Банкротство и ликвидация предприятий – Чем отличается банкротство от ликвидации?

Содержание

Чем отличается ликвидация от банкротства

Неудачное развитие бизнеса может привести к ликвидации или банкротству предприятия. Что представляют собой данные процедуры?

Что представляет собой банкротство?

Банкротство — процедура, предполагающая обеспечение условий для выплат предприятием долгов и выполнения имеющихся обязательств (при том, что при отсутствии данных условий соответствующие выплаты или выполнение обязательств невозможны). Банкротство может быть инициировано руководителем, владельцем фирмы, его кредиторами, государственными органами. Чаще всего начало рассматриваемой процедуры обусловлено наличием у фирмы долга перед тем или иным субъектом.

Банкротство, как правило, осуществляется при участии арбитражного суда. Заявление об инициировании соответствующей процедуры подается заинтересованным лицом именно туда. После того как арбитраж принимает соответствующий документ, собирается специальный комитет, задача которого — обеспечение защиты прав кредиторов и других управомоченных лиц.

Банкротство — процедура, состоящая из нескольких этапов: наблюдения, организации внешнего управления, оздоровления, инициирования конкурсного производства. И если в рамках них задачи по спасению бизнеса не решатся, то предприятие будет подлежать ликвидации.

На любом из отмеченных этапов банкротства может быть заключено мировое соглашение между кредиторами и иными управомоченными лицами, а также владельцами фирмы. Кроме того, арбитраж может прекратить рассматриваемую процедуру в случае, если предприятие рассчитается по долгам.

В период наблюдения — начального этапа — предприятие, как правило, продолжает функционировать, но его руководство осуществляет свои полномочия в ограниченном режиме. При этом в его деятельность прямо обычно никто не вмешивается.

Внешнее управление инициируется арбитражем по факту вынесения соответствующего решения специальным комитетом. Данный этап банкротства предполагает отстранение руководителя фирмы и его замену внешним менеджером. Основная его задача — восстановить платежеспособность предприятия в целях удовлетворения требований управомоченных лиц.

Если фирма под руководством внешнего управляющего выплачивает все долги, то процедура банкротства может быть прекращена судом. Если нет — инициируется оздоровление, или санация предприятия.

Соответствующая процедура может предполагать значительные изменения в организационной структуре фирмы, ее слияние с другими компаниями, разделение на несколько независимых юридических лиц. Иногда в ходе санации создаются условия для привлечения третьими лицами дополнительных инвестиций в компанию — частных или государственных.

В случае если санация не привела к требуемым результатам, назначается конкурсное производство. Оно также инициируется арбитражем. Данная процедура предполагает назначение конкурсного управляющего предприятия. Он несет ответственность за управление имуществом и активами фирмы.

Основная цель конкурсного производства — продажа ресурсов, имеющихся у компании, на открытых торгах. Вырученные денежные средства предприятия направляются на погашение долгов. В первую очередь компенсацию получают те управомоченные лица, которым данное право гарантировано законом. Кроме того, преимущества могут иметь кредиторы, давшие заем под залог имущества фирмы.

Конкурсное производство обычно предшествует ликвидации — в данном случае конечному этапу банкротства. Рассмотрим его специфику подробнее.

к содержанию ↑

Что представляет собой ликвидация?

Стоит отметить, что термин, о котором идет речь, может соответствовать нескольким процедурам. А именно:

  1. вынужденному прекращению работы фирмы вследствие банкротства — последнему этапу данной процедуры;
  2. вынужденному прекращению работы фирмы вследствие признания ее деятельности незаконной или осуществляемой без разрешительного документа — например, лицензии;
  3. добровольному прекращению работы предприятия по решению собственника.

Если рассматривать ликвидацию в контексте банкротства, то она, как и прочие этапы соответствующей процедуры, осуществляется при участии арбитража. Как только завершается конкурсное производство, о котором мы сказали выше, суд, рассмотрев отчет управляющего и иные документы, выносит решение о ликвидации.

Вторая схема ликвидации предполагает, что фирма в силу закона теряет право заниматься хозяйственной деятельностью. Но у нее могут остаться обязательства — перед теми же кредиторами, государством — если, например, речь идет об уплате налогов. Их предприятие должно выполнить. Если имеющихся у него ресурсов не хватает, уплата долгов может быть реализована в порядке конкурсного производства с последующей ликвидацией компании.

Третья схема предполагает, что собственники принимают решение о закрытии фирмы в связи с тем, что прекращают бизнес. Однако данная процедура может быть осуществлена только в случае, если все долги фирмы — перед кредиторами, государством и иными управомоченными лицами — погашены.

Информация о прекращении фирмой деятельности по установленным каналам передается в Федеральную налоговую службу, и она вносит в Единый реестр юрлиц запись о том, что фирма ликвидирована.

к содержанию ↑

Сравнение

Есть не одно отличие ликвидации от банкротства.

Во-первых, ликвидация всегда предполагает прекращение деятельности фирмы, а банкротство — только в том случае, если наблюдение, внешнее управление и санация не привели к созданию условий для расчета фирмы с кредиторами.

Во-вторых, ликвидация может не иметь никакой связи с долговыми обязательствами (но для этого у фирмы не должно быть непогашенных долгов), в то время как банкротство инициируется как раз таки по причине наличия у фирмы задолженностей перед кредиторами и иными управомоченными лицами.

В-третьих, ликвидация не может однозначно отождествляться с банкротством и в контексте обеспечения условий для погашения обязательств предприятия, поскольку является только лишь одним из этапов второй процедуры.

В-четвертых, ликвидация может быть осуществлена (в случаях, если она добровольна) без участия арбитража. Все, что нужно сделать фирме, если у нее нет долгов, — обратиться в ФНС.

Но во многих случаях ликвидация и банкротство тесно связаны и должны рассматриваться в одном контексте. Если у фирмы есть долги, то прекращение ее деятельности возможно, только если она по ним рассчитается. Иногда для этого необходимо банкротство — состоящее из рассмотренных нами выше этапов.

Определив, в чем разница между ликвидацией и банкротством, отразим выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

ЛиквидацияБанкротство
Что общего между ними?
Для ликвидации фирмы с долгами может потребоваться инициирование процедуры банкротства
Ликвидация — один из этапов банкротства
В чем разница между ними?
Может быть не связана с долгами в принципе, равно как и с процедурой банкротстваПрактически всегда связано с долгами
Предполагает прекращение деятельности фирмыНе всегда предполагает прекращение деятельности фирмы (только если она не выплатит долгов до конкурсного производства или если не будет подписано мировое соглашение)
Может не требовать участия арбитражаТребует участия арбитража
Ликвидация — один из возможных этапов банкротства, но не обязательный, до него может не дойти очередьБанкротство включает этапы, не связанные с ликвидацией предприятия

thedifference.ru

Отличие ликвидации от банкротства - Стороженко и Партнеры

Юридическое лицо на финальном этапе своего существования может закончить хозяйственную деятельность двумя способами: ликвидацией или банкротством. Оба пути преследуют цель завершения деятельности юридического лица с последующим исключением из реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нужно подчеркнуть, что процедура банкротства считается более радикальной мерой и сопряжена с большими рисками нежелательных последствий для собственника предприятия. В свою очередь ликвидация юридических лиц может стать завершающим этапом банкротства или быть добровольной по решению учредителей.

Особенности банкротства

Основанием для банкротства предприятий является наличие признаков неплатежеспособности по обязательствам.

Инициаторами банкротства юридического лица могут стать:

 

  • заимодавцы
  • налоговая

 

  • фонды социального значения
  • директор или собственник компании.

 

Предприятие объявляется банкротом лишь по вердикту арбитражного суда. Согласно принятому порядку банкротство юридических проходит через процедуры наблюдения, санации, внешнего управления, конкурсного производства и ликвидации. На всех этапах компания может заключить мирное соглашение с кредитными лицами.

 

Процедура санации направлена на финансовое оздоровление предприятия. На этом этапе у юридического лица может измениться статус (слияние, поглощение или разделение компании).

В российской правовой практике банкротство с долгами обычно осуществляется через внешнее управление и конкурсное производство.

 

Процедура наблюдения применяется к должнику сразу с момента принятия судом заявления о банкротстве. На этом этапе арбитражный суд назначает временного управляющего, который уполномочен проводить финансовый аудит фирмы и делать экономические оценки по хозяйственной деятельности. Руководство банкротящегося предприятия ограничивается в полномочиях.

 

Процедура внешнего управления ведется через управляющего, утвержденного судом. В настоящее время внешнее управление может продолжаться до десяти лет. На этот время реальный глава компании отстраняется от должности и передает полномочия судебному управляющему. Тот обязан сделать все возможное для поднятия платежеспособности должника для удовлетворения требований кредиторов.

Решение комитета кредиторов и отчет внешнего управляющего служат основанием для принятия судом следующих решений:

  • прервать банкротство и раздать долги кредиторами
  • заключить мирное соглашение
  • объявить предприятие банкротом и приступуть к конкурсному производству.

Конкурсное производство инициируется судом с назначением управляющего. Сроки этой процедуры по закону не должны длиться больше года. Однако срок может быть продлен решением суда. Административные обязанности возлагаются на конкурсного управляющего. Он должен оценить активы и имущество предприятия-должника. Всё имущество реализуется по схеме конкурсных торгов. Полученные деньги перечисляются на погашение кредитных долгов в порядке очереди, определяемую законом.

В большинстве случаев банкротства инициируется кредиторами. Важно отметить, что банкротство является единственным способом уйти от огромных долгов по закону. Для многих предприятий, не способных выполнить свои долговые обязательства, это последняя возможность сохранить авторитет и выйти из черной полосы чистыми в правовом смысле. Несмотря на то, что большинство дел по банкротству начинают кредиторы, это не значит, что учредители не могу воспользоваться этим правом. Риски процедуры могут быть весьма высокими. В ходе судебного разбирательства не исключен факт выявления фиктивного банкротства. Если это произойдет, то инициаторы процесса могут понести финансовую и уголовную ответственность. Для того, чтобы минимизировать такие угрозы, лучше пользоваться услугами профессионального юриста.

Особенности ликвидации

Банкротство организации заканчивается его ликвидацией. Этот этап наступает сразу с окончанием конкурсного производства. Руководитель конкурсных торгов предоставляет решение суда о ликвидации в орган регистрации предприятия должника. При этом в ЕГРЮЛ делается соответствующая запись. С этого момента юридическое лицо ликвидировано.

Нужно отметить, что для ликвидации компании могут быть разные основания, среди которых следует отметить следующие:

 

  • убытки предприятия
  • нелицензированное ведение бизнеса
  • по решению суда в связи с признанием регистрации юрлица недействительной

 

  • осуществление деятельности вне закона
  • завершение срока действия юридического лица
  • исчерпание цели создания предприятия.

 

По законодательству ликвидация с долгами может инициироваться налоговыми органами, регистрационной палатой или правоохранительными структурами.

Кроме того, возможна ликвидация юридического лица добровольн без процедуры банкротства. Добровольная ликвидация предприятия начинается с положительного решения учредителей организации или акционеров.

Реальные причины данной процедуры бывают разными:

  • нерентабельность предприятия
  • конъюнктурные причины
  • потеря интереса в этой деятельности.

Целью добровольной ликвидации бывает фиктивное банкротство, как возможность уйти от долговых обязательств. Порядок процедуры предусматривает направление письменного уведомления в государственный орган регистрации.

Затем учреждается специальная комиссия, которая принимает управление делами компании. Это образование имеет право представлять в суде ликвидируемое юридическое лицо. Порядок процедуры обязывает комиссию объявить о скором закрытии предприятия через средства массовой информации за как минимум два месяца от планируемой даты. В заявлении через СМИ должны быть освещены сроки и порядок подачи претензий кредиторов.

По истечению времени предъявления претензий от кредиторов комиссия составляет промежуточный баланс предприятия и согласовывает его с регистрирующим органом. Все требования кредиторов удовлетворяются, исходя из составленного баланса в порядке очереди, предписанной буквой закона.

Если стоимость имущества не способна покрыть долговые обязательства перед кредиторами, то применяться процедура банкротства. В последнем случае ликвидационная комиссия делает заявление в арбитражный суд о признании предприятия банкротом.

Если ликвидационная комиссия еще не утверждена, то заявление должен подать собственник компании-должника. После этого начинается конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего обычно возлагаются на руководителя комиссии. Требования по долгам предъявляются в течении месяца с момента публикации о банкротстве.

Важно отметить, что ответственность за удовлетворение требований кредиторов несут учредители и собственники предприятия плюс члены ликвидационной комиссии.
После закрытия всех обязательств перед кредиторами ликвидационная комиссия формирует финальный баланс, в котором отображается раздел активов между акционерами и собственниками предприятия.

Имущество ликвидируемого предприятия распределяется по очередности, которая фиксируется в учредительной документации компании. При этом очередность должна удовлетворять требования закона, который регулирует данную формы организации бизнеса. Ликвидация будет считаться завершенной после создания записи в ЕГРЮЛ.

lfsp.ru

в чем заключается разница? Отличия и сравнение

Закрыть компанию можно через процедуру ликвидации или банкротства. Между двумя данными процессами имеются некоторые принципиальные различия.

Что собой представляет банкротство

Под банкротством юрлица понимается его неспособность рассчитаться по долговым обязательствам перед кредиторами. Юрлицо обязано заявить о своей несостоятельности при обнаружении признаков банкротства в ходе деятельности, либо если в процессе ликвидации стало очевидно, что компания не сможет рассчитаться с кредиторами из-за недостаточности имущества.

Обязанность передать заявление о банкротстве возникает у компании при наличии долговых обязательств перед работниками, кредиторами и бюджетом в размере более 300 тыс. р. и при просрочке по ним в течение 90 дней и более.

Неподача заявления о начале процесса банкротства в случае, когда это было обязательно по закону, грозит компании административной ответственностью и штрафными санкциями.

Если суд вводит в отношении компании процедуру конкурсного производства, то в ходе данного этапа производится инвентаризация и оценка всего принадлежащего компании имущества, затем оно выставляется на торги и по результатам продажи вырученные деньги идут на погашение требований кредиторов. Непогашенные обязательства по результатам банкротства аннулируются, и компания прекращает свою деятельность.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

По результатам признания компании банкротом и введения судом процедуры конкурсного производства она должна быть закрыта (ликвидирована). Инициатива о признании компании банкротом может исходить от ее собственников, кредиторов или уполномоченных инстанций.

Что собой представляет ликвидация компании

Ликвидация компании представляет собой процесс прекращения ее деятельности по решению учредителей, уполномоченного органа или судебной инстанции. Решение ликвидировать компанию может быть принято ее собственниками при достижении компанией установленных целевых ориентиров, по истечении сроков создания и по другим причинам.

Помимо ликвидации в добровольном порядке, компания может быть ликвидирована принудительно. В последнем случае решение о ликвидации принимается не учредителями, а судом.

Исковое заявление о необходимости принудительно ликвидировать компанию может поступить от налоговой службы, прокуратуры или одного из учредителей компании.

Для того чтобы суд удовлетворил требования заявителя о закрытии юрлица, необходимо соблюдение ряда условий и наличие веских оснований. В частности, на основании ст. 61 Гражданского кодекса компания подлежит ликвидации при нарушении законодательства, при работе без необходимых допусков и лицензий, при неисполнении законных требований контролирующих инстанций об устранении нарушений и пр.

Право на одностороннее решение о закрытии юрлица принадлежит ФНС. Налоговая вправе исключить сведения о компании из реестра, если будут выявлены факты недостоверных данных, которые содержатся в реестре. Например, ФНС выявила данные о некорректном юридическом адресе или номинальном директоре.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Также Налоговая вправе ликвидировать компании, которые фактически не ведут деятельность в течение года и более: не сдают положенную отчетность и  не имеют операций по счетам.

Если в ходе ликвидации по результатам поступления требований кредиторов и подготовки промежуточного баланса были обнаружены факты недостаточности имущества для погашения задолженности, то ликвидационная комиссия обязана инициировать свое банкротство. В этом случае банкротство будет проводиться в упрощенном порядке. При упрощенном банкротстве в отношении юрлица сразу вводится этап конкурсного производства без реабилитационных процедур, так как финансовое оздоровление компании  и нормализация ее платежного баланса лишены смысла.

В случае когда в процессе ликвидации компания пришла к необходимости инициировать процедуру банкротства, то об этом следует оповестить всех кредиторов. С момента перехода к новой процедуре начинают применять положения 127-ФЗ «О несостоятельности».

Сравнение банкротства и ликвидации юрлица

Приведем ключевые различия между банкротством и ликвидацией компании:

  1. Юридическое лицо признается банкротом только по решению арбитражного суда. Ликвидация может проводиться без судебных решений: в случае добровольной ликвидации по решению собственников или при одностороннем решении ФНС об исключении компании из реестра.
  2. Инициировать процесс признания финансовой несостоятельности можно только при наличии долговых обязательств, тогда как ликвидировать компанию можно по расширенному перечню причин. Закрыть через ликвидацию можно как компанию с долгами, так и без долгов.
  3. Процедура банкротства опирается на положения ФЗ-127 «О несостоятельности», ликвидации – на Гражданский кодекс и отдельные специальные нормативно-правовые акты в зависимости от типа компании.
  4. При банкротстве компания необязательно будет закрыта. Если ей удастся восстановить платежеспособность, подписать мировое соглашение с кредиторами и погасить все долги, то компания продолжит работу. Иначе процесс ликвидации и банкротства будут завершены одинаково: через внесение в ЕГРЮЛ отметки о ликвидации.
  5. Ключевая цель процедуры банкротства заключается в максимально полном погашении требований кредиторов через нормализацию платежного баланса или продажу имущества компании. Цель ликвидации – исключение сведений о компании из реестра юрлиц ЕГРЮЛ и окончательное прекращение ее деятельности и обязательств.
  6. Руководит процессом банкротства назначенный судом профессиональный арбитражный управляющий. В процессе ликвидации управленческие функции переходят к ликвидационной комиссии или единственному ликвидатору. Состав комиссии избирается собственниками компании на общем собрании участников без судебного решения.
  7. Процедура ликвидации и банкротства процессуально состоит из разных этапов. Банкротство предполагает стадии наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. В ходе ликвидации компания проходит такие этапы, как формирование ликвидационной комиссии, информирование всех кредиторов и прием требований от них, формирование промежуточного ликвидационного баланса, погашение требований кредиторов, формирование окончательного баланса, внесение ФНС отметки об исключении сведений о компании из реестра.
  8. Процедура ликвидации – проще и дешевле. Она не предполагает оплату судебных издержек, выплаты существенного вознаграждения финансовому управляющему и при благоприятном исходе может завершиться в течение 3 месяцев. Тогда как банкротство редко удается завершить менее, чем за 9 месяцев.
  9. Сведения о начале процесса ликвидации и банкротства становятся доступными для всех желающих. Но информация о начале процесса ликвидации размещается в «Вестнике госрегистрации», а банкротства – в ЕФРСБ.

Таким образом, банкротство и ликвидация – тесно взаимосвязанные друг с другом процессы, которые являются разными вариациями для закрытия компании. Банкротство компании не всегда заканчивается ее ликвидацией, а ликвидации компании не всегда предполагает прохождение процедуры банкротства. Ликвидация выступает одним из этапов банкротства.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи

Вячеслав Садчиков

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.

 

 

 

zakonguru.com

Банкротство и ликвидация предприятия - часть 3

В целях охраны интересов заинтересованных лиц ФЗ устанавливает, что считаются неправомерными нарушения, связанные с умышленными действиями должника, собственника предприятия-должника, кредиторов или иных лиц до открытия конкурсного производства либо в его процессе, наносящие ущерб должнику или кредиторам. К таким действиям относятся действия, попадающие под понятия преднамеренного или фиктивного банкротства. Под этим понимается преднамеренное увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию, заведомо некомпетентное ведение дел. Под фиктивным банкротством понимается заведомо ложное объявление предпринимателем о своей несостоятельности с целью введению в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

В Законе содержится перечень других неправомерных действий. В их числе, сокрытие части имущества должника или его обязательств; сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника, невнесение необходимых записей в бухгалтерские документы; сокрытие сведений или непредставление конкурсному управляющему должником его имущества.

Этот вид процедур позволяет без обращения в арбитражный суд решать путем переговоров должника с кредиторами вопросы продолжения деятельности предприятия-должника либо его добровольной ликвидации. От мирового соглашения внесудебные процедуры отличаются тем, что мировое соглашение может иметь место уже после возбуждения в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия, в то время как внесудебные процедуры реализуются не только до обращения в арбитражный суд, но и в процессе его.

Результатами внесудебных процедур (переговоров) могут быть достигнутые договоренности между должником и большей частью кредиторов об отсрочки и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей и (или) скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника либо добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве). Предприятие-должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения собственником данного предприятия решения о его добровольной ликвидации. Ликвидация осуществляется конкурсным управляющим. Но за кредиторами сохраняется право назначить другого управляющего. На последнего возлагаются созыв собрания кредиторов и регулярное представление им отчета о ходе ликвидации предприятия-должника.

После назначения конкурсного управляющего должник не вправе удовлетворять требования кредиторов за счет своего имущества, за исключением требований, обеспеченных залогом, и привилегированных кредиторов. Порядок удовлетворения требований кредиторов аналогичен порядку, действующему в конкурсном производстве при принудительной ликвидации предприятия-должника. Решение о завершении ликвидации принимается собранием кредиторов. Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.

5. Ликвидация обанкротившихся предприятий.

Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры а процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1. Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;

2. Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;

3. Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;

4. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;

5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:

- арбитражного суда;

- ликвидационной комиссии;

- распорядителей имущества;

- удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.

Затем выполняются обязательства перед:

-работниками предприятия-банкрота;

-удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения;

-требования кредиторов, не обеспеченные залогом;

-требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;

-прочих требований.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме;

6. Разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно-правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

6. Реорганизация и ликвидация кооператива.

Реорганизация кооператива осуществляется по решению собрания уполномоченных кооператива. При реорганизации кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого кооператива в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собранием уполномоченных вместе с учредительными документами для государственной регистрации.

Кооператив считается реорганизованным, за исключением случаев в форме присоединения с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ликвидация кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим лицам. Кооператив может быть ликвидирован по решению собрания уполномоченных; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом; в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом; в других случаях, предусмотренных законодательством.

Правление кооператива по поручению собрания уполномоченных или орган, принявший решение о ликвидации кооператива, обязаны незамедлительно сообщить органу, осуществляющему государственную регистрацию для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данный кооператив находится в процессе ликвидации.

Собрание уполномоченных кооператива или орган, принявший решение о ликвидации кооператива, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. По ходатайству собрания уполномоченных кооператива решением суда о ликвидации кооператива на его правление могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами данного кооператива. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде; помещает в официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации кооперативов, публикацию о его ликвидации, порядке и сроках заявления требований кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации кооператива.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов о ликвидации кооператива.

По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собранием уполномоченных кооператива или органом, принявшим решение о ликвидации кооператива по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, и ревизионным союзом.

mirznanii.com

Банкротство и ликвидация предприятия: от и до

С юридической и экономической точки зрения банкротство и ликвидация предприятия считается кризисным состоянием, которое требует внедрения специальных методов управления. Рыночной экономикой был разработан ряд финансовых методов, позволяющих диагностировать банкротство и сформировать систему принятия управленческих решений в ситуации угрозы банкротства. Методика рассчитана не только на реализацию на предприятиях, требующих срочных антикризисных мер, но и на всех предприятиях, которые существуют в условиях рыночной экономики. Своевременное внедрение мер позволяет на ранней стадии выявить и устранить негативные факторы, которые ведут к банкротству предприятия.

Основной нормативный документ, который регламентирует процедуру банкротства – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу с 8 января 1998 года.

Новый закон был принят по ряду причин, среди которых несовершенство Закона «О несостоятельности предприятий» 1992 года и принятие нового Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Понятие, признаки и порядок установления банкротства

Статьей 65 Гражданского Кодекса Российской Федерации банкротом признается коммерческая организация, юридическое лицо, юридическое лицо, которое действует в форме потребительского кооператива или благотворительного фонда.

Ст.2 вышеуказанного закона определяет понятие несостоятельности и понимает под ним признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Требования могут выражаться в денежных обязательствах или исполнении обязанности по выплате обязательных платежей.

Основной признак банкротства – неплатежеспособность, которая определяется таковой, если в течение 3-х месяцев предприятие не выполнило своих обязательств. Состав, а также размер денежных обязательств определяют на момент подачи заявления о признании банкротом в арбитражный суд.

В определении размера денежных обязательств учитывают задолженность за выполненные работы, переданные товары и оказанные услуги, а также суммы займа и проценты, подлежащих уплате. Стоит учитывать, что при рассмотрении дела о несостоятельности не учитывают обязательства, которые связанны с ненадлежащим исполнением или неисполнением должником принятых обязательств (убытки и неустойка: пени, штрафы).

Как показывает практика, данный подход к определению банкротство не мешает кредиторам взыскивать с банкрота в конкурсном производстве убытки и неустойку, однако такие требования удовлетворяются в пятую очередь, после полного погашения иных требований, что и определяется статьей 111 Закона «О несостоятельности предприятий».

Пункт 1 статьи 91 вышеуказанного закона предусматривает, что с момента внесения организации в число банкротов и открытия конкурсного производства прекращают начисление неустойки (пени, штрафов), процентов, иных видов финансовых санкций.

Дело о банкротстве в отношении юридического лица может возбуждаться арбитражным судом в том случае, если требования составляют более 500 минимальных размеров оплаты труда.

Наблюдение как процедура банкротства

Законодательством определено 4 вида процедуры банкротства: наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление и мировое соглашение.

Наблюдение для российского законодательства является достаточно новой процедурой. Главная задача процедуры – ограничение полномочий руководителя организации, с целью определения платежеспособности должника и сохранности его имущества. Данная процедура максимально эффективна в ситуации поиска компромисса между кредитором и должником.

Наблюдение вводят сроком на 3 месяца, с того момента, когда арбитражный суд принимает заявления о признании должника банкротом. Указанную процедуру не вводят в отношении отсутствующего должника, ликвидируемого юридического лица, организаций, которые осуществляют незаконную деятельность, а также в случае добровольного признания банкротом.

Кредиторам запрещено обращаться к предприятию-должнику с вопросами удовлетворения требований в индивидуальном порядке, что определяется п.4 ст. 11. Предъявление всех требований производят в течение 1 месяца со дня вынесения судом заявления о признании организации-должника банкротом, путем направления управляющему документов, которые подтверждают наличие задолженности. После рассмотрения требований составляется реестр кредиторов, которым направляется уведомления о результатах.

Внешнее управление – этап в процедуре банкротства

Судебную санацию (процедуру внешнего управления) применяют к должнику для восстановления платежеспособности, путем передачи управленческих полномочий временному управляющему. Новый закон отличается от предыдущей редакции наличием точной регламентации данной процедуры. Введение внешнего управления удовлетворяется арбитражным судом лишь в случае реальной возможности восстановления платежеспособность организации-должника.

Процедуру вводят на основной срок в 12 месяцев, однако существует перечень должников, в отношении которых процедура внешнего управления не применяется, к их числу относятся ликвидируемые должники, кредитные организации, отсутствующие должники.

В процессе судебной санации руководителя предприятия отстраняют от должности, а управление делами возлагают на внешнего управляющего, кроме того, прекращают полномочия органов управления. В течение 3 дней они обязаны передать всю необходимую документацию предприятия, материальные ценности, штампы и печати. Снимаются принятые ранее меры по обеспечению всех требований кредиторов.

За время управления и в срок, установленный законом (30 дней с момента назначения), управляющий разрабатывает пакет мер, позволяющих восстановить платежеспособность предприятия. План утверждают общим собранием кредиторов. В результате данного собрания выносится одно из решений: отклонение плана и обращение в суд с ходатайством о признании организации банкротом, в результате которого открывается конкурсное производство, отклонение плана и утверждение кандидатуры нового управляющего, утверждение плана. План считают утвержденным, если он набирает половину голосов конкурсных кредиторов, которые присутствуют на собрании.

Конкурсное производство и ликвидация

Под понятием конкурсного производства понимают процедуру, которая применяется в отношении предприятия, признанного банкротом. Главная ее функция – удовлетворение требований кредиторов предприятия. Пусковым механизмом конкурсного производства является решение о признании банкротом, принятое арбитражным судом. С момента определения конкурсного управляющего права и обязанности руководителя фирмы-должника переходят к нему. Ликвидация обанкротившихся предприятий проводится в условиях конкурсного производства.

Специфические функции, свойственные конкурсному управляющему, выполняемые в ликвидационном производстве определяются пунктом 3 статьи 101. В процессе ликвидации обанкротившихся предприятий проводится инвентаризация и оценка имущества должника. Такой анализ крайне важен, поскольку помогает определить финансовое состояние и размер конкурсной массы, от которой зависит судьба имущественных интересов кредиторов.

На данном этапе проводится предъявление требований к третьим лицам, которые имеют задолженность непосредственно перед должником. Конкурсным управляющим предъявляются иски в судебные органы.

Направляются уведомления работникам предприятия о предстоящем увольнении, что должно соответствовать нормам, указанным в Кодексе законов о труде.

Для исключения возможности злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего, осуществляется контроль его деятельности, главными контролирующими органами является комитет или собрание кредиторов. Законом о банкротстве определено, что не реже одного раза в месяц управляющим представляется отчет о деятельности, информация о финансовом состоянии предприятия-должника.

При открытии конкурсного производства прекращается начисление штрафов, пени, и иных финансовых санкций не зависимо от вида задолженности. Сведения о финансовом состоянии предприятия-должника, которые носили конфиденциальный характер, перестают быть таковыми. Снимаются наложенные аресты имущества, законом запрещено наложение ограничений по распоряжению имуществом.

Ликвидация обанкротившихся предприятий

После принятия решения ликвидировать компанию-банкрота формируют специальную комиссию, которая направляет заявление о начале процесса ликвидации в регистрационную палату и налоговую службу. После этого ликвидируемое предприятие подлежит тщательной проверке, которая затрагивает все налоговые и бухгалтерские документы. При обнаружении задолженности фирмы, процесс ликвидации приостанавливается до момента погашения долгов. Предприятию начисляют пени и штрафы. В случае если на предприятии не достаточно денежных средств для погашения задолженности, его имущество выставляют на аукцион.

Стоит отметить, что согласно закону Российской Федерации при ряде фактов несостоятельности, компания не подлежит обязательной ликвидации. Если сохраняется возможность восстановления деятельности, используются методы реорганизации предприятий. Кроме того, должник может самостоятельно решить вопрос погашения долгов, избегая судебного вмешательства, благодаря договору с кредиторами.

Ликвидировать компанию можно только после проведения конкурсного производства. Конкурсным управляющим по завершении работы в арбитражный суд подается отчет о выполненной работе, после этого ликвидируемое предприятие исключают из госреестра. С этого момента компанию считают официально ликвидированной.

1bankrot.ru

Ликвидация и банкротство - Правовед.RU

Статья 61 Гражданского кодекса.

 Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о
ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в
связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о
ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления
юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления
юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми
нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или
органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом,
религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации
юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического
лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию
юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения
суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62)
за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических
лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или
законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Статья 224.Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ(ред. от 12.03.2014)«О несостоятельности (банкротстве)»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)
Банкротство ликвидируемого должника
1. В случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

pravoved.ru

Банкротство и ликвидация предприятия

Содержание.

1. Введение.

2. Признак и порядок установления банкротства предприятия.

3. Роль и деятельность арбитражного суда.

4. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

5. Ликвидация обанкротившихся предприятий.

6. Реорганизация и ликвидация кооператива.

7. Заключение.

8. Список литературы.

1. Введение.

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации. Что такое банкротство? Каковы его признаки?

2. Признак и порядок установления банкротства предприятия.

Согласно Федеральному закону (ФЗ) о несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 года (гл. I, ст. 2) это понятие трактуется следующим образом: «несостоятельность (банкротство) – признание арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Признак банкротства юридического лица (ст. 3, п. 2) сформулирован следующим образом: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента даты их исполнения». В этом случае восстанавливаются текущие платежи предприятия-должника, и оно в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд.

Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства – соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

Рассматриваемый закон является комплексным актом, содержащим нормы материального и процессуального права, как для физических, так и юридических лиц, если таковые попадают в сферу его действий, и распространяется на предприятия всех форм собственности. Он устанавливает основания для признания должника банкротом, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, а также отношения между предприятием-должником и кредиторами при рассмотрении дел о банкротстве, определяет права, обязанности и ответственность всех лиц этого процесса и т.д.

Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить), деятельность предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом внешнего управляющего имуществом должника. Реорганизационные процедуры принимаются арбитражным судом после обращения в суд, но до объявления должника несостоятельным (банкротом). В процесс производства по делу может быть достигнуто мировое соглашение сторон. Допускаются и внесудебные процедуры, когда должник может урегулировать свои отношения с кредиторами таким образом, что предприятие продолжит свою деятельность или же произойдет добровольная ликвидация под контролем кредиторов.

3. Роль и деятельность арбитражного суда.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника, указанному в учредительных документах. Обращение в арбитражный суд возможно, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

В деле о банкротстве участвуют: должник; арбитражный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства; конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам; участники собрания кредиторов с правом голоса; налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных ФЗ.

Возбуждение производства в арбитражном суде по делу о несостоятельности (банкротстве) осуществляется на основании заявления должника или кредиторов, а также прокурора. Заявление должника подается на основании решении собственника предприятия-должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение, исходя из учредительных документов.

К заявлению должника прилагаются обосновывающие его документы, прежде всего форма № 1 – бухгалтерский баланс. Если он в течение 15 дней после подачи заявления не представлен должником, его составление может быть поручено арбитражным судом независимому аудитору за счет средств должника. Заявление, поданное должником, не может быть отозвано.

Подаче заявления должно предшествовать извещение должника о том, что если он в течение семи дней не выполнит свои просроченные обязательства, то кредитор обратиться в арбитражный суд о возбуждении дела о его несостоятельности. В отличие от заявления должника заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу. Прокурор вправе обращаться в арбитражный суд в случае обнаружения им признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

В заседании арбитражного суда участвуют: представитель от должника; представитель от собственника имущества и финансового органа по месту регистрации должника; банки, осуществляющие расчетное и кредитное обслуживание должника, кредиторы; иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и ФЗ.

В зависимости от обстоятельств дела арбитражный суд:

1. принимает решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены;

2. при выявлении признаков банкротства, но при наличии возможности восстановления через реорганизационные процедуры платежеспособности должника для продолжения его деятельности приостанавливает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и устанавливает внешнее управление имуществом должника или проведение санации. Ходатайство о применении реорганизационых процедур может быть подано должником; собственником имущества предприятия-должника; кредиторами. Арбитражный суд не вправе отказать в применении реорганизационных процедур при наличии основании для их проведения, но не может предлагать их по своей инициативе;

3. признает предприятие банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией, если фактически подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности предприятия.

Признание предприятие банкротом возможно при прекращении арбитражным судом реорганизационных процедур в связи с их бесперспективностью. В этом случае производство по делу возобновляется и выносится решение о признании предприятия банкротом.

Решения арбитражного суда могут быть обжалованы в вышестоящие судебные инстанции.

4. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный управляющий. В его обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов. Вводится внешние управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено ФЗ (см. гл. V, ст. 68, п.4).

С момента введения внешнего управляющего руководитель предприятия-должника отстраняется от должности и передает ему управление делами (см. подробнее ФЗ гл. V, ст. 69). На период внешнего управления имуществом должника действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Споры между арбитражным управляющим и кредиторами могут рассматриваться арбитражным судом. Арбитражному управляющему выплачивается вознаграждение, размер которого определяется кредиторами и утверждается арбитражным судом.

Кредиторы образуют собрание кредиторов, которое утверждает план внешнего управления имуществом, вносит в него изменения и вправе требовать от арбитражного управляющего предоставления соответствующей информации. На собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива предприятия0должника.

Внешнее управление имуществом должника завершатся либо прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, если цель внешнего управления достигнута, либо решением о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

Следующая реорганизационная процедура – это досудебная санация. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (см. подробнее гл. II, ст. 27, п. 2-4).

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о