Государственные корпорации список – Государственная корпорация (форма некоммерческих организаций в России)

Государственная корпорация (форма некоммерческих организаций в России)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2015; проверки требуют 33 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2015; проверки требуют 33 правки.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании федерального закона о её создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В федеральном законе о создании государственной корпорации прописывается, подлежит ли она банкротству.

  • ГК создается на основании федерального закона.
  • Имущество, переданное Российской Федерацией в государственную корпорацию, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Контроль за собственностью ГК осуществляетсяСчётной палаты Российской Федерации[2].
  • ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
  • ГК отличается как от акционерных обществ с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий: в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУП ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, статья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации распространяются положения федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ) и «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

Название Федеральные законы, определяющие правовой статус Руководитель Примечания
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор — Исаев Юрий Олегович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Председатель — Горьков Сергей Николаевич (назначен Указом Президента Российской Федерации № 85 от 26.02.2016)
Государственная корпорация «Роснано». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Генеральные директора:
  • Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400)
  • Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано». На данный момент не является государственной корпорацией.
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) Изначально предполагалось завершить работу Фонда к 1 января 2013 года, однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2012 года № 270-ФЗ она продлена до 1 января 2016 года, а согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ она продлена до 1 января 2018. Закон от 30 октября 2017 года № 311-ФЗ продлил срок работы корпорации до 1 января 2019 года.
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Президенты:
  • Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р)
  • Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р)
  • Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 97-р)
  • Гапликов Сергей Анатольевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 98-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 1674-р)
Организация прекратила свою деятельность после решения уставных задач по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» Генеральный директор — Лихачёв Алексей Евгеньевич (назначен Указом Президента Российской Федерации от г. №) В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии, взят новый курс: «Стратегическая цель Росатома — глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли» (руководитель блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев).
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ

Генеральный директор — Рогозин Дмитрий Олегович (назначен указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2018)

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:

Рассматривая саму сущность понятия «государственная корпорация», необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как «размывание» системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права.[3]

… Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо «повышения конкурентоспособности России на мировой арене» данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства".

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованного постановлением правительства для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[4].

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[5].

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 3637 дней] государственной корпорации (Автодор).

12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».

[6]

ru.wikipedia.org

Перечень госкомпаний

Наименование компании

Федеральный орган исполнительной власти (отраслевое ведомство)

Открытое акционерное общество "Концерн радиостроения "Вега"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Центр технологии судостроения и судоремонта"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Научно-производственное объединение "Аврора"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Корпорация "Росхимзащита"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Моринформсистема - Агат"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "СГ-Транс"

Минтранс России

ФГУП "Росморпорт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы"

Минэнерго России

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации

Минэнерго России

ФГУП "Космическая связь"

Минкомсвязь России

ФГУП "Почта России"

Минкомсвязь России

ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"

Минкомсвязь России

ФГУП "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген"

Минздравсоцразвития России

Открытое акционерное общество "Оборонсервис"

Минобороны России

Открытое акционерное общество "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром"

Минпромторг России

mai.ru

Государственная корпорация (форма некоммерческих организаций в России)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании Федерального Закона о её создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В Федеральном Законе о создании Государственной корпорации прописывается, подлежит ли она банкротству.

Особенности правового статуса

  • ГК создается на основании федерального закона.
  • Имущество, переданное Российской Федерацией в государственную корпорацию, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК под надзором Счётной палаты Российской Федерации[2].
  • ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
  • ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
  • ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в Правительство Российской Федерации). В частности, госорганы[3] без согласия ГК не могут
  •  !!! вступили поправки с 2010 года. «3.4. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.» (п. 3.4 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-Ф[4] З)
  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным её учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпораций целям, предусмотренным их учредительными документами.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, статья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, но распространяются положения федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

Список госкорпораций России

Название Федеральные законы,
определяющие правовой статус
Руководитель Судьба
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор — Исаев Юрий Олегович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Председатель — Горьков Сергей Николаевич (назначен Указом Президента Российской Федерации №85 от 26.02.2016)
Государственная корпорация «Роснано». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Генеральные директора:
  • Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400)
  • Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано».

На данный момент не является государственной корпорацией.

Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) Изначально предполагалось завершить работу Фонда к 1 января 2013 года, однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2012 года № 270-ФЗ она продлена до 1 января 2016 года, а согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ она продлена до 1 января 2018. Закон от 30 октября 2017 года № 311-ФЗ продлил срок работы корпорации до 1 января 2019 года.
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Президенты:
  • Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р)
  • Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р)
  • Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 97-р)
  • Гапликов Сергей Анатольевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 98-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 1674-р)
Организация прекратила свою деятельность после решения уставных задач по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» Генеральный директор — Лихачёв Алексей Евгеньевич (назначен Указом Президента Российской Федерации от  г. № ) В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс. «„Стратегическая цель Росатома — глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли“» (Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев).
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ

Генеральный директор — Рогозин Дмитрий Олегович (назначен указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2018 года[http://www.kremlin.ru/events/president/news/57543 1])

История

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:

«Рассматривая саму сущность понятия „государственная корпорация“, необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как „размывание“ системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права».[5]

По его мнению:

«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».[5]

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[6].

7 августа 2009 года Президент России Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[7].

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 3275 дней] государственной корпорации (Автодор).

12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».[8]

См. также

Примечания

  1. ↑ Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  2. ↑ Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
  3. ↑ Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В этот список не входит собственно Правительство Российской Федерации, но входят органы исполнительной власти, ряд из них возглавляют министры — члены Правительства. Источник (здесь и далее) — ст. 7.1 Федерального закона от N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральные законы от 19.07.2007 № 139-ФЗ, от 30.10.2007 № 238-ФЗ и одобренный Госдумой законопроект о ГК «Ростехнологии».
  4. ↑ консультант.
  5. 1 2 Комитет Совета Федерации по промышленной политике раскритиковал создание госкорпораций (недоступная ссылка)
  6. ↑ Советники Медведева предлагают ему упразднить все госкорпорации NEWSru 19 марта 2009.
  7. ↑ Медведев усомнился в необходимости госкорпораций NEWSru 7 августа 2009.
  8. ↑ Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт Президента Российской Федерации, 12 ноября 2009

Ссылки


Ошибка в сносках?: Для существующих тегов <ref> группы «http://www.kremlin.ru/events/president/news/57543» не найдено соответствующего тега <references group="http://www.kremlin.ru/events/president/news/57543"/> или пропущен закрывающий тег </ref>

wikipedia.green

Как работают госкорпорации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году. В соответствии с п. 86 указанных рекомендаций, площадь объекта недвижимого имущества указывается на основании правоустанавливающих документов. Соответствующие рекомендации разрабатываются министерством ежегодно.

Мы провели выборочный мониторинг достоверности размещенных сведений, рассмотрев декларации высшего и среднего управленческих звеньев госкорпораций, и выявили 23 случая публикации недостоверных или неполных сведений об имуществе. Это говорит о низком уровне проверки поданных сведений внутри корпораций (исключение — корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).

Мы написали во все госкорпорации по поводу выявленных случаев, но получили ответ лишь из Службы внутреннего аудита — подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Служба внутреннего аудита сообщила, что в трёх случаях неточности обусловлены расхождениями между сведениями в правоустанавливающих документах и сведениями в Едином государственном реестре недвижимости (учет балконов, лоджий и проч.). В одном случае в опубликованных сведениях допущена ошибка, в связи с чем государственной корпорацией «принимаются соответствующие меры».

Также мы провели мониторинг в отношении должностных лиц, входящих в наблюдательные советы корпораций.

Выявлено три нарушения: в одном случае были опубликованы неточные сведения, в двух других — объекты не были задекларированы вовсе.

Мы направили обращения в адрес государственных корпораций и в администрацию Президента РФ по поводу нарушений при декларировании сведений членами наблюдательных советов государственных корпораций, которые одновременно работают в федеральных органах власти.

transparency.org.ru

Государственная корпорация - это... Что такое Государственная корпорация?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности и невозможность банкротства.

Особенности правового статуса

  • ГК создается на основании федерального закона.
  • Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.
  • ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
  • ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
  • ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы [2] без согласия ГК не могут:
  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

Список госкорпораций России

Название Федеральные законы,
определяющие правовой статус
Руководитель Судьба
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор — Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Председатель — Дмитриев Владимир Александрович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 771)
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Генеральные директора:
  • Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400)
  • Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО».
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) Фонд действует до 1 января 2013 года
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Президенты:
  • Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р)
  • Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р)
  • Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 97-р)
  • Гапликов Сергей Анатольевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 98-р)
Организация прекратит свою деятельность после решения уставных задач
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» Генеральный директор — Кириенко Сергей Владиленович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 1663) В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс. "«Стратегическая цель Росатома – глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли»" (Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев).

История

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:

«Рассматривая саму сущность понятия „государственная корпорация“, необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как „размывание“ системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права».[3]

По его мнению:

«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».[3]

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[4].

7 августа 2009 года Президент России Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[5].

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 1113 дней] государственной корпорации (Автодор).

12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной, что обосновано, поскольку менеджмент госкорпорации объективно склонен к оппортунистическому поведению. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».[6]

См. также

Примечания

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  2. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этот список не входит собственно Правительство Российской Федерации, но входят органы исполнительной власти, ряд из них возглавляют министры — члены Правительства. Источник (здесь и далее) — ст.7.1 Федерального закона от N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральные законы от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ и одобренный Госдумой законопроект о ГК «Ростехнологии».
  3. 1 2 Комитет Совета Федерации по промышленной политике раскритиковал создание госкорпораций
  4. Советники Медведева предлагают ему упразднить все госкорпорации NEWSru 19 марта 2009.
  5. Медведев усомнился в необходимости госкорпораций NEWSru 7 августа 2009.
  6. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт Президента Российской Федерации, 12 ноября 2009

dic.academic.ru

Список 200 крупнейших российских частных компаний (2006) — Википедия

наименование специализация, местонахождение штаб-квартиры ген. директор (президент) год основания выручка 2006, $ млн выручка 2005, $ млн численность персонала отрасль
1 Российский алюминий производство алюминия (Москва) Евгений Никитин 2007 ~12900 6650 100000 Металлургия
2 УГМК производство меди (Верхняя Пышма, Свердловская обл.) Андрей Козицын 1999 7260 3490 75000 Металлургия
3 ГК «ТАИФ» многопрофильный холдинг в Татарстане (Казань) Альберт Шигабутдинов 1995 5180 3000 41540 Энергетика
4 Металлоинвест добыча горнорудного сырья, производство стали (Москва) Максим Губиев 2004 4730 ~4260 80000 Металлургия
5 Группа ГАЗ производство автомобилей (Нижний Новгород) Эрик Эберхардсон 2005 4380 3340 110000 Машиностроение
6 Русснефть добыча и переработка нефти (Москва) Олег Гордеев (и. о. президента) 2002 ~3780 2360 20000 Энергетика
7 МегаФон оператор сотовой связи (Москва) Сергей Солдатенков 2002 3730 2390 15890 Телекоммуникации
8 Эльдорадо (сеть магазинов) магазины электроники и бытовой техники (Москва) Игорь Яковлев 1994 3560 2880 30000 Торговля
9 Евросеть салоны сотовой связи (Москва) Александр Малис 1997 2990 1730 34760 Торговля
10 Объединенная металлургическая компания производство труб (Москва) Владимир Маркин 1992 2960 1920 27551 Металлургия
11 Группа «СОК» производство и продажа автомобилей и запчастей (Самара) Алексей Савченков 1994 2800 2280 50000 Машиностроение
12 Рольф импорт и продажа автомобилей (Москва) Мэтт Доннелли 1991 2730 1990 4964 Торговля
13 СИА Интернейшнл производство и оптовая продажа лекарств (Москва) Игорь Рудинский 1995 2500 1500 2941 Оптовая торговля
14 Мегаполис (компания) торговля табачными изделиями (Москва) Сергей Кациев 1998 ~2500 н. д. н. д. Оптовая торговля
15 СУЭК добыча угля (Москва) Владимир Рашевский 2001 2360 1570 42368 Угольная
16 Группа компаний «Протек» торговля лекарствами (Москва) Вадим Музяев 1990 2320 1860 11625 Оптовая торговля
17 Группа ЧТПЗ производство труб, цинка (Челябинск) Виталий Садыков 2002 2200 1480 20852 Металлургия
18 SNS оптовая торговля сигаретами (Москва) Олег Смирнов 1992 2180 1070 3738 Оптовая торговля
19 Русская медная компания производство меди (Екатеринбург) Всеволод Левин 2004 2030 1000 н. д. Металлургия
20 Трансмашхолдинг производство локомотивов и вагонов (Москва) Петр Синьшов 2002 2030 1470 52476 Машиностроение
21 Еврохим производство удобрений (Москва) Дмитрий Стрежнев 2001 ~1960 ~1890 26410 Химия
22 Группа «Альянс» добыча и переработка нефти (Москва) Муса Бажаев 1998 1920 1990 13200 Энергетика
23 Евроцемент производство цемента (Москва) Михаил Скороход 2002 1800 1050 22033 Строительство
24 Группа «Илим» древесина, целлюлоза, фанера, картон (Санкт-Петербург) Сергей Костылеа 2006 1650 1450 37515 Иные
25 Северстальтранс ж/д перевозки, порты, производство тепловозов (Москва) Константин Николаев 1996 1550 1350 3893 Службы доставки
26 Промышленно-металлургический холдинг производство стали, кокса, чугуна, никеля, добыча угля (Москва) Евгений Зубицкий 2002 1490 1300 24009 Металлургия
27 Комплексные энергетические системы продажа электричества и газа (Москва) Михаил Слободин 2002 ~1470 1300 н. д. Оптовая торговля
28 Фосагро производство удобрений (Москва) Максим Волков 2001 1430 1320 23870 Химия
29 Глобалстрой-инжиниринг строительство (Когалым, Тюменская обл.) Алексей Михайличенко 1995 ~1390 ~860 н. д. Строительство
30 М.Видео магазины электроники и бытовой техники (Москва) Павел Бреев 1993 ~1380 ~800 5500 Торговля
31 Трансстрой дорожное и прочее строительство (Москва) Владимир Брежнев 1992 ~1380 ~1470 6000 Строительство
32 Евросервис производство сахара, импорт мяса (Санкт-Петербург) Дмитрий Астахов 1991 1380 730 13155 Пищевая пром.
33 Merlion торговля компьютерными комплектующими (Москва) Вячеслав Симоненко 1992 1380 980 2100 Электроника
34 ДОН-строй строительство (Москва) Максим Блажко 1994 1300 1000 6000 Строительство
35 Major продажа автомобилей (Москва) Михаил Бахтиаров 1998 ~1200 ~700 4000 Торговля
36 Евросибэнерго электроэнергетика (Москва) Владимир Кирюхин 2001 ~1200 ~750 н. д. Энергетика
37 Ritzio Entertainment Group казино, игровые сети «Вулкан», «Миллион» и др. (Москва) Олег Бойко 2002 1170 690 20946 Развлечения
38 Ист Лайн управляет аэропортом «Домодедово» (Московская область) Дмитрий Каменщик 1993 ~1150 500 15000 Службы доставки
39 Связной салоны сотовой связи (Москва) Максим Ноготков 1995 1130 720 11562 Торговля
40 Трансбункер заправка судов топливом (Москва) Альберт Тралла 1991 ~1100 800 2000 Оптовая торговля
41 Национальная компьютерная корпорация производство и продажа компьютеров (Москва) Александр Калинин 2003 1100 800 2193 Электроника
42 СУ-155 строительство (Москва) Балакин М. Д. 1993 1090 870 45000 Строительство
43 Автомир продажа автомобилей (Москва) Николай Груздев 1993 ~1070 770 3500 Торговля
44 Корпорация «Главстрой» строительство (Москва) Артур Маркарян 2006 1040 ~450 18869 Строительство
45 Атлант-М торговля автомобилями (Москва) Олег Хусаенов 1991 1020 600 4283 Торговля
46 Лента сеть магазинов Cash & Carry (Санкт-Петербург) Сергей Ющенко 1993 1020 650 7000 Торговля
47 Техносила магазины бытовой техники и электроники (Москва) Вячеслав Зайцев 1993 1010 600 7600 Торговля
48 Буровая компания «Евразия» бурение нефтяных и газовых скважин (Москва) Александр Богачев 1995 ~990 ~390 н. д. Иные
49 Торговый дом «Копейка» сеть универсамов (Москва) Сергей Солодов 1998 ~980 580 13000 Торговля
50 Ариант производство ферросплавов, продуктов питания (Челябинск) Юрий Антипов 1995 ~980 ~950 14200 Металлургия
51 Зерновая компания «Настюша» производство муки (Москва) Игорь Пинкевич 1992 ~960 ~800 н. д. Пищевая пром.
52 Энергостройинвест-Холдинг строительство линий электропередач (Москва) Павел Горелов 2002 940 ~900 2500 Строительство
53 Концерн «Тракторные заводы» производство тракторов и комплектующих (Чебоксары) Михаил Болотин 2003 920 790 47527 Машиностроение
54 Эксперт-Корсо торговля электроникой и бытовой техникой (Москва) Анатолий Кожевников 1993 900 700 1800 Торговля
55 Итера нефте- и газодобыча (Москва) Владимир Макееа 1992 ~890 ~1090 500 Энергетика
56 Русагро производство сахара (Москва) Владимир Громов 2003 880 750 11000 Пищевая пром.
57 Трансгрупп железнодорожные перевозки (Москва) Дмитрий Николаев 2000 ~860 ~760 1100 Службы доставки
58 АТЭК/Кесно-М нефтетрейдинг, недвижимость (Уфа) Игорь Билило 2001 ~850 ~730 н. д. Оптовая торговля
59 ЛАНИТ производство компьютеров, системная интеграция (Москва) Георгий Генс 1989 850 600 2900 Электроника
60 Уфаойл-Оптан торговля нефтепродуктами (Уфа) Константин Лещенко 1997 840 450 100 Оптовая торговля
61 Юнимилк молочные продукты (Москва) Андрей Бесхмельницкий 2002 840 470 14885 Пищевая пром.
62 Mercury продажа предметов роскоши (Москва) Александр Реебок 1993 ~830 ~700 3000 Торговля
63 Роста торговля лекарствами (Москва) Давид Паникашвили 2002 810 460 1731 Оптовая торговля
64 Виктория сеть супермаркетов (Москва) Елена Калашникова 1993 800 560 15700 Торговля
65 Технониколь производство кровельных материалов (Москва) Игорь Рыбаков 1993 800 ~450 6100 Строительство
66 Русэнергосбыт продажа электроэнергии (Москва) Михаил Антонов 2002 ~790 ~370 600 Оптовая торговля
67 Группа ЛСР строительство, девелопмент (Санкт-Петербург) Игорь Левит 1993 780 460 15000 Строительство
68 Сталепромышленная компания торговля металлопрокатом (Екатеринбург) Алексей Сухнев 1991 750 530 2331 Оптовая торговля
69 Автотор производство автомобилей (Калининград) Валерий Горбунов 1996 750 480 2100 Машиностроение
70 Продо животноводство производство продуктов питания (Москва) Виктор Сухинов 2003 750 700 19000 Пищевая пром.
71 Объединенные кондитеры производство кондитерских изделий (Москва) Сергей Носенко 2002 750 640 17000 Пищевая пром.
72 Формоза производство компьютеров (Москва) Сергей Капитонов 1993 ~750 ~700 1200 Электроника
73 Техносерв А/С системная интеграция (Москва) Юрий Баев 1992 750 530 1282 Электроника
74 Объединенная промышленная корпорация судостроение (Москва) Александр Гнусарев 2004 750 540 9325 Машиностроение
75 Сибирский деловой союз добыча угля, машиностроение (Кемерово) Владимир Гридин 2003 ~750 ~760 н. д. Машиностроение
76 Интеко строительство, изделия из пластмасс (Москва) Елена Батурина 1991 ~740 ~470 н. д. Строительство
77 IBS системная интеграция, продажа компьютеров (Москва) Анатолий Карачинский 1992 720 580 4804 Электроника
78 Цифроград продажа электроники (Москва) Валерия Солок 1993 ~720 ~450 2700 Торговля
79 Биоток производство и продажа лекарств (Москва) Михаил Колтачук 1991 ~720 ~360 2000 Оптовая торговля
80 Группа компаний "Комтех" торговля металлом (Москва) Александр Рубцов 1992 720 600 1761 Оптовая торговля
81 Группа предприятий "АСПЭК" нефтетрейдинг, продажа автомобилей (Ижевск) Денис Станкевич 1992 710 450 1188 Торговля
82 Ultra Electronics продажа компьютерной техники (Москва) Михаил Кутузов 2001 710 430 1402 Электроника
83 ТД "Топливное обеспечение аэропортов" поставки топлива (Москва) Евгений Островский 2001 710 580 186 Оптовая торговля
84 Dixis сеть салонов связи (Москва) Глеб Грошенко 1996 700 380 5800 Торговля
85 МАИР торговля металлоломом, производство стали (Москва) Виктор Макушин 1992 680 670 7900 Металлургия
86 Группа «Эстар» производство стали, труб (Москва) Владимир Лобко 2005 ~680 ~810 н. д. Металлургия
87 Ингеоком строительство (Москва) Маргарита Рудяк 1989 ~670 ~600 1560 Строительство
88 Корпорация "Синтез" торговля нефтепродуктами (Москва) Сергей Иванов 1993 ~660 ~410 н. д. Энергетика
89 Волга-Днепр перевозка грузов авиатранспортом (Ульяновск) Алексей Исайкин 1990 660 480 2174 Службы доставки
90 Транснефтьсервис-С продажа электроэнергии (Москва) Станислав Ананьев 2003 660 480 200 Оптовая торговля
91 R-Style торговля компьютерами (Москва) Василий Васин 1991 ~640 550 2500 Электроника
92 Группа «Бородино» производство продуктов питания, девелопмент (Москва) Тигран Нерсисян 1993 640 470 15000 Пищевая пром.
93 Фирма Илиев торговая недвижимость (Москва) Омар Муртазалиев 1993 ~630 ~580 н. д. Иные
94 О’Кей сеть гипермаркетов (Санкт-Петербург) Игорь Макаров 2002 ~620 ~400 5200 Торговля
95 НПК «Катрен» торговля лекарствами (Новосибирск) Леонид Конобеев 1993 610 310 2508 Оптовая торговля
96 Конструктивное бюро химическая промышленность (Москва) Дмитрий Мазепин 2005 ~610 ~450 н. д. Химия
97 Мосинжстрой строительство (Москва) Сергей Сергеевич Волков 1995 ~610 ~370 25000 Строительство
98 Retal Industries производство пищевой упаковки (Москва) Александр Шишов 2000 610 410 1200 Химия
99 МАКСИ-групп переработка металлолома, выпуск стали (Екатеринбург) Александр Логиновских 2004 610 370 9066 Металлургия
100 Югтранзитсервис сельское хозяйство, экспорт зерна (Таганрог) Андрей Коробко 1997 600 450 4010 Пищевая пром.
101 АСТ розничная торговля, управление недвижимостью (Москва) Тельман Исмаилов 1993 ~600 ~650 3300 Иные
102 Спортмастер магазины спортивной одежды и инвентаря (Москва) Леонид Страхов 1992 ~600 ~450 н. д. Торговля
103 Юг Руси переработка подсолнечника (Ростов-на-Дону) Сергей Кислов 1992 ~600 ~400 8600 Пищевая пром.
104 Беталинк салоны сотовой связи (Москва) Владимир Анненков 1996 600 310 3700 Торговля
105 Сибуглемет добыча угля (Новокузнецк, Кемеровская обл.) Анатолий Скуров 1995 600 620 6005 Угольная
106 Продимекс торговля сельхозпродукцией (Москва) Владимир Пчелкин 1992 600 460 10000 Пищевая пром.
107 Группа компаний "Меркурий" продажа табачных изделий и алкоголя (Москва) Игорь Кесаев 1998 ~590 ~450 н. д. Оптовая торговля
108 Группа "Курс" сеть магазинов парфюмерии и косметики L’Etoile (Москва) Максим Климов 1996 ~590 ~360 н. д. Торговля
109 Телебалт производство бытовой техники (Калининград) Сергей Харченко 1999 590 360 325 Иные
110 Эксима мясокомбинаты, сельское хозяйство, торговля (Москва) Николай Демин 1991 ~570 ~520 н. д. Пищевая пром.
111 Новое содружество производство комбайнов, красок (Москва) Константин Бабкин 1992 ~570 600 18000 Машиностроение
112 Мир магазины электроники и бытовой техники (Москва) Евгений Кабанов 1993 ~550 ~490 н. д. Торговля
113 Инком-недвижимость девелопмент (Москва) Сергей Козловский 1991 550 260 9600 Строительство
114 Группа «Е4» проектирование, строительство электростанций (Москва) Петр Безукладников 2006 550 н. д. 17000 Строительство
115 ТагАЗ производство автомобилей, таксопарки (Ростов-на-Дону) Геннадий Ряднов 1998 ~540 ~440 2600 Машиностроение
116 Мираторг импорт мяса, животноводство (Москва) Александр Никитин 1995 ~540 ~330 н. д. Пищевая пром.
117 Марта розничная торговля, производство мебели (Москва) Георгий Трефилов 1992 540 440 780 Торговля
118 Rolsen производство бытовой электроники (Сеул) Ансельмо Янг 1992 530 520 6500 Иные
119 Гема продажа автомобилей, транспортные услуги (Москва) Александр Геллер 1992 530 460 4200 Торговля
120 Петербургская топливная компания сеть автозаправочных станций (Санкт-Петербург) Вячеслав Шалин 1994 530 510 4000 Торговля
121 NT Computer производство компьютеров (Москва) Олег Гвоздев 1994 520 340 1741 Электроника
122 Трансойл перевозка нефти и нефтепродуктов (Санкт-Петербург) Андрей Гомон 2003 ~520 ~440 100 Службы доставки
123 Агрохолдинг свинокомплексы, птицефабрики (Курск) Александр Четвериков 1992 520 420 21500 Пищевая пром.
124 Металлсервис торговля металлами (Москва) Петр Манченко 1993 ~510 310 н. д. Оптовая торговля
125 Mirax Group девелопмент (Москва) Сергей Полонский 1994 510 170 1070 Строительство
126 Мосстроимеханизация-5 строительство (Москва) Обид Ясинов 1993 ~500 ~420 8000 Строительство
127 Дальневосточная транспортная группа железнодорожные грузоперевозки (Москва) Александр Желудков 2000 500 400 480 Службы доставки
128 Трансаэро авиаперевозки (Москва) Ольга Плешакова 1991 500 350 2146 Службы доставки
129 ПКФ "ДиПОС" торговля металлами (Москва) Александр Дроздов 1992 500 340 н. д. Оптовая торговля
130 Нью-Йорк Моторс-Москва продажа автомобилей (Москва) Андрей Павлович 1992 ~500 ~260 н. д. Торговля
131 Миэль-Недвижимостъ девелопмент (Москва) Владимир Моребис 1996 500 250 50 Строительство
132 Астон сельское хозяйство, пищевая промышленность (Ростов-на-Дону) Вадим Викулов 1996 490 420 2836 Пищевая пром.
133 Лаверна оптовая торговля отделочными материалами (Санкт-Петербург) Александр Кац 1992 ~480 ~380 3000 Оптовая торговля
134 Лас-Вегас. Игровая система игорный бизнес (Самара) Роман Чирков 2002 ~480 ~330 1606 Развлечения
135 Sunway оптовая торговля фруктами (Санкт-Петербург) Шалми Беньяминов 1993 480 290 2200 Оптовая торговля
136 Капитал Груп строительство (Москва) Григорий Звенигородский 1991 ~480 ~170 700 Строительство
137 Verysell системная интеграция (Москва) Михаил Краснов 1990 470 410 714 Электроника
138 Евросиб транспорт и торговля автомобилями (Санкт-Петербург) Дмитрий Никитин 1992 470 470 533 Службы доставки
139 Мосмарт розничная торговля (Москва) Эрик Блондо 2003 ~460 ~250 3800 Торговля
140 Группа СИБПЛАЗ производство редкоземельных и цветных металлов (Кемерово, Кемеровская обл.) Игорь Белоусов 1996 ~450 ~240 н. д. Металлургия
141 КРОК инкорпорейтед системная интеграция (Москва) Борис Бобровников 1992 450 320 1204 Электроника
142 Инпром торговля прокатом и трубами (Таганрог) Игорь Коновалов 1996 450 280 2526 Оптовая торговля
143 ЗАО «ГК „Электрощит“» Производство электротехнического оборудования (Самара) Андрей Половинкин 2003 ~440 ~310 4600 Машиностроение
144 Инком-Авто продажа автомобилей (Москва) Дмитрий Козловский 1991 440 320 2534 Торговля
145 Видео Интернешнл реклама (Москва) Сергей Васильев 1987 ~440 ~360 3000 Иные
146 Кристалл-Лефортово торговля алкоголем (Москва) Виктор Алексее 1998 ~430 ~430 400 Оптовая торговля
147 Боско ди Чильеджи продажа предметов роскоши (Москва) Михаил Куснирович 1991 ~430 ~300 1500 Торговля
148 ГК "Электрозавод" производство трансформаторов (Москва) Леонид Макаревич 1993 ~420 ~150 1180 Машиностроение
149 Crocus Group недвижимость, торговля предметами роскоши (Москва) Арас Агаларов 1989 420 380 3270 Иные
150 Группа компаний "Тадем" производство автокомпонентов (Москва) Людмила Смирнова 1993 ~420 360 21900 Машиностроение
151 Русский уголь добыча угля (Москва) Владимир Пожидаев 2002 ~420 ~300 23100 Угольная
152 Солнечные продукты производство майонеза, растительного масла (Москва) Сергей Иванов 2004 410 340 6000 Пищевая пром.
153 Омега-97 универсамы «Патэрсон» (Москва) Yuri Yakovchik 1997 410е ~300 5500 Торговля
154 Градиент торговля парфюмерией, косметикой (Москва) Леонид Новосельский 1991 ~400 н. д. н. д. Оптовая торговля
155 Sport Shop Sabanikh Оптовая торговля, одежда (Москва) Maksim Sabanikh 2002 ~400 н. д. 2800 Оптовая торговля
156 Genser продажа автомобилей (Москва) Vladimir Pronin 1991 ~390 ~200 н. д. Торговля
157 Оренсал поставки газа и нефтяного конденсата (Оренбург) Сергей Левин 1993 ~390 ~590 н. д. Энергетика
158 Проф-Медиа медиабизнес (Москва) Рафаэль Акопов 1997 390 240 5292 Иные
159 МИАН девелопмент (Москва) Марина Губанова 1995 390 420 1500 Строительство
160 JFC оптовая торговля фруктами (Санкт-Петербург) Юлия Захарова 1994 390 360 3379 Оптовая торговля
161 Морон оптовая торговля лекарствами (Москва) Олег Яньков 1996 390 230 1750 Оптовая торговля
162 Очаково пиво, безалкогольные напитки (Москва) Владимир Антонов 1993 380 370 4792 Пищевая пром.
163 Союзнефтегаз торговля нефтепродуктами, сервисные услуги (Москва) Юрий Шафраник 2000 ~380 н. д. н. д. Торговля
164 Балтийская строительная компания строительство (Москва) Валерий Рогач 1994 ~380 ~350 22000 Строительство
165 Группа «ОСТ» алкогольные и безалкогольные напитки (Московская область) Александр Лазуто 1998 380 320 4200 Пищевая пром.
166 Альянс Русский текстиль производство пряжи и тканей (Москва) Константин Волков 2000 380 350 12400 Иные
167 Восток-Сервис производство и продажа спецодежды (Москва) Владимир Головнев 1992 380 290 8000 Иные
168 Холидей Классик розничная торговля (Новосибирск) Алексей Захаров 2000 ~370 ~170 3500 Торговля
169 Группа "Руиз" добыча алмазов, производство ювелирных изделий (Москва) Валерий Морозов 2007 ~370 н. д. н. д. Иные
170 Вестер розничная торговля (Калининград) Олег Болычев 1990 370 240 7637 Торговля
171 Авто Мотор Группа (Арманд) продажа автомобилей (Москва) Игорь Герц 1995 360 280 620 Торговля
172 Карусель сеть гипермаркетов (Санкт-Петербург) Михаил Лапин 2004 360 80 6650 Торговля
173 ОТЭКО ж/д перевозка нефтепродуктов (Москва) Владимир Ларин 2002 ~360 300 200 Службы доставки
174 Корпорация "ГриНН" сеть супермаркетов, химическая промышленность (Курск) Николай Грешилов 1995 ~360 ~160 10000 Торговля
175 ЮНЭКТ оптовая торговля сигаретами (Москва) Дмитрий Сухобоусов 1990 360 290 1324 Оптовая торговля
176 ДСК "Автобан" строительство дорог (Москва) Алексей Андреев 1999 ~360 ~240 3400 Строительство
177 Группа ОГО сельское хозяйство, пищевая промышленность (Москва) Александр Петров 1988 360 350 9000 Пищевая пром.
178 Оптифуд импорт продуктов питания, птицефабрики (Москва) Екатерина Мусиенко 2000 350 ~330 1200 Пищевая пром.
179 Аэродромдорстрой строительство (Тюмень) Сергей Солодовников 1998 ~350 ~260 н. д. Строительство
180

ru.wikipedia.org

Государственные корпорации в России. Справка

Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).
 Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон "О некоммерческих организациях".

Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).

Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.

В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций - Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии ("Росатом") и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой"). Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.

В марте 2009 года в СМИ появилась информация о том, что такая форма юридических лиц, как госкорпорации, может быть упразднена. Как написала 19 марта газета "Коммерсант", эта идея содержалась в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах", подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года.

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику - начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.

 

ria.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о