Джума что это – Джума — это… Что такое Джума?

Джума — это… Что такое Джума?

пятница, пятничная молитва. В переводе с арабского это слово означает «собрание». Это день духовного возвышения и служения. Согласно хадисам пророка Мухаммада, в этот день был сотворен первый человек — Адам. В этот день он вошел в рай и был изгнан из него. День Страшного суда также разразится именно в этот день (Муслим, Джума 5). В доисламский период пятницу называли «Йаум аль-Аруба». Это слово приблизительно переводилось как «день милосердия». По поводу переименования этого дня в джуму, а также истории проведения первого пятничного намаза имеются несколько исторических сообщений, которые часто не совпадают между собой. По одной из версий, этот день был переименован в Джума одним из предков пророка Мухаммада Кабом ибн Луаййем; по другой — мусульманами, незадолго до того, как совершение пятничного намаза в Исламе стало обязательным (фард). Ибн Сирин сообщал, что мединцы еще до хиджры совершили намаз-джума во главе с Асадом ибн Зурара в пятницу. Поводом для этого стал поиск дня, который стал бы днем собрания мусульман так же, как суббота для иудеев и воскресенье для христиан. После этого, пророку Мухаммаду был ниспослан коранический аят: «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания (джума), то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете» (62: 9). Согласно Ибн Хаджару, повеление совершения намаза-джума в этот день было ниспослано Аллахом Мухаммаду еще в Мекке. Однако по причине гонений они не смогли там его исполнять. Ибн Сад писал, что пророк распорядился написать письмо в Медину Мусабу ибн Умайру, в котором обязал его совершить пятничный намаз из двух ракатов. Таким образом, согласно этой версии первыми совершили пятничный намаз мединцы, во главе с Мусабом ибн Умайром. Сам же пророк Мухаммад провел первый пятничный намаз в первом году хиджры в местности Рануна, которая принадлежала племени Бану Салим. Он прибыл туда по пути в Медину из Кубы во время хиджры. На этой молитве присутствовало сорок, либо сто человек.

В ходе этой молитвы пророк, стоя на минбаре прочитал хутбы. Мечеть, в которой была проведена молитва, позже была названа «Масджид аль-Джума». Аяты Корана о необходимости проведения пятничной молитвы были ниспосланы до этого. После этого эти намазы стали проводиться в Медине. Вне Медины первый пятничный намаз был проведен на Бахрейне. Приходя на пятничные намазы во время полуденной молитвы, пророк приветствовал миром собравшихся, затем поднимался на минбар. Произнеся оттуда слова приветствия во второй раз, он садился на минбаре. После этого Билал читал азан и пророк начинал хутбу (См. Хутба). Спустя некоторое время, он оканчивал ее, садился и снова поднимался для чтения второй хутбы. Завершив ее, он сходил с минбара и проводил пятничный намаз из двух ракатов. Точно так же, пятничные намазы проводились и в период правления Праведных халифов, а также в последующие периоды истории. Единственным новым элементом, который был введен во времена Османа, было чтение призыва на молитву (азана) вне мечети. Это было сделано для того, чтобы оповестить жителей больших городов о времени начала молитвы. А спустя еще 80 лет, при Омейядском халифе Хишаме ибн Абд аль-Малике азаны стали читаться с минаретов мечетей. В правоверном Исламе исполнение пятничного намаза в мечетях является обязательным (фард аль-айн) для всех мусульман, которые имеют возможность для этого. По этому поводу в сборнике хадисов Абу Давуда приводится хадис пророка, переданный Джабиром ибн Абдуллой. Те мусульмане, которые по каким-то причинам не смогли прибыть на намаз-джума, исполняют вместо этого обычную дневную молитву зухр. Согласно тому же хадису, намаз-джума не обязателен для путников, рабов, детей, женщин и больных. Эти принципы закреплены в положениях исламского права. Необходимым условием (шартом) для пятничного намаза является его проведение в городах или относительно крупных населенных пунктах. В период правления Праведных халифов, пятничные намазы совершались в городах при большом скоплении народа. Причем для этого строились большие мечети, которые назывались «Джума-мечети» (пятничные мечети). В связи с этим, Абу Ханифа считал, что пятничные намазы могут проводиться в населенных пунктах, где имеются наместники, судьи, улицы и кварталы. Согласно Абу Йусуфу, джума может проводиться уже в тех местностях, где народ не вмещается в самую большую мечеть, которая там имеется. Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани считал необходимым условием проведения этого намаза признание населенного пункта городом властями страны. Аш-Шафии и Ибн Ханбаль считали, что пятничная молитва должна проводиться при наличии как минимум сорока человек, которые ведут на одном месте оседлую жизнь. Согласно Малику ибн Анасу, джума должна проводиться в любом, даже небольшом населенном пункте, где есть мечеть и рынок. В ханафитском мазхабе считается, что для проведения намазов-джума необходимо получить разрешение от официальных властей, независимо от того, праведной является эта власть или нет. Шииты (а также хариджиты) считают возможным проведение пятничных намазов только при наличии исламского правления и праведного правителя. В противном случае эти намазы не проводятся.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

dic.academic.ru

Джума-намаз: правила совершения пятничной молитвы в исламе

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).


В Своей Книге Господь миров сказал следующее:


«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9)


Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.


Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России.


 


Как читать пятничную молитву


1. После азана молящийся обычно произносит дуа:


«Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад».


Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».


2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.


3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.


4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.


5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.


6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.


 


Особенности джума-намаза


Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.


Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.


Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.


Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.


 


Джума-намаз равен полуденному?


Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.


Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).


Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.


Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.


По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.


Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

islam.global

что такое в Исламе. Энциклопедическом словаре

пятница, пятничная молитва. В переводе с арабского это слово означает «собрание». Это день духовного возвышения и служения. Согласно хадисам пророка Мухаммада, в этот день был сотворен первый человек — Адам. В этот день он вошел в рай и был изгнан из него. День Страшного суда также разразится именно в этот день (Муслим, Джума 5). В доисламский период пятницу называли «Йаум аль-Аруба». Это слово приблизительно переводилось как «день милосердия». По поводу переименования этого дня в джуму, а также истории проведения первого пятничного намаза имеются несколько исторических сообщений, которые часто не совпадают между собой. По одной из версий, этот день был переименован в Джума одним из предков пророка Мухаммада Кабом ибн Луаййем; по другой — мусульманами, незадолго до того, как совершение пятничного намаза в Исламе стало обязательным (фард). Ибн Сирин сообщал, что мединцы еще до хиджры совершили намаз-джума во главе с Асадом ибн Зурара в пятницу. Поводом для этого стал поиск дня, который стал бы днем собрания мусульман так же, как суббота для иудеев и воскресенье для христиан. После этого, пророку Мухаммаду был ниспослан коранический аят: «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания (джума), то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете» (62: 9). Согласно Ибн Хаджару, повеление совершения намаза-джума в этот день было ниспослано Аллахом Мухаммаду еще в Мекке. Однако по причине гонений они не смогли там его исполнять. Ибн Сад писал, что пророк распорядился написать письмо в Медину Мусабу ибн Умайру, в котором обязал его совершить пятничный намаз из двух ракатов. Таким образом, согласно этой версии первыми совершили пятничный намаз мединцы, во главе с Мусабом ибн Умайром. Сам же пророк Мухаммад провел первый пятничный намаз в первом году хиджры в местности Рануна, которая принадлежала племени Бану Салим. Он прибыл туда по пути в Медину из Кубы во время хиджры. На этой молитве присутствовало сорок, либо сто человек.В ходе этой молитвы пророк, стоя на минбаре прочитал хутбы. Мечеть, в которой была проведена молитва, позже была названа «Масджид аль-Джума». Аяты Корана о необходимости проведения пятничной молитвы были ниспосланы до этого. После этого эти намазы стали проводиться в Медине. Вне Медины первый пятничный намаз был проведен на Бахрейне. Приходя на пятничные намазы во время полуденной молитвы, пророк приветствовал миром собравшихся, затем поднимался на минбар. Произнеся оттуда слова приветствия во второй раз, он садился на минбаре. После этого Билал читал азан и пророк начинал хутбу (См. Хутба). Спустя некоторое время, он оканчивал ее, садился и снова поднимался для чтения второй хутбы. Завершив ее, он сходил с минбара и проводил пятничный намаз из двух ракатов. Точно так же, пятничные намазы проводились и в период правления Праведных халифов, а также в последующие периоды истории. Единственным новым элементом, который был введен во времена Османа, было чтение призыва на молитву (азана) вне мечети. Это было сделано для того, чтобы оповестить жителей больших городов о времени начала молитвы. А спустя еще 80 лет, при Омейядском халифе Хишаме ибн Абд аль-Малике азаны стали читаться с минаретов мечетей. В правоверном Исламе исполнение пятничного намаза в мечетях является обязательным (фард аль-айн) для всех мусульман, которые имеют возможность для этого. По этому поводу в сборнике хадисов Абу Давуда приводится хадис пророка, переданный Джабиром ибн Абдуллой. Те мусульмане, которые по каким-то причинам не смогли прибыть на намаз-джума, исполняют вместо этого обычную дневную молитву зухр. Согласно тому же хадису, намаз-джума не обязателен для путников, рабов, детей, женщин и больных. Эти принципы закреплены в положениях исламского права. Необходимым условием (шартом) для пятничного намаза является его проведение в городах или относительно крупных населенных пунктах. В период правления Праведных халифов, пятничные намазы совершались в городах при большом скоплении народа. Причем для этого строились большие мечети, которые назывались «Джума-мечети» (пятничные мечети). В связи с этим, Абу Ханифа считал, что пятничные намазы могут проводиться в населенных пунктах, где имеются наместники, судьи, улицы и кварталы. Согласно Абу Йусуфу, джума может проводиться уже в тех местностях, где народ не вмещается в самую большую мечеть, которая там имеется. Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани считал необходимым условием проведения этого намаза признание населенного пункта городом властями страны. Аш-Шафии и Ибн Ханбаль считали, что пятничная молитва должна проводиться при наличии как минимум сорока человек, которые ведут на одном месте оседлую жизнь. Согласно Малику ибн Анасу, джума должна проводиться в любом, даже небольшом населенном пункте, где есть мечеть и рынок. В ханафитском мазхабе считается, что для проведения намазов-джума необходимо получить разрешение от официальных властей, независимо от того, праведной является эта власть или нет. Шииты (а также хариджиты) считают возможным проведение пятничных намазов только при наличии исламского правления и праведного правителя. В противном случае эти намазы не проводятся.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть больше слов в «Исламе. Энциклопедическом словаре»

ДЖУНАЙД АЛЬБАГДАДИ →← ДЖУВЕЙРИЯ БИНТ ХАРИС

rus-islam-dict.slovaronline.com

Джума-намаз — Википедия. Что такое Джума-намаз

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

О вы , которые уверовали! Когда возглашают азан (призыв) на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете! Завершив молитву, разойдитесь по земле, отстаивая свои интересы и ища милости Аллаха, и часто поминайте Аллаха своим сердцем и словами. Может быть, вы преуспеете в этой и будущей жизни!

Оригинальный текст (ар.)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانْتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

Джума́-нама́з (араб. صلاة الجمعة‎ — пятничная молитва) — обязательная коллективная молитва мусульман. Совершается в пятницу во время полуденной молитвы в мечетях. Совершение джума-намаза предписано в Коране.

Проповедь (хутба) в мечети технологического университета (Малайзия).

Обязанность

Пятничная молитва является обязательной для свободных, совершеннолетних мужчин[1]. Для женщин, детей и физически немощных людей пятничная молитва является желательной, но необязательной. Современные богословы считают посещение коллективных намазов женщинами, в том числе и пожилыми, нежелательным[2]. Мусульманам запрещено оставлять пятничную молитву без веской причины. В случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.) пятничная становится необязательной[3].

Джума-намаз. Дакка, Бангладеш.

Порядок совершения

Перед молитвой мусульманину желательно совершить полное омовение, остричь ногти и надеть чистые, праздничные одежды. Желательно также надушиться благовониями. Есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом перед посещением мечети запрещено. Перед молитвой произносится второй по счёту азан и читается специальная проповедь — хутба. Проповедь состоит из двух частей. Между этими частями проповеди имаму желательно присесть на короткое время. После проповеди молящиеся совершают за имамом двухракаатный намаз. Совершение пятничной молитвы освобождает от обязанности совершения полуденной молитвы.

Условия действительности

Для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной, существуют следующие условия:

  1. Молитва должна читаться в границах достаточно крупного населённого пункта.
  2. В одном населённом пункте для совершения пятничной молитвы необходимо собираться в одном месте. Если пятничная молитва будет совершаться в нескольких мечетях без какой-либо нужды, то в таком случае джума-намаз считается действительным, только в той мечети, в которой его совершили раньше[4].
  3. Имам мечети, в которой совершается пятничная молитва, должен иметь разрешение от местной власти.
  4. Время совершения молитвы должно совпадать с временем полуденной молитвы.
  5. Перед обязательной пятничной молитвой должна быть прочитана проповедь.
  6. На проповеди должен присутствовать хотя бы один здравомыслящий мужчина.
  7. Наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных мужчин-мусульман[3].
  8. Мечеть, в которой совершается молитва, должна быть открыта для всех, исключение составляют здания, закрытые из соображений безопасности[5].

Нежелательные действия

Приходить в мечеть с опозданием. Тот, кто пришёл позже всех, не должен перешагивать через других верующих, ходить между рядами и стараться занять место в передних рядах, беспокоя других. Нельзя разговаривать и отвлекать других людей в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди[3].

Примечания

  1. ↑ Джума // Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь. — Медина.
  2. ↑ Посещение женщинами мечетей (рус.). Фонд Ихлас. — «Однако факихи-мутааххарун, следующие воззрениям ханафитского мазхаба, утверждали, что так как в последнее времена нравы сильно испортились и люди открыто совершают аморальные поступки, посещение пожилыми женщинами коллективных намазов – пусть это будет пятничная, пусть праздничная или же просто прослушивание лекции – является макрухом.». Проверено 25 марта 2013. Архивировано 25 марта 2013 года.
  3. 1 2 3 Нурдинов, Алим Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы (рус.). Islamdag.ru (13 января 2012). Проверено 25 марта 2013. Архивировано 25 марта 2013 года.
  4. ↑ Шестой фарз? (рус.). Islamdag.ru (22 июня 2009). — «Если мечетей будет несколько, то пятничная молитва будет считаться в той, в которой она была совершена впервые. Следовательно, пятничная молитва, совершенная в другой мечети, будет считаться недействительной, и совершившие её, обязаны совершить полуденный намаз.». Проверено 25 марта 2013. Архивировано 25 марта 2013 года.
  5. Ехзаз Ажмери. Пятничная молитва в закрытом от свободного посещения месте (рус.)  (недоступная ссылка — история). Askimam.ru. Проверено 25 марта 2013. Архивировано 27 августа 2013 года.

Ссылки

wiki.sc

Джума — это… Что такое Джума?

  • Джума — пятница, пятничная молитва. В переводе с арабского это слово означает «собрание». Это день духовного возвышения и служения. Согласно хадисам пророка Мухаммада, в этот день был сотворен первый человек Адам. В этот день он вошел в рай и был изгнан… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Джума — ДЖУМА, гор. въ Болгаріи. Въ кампанію 1810 г., для прикрытія съ ю. глав. силъ рус. арміи, осаждавшихъ Рущукъ, къ Разграду б. выдвинутъ отрядъ г. л. Ланжерона. Тур. войска, стоявшія въ Д., собирали жатву съ полей и высылали партизан. партіи на… …   Военная энциклопедия

  • ДЖУМА — (Djomeh), Иран, 2000. Драма. Хасан Ектапанах работал практически со всеми знаменитыми иранскими режиссерами. В своем самостоятельном фильме «Джума» он рассказывает историю юного афганца, работающего на молочной ферме в Иране и мечтающего остаться …   Энциклопедия кино

  • ДЖУМА — ДЖУМА, город (с 1973) в Узбекистане, Самаркандская область (см. САМАРКАНДСКАЯ ОБЛАСТЬ). Железнодорожная станция. Население 20 тыс человек (2004). Хлопкоочистительный завод …   Энциклопедический словарь

  • ДЖУМА — город (с 1973) в Узбекистане, Самаркандская обл. Железнодорожная станция. 15 тыс. жителей (1991). Хлопкоочистительный завод …   Большой Энциклопедический словарь

  • Джума —         посёлок городского типа, центр Пастдаргомского района Самаркандской области Узбекской ССР. Ж. д. станция в 30 км к С. З. от Самарканда. 8 тыс. жителей (1970). Хлопкоочистительный завод. Народный театр …   Большая советская энциклопедия

  • джума — и, ж. 1) Чума. 2) перен. Шибеник …   Український тлумачний словник

  • джума — (араб.) Велика п ятнична мечеть з прямокутним у плані двором, оточеним по периметру галереями на масивних стовпах, і головним купольним залом із склепінчастим айваном (порівн. джамія) …   Архітектура і монументальне мистецтво

  • ДЖУМА — (араб.) пятница, в исламе день полуденного торжеств. богослужения, организуемого в мечети с обязательной совместной молитвой и выступлением проповедника. Праздничный, но не обязательно нерабочий день …   Атеистический словарь

  • джума — ми, ж. Пр. Чума небезпечна заразна хвороба, що викликає швидке і сильне збільшення залоз, а разом з тим і зараження крові …   Словник лемківскої говірки

  • dic.academic.ru

    Значение слова «джума»

    Джума

    пятница, пятничная молитва. В переводе с арабского это слово означает «собрание». Это день духовного возвышения и служения. Согласно хадисам пророка Мухаммада, в этот день был сотворен первый человек — Адам. В этот день он вошел в рай и был изгнан из него. День Страшного суда также разразится именно в этот день (Муслим, Джума 5). В доисламский период пятницу называли «Йаум аль-Аруба». Это слово приблизительно переводилось как «день милосердия». По поводу переименования этого дня в джуму, а также истории проведения первого пятничного намаза имеются несколько исторических сообщений, которые часто не совпадают между собой. По одной из версий, этот день был переименован в Джума одним из предков пророка Мухаммада Кабом ибн Луаййем; по другой — мусульманами, незадолго до того, как совершение пятничного намаза в Исламе стало обязательным (фард). Ибн Сирин сообщал, что мединцы еще до хиджры совершили намаз-джума во главе с Асадом ибн Зурара в пятницу. Поводом для этого стал поиск дня, который стал бы днем собрания мусульман так же, как суббота для иудеев и воскресенье для христиан. После этого, пророку Мухаммаду был ниспослан коранический аят: «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания (джума), то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете» (62: 9). Согласно Ибн Хаджару, повеление совершения намаза-джума в этот день было ниспослано Аллахом Мухаммаду еще в Мекке. Однако по причине гонений они не смогли там его исполнять. Ибн Сад писал, что пророк распорядился написать письмо в Медину Мусабу ибн Умайру, в котором обязал его совершить пятничный намаз из двух ракатов. Таким образом, согласно этой версии первыми совершили пятничный намаз мединцы, во главе с Мусабом ибн Умайром. Сам же пророк Мухаммад провел первый пятничный намаз в первом году хиджры в местности Рануна, которая принадлежала племени Бану Салим. Он прибыл туда по пути в Медину из Кубы во время хиджры. На этой молитве присутствовало сорок, либо сто человек. В ходе этой молитвы пророк, стоя на минбаре прочитал хутбы. Мечеть, в которой была проведена молитва, позже была названа «Масджид аль-Джума». Аяты Корана о необходимости проведения пятничной молитвы были ниспосланы до этого. После этого эти намазы стали проводиться в Медине. Вне Медины первый пятничный намаз был проведен на Бахрейне. Приходя на пятничные намазы во время полуденной молитвы, пророк приветствовал миром собравшихся, затем поднимался на минбар. Произнеся оттуда слова приветствия во второй раз, он садился на минбаре. После этого Билал читал азан и пророк начинал хутбу (См. Хутба). Спустя некоторое время, он оканчивал ее, садился и снова поднимался для чтения второй хутбы. Завершив ее, он сходил с минбара и проводил пятничный намаз из двух ракатов. Точно так же, пятничные намазы проводились и в период правления Праведных халифов, а также в последующие периоды истории. Единственным новым элементом, который был введен во времена Османа, было чтение призыва на молитву (азана) вне мечети. Это было сделано для того, чтобы оповестить жителей больших городов о времени начала молитвы. А спустя еще 80 лет, при Омейядском халифе Хишаме ибн Абд аль-Малике азаны стали читаться с минаретов мечетей. В правоверном Исламе исполнение пятничного намаза в мечетях является обязательным (фард аль-айн) для всех мусульман, которые имеют возможность для этого. По этому поводу в сборнике хадисов Абу Давуда приводится хадис пророка, переданный Джабиром ибн Абдуллой. Те мусульмане, которые по каким-то причинам не смогли прибыть на намаз-джума, исполняют вместо этого обычную дневную молитву зухр. Согласно тому же хадису, намаз-джума не обязателен для путников, рабов, детей, женщин и больных. Эти принципы закреплены в положениях исламского права. Необходимым условием (шартом) для пятничного намаза является его проведение в городах или относительно крупных населенных пунктах. В период правления Праведных халифов, пятничные намазы совершались в городах при большом скоплении народа. Причем для этого строились большие мечети, которые назывались «Джума-мечети» (пятничные мечети). В связи с этим, Абу Ханифа считал, что пятничные намазы могут проводиться в населенных пунктах, где имеются наместники, судьи, улицы и кварталы. Согласно Абу Йусуфу, джума может проводиться уже в тех местностях, где народ не вмещается в самую большую мечеть, которая там имеется. Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани считал необходимым условием проведения этого намаза признание населенного пункта городом властями страны. Аш-Шафии и Ибн Ханбаль считали, что пятничная молитва должна проводиться при наличии как минимум сорока человек, которые ведут на одном месте оседлую жизнь. Согласно Малику ибн Анасу, джума должна проводиться в любом, даже небольшом населенном пункте, где есть мечеть и рынок. В ханафитском мазхабе считается, что для проведения намазов-джума необходимо получить разрешение от официальных властей, независимо от того, праведной является эта власть или нет. Шииты (а также хариджиты) считают возможным проведение пятничных намазов только при наличии исламского правления и праведного правителя. В противном случае эти намазы не проводятся.

    how-to-all.com

    Joom — отзывы, комментарии, вся правда

    Joom

    Приложение Joom – комфортный сервис онлайн-покупок, доступный уже сегодня. Приложение, с помощью которого можно удобно и быстро заказывать множество необходимых товаров из Китая – одежда, часы, электроника, товары для дома.

    КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИЛОЖЕНИЯ

    Можно смело утверждать, что данный сервис – это примета времени. Определенная веха, по которой можно отмечать движение электронного прогресса, отметиться на котором достаточно просто, нужно лишь скачать приложение joom.

    Сервис онлайн-покупок есть на сегодняшний день у всех серьезных магазинов. Есть торговые площадки в Сети, на которых люди привыкли совершать покупки. Можно сказать, что joom интернет магазин приложение, то есть целый магазин товаров из Китая в смартфоне, в виде классического «app», приложения. На самом деле, можно скачать приложение joom на компьютер, но для этого нужно будет делать дополнительные шаги, устанавливать эмулятор. То есть, он ориентирован, прежде всего, на работу именно через телефон покупателя.

    Именно на свой девайс покупатель может скачать приложение joom бесплатно и без лишних усилий. И, вероятно, это вполне оправданное и логичное решение. Ведь телефон у современного человека является не просто аппаратом для совершения звонков. Это гаджет, девайс для всевозможных коммуникаций. Это устройство, с помощью которого человек может звонить, писать сообщения, общаться в Сети, делать снимки, онлайн-репортажи, получать и передавать фотографии, музыку, прокладывать маршруты, находить дорогу. И, разумеется, совершать покупки.

    С помощью Joom это делать максимально удобно и быстро. Можно скачать приложение joom на Android, можно установить его на свой iPhone. Устанавливается приложение так же, как и другие приложения на телефоне. В случае если покупатель устанавливает приложение joom на андроид, он делает это через Play Market. Ну или itunes, если речь идет об установке на телефоны Apple.

    Персонализация

    При первом запуске приложение предлагает определиться с тем, какие товары показывать по умолчанию – для мужчин или для женщин. Сразу стоит отметить, что в дальнейшем, в настройках, можно задать другой выбор. Кому-то подобное решение может показаться спорным, кто-то посчитает неудобным, что вся выдача товаров в показе будет строиться под тот или иной пол покупателя, вместо распределения по полу уже в группах товара. Кто-то, наоборот, сочтет это крайне удобным и экономящим время. Стоимость указывается автоматически в валюте региона, который выбрал пользователь при установке. Но есть варианты изменения валюты показа, что также стоит отметить как положительную сторону приложения. То есть, задав изначально показ в денежных единицах своего региона, покупатель может потом менять показ стоимости товаров в других денежных единицах, если захочет сравнить цены, определиться со степенью выгоды покупки.

    Система в приложении позволяет совершать покупки без авторизации. Понятное дело, с авторизацией это делать будет чуть быстрее и удобнее, не нужно будет каждый раз производить настройку под себя – например, можно ввести адрес доставки, который будет восприниматься как адрес по умолчанию. Авторизацию можно произвести через одну из социальных сетей, которую использует покупатель. Занимает это буквально минуту, весь процесс интуитивно-понятен.При введении данных карточки для оплаты ее данные запоминаются системой. Что можно рассматривать как в плюс, так и в минус данному приложению. С одной стороны пользователь избавляется от необходимости повторного кропотливого введения данных. С другой же стороны, при утере гаджета это может быть одним из каналов утечки денежных средств со счета.

    Навигация

    Товары представлены сразу в нескольких категориях. Есть группа товаров «Лучшее», отбираемое, предположительно, по отзывам и по количеству покупок. Есть категория «Распродажа», в которой предлагаются товары по акциям , с интересной ценой. Акционные предложения маркируются, при их показе видно таймер, который отсчитывает время, оставшееся до конца акции. Всего в приложении 18 категорий. И структурированный каталог, в котором товары достаточно логично разбиты на группы. Также в наличии строка поиска, в которую можно ввести название интересующего товара и приложение быстро найдет множество предложений по данному запросу. Это на тот случай, если дерево каталога не устроит покупателя или он не будет уверен в том, что точно знает к какой группе отнести товар, который ищет.

    Товаров много. Просто очень много. И есть опасность заболеть онлайн-шопоголизмом, проводя не один час за рассмотрением фотографий разнообразных товаров, выбором, сравнением цен и свойств. Кстати, фотографий в описании хватает, товар можно визуально изучить достаточно подробно. Чего не скажешь, к сожалению, об описании товара – его можно было бы сделать и в большем объеме и с более качественным переводом.

    Впрочем, это те недочеты, которые обычно выявляются и исправляются создателями приложений в процессе эксплуатации.

    Гарантия и доставка

    Но, если уж говорить о гарантиях и безопасности, Joom обещает вернуть деньги, если товар не будет доставлен или будет испорчен. Механика, вероятно, отработана на опыте других, более ранних торговых площадок. Кстати, и отзывы по товарам в приложении доступны, можно ознакомиться с ними, прежде чем принять окончательное решение о покупке. Также можно оставить отзыв и самому. Удобный и полезный раздел, поскольку отзывы реальных покупателей являются отличным подспорьем в деле выявления недоброкачественного товара или недобросовестного продавца. В системе приложение joom отзывы являются важной и значимой частью сервиса.

    Доставка товаров бесплатная.

    Сроки доставки сообщаются при оформлении заказа. Можно отслеживать прогресс доставки, особенно если почтовая служба страны пользователя уже сотрудничает с Joom – тогда данные более точные и актуальные.

    Некоторые нюансы последнего можно обнаружить в отзывах покупателей, не всегда доставка идет точно так, как предполагалось. Что радует, случаи сбоев, видимо, редки, не носят массового характера. Из особенностей сервиса, делающих это приложение привлекательным и интересным, стоит отметить уведомления о скидках и акциях на товар, который находится в корзине. Система живо и оперативно реагирует на запрос пользователя.

    Итак, что стоит отметить в информации о данном продукте:

    • Хороший выбор, большой каталог с навигацией.
    • Гарантии доставки и целостности товара.
    • Дружественный интерфейс на русском языке.
    • Авторизация с настройкой предпочтений. Бесплатная доставка.
    • Возможность читать отзывы реальных покупателей.
    • Привязка карточки для оплаты.
    • Не очень полное и качественное описание товаров.

    Пункт номер 7, как уже говорилось, можно рассматривать и с отрицательным знаком.

    Выводы

    В целом же, впечатлении о данном приложении можно определить как то, что Joom – это интересный и перспективный вариант замены или дополнения существующим торговым площадкам. Да, пока что есть, что улучшить разработчикам, есть над чем поработать. Но приложение уже заслуживает интереса и того, чтобы попробовать его в деле.

    otzovik-rf.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о