | 1995 | ~540 | ~330 | н. д. | Пищевая пром. |
117 | Марта | розничная торговля, производство мебели (Москва) | Георгий Трефилов | 1992 | 540 | 440 | 780 | Торговля |
118 | Rolsen | производство бытовой электроники (Сеул) | Ансельмо Янг | 1992 | 530 | 520 | 6500 | Иные |
119 | Гема | продажа автомобилей, транспортные услуги (Москва) | Александр Геллер | 1992 | 530 | 460 | 4200 | Торговля |
120 | Петербургская топливная компания | сеть автозаправочных станций (Санкт-Петербург) | Вячеслав Шалин | 1994 | 530 | 510 | 4000 | Торговля |
121 | NT Computer | производство компьютеров (Москва) | Олег Гвоздев | 1994 | 520 | 340 | 1741 | Электроника |
122 | Трансойл | перевозка нефти и нефтепродуктов (Санкт-Петербург) | Андрей Гомон | 2003 | ~520 | ~440 | 100 | Службы доставки |
123 | Агрохолдинг | свинокомплексы, птицефабрики (Курск) | Александр Четвериков | 1992 | 520 | 420 | 21500 | Пищевая пром. |
124 | Металлсервис | торговля металлами (Москва) | Петр Манченко | 1993 | ~510 | 310 | н. д. | Оптовая торговля |
125 | Mirax Group | девелопмент (Москва) | Сергей Полонский | 1994 | 510 | 170 | 1070 | Строительство |
126 | Мосстроимеханизация-5 | строительство (Москва) | Обид Ясинов | 1993 | ~500 | ~420 | 8000 | Строительство |
127 | Дальневосточная транспортная группа | железнодорожные грузоперевозки (Москва) | Александр Желудков | 2000 | 500 | 400 | 480 | Службы доставки |
128 | Трансаэро | авиаперевозки (Москва) | Ольга Плешакова | 1991 | 500 | 350 | 2146 | Службы доставки |
129 | ПКФ «ДиПОС» | торговля металлами (Москва) | Александр Дроздов | 1992 | 500 | 340 | н. д. | Оптовая торговля |
130 | Нью-Йорк Моторс-Москва | продажа автомобилей (Москва) | Андрей Павлович | 1992 | ~500 | ~260 | н. д. | Торговля |
131 | Миэль-Недвижимостъ | девелопмент (Москва) | Владимир Моребис | 1996 | 500 | 250 | 50 | Строительство |
132 | Астон | сельское хозяйство, пищевая промышленность (Ростов-на-Дону) | Вадим Викулов | 1996 | 490 | 420 | 2836 | Пищевая пром. |
133 | Лаверна | оптовая торговля отделочными материалами (Санкт-Петербург) | Александр Кац | 1992 | ~480 | ~380 | 3000 | Оптовая торговля |
134 | Лас-Вегас. Игровая система | игорный бизнес (Самара) | Роман Чирков | 2002 | ~480 | ~330 | 1606 | Развлечения |
135 | Sunway | оптовая торговля фруктами (Санкт-Петербург) | Шалми Беньяминов | 1993 | 480 | 290 | 2200 | Оптовая торговля |
136 | Капитал Груп | строительство (Москва) | Григорий Звенигородский | 1991 | ~480 | ~170 | 700 | Строительство |
137 | Verysell | системная интеграция (Москва) | Михаил Краснов | 1990 | 470 | 410 | 714 | Электроника |
138 | Евросиб | транспорт и торговля автомобилями (Санкт-Петербург) | Дмитрий Никитин | 1992 | 470 | 470 | 533 | Службы доставки |
139 | Мосмарт | розничная торговля (Москва) | Эрик Блондо | 2003 | ~460 | ~250 | 3800 | Торговля |
140 | Группа СИБПЛАЗ | производство редкоземельных и цветных металлов (Кемерово, Кемеровская обл.) | Игорь Белоусов | 1996 | ~450 | ~240 | н. д. | Металлургия |
141 | КРОК инкорпорейтед | системная интеграция (Москва) | Борис Бобровников | 1992 | 450 | 320 | 1204 | Электроника |
142 | Инпром | торговля прокатом и трубами (Таганрог) | Игорь Коновалов | 1996 | 450 | 280 | 2526 | Оптовая торговля |
143 | ЗАО «ГК „Электрощит“» | Производство электротехнического оборудования (Самара) | Андрей Половинкин | 2003 | ~440 | ~310 | 4600 | Машиностроение |
144 | Инком-Авто | продажа автомобилей (Москва) | Дмитрий Козловский | 1991 | 440 | 320 | 2534 | Торговля |
145 | Видео Интернешнл | реклама (Москва) | Сергей Васильев | 1987 | ~440 | ~360 | 3000 | Иные |
146 | Кристалл-Лефортово | торговля алкоголем (Москва) | Виктор Алексее | 1998 | ~430 | ~430 | 400 | Оптовая торговля |
147 | Боско ди Чильеджи | продажа предметов роскоши (Москва) | Михаил Куснирович | 1991 | ~430 | ~300 | 1500 | Торговля |
148 | ГК «Электрозавод» | производство трансформаторов (Москва) | Леонид Макаревич | 1993 | ~420 | ~150 | 1180 | Машиностроение |
149 | Crocus Group | недвижимость, торговля предметами роскоши (Москва) | Арас Агаларов | 1989 | 420 | 380 | 3270 | Иные |
150 | Группа компаний «Тадем» | производство автокомпонентов (Москва) | Людмила Смирнова | 1993 | ~420 | 360 | 21900 | Машиностроение |
151 | Русский уголь | добыча угля (Москва) | Владимир Пожидаев | 2002 | ~420 | ~300 | 23100 | Угольная |
152 | Солнечные продукты | производство майонеза, растительного масла (Москва) | Сергей Иванов | 2004 | 410 | 340 | 6000 | Пищевая пром. |
153 | Омега-97 | универсамы «Патэрсон» (Москва) | Yuri Yakovchik | 1997 | 410е | ~300 | 5500 | Торговля |
154 | Градиент | торговля парфюмерией, косметикой (Москва) | Леонид Новосельский | 1991 | ~400 | н. д. | н. д. | Оптовая торговля |
155 | Sport Shop Sabanikh | Оптовая торговля, одежда (Москва) | Maksim Sabanikh | 2002 | ~400 | н. д. | 2800 | Оптовая торговля |
156 | Genser | продажа автомобилей (Москва) | Vladimir Pronin | 1991 | ~390 | ~200 | н. д. | Торговля |
157 | Оренсал | поставки газа и нефтяного конденсата (Оренбург) | Сергей Левин | 1993 | ~390 | ~590 | н. д. | Энергетика |
158 | Проф-Медиа | медиабизнес (Москва) | Рафаэль Акопов | 1997 | 390 | 240 | 5292 | Иные |
159 | МИАН | девелопмент (Москва) | Марина Губанова | 1995 | 390 | 420 | 1500 | Строительство |
160 | JFC | оптовая торговля фруктами (Санкт-Петербург) | Юлия Захарова | 1994 | 390 | 360 | 3379 | Оптовая торговля |
161 | Морон | оптовая торговля лекарствами (Москва) | Олег Яньков | 1996 | 390 | 230 | 1750 | Оптовая торговля |
162 | Очаково | пиво, безалкогольные напитки (Москва) | Владимир Антонов | 1993 | 380 | 370 | 4792 | Пищевая пром. |
163 | Союзнефтегаз | торговля нефтепродуктами, сервисные услуги (Москва) | Юрий Шафраник | 2000 | ~380 | н. д. | н. д. | Торговля |
164 | Балтийская строительная компания | строительство (Москва) | Валерий Рогач | 1994 | ~380 | ~350 | 22000 | Строительство |
165 | Группа «ОСТ» | алкогольные и безалкогольные напитки (Московская область) | Александр Лазуто | 1998 | 380 | 320 | 4200 | Пищевая пром. |
166 | Альянс Русский текстиль | производство пряжи и тканей (Москва) | Константин Волков | 2000 | 380 | 350 | 12400 | Иные |
167 | Восток-Сервис | производство и продажа спецодежды (Москва) | Владимир Головнев | 1992 | 380 | 290 | 8000 | Иные |
168 | Холидей Классик | розничная торговля (Новосибирск) | Алексей Захаров | 2000 | ~370 | ~170 | 3500 | Торговля |
169 | Группа «Руиз» | добыча алмазов, производство ювелирных изделий (Москва) | Валерий Морозов | 2007 | ~370 | н. д. | н. д. | Иные |
170 | Вестер | розничная торговля (Калининград) | Олег Болычев | 1990 | 370 | 240 | 7637 | Торговля |
171 | Авто Мотор Группа (Арманд) | продажа автомобилей (Москва) | Игорь Герц | 1995 | 360 | 280 | 620 | Торговля |
172 | Карусель | сеть гипермаркетов (Санкт-Петербург) | Михаил Лапин | 2004 | 360 | 80 | 6650 | Торговля |
173 | ОТЭКО | ж/д перевозка нефтепродуктов (Москва) | Владимир Ларин | 2002 | ~360 | 300 | 200 | Службы доставки |
174 | Корпорация «ГриНН» | сеть супермаркетов, химическая промышленность (Курск) | Николай Грешилов | 1995 | ~360 | ~160 | 10000 | Торговля |
175 | ЮНЭКТ | оптовая торговля сигаретами (Москва) | Дмитрий Сухобоусов | 1990 | 360 | 290 | 1324 | Оптовая торговля |
176 | ДСК «Автобан» | строительство дорог (Москва) | Алексей Андреев | 1999 | ~360 | ~240 | 3400 | Строительство |
177 | Группа ОГО | сельское хозяйство, пищевая промышленность (Москва) | Александр Петров | 1988 | 360 | 350 | 9000 | Пищевая пром. |
178 | Оптифуд | импорт продуктов питания, птицефабрики (Москва) | Екатерина Мусиенко | 2000 | 350 | ~330 | 1200 | Пищевая пром. |
179 | Аэродромдорстрой | строительство (Тюмень) | Сергей Солодовников | 1998 | ~350 | ~260 | н. д. | Строительство |
180 |
ru.wikipedia.org
Государственные корпорации в России. Справка
Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.
Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).
Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон «О некоммерческих организациях».
Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).
Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.
В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций — Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции («Ростехнологии»), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии («Росатом») и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»). Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.
В марте 2009 года в СМИ появилась информация о том, что такая форма юридических лиц, как госкорпорации, может быть упразднена. Как написала 19 марта газета «Коммерсант», эта идея содержалась в проекте «Концепции развития законодательства о юридических лицах», подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года.
7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику — начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.
ria.ru