Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации
В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы законодательной базы в данной области. Автор привел результаты исследования о наиболее важных сферах поддержки, в которых нуждается малый бизнес.
Ключевые слова: экономика, малый бизнес, государственная поддержка, механизм, предпринимательство
Малый бизнес в условиях современной действительности играет немаловажную роль в нашей стране. Ни для кого не секрет, насколько это нелегкий труд. Данный вид деятельности требует от человека максимального участия, совмещенного зачастую с огромным риском [1, c.96].
Исторически сложилась особая роль малого предпринимательства в России. Поэтому проблема его государственной поддержки является, несомненно, актуальной.
Для начала необходимо разобраться с самим термином. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) — по законодательству России (ГК РФ) — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательству характерны отличительные черты, как сложному социально-экономическому явлению (рис.1) [2, c.101–102].
Основные признаки предпринимательства:
- Деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли
- Экономическая свобода, которая предполагает наличие комплекса прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений
- Личная материальная и юридическая ответственность за результаты хозяйствования
- Инновационный характер этой деятельности
Сегодня малое предпринимательство развивается замедленно и противоречиво. Следовательно, особенно на ранних стадиях, оно нуждается в государственной поддержке. Для ее осуществления необходима четко сформулированная политика со стороны правительства. Таким образом, основной целью системы поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий функционирования и развития малых предприятий, а также условий, необходимых для их становления в качестве основного сектора экономки [3, c.135–137].
Итак, государственная система поддержки малого бизнеса представлена:
– Государственно нормативно-правовыми актами, направленными на поддержку и развитие малого предпринимательства;
– Государственным аппаратом, состоящим из государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, регулирующих данную сферу;
– Государственной инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, в которую входят некоммерческие и коммерческие организации (деятельность которых по отношению к малому бизнесу поощряется со стороны государства).
- Главным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Руководством их реализации занимается Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
- Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне.
Российская Федерация на данный момент обладает всеми видами структуры поддержки малого предпринимательства, которые имеют промышленно развитые страны. Система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства являются основой государственной инфраструктуры.
Например, фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать информационную и консультативную помощь, финансовую поддержку людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму. Так же он может оказывать организационную помощь (предоставляя базу данных, с указанием людей, желающих получить работу данной специальности) [4, c. 4–7, 70–83].
Кроме того, одним из важных институтов в сфере поддержки малого предпринимательства являются нормативно-правовые нормы. В первую очередь они закрепляют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства.
Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, которая была одобрена Государственным Советом РФ в декабре 2001 года, представляет собой систему принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства. Одними из задач концепции являются: формирование благоприятной правовой среды; введение ответственности должностных лиц за действия (бездействия), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий; обеспечение финансовой поддержки со стороны государства.
Так же немаловажное значение для развития малого предпринимательства имела реализация Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», предусматривавшего ежегодное принятие федеральных программ поддержки малого предпринимательства.
Стоит отметить Федеральный закон N 209-ФЗ 2 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и т. д. [5, c.141–144].Это далеко не полный перечень возможных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельности малого предпринимательства. Но, исходя из него, нельзя не отметить активное участие и поддержку данного вида деятельности со стороны государства.
Недавно правительством Российской Федерации было подписано постановление, вступающее в силу с 1 августа 2016 года, которое увеличивает в 2 раза предельные значения выручки для отнесения компаний к категориям малого и среднего бизнеса. Так, это дает возможность новым фирмам претендовать на господдержку, пользоваться преференциями, которые предоставляются государством для поддержки малого и среднего бизнеса [6].
В феврале-мае 2010 года было проведено анкетирование для оценки ситуации в российском сегменте растущего малого и среднего бизнеса в 94 растущих малых и средних предприятий в различных регионах Центрального, Северо-Западного, Сибирского и Южного федеральных округов. Анонимность анкеты позволила получить достаточно полные и прямые ответы руководителей предприятий.
Исследование показало, что подавляющее большинство опрошенных респондентов — практически 90 % растущих малых и средних предприятий нуждаются в поддержке со стороны государства и коммерческих структур (рис. 1).
Рис. 1. Нужна ли вашей компании поддержка со стороны государственных и негосударственных организаций в ближайшие годы?(группировка по размеру бизнеса)
Каковы же наиболее востребованные виды поддержки? (рис.2)
Рис. 3
Как видно, наиболее востребованными среди обоих видов бизнеса являются финансовая поддержка, информационная и поддержка в области обучения руководства и переподготовки специалистов. Так же стоит отметить, что все виды поддержки более востребованы малым бизнесом, нежели средним [7, c. 16–18].
Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что малое предпринимательство в нашем государстве нуждается в активной поддержке. Следует подчеркнуть, что на данный момент со стороны государства в сфере малого предпринимательства ведется активная политика, основанная, прежде всего, на нормативно-правовом законодательстве.
Литература:
- Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика.- М.: Высшая школа, 2000
- Артамонов В. С., Попов А. И., Иванов С. А., Уткин Н. И., Алексеев Е. Б., Махлаев А. Н. Микроэкономика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2009
- Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. –Казань: КГУ им В. И. Ульянова –Ленина, 2008
- Под ред. В. А. Козбаненко. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах. — М., 2002. Т. 1
- Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. –Казань: КГУ им В. И. Ульянова –Ленина, 2008
- Зыкова Т. Больше малых и средних компаний получат поддержку от государства // Российская газета. 2016. 7 апреля
- Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. –М., 2010
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.
moluch.ru
Поддержка малого бизнеса в России
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Цели государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства:
1) обеспечение благоприятных условий устойчивого роста малого предпринимательства;
2) повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого бизнеса;
3) опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой области и малым бизнесом страны в целом.
Развитие малого предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе.
1.Основы государственной поддержки малого бизнеса в России
Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:
• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;
• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;
• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малы
mirznanii.com
Государственная поддержка малого предпринимательства — МамаЮрист.ру
Государственная поддержка малого бизнеса представляет собой комплекс мер, которые направлены на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого предпринимательства. Печально, что лишь небольшое количество начинающих бизнесменов имеют представление, на какую помощь они имеют право претендовать и по этой причины многие даже не обращаются за ней.
В данной статье мы разберемся, какие виды государственной поддержки малого бизнеса разработаны, и каким образом ими можно воспользоваться.
Какие существуют программы поддержки малого предпринимательства
Нужно понимать, что государственная поддержка субъектов малого предпринимательства представляет собой не только выделение денежных средств на конкретные цели, но и другие виды помощи, необходимость в которых также высока. В некоторых ситуациях сопутствующая поддержка может быть даже более необходимой, чем деньги.
Каждый субъект Российской Федерации имеет право в рамках реализации программы поддержки малого бизнеса заниматься организацией и проведением своих программ, направленных на оказании помощи предпринимателям.
Виды государственной поддержки малого предпринимательства
Если рассматривать вопрос в общем, то в данной деятельности имеются несколько направлений:
- Выделение субсидий;
- Консультации на бесплатной основе специалистов узкого профиля;
- Организация выставочно-ярмарочной деятельности;
- Предоставление в аренду помещений для малого бизнеса или земельных наделов;
- Обучение.
Предлагаем подробно ознакомиться с каждым из вариантов поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.
Субсидирование
Данный вид государственной помощи является наиболее востребованным на сегодняшний день. Субсидии можно получить на разные цели, так как данная программа ведется по разным направлениям. Государственная поддержка малого бизнеса в форме субсидий, с одной стороны, нацелена на тех граждан, в планах которых открыть собственное дело. С другой стороны, субсидия может быть направлена на развитие производственной базы существующего бизнеса или на его модернизацию.
Если вы только планируете открыть собственное дело и находитесь в поисках финансовой помощи, то денежные средства будут выделены на проекты с видимой перспективой. Для начала понадобится собрать веские доказательства и обосновать, что ваш бизнес необходим в регионе, где планируется развернуть предпринимательскую деятельность.
Также нужно убедить государство, что вы полностью уверены, что бизнес окупится, и предусмотрели все возможные риски.
Если вы уже долгое время занимаетесь бизнесом и срочно понадобились деньги на его модернизацию, то в этом случае также можно рассчитывать на помощь от государства. К примеру, вам понадобилось открыть новое направление или купить современное оборудование. В этом случае субсидия позволит компенсировать частично затраты предпринимателя, которые уйдут на эти цели. Это может быть:
- Оплата лизинговых платежей;
- Погашение кредитов;
- Открытие новых филиалов бизнеса с созданием дополнительных рабочих мест;
- Проведение коммуникаций;
- Прочее.
Стоит знать, что когда комиссия будет рассматривать вашу заявку и принимать решение о выдаче субсидии от государства, то помимо перспектив вашего дела будет учитываться и его приоритетность для региона, где оно запускается. Чаще всего среди таких направлений деятельности можно выделить: медицинскую, инновационную, культурную, образовательную, сельскохозяйственную и т.п.
Консультирование
В каждом населенном пункте имеются службы занятости, различные некоммерческие структуры, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства. На их базе организовываются пункты помощи по многим специфическим моментам, которые волнуют начинающих бизнесменов. В данных организациях вы можете рассчитывать на помощь экономистов, юристов, профессиональных бухгалтеров, специалистов в области занятости и труда. Причем за данные консультации платить ничего не требуется. Поэтому данные меры государственной поддержки малого предпринимательства также востребованы и пользуются спросом.
Организация ярмарок и выставок
Этот вид поддержки малого бизнеса на государственном уровне дает возможность новоиспеченным предпринимателям сократить затратную часть на рекламную компанию выполняемых работ (оказываемых услуг) или демонстрацию своего товара потенциальным покупателям. Также данный вид поддержки позволяет обменяться опытом с другими субъектами хозяйствования, которые занимаются аналогичным видом деятельности или сопутствующей ей.
Вдобавок, организация ярмарок и выставок предполагает предоставление бесплатной площадки для торговли, дающей возможность за короткий срок продать часть представляемого товара. Всего за несколько дней ярмарки или выставки начинающий предприниматель может найти партнеров и заключить договора на поставку товара или предоставляемые услуги.
Предоставление в аренду земельных участков и помещений
Понятное дело, что получить необходимое для бизнеса помещение или земельный участок в бесплатное пользование не представляется возможным. Но молодым предпринимателям выгодней будет взять в аренду у государства, чем у физических лиц. Недвижимое имущество и земля будут предоставлены на выгодных условиях, и начинающему бизнесмену это позволит сэкономить неплохую сумму.
Обучение
В российских субъектах организовываются всевозможные семинары, тренинги, конференции. По темам, актуальным для первопроходцев в бизнесе, читаются лекции, рассматриваются нововведения и изменения в законодательстве касательно предпринимательской деятельности. Также они могут понадобиться и тем, кто принял решение расширить свою предпринимательскую деятельность, но не имеет представление, что нужно делать. Вдобавок, подобные занятия позволят узнать много нового в вопросах реализации бизнес проектов практически. Спрос на такое обучение также высок по причине того, что за занятия вам не нужно будет раскошеливаться. На таких курсах можно получить информацию:
- Об актуальных вопросах планирования предпринимательской деятельности;
- об отчислениях в страховой и пенсионный фонды;
- о возможности сокращения затратной части на проведение мероприятий, связанных с маркетингом;
- об охране труда работников;
- о вопросах, связанных с налогами и налогообложением;
- разобраться с вопросами грамотного ведения кадрового делопроизводства;
- и так далее.
Как предпринимателям получить господдержку
Выше мы уже рассказали о видах государственной поддержки малого предпринимательства, предлагаем разобраться с тем, каким образом начинающим бизнесменам получить помощь на развитие уже имеющегося дела или на его открытие с нуля. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства становится возможной в случае если новое предпринимательство зарегистрировано согласно действующему законодательству.
На первом этапе нужно зарегистрировать свое предприятие в государственном реестре, предоставив необходимый пакет документов в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном учреждении вам будет доступна детальная информация, какие на момент обращения проводятся мероприятия и какие планы на ближайшую перспективу. Вдобавок, вас проконсультируют о том, какой пакет документов понадобится и куда его нужно отнести, чтобы в данных мероприятиях можно было принять участие.
Заостряем внимание, что все виды поддержки материального характера проводятся посредством проведения конкурса, и чтобы получить доступ к денежным средствам, понадобится выиграть конкурс.
Разрабатываем бизнес-план
Часто бывает, что для этого нужно иметь внушительный пакет документов, и самым важным в списке является бизнес-план. В большинстве случаев, опираясь именно на него, будет принято решение о том, рационально ли выделить вам финансовые средства на открытие собственного бизнеса или на развитие уже действующего дела. Именно по этой причине вам нужно детально проработать этот документ и уделить ему максимум внимания. Если есть возможность, можно заняться планированием самому, а в случае необходимости воспользоваться услугами специалистов.
Рекомендуем к составлению бизнес плана отнестись со всей серьезностью, не преувеличивать своих реальных возможностей и не писать сомнительные цифры и данные. Помните, что оценивать ваш бизнес план будут профессионалы, прекрасно разбирающиеся в данных вопросах. Они сразу определят, какие результаты от проекта можно ожидать – будет ли реальный результат, или все написанное представляет собой грезы, которые никогда не осуществятся?
Когда вы будете подавать заявку, не забывайте, что денежные средства, которые будут выделены вам в рамках государственной поддержки, являются целевыми, и по этой причине вы обязаны предоставить точную информацию, куда эти деньги будут потрачены в том случае, если их вам выделят.
Следует заострить внимание на том, что государственная поддержка осуществляется лишь при условии, что бизнесмен представит финансовый отчет по тратам за каждый выделенный рубль и в случае, если государственные деньги были израсходованы не на обозначенные цели, они подлежат обязательному возврату.
Приоритетные направления деятельности предпринимателей в рамках господдержки
Выше мы уже вели разговор о том, что комиссия отдаст свой голос в решении о выдаче субсидии тем предпринимателям, которые запланировали начать или развивать дело по одному из направлений, являющихся приоритетными для конкретного региона. В каждом субъекте РФ занимаются разработкой таких направлений, но по большей мере они имеют много схожего. Если у вас еще не имеется четкого плана, чем заняться, то мы предлагаем ознакомиться с некоторыми видами деятельности, занимаясь одной из которых реализуется государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Рассмотрите их и выбирайте, чем вы хотите заниматься:
1. Организация производства товаров промышленного назначения. Развитие предпринимательства среди молодежи и развитие инновационного предпринимательства. Заостряем внимание, что, даже учитывая то, что упомянутые в данном пункте виды деятельности сами по себе уже представляют собой приоритетные направления, шансы возрастут на производстве, к примеру, продукции, которая ориентирована на экспорт. Вдобавок, производство любых товаров, которые в ближайшем будущем могут стать предметом международной торговли, является еще одним направлением деятельности, находящимся в приоритете. Поэтому, если ваша будущая предпринимательская деятельность будет связана с производством, вам нужно проанализировать ситуацию и задуматься, может ли ваша продукция заинтересовать иностранных контрагентов.
2. Сельскохозяйственная деятельность. Сюда можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов и сельскохозяйственной продукции.
3. Туризм. Здесь ситуация немного сложней. Привычная туристическая деятельность, связанная с поездками за пределы государства – освоенная ниша бизнеса. А вот с организацией туризма внутри России дела обстоят намного печальней. Итак, в данном случае приоритетным направлением будет являться деятельность по развитию туристической отрасли внутри страны.
4. Осуществление деятельности, связанной с организацией ярмарок и выставок.
5. Осуществление любого вида предпринимательской деятельности в отдаленных деревнях, регионах, селах, областях. По причине того, что инфраструктура в данных местах находится на низшей ступени развития, любая деятельность получит поддержку и одобрение от государства. И речь идет, в том числе, о субсидиях. В данную группу можно также включить придорожный бизнес. Например, кафе на трассах сообщения между городами, гостиничный бизнес.
6. Транспортная деятельность: под данным видом деятельности нужно понимать еще и общественный транспорт, а также транспорт, осуществляющий перевозки между населенными пунктами и пассажиров, и грузов.
7. Строительство.
8. Направления деятельности, являющиеся социально значимыми. Это образование, связь, медицина, спорт, общественное питание, и прочее.
9. Для государства также много значит бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальная сфера. В данный вид предпринимательской деятельности государство готово вливать субсидии, но лишь при условии, что вы сумеете заинтересовать уникальным решением или качественным продуктом.
10. Деятельность, связанная с трудоустройством людей, имеющих ограниченные возможности. Сюда можно отнести деятельность по созданию инвентаря и оборудования для благоустройства игровых детских площадок.
www.mamajurist.ru
Формы поддержки малого бизнеса в России: чем может помочь государство?
27 сентября
Рубрика: Поддержка малого бизнесаКаждый день появляются новые малые и средние предприятия, но большинство из них уже в течение первого года перестают существовать. Это связано с тем, что предприниматели зачастую вообще не получают финансовой поддержки на начальном этапе развития бизнеса. Когда человек впервые начинает какое-то дело, он не может рассчитать все предстоящие расходы, возникающие впоследствии. Поэтому, для того, чтобы в стране успешно развивался малый и средний бизнес, ему необходимо оказывать поддержку со стороны государства и частных инвесторов.
Существуют разные формы поддержки малого бизнеса. Поддержка предпринимательства может быть разной: финансовой, юридической, льготной, кредитной, правовой и т.д. В крупных городах страны образовываются специальные фонды и организации, которые занимаются вопросом оказания поддержки малым предпринимателям. Например: Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
В Москве в 2007 году начала работать «Неотложная правовая помощь малому предпринимательству». Она помогает предпринимателям малого бизнеса в проведении контроля качества и государственных проверок. Формы поддержки малого предпринимательства могут затрагивать самые разные сферы. В 2006 году в Москве открылся «Фонд содействию кредитования» этот фонд предоставляет поручительства по займам, лизингу и кредитам.
Развитие малого бизнеса и предпринимательства будет способствовать росту экономики страны, потому как на рынке отечественных товаров будут появляться отечественные товары, которые будут постепенно выходить на конкурентно способный уровень.
Механизмы поддержки малого бизнеса очень разносторонни и могут затрагивать разные аспекты деятельности, но даже самая минимальная помощь может значительно помочь начинающим предпринимателям. В некоторых регионах России местные власти оказывают кое-какую материальную поддержку предпринимателям, которые начинают заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Сельское хозяйство России находится в упадке, оно просто нуждается в притоке небольших и средних предприятий, которые будут способствовать подъему аграрного хозяйства.
Но, к сожалению, если государство как-то и пытается помогать начинающим предприятиям, то эта помощь совсем незначительная и не может в должной мере способствовать развитию малого и среднего бизнеса.
Более того, в последнее время государство повысило налоги, что вызвало море возмущений и противоречий со стороны предпринимателей.
www.malyi-biznes.ru
Глава 3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.
К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер. /4/
Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:
создание институциональных основ;
управленческая научно-методическая поддержка;
правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
финансово-кредитная поддержка;
налоговая политика;
антимонопольная политика.
Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.
Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. /4/
К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства./4/
Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.
Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.
Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.
К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.
Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.
Первым важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа.
Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.
studfiles.net
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА «СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России.
Выполнила: Шучева Евгения Валерьевна
Научный руководитель: Фомушкин Вячеслав Юрьевич
МОСКВА 2013
План
Введение
. Место и роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике
.1 Место малого и среднего предпринимательства в современной экономике
.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
.3 Реализация программ государственной поддержки
. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах
.1 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Японии
.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в США
. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России
.1 Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России
.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации становится все более и более актуальной в последние годы. Малые и средние предприятия являются одним из важнейших элементов современной экономической системы, без которого невозможно стабильное государственное развитие. Мировой опыт доказал, что без этого сектора экономики невозможно устойчивое развитие экономики в целом, так как он определяет темпы экономического роста, структуру и качество до 40-50% валового внутреннего продукта (ВВП). Несомненно, наладить эффективно действующую рыночную экономику попросту невозможно без большого числа предпринимательских образований, так как они обеспечивают население возможностью получения дохода, а государство — налогами. По этой причине создание и поддержание благоприятной среды, стимулирующей развитие малых и средних предприятий чрезвычайно важная задача для государства. Стоит также отметить, что развитие малого и среднего бизнеса повышает самостоятельность населения, дают людям чувство ответственности за свою судьбу, улучшает общий эмоциональный настрой общества и, что самое важное, в целом повышает качество работы общественного механизма.
На данный момент существенную поддержку малому и среднему бизнесу оказывает государство. К сожалению, муниципальная власть играет значительно меньшую роль в их развитии по причине отсутствия необходимых ресурсов, хотя по своему положению в общественной системе, этот уровень власти наиболее близок гражданам. Следовательно существует необходимость передачи определенных государственных ресурсов для оказания поддержки малым и средним предприятиям на местах. Стоит отметить, что это также позволит в некоторой степени повысить оперативность и качество оказываемой поддержки.
Из этого вытекает, что важнейшей задачей государственной власти является не столько прямая поддержка малого и среднего предпринимательства, которая, конечно, необходима, но создание условий для муниципальных образований, которые поддерживают малые и средние предприятия.
Главной целью написания работы является изучение принципов и методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
Рассмотреть государственную поддержку малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах
Рассмотреть государственную поддержку малого и среднего бизнеса в России
Объектом исследования является сектор малых и средних предприятий в российской экономике.
Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для выполнения этих задач нам понадобится широкий спектр научных методов, которыми обладает наука экономической теории. Формальная логика нам понадобится для рассмотрения структуры инвестиций и их отдельных форм, а анализ, синтез и сравнение будут полезны при изучении различных научных теорий и реальных жизненных ситуаций, происходивших в разное время человеческой истории. Помимо этого я буду использовать метод системного анализа для рассмотрения института инвестиций, как системы с взаимовлияющими друг на друга элементами и экономической системы, где инвестиции сами являются одним из элементов.
Глава 1. Место и роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике
.1 Место малого и среднего предпринимательства в современной экономике
Малые и средние предприятия являются очень важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня развития экономики, а также от целей, стоящих перед сферой малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях.
Современные темпы развития экономики определяют необходимость наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики. Существенная роль в этих процессах отводится предпринимательству, как важнейшему инструменту реализации инноваций в бизнесе, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и услугами, обеспечивать занятость, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В настоящее время в условиях экономического кризиса роль малого и среднего предпринимательства для экономики становится ещё более значимой, поскольку малое предпринимательство является наиболее мобильным субъектом рынка, способным быстро реагировать на действия правительства. Так, проводя политику по выводу экономики России из экономического кризиса, существенное внимание должно быть уделено мерам по поддержки малого и среднего предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство — это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.
Также у малого и среднего предпринимательства есть ряд преимуществ. Как замечает Дудин М.Н., ст. преподаватель кафедры «Менеджмент» Российской академии предпринимательства: «Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.» Конечно, с этим трудно не согласиться, потому что как сообщается на сайте школы молодых предпринимателей, у малого и среднего бизнеса существуют следующие преимущества:
.Создание своего предприятия позволит обрести вам самостоятельность и независимость, вы станете начальником, вас никто не сможет уволить.
.Вы сами себе сможете платить зарплату, и вся прибыль вашей фирмы окажется в ваших руках.
.Конечно, вы почувствуете гордость, находясь у руля своего бизнес-лайнера. Ваш собственный бизнес поможет вам полностью раскрыть ваш собственный творческий потенциал.
Также существует много обоснований того, почему выгодно создавать именно малый или средний бизнес. Например, в Брюсселе существует множество маленьких шоколадных ателье, которые открыты специально для гурманов. Там производят шоколад ручной работы с огромным количеством разного наполнения, например там можно попробовать шоколад, который покрыт пищевым золотом. Такой шоколад не будет пользоваться спросом, если будет пущен в массовое производство. В первую очередь из-за специфического вкуса, а во вторую из-за высокой цены.
Как можно заметить из вышеприведенного, существуют как экономические преимущества малого и среднего бизнеса, так и преимущества со стороны предпринимателя. Но кроме преимуществ существуют и негативные стороны, такие как риски, неполная и недостаточно разработанная правовая база, а также несовершенные методы управления предприятием. Но нельзя не отметить такой факт, что как сообщается на сайте кредитования малого и среднего бизнеса: «Некоторые недостатки малого и среднего бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.»
.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Существует множество различных субсидий малому и среднему бизнесу. Во-первых, осуществляется финансовая поддержка малых и средних предприятий путем выделения бюджетных средств на развитие малого и среднего бизнеса. Во-вторых, стимулирование развития данного сектора экономики осуществляется с помощью упрощения систем сертификации, лицензирования, а также процедур принятия участия в различных выставках и рекламных кампаниях. Государственными органами широко практикуется выдача целевых субсидий на развитие малых и средних предприятий. Субсидии такого плана обычно направляются в рамках программ по возмещению лизинговых затрат и по частичной компенсации ставки процента по кредиту.
В основном государственная поддержка финансового характера оказывается тем молодым предпринимателям, которые уже пережили начальный этап своего становления. В такой ситуации молодому предприятию доступен ряд консультаций в сфере финансовой деятельности, а также несколько юридических консультаций, которые координируются центрами занятости, Министерством здравоохранения и Министерством экономического развития РФ. Таким образом любой начинающий предприниматель может себе позволить помощь в решении проблем и интересующую его информацию по интересующим его вопросам. Стоит отметить, что уже существующие государственные программы поддержки малых и средних предприятий позволяют многим предпринимателям получать помощь в виде субсидий, льготных кредитов, консультаций и через другие механизмы поддержки малого и среднего бизнеса.
.3 Реализация программ государственной поддержки
предпринимательство экономика государственный поддержка
Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным Законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы субъектов России и органов местного самоуправления.
Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное — четкие направления действий поддержки бизнеса.
Система поддержки малых и средних предприятий состоит из совокупности организаций, которые осуществляют поддержку. Стоит подчеркнуть, что в эту систему входят как коммерческие так и некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков, а также размещающие заказы на выполнение работ по удовлетворению государственных нужд.
Помимо этого в данную совокупность организаций входят различные фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и другие организации.
Общественные организации в основном предоставляют возможность по влиянию на законодательные инициативы, касающиеся малого и среднего бизнеса, помогают установлению отношений с зарубежными партнерами и обеспечивают правовую защиту.
Гарантийные фонды и фонды поручительства оказывают содействие в кредитовании. Они предоставляют гарантии по банковским кредитам и осуществляют поручительство. Кроме того, фонды предоставляют свои услуги и в сфере лизинга.
Бизнес-инкубаторы предоставляют малым и средним предприятиям возможность размещения на территории «инкубатора», что даёт этим организациям определенные льготы, например, бесплатные офисные и консалтинговые услуги, доступная цена аренды помещений.
Бизнес-школы предоставляют возможность повышения квалификации сотрудников предприятий, их обучения и переобучения. Стоит заметить, что в таких центрах обучаются не только персонал различных компаний, но и также учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие заняться предпринимательством. Наиболее распространенной формой обучения являются семинары и тренинги.
Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель — проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.
Итак, из вышеперечисленного следует, что существует множество инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Когда использовать эти механизмы и как, может решать каждый предприниматель отдельно для своей компании.
Глава 2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах
.1 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Японии
Что касается Японии, то там существуют следующие институты поддержки малого и среднего предпринимательства:
центральные органы власти;
местные органы власти;
крупный бизнес;
объединения малого бизнеса, объединенные по собственному желанию.
Для государственной поддержки малого бизнеса в Японии создано специальное Управление малыми предприятиями, которое состоит из Министерства внешней торговли и промышленности. Развитие малого и среднего бизнеса стимулируется как центром, так и местными органами власти. Существует несколько инструментов, таких, как: займы, кредитные гарантии, налоговые льготы, обучения кадров и облегчения доступа к информации. А также, малому бизнесу предоставляется финансовая помощь на безвозвратной основе, но только на осуществление научно-технических программ.
Также в Японии существует Финансовая корпорация малого бизнеса Японии, которая играет значительную роль в оказании финансовой помощи малому и среднему предпринимательству. Как раз-таки эта корпорация дает таким предприятиям займы (на срок более одного года) на льготных условиях. На оказании кредитных услуг мелким компаниям специализируется Национальная финансовая корпорация Японии.
Очень интересное замечание, что в Японии обеспечивается гарантирование и страхование кредитов, которые предоставляются малому и среднему бизнесу. Они делают это через «систему дополнительного общественного кредитования». Она была создана для обеспечения перелива капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса. Также важной составляющей финансовой поддержки малого и среднего бизнеса служат займы и кредиты, которые предоставляются для помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.
.2Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в США
Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты, на которых работает не более 500 человек. А в свою очередь малые и средние предприятия подразделяются на 3 категории: микропредприятия, малые предприятия и средние предприятия.
Можно утверждать, что уровень малого и среднего бизнеса в США остается стабильно высоким, так как он начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.
Теперь посмотрим, как же проводится государственная поддержки малого и среднего бизнеса в США.
Итак, хотя Администрация по делам малого бизнеса в США была создана еще в 1953 году, сами принципы и философия поддержки малого и среднего предпринимательства в США сформировались еще во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны.
Федеральные программы в США датируются аж 1932 годом, в то время как в некоторых странах они только начали разрабатываться. И именно малый бизнес в то время обеспечивал в США создание рабочих мест.
В 1942 г. был принят Закон о малом бизнесе, и уже в 1953 г. в США создается Федеральное агентство — Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в США, которая и по сегодняшний день на государственном уровне защищает интересы малого бизнеса. Обязанности данной организации заключаются в следующем: содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями и оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку. А также благодаря филиалам АМБ, политика поддержки малого и среднего предпринимательства распространяется на все штаты. Основными задачами АМБ являются:
оказание необходимой помощи в предоставлении гарантий по кредитам и получении самого кредита для ведения бизнеса;
информационная и техническая поддержка;
кредитование и субсидирование малого и среднего предпринимательства из средств собственного бюджета;
развитие и сохранение конкурентной среды, с помощью которой производители могут перейти на более эффективные технологии благодаря снижению издержек
Также особое место в системе государственной поддержки малых и средних предприятий занимает программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в случае чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств (террористических актов, стихийных бедствий, социальных беспорядков и т.д.) и программа государственного гарантирования страхования и аренды строительных подрядов, которые осуществляются малыми и средними предприятиями.
Также для малого и среднего предпринимательства в США предусмотрены различные налоговые льготы, например, так называемый, «бонус первого года» (налог выплачивается не со всей суммы, а только с половины). А снижение размеров федеральных налогов очень помогает развитию малого и среднего предпринимательства, а также является стимулом к созданию малых и средних предприятия, и как следствие способствует увеличению новых рабочих мест.
На ряду с данными программами существует еще одна программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии).
Что не маловажно, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется не только в стабильные периоды времени, но и в условиях мирового финансового кризиса. В качестве примера можно привести случай, когда в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает несколько мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, в число которых входят такие, как увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса и также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Также в законопроекте предусматривается расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.
Как видно из выше написанного, в США государственная поддержка малому и среднему бизнесу оказывается на достаточно высоком уровне. А она, в свою очередь, создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране, который в свою очередь является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство.
Глава 3. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России
.1 Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России
Вообще существует несколько видов поддержки малого и среднего бизнеса органами государственной власти:
.Финансовая поддержка.
Итак, что же касается России, то, в отличии от США и Японии, у нас реализация финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется только с 2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» устанавливается порядок предоставления средств федерального бюджета на конкурсной основе в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.
А субсидии в свою очередь предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малому и среднему бизнесу в данном субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России являются следующие:
·увеличение поддержки малых предприятий, которые являются инновационными и разрабатывают и внедряют инновационную продукцию;
·увеличение поддержки средних компаний ;
·увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей;
·сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний;
·создание различных технопарков, центров предпринимательства и т.д.
.Имущественная поддержка.
Рассмотрим на примере Мурманской области. Там правительством было принято положение о порядке и условиях передачи в аренду государственного имущества из перечня государственного имущества Мурманской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Это и есть имущественная поддержка.
.Информационно-образовательная поддержка
Разберем на примере Железногорска. В соответствии с муниципальной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО Железногорск на 2009-2011 годы» одним из видов поддержки малого и среднего предпринимательства является информационно-образовательная.
В 2009 году на официальном сайте Администрации ЗАТО Железногорск за счет средств данной программы был создан специальный раздел, который назвали «Предпринимательство»; он содержит полезную информацию для субъектов малого и среднего предпринимательства (нормативно-правовые акты, рекомендации и т.д.).
В рамках информационно-образовательной поддержки проводятся различные семинары, учебные курсы, «круглые столы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых все заинтересованные стороны могут узнать ответы на все интересующие их вопросы.
За счет средств муниципальной целевой программы было выпущено 2 информационных бюллетеня «Бизнес как он есть», в котором начинающие предприниматели также могут найти интересующую их информацию.
.Консультационная поддержка.
Относительно этого вида поддержки можно сказать следующее: оказывается она в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
·создания организаций, которые образуются для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и в свою очередь оказывают различные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере консалтинга, и обеспечивают деятельность данных организаций;
·компенсации затрат, которые были произведены субъектами малого и среднего предпринимательства, а затем их документально подтвердили, на оплату консультационных услуг.
Для поддержки малого и среднего предпринимательства создаются специальные центры. Они оказывают комплексную и целенаправленную консультационную поддержку субъектам предпринимательства.
Специалисты, работающие в данных центрах, оказывают не только информационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, но и могут организовать консультации с практикующими бухгалтерами и юристами по вопросам выбора направления деятельности, бухгалтерского учета, права и т.д.
Также центры поддержки предпринимательства предоставляют на бесплатной основе следующие виды услуг:
·оказание консультационных, информационных, методологических услуг по вопросам деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
·оказание консультаций по правовым вопросам, по вопросам бухгалтерского учета, кредитования и т.д.
·оказание консультаций по вопросам предоставления финансовой, имущественной и других видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
·оказание помощи в оформлении документов на получение всех форм государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
·оказание помощи в сфере государственных закупок ( помощь в оформлении заявок)
·помощь субъектам малого и среднего предпринимательства по принятию участию в различных форумах, ярмарках, выставках и т.д.;
.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства
По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей малое и среднее предпринимательство в России через 12 лет должен стать на 2/3 производственным.
По его словам, «безусловно, повышение доли технологичных, промышленных, инновационных малых и средних предприятий — это один из показателей успешности всей экономической политики».
При этом глава РСПП считает, что в этом «большую роль может сыграть крупный бизнес».
Он полагает, что необходимо «иметь возможность оперативно контролировать малые и средние предприятия. Однако при этом следует исключить возможность злоупотребления льготами, предоставляемыми малым предприятиям, и найти компромисс в защите прав производителей и потребителей».
Для начинающих предприятий наиболее важными проблемами являются следующие: недостаточное количество финансовых средств для открытия собственного бизнеса, высокие налоги, которые должны платить все предприятия, вне зависимости от размера, высокая арендная плата, а также различные проверки органами контроля деятельности малого предприятия. К числу наиболее важных проблем малого и среднего предпринимательства можно также отнести такие проблемы, как нестабильность налогового законодательства, проблема давления со стороны криминальных структур, а также отсутствие комплексной и адресной поддержки федеральных и региональных органов исполнительной власти
А для того, чтобы малое предприятие могло успешно развиваться, необходимо, на мой взгляд, решение следующих вопросов:
·пересмотреть действующую на данный момент систему налогообложения и налоговую политику в целом;
·создать систему для обучения руководителей и персонала для данных малых и средних предприятий;
·оказать необходимую помощь в обеспечении малого и среднего предпринимательства информационной поддержкой о том, в каком состоянии находится рынок на данный период времени
·для того, чтобы сдерживать рост безработицы, необходимо предоставить кредиты на льготных условиях таким предприятиям, которые как раз-таки будут способствовать сдерживанию безработицы через создание новых рабочих мест .
Само собой ясно, что система поддержки малого и среднего предпринимательства не совершенна и в ней есть некоторые недостатки. Для того, чтобы минимизировать их, требуется, на мой взгляд сделать следующее:
Для начала следует укрепить роль Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Также в рамках Федеральной программы в целях устранения этих недостатков необходимо реализовать мероприятия по совершенствованию показателей учета и деятельности малых предприятий и провести усовершенствование системы статистического учета и отчетности.
Что касается регионального уровня, то можно сделать многое по защите интересов предпринимательства. Ясно, что без субсидий из региональных и федеральных бюджетов малым и средним предприятиям сложно окрепнуть и «встать на ноги». Совет молодых законодателей предлагает, например, рассмотреть возможность принятия законов, которые бы предоставляли компенсацию на часть затрат субъектов малого предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность и производящих импортозаменяющую продукцию, на участие в выставках, на аренду коммерческой недвижимости, на освобождение от налогов объектов интеллектуальной собственности. А также сохранить возможность пользоваться упрощённой схемой налогообложения.
Заключение
Начнем с того, что в первую очередь должны быть выработаны системные предложения по улучшению условий для ведения предпринимательской деятельности в РФ, а не только защищаться интересы отдельных предпринимателей. Надо проанализировать действующую в стране и в отдельных ее регионах систему государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которая разрабатывалась уже давно, так как жизнь меняется и то, что было актуально пять лет назад, сейчас уже не работает и требует многих доработок и пересмотра некоторых частей системы государственной поддержки. Также можно создать в каждом субъекте РФ экспертный совет, в который войдут предприниматели и общественники, которые могли бы заниматься подготовкой экспертных заключений и помогать в работе по наиболее перспективным направлениям, (например: вопросы снижения административных барьеров, развитие молодежного предпринимательства, тарифное регулирования, лицензирования и другие). В последние годы областными органами власти осуществляется активная поддержка малого и среднего бизнеса. В результате растет количество малых предприятий, что влечет за собой создание новых рабочих мест и как следствие увеличение суммы налоговых поступлений в бюджет, а в свою очередь от предпринимателей общество ждет повышения уровня социальной ответственности. Именно общие усилия бизнеса и власти в этом направлении будут способствовать модернизации экономики, формированию среднего класса, повышению качества жизни общества в целом. Количество занятых в этом секторе экономики к 2020 году должно превысить половину всего активного населения страны. Можно, конечно, многое позаимствовать у других стран, которые имеют колоссальный опыт в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства, таких как США и Япония, но проблема в том, что заимствования не всегда хороши. России требуются изменения и улучшения, которые будут основаны на исторических предпосылках нашей страны. В процессе своего развития малые и средние предприятия сталкиваются с рядом проблем, таких как:, неустойчивость государственной политики, административные барьеры, незащищенность прав собственности, несовершенство законодательства и многие другие. Перечисленные выше теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства позволили сделать вывод, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне.
В течении исследования удалось рассмотреть такие задачи, как:
·Рассмотреть государственную поддержку малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах;
·Рассмотреть государственную поддержку малого и среднего бизнеса в России
Но к сожалению в данном исследовании не удалось охватить все аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса, т.к. это требует большего времени и опыта.
Список литературы
Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире. Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право» № 4 (4) за 2011 год <#»justify»>Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в РФ, ее текущие задачи, проблемы и перспективы. Интервью Председателя Правления ОАО «МСП Банк» Сергея Крюкова радиостанции «Эхо Москвы»
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» Муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО Железногорск на 2009-2011 годы» «Проблемы развития малого бизнеса в России » Т.И. Головастова Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны. Статья опубликована в журнале «Креативная экономика» № 5 (17) за 2008 год<http://hrkhv.ru/shkola-molodykh-predprinimateley>
<http://www.kreditbusiness.ru/problems/391-nedostatki-malogo-biznesa.html>
<http://www.reghelp.ru/podderjka_malogo_i_srednego_biznesa.shtml>
diplomba.ru